Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####    Сообщение ECO-HR.1552, 3 ноября 2004 г. ****************##
 ##################################################################
                                   Право на общественную активность



            РОССИЯ: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АКТИВИСТЫ - ЗА РАБОТОЙ


    ОБРАЩЕНИЕ НАВЕРХ
    Чёрная вода под цветными облаками*.
    Территория между Нижним Новгородом и столицей отечественной химии
опасна для жизни
    На имя руководителей Нижнего Новгорода, области и Дзержинска поступило
открытое обращение от жителей поселков Горбатова, Новое Доскино, Лесная
поляна, Орловские Дворики и поселка Строителей**.
    В послании, подписанном 3500 жителями, от властей требуют закрытия двух
полигонов твердых бытовых отходов (ТБО), запретить создание в промзоне
Дзержинска экологически опасных производств и рекультивировать отравленную
за четверть века территорию***.
Соседство со свалками твердых бытовых отходов (а здесь расположен крупнейший
в области полигон ТБО), давно служит причиной беспокойства местных
жителей****.
    "Горы мусора непрерывно горят, выделяя в атмосферу богатый букет вредных
веществ, которые ядовитым облаком окутывают наши поселки. Мы вынуждены
дышать диоксином уже 25 лет!" - говорится в обращении.
    И хотя через год срок аренды земельного участка, выделенного под этот
полигон, заканчивается. Судя по всему, никто не собирается с этого участка
уходить. Мало того, разрабатываются проекты дальнейшего расширения свалки,
поскольку ежегодно объем поступающих отходов возрастает. Соответственно
возрастает объем выбросов в атмосферу и грунт*****.
    В настоящее время полигон реконструируется, планируется осуществлять
прием отходов на коммерческой основе. Мощность полигона, как предполагается,
позволит еще в течение 25 лет принимать отходы от всех предприятий
Дзержинска******.
    Таковых со времени закрытия Балахнинской свалки скопилось на территории
заводов свыше 130 тысяч тонн*******.
    Особую обеспокоенность людей вызывает тот факт, что естественный сток
вод во всем промышленном районе направлен в сторону Оки. Кстати. Жители
поселков Бабино, Игумново,  Петряевка и Юрьевец, расположенных в 2-3
километрах от химических заводов, сегодня даже не поливают огороды водой
из колодцев, не говоря уже об употреблении ее в пищу. Этот факт никто не
скрывает. Поскольку достоверно установлено, что зона источников заражения
подземных вод в Дзержинске составляет около 100 квадратных
километров********.
    Международная экологическая организация "Совет Гринпис" несколько лет
назад выступала за придание Дзержинску статуса зоны чрезвычайной
экологической ситуации. Но воз, как говорится, и ныне там. Ответа на
нынешнее послание пока тоже не последовало.
    Наша справка.
    Город Дзержинск занесен в книгу рекордов Гинесса, как самый
загрязненный город мира (раздел "Экологические катастрофы"). На протяжении
десятков лет здесь в массовом количестве производили отравляющие (фосген,
хлор, иприт, люизит и синильную кислоту) и взрывчатые вещества, ракетное
топливо, тетраэтилсвинец и поливинилхлорид. Отходы военного производства
копились десятилетиями. На каждую тонну произведенной продукции в среднем
приходилось две тонны ядовитых отходов. Химотходы сливались либо в речку
Волосяниху (старица Оки), либо в многочисленные отстойники.
                С.Антонов, Дзержинск, "Российская газета", No 237
    КОММЕНТАРИИ АБОРИГЕНА (проживающего в пос.Горбатовка):
 * - При чем тут "черная вода" и "цветные облака"? Примененные в
заголовке образы только уводят от существа проблемы. По крайней мере,
занятой человек, проглядывающий газету по заголовкам, легко проскочит
мимо заметки, даже имея интерес к этой проблеме.
 ** - не понятно, куда делся поселок "с\х Доскино" и его жители? Они тоже
ведь фигурируют в "Обращении"
 *** - Полигонов действительно два. Только один из них полигон ТБО двух
городов, а второй полигон неутилизируемых токсических производственных
отходов. И это обстоятельство является принципиальным - автор заметки
"увел" тему от полигона ОАО "ГАЗ", конкретно против которого настойчиво
протестуют жители поселков.
 **** - Повторюсь - жителей беспокоят обе свалки, а не только ТБО.
 ***** - В этом абзаце речь идет уже конкретно только о полигоне ОАО "ГАЗ"
 ****** - Мощность полигона позволит в течение 25 лет принимать токсические
производственные отходы не только от предприятий Дзержинска, но и
ОАО "ГАЗ" и других предприятий Нижнего Новгорода, области и предприятий
за ее пределами! Это существенно.
 ******* - На территории предприятий Дзержинска скопилось более 130 тыс.
тонн только ЯДОВИТЫХ ОТХОДОВ. А вообще производственных отходов скопилось
более 12 млн. тонн! Это тоже существенно.
 ******** - только восточной промзоны
********* - Дзержинск является самым загрязненным НЕБОЛЬШИМ городом мира.
Самым загрязненным городом мира в 1999 г. являлся Мехико. Не надо валить
на Дзержинск лишнее.
    Такая вот ДЗЕРЖИЗНЬ...
        Прислал Д.Левашов, г.Дзержинск, levashow@mail.ru, 1.11.2004

    ПОХОД В СУД ЗА ПРАВДОЙ
    ОТКРЫТОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ПОДТВЕРЖДЕНА СУДОМ
    29 октября 2004 года в Санкт-Петербурге Гринпис отстоял в суде
неотъемлемое право каждого гражданина страны на получение полной и правдивой
экологической информации. Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга вынес
решение, обязывающее ГУП <Водоканал Санкт-Петербурга> предоставить Гринпис
документы по оценке воздействия на окружающую среду завода по сжиганию
илового осадка на Северной станции аэрации в пос. Ольгино.
    Заводы по сжиганию илового осадка очистных сооружений потенциально очень
опасны. Очевидно, что такой ил содержит в себе массу ядовитых веществ, и его
сжигание далеко не тот процесс, который можно пускать на самотек. К
сожалению, полномасштабных мониторинговых исследований на подобных заводах
(в первую очередь - на уже давно работающем на о. Белый в Санкт-Петербурге),
проведено не было. Однако имеющиеся единичные данные и информация, собранная
по другим аналогичным предприятиям, позволяет заявлять о том, что подобные
являются источниками загрязнения особо опасными веществами: диоксинами,
тяжелыми металлами и т.д. В этих условиях трудно оспорить факт, что
сооружение иловых сжигателей должно идти под пристальным государственным
и общественным контролем.
    Гринпис вынужден был обратиться в суд в связи с тем, что руководство
<Водоканала> больше года под самыми разными предлогами отказывалось
предоставить экологам вышеуказанные документы. 2 сентября 2003 г. Гринпис
попросил ГУП <Водоканал Санкт-Петербурга> предоставить для ознакомления
документы по экологической безопасности двух новых заводов по сжиганию
илового осадка, которые планируется построить на Северных и Юго-западных
очистных сооружениях города. За этим последовали долгий обмен письмами и
бесплодные переговоры. По прошествии полугода стало ясно, что единственный
выход - обращение в суд.
    На судебном заседании представитель Водоканала пояснил, что материалы
завода на Юго-западных очистных сооружениях еще не разработаны, поэтому по
ним разбирательство прекратили. Что же касается завода в Ольгино, Водоканал
посчитал, что документы, подготовленные еще в 1997 г. являются
предварительными и Гринпис может сделать из них <неправильные выводы>. С
подобным доводом суд не согласился, так как согласно Конституции РФ, а также
целому ряду законодательных актов экологическая информация должна быть
открыта для общественности. Любой гражданин или общественная организация
имеет право знакомиться с информацией о состоянии окружающей среды и о
воздействии на нее. Экологическая информация не может быть отнесена к
государственной или коммерческой тайне. Именно этими основными нормами
экологического законодательства руководствовался суд при принятии решения.
   <Право на свободный доступ к экологической информации - одно из основных
условий работы общественных организаций. К сожалению, это право зачастую
нарушается. В результате - люди не знают о состоянии окружающей среды и не
могут участвовать в принятии решений, напрямую касающихся их здоровья и
жизни. Решение суда важно не только для нашей дальнейшей работы с
Водоканалом. Оно создает хороший прецедент для последующих баталий с
недобросовестными чиновниками и коммерсантами, утаивающими экологическую
информацию>, - заявил представитель Гринпис Дмитрий Артамонов.
    Согласно решению суда, Водоканал обязан предоставить Гринпис доступ
к запрошенным материалам в течение месяца с момента вступления судебного
решения в силу. На основании изучения этих документов эксперты Гринпис
проведут независимую экологическую оценку и подготовят свои замечания к
разрабатываемому проекту завода.        Пресс-служба Гринпис России
       ДАЙДЖЕСТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ, пресс-службы
       <Байкальской Экологической Волны>, выпуск No 53 (октябрь), Иркутск

    ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ
    31 октября 2004 года состоялось собрание представителей трудовых
коллективов  г.Котельнича и Котельничского района. Созданный по инициативе
общественной организации Союз <За химическую безопасность> Совет, на второе
своё заседание, собрался уже в более расширенном составе. На собрании
присутствовало двадцать представителей организаций предприятий и
общественных движений. Были и гости представители в/ч 21228 психолог
Воронцов А.В., инженер информбюро Богатов Е.П., ст.инструктор Воронцова В.Л.,
начальник управления ГО и ЧС пгт. Мирный Раёв В.Н., председатель Мирнинского
отделения Союза <За химическую безопасность> Савиных Г.С. Собравшиеся
посмотрели видеозапись телепрограммы <Момент истины>, в которой
рассказывалось о тяжелой обстановке в п. Горный Саратовской области. Там уже
работает завод по УХО, но население до сих пор не получает никаких обещанных
компенсаций и проживает в труднейших бытовых условиях. Также за последнее
время в Горном увеличилась заболеваемость, особенно среди детей, которые
рождаются на свет инвалидами.
    Чтобы не повторить ситуацию, сложившуюся в Горном, в нашей области мы
обсудили наиболее важные проблемы. Одной из которых, является утверждение
ЗЗМ, в размерах, рассчитанных кировскими учеными. Полковник Раев В.Н.
предложил сократить размеры ЗЗМ до 5-ти км, чтобы сэкономить средства на
противогазах для населения. Таким образом, обеспечены средствами защиты
будут только жители п.Мирный. Члены Совета категорически не согласились с
этим предложением. Г.Савиных задала вопрос Богатову Е.П. о том, ведутся ли
сейчас какие либо работы по уничтожению ХО, на который он ответил
отрицательно.
    В связи с заменой способа уничтожения V-х  с двухстадийной технологии
на метод <затравки>, собравшиеся единогласно поддержали предложение о
необходимости проведения общественной экологической экспертизы, общественных
слушаний и опроса общественного мнения о возможности ее использования. В
результате обсуждения единогласно было принято решение:
 1. Запретить несанкционированные,  противоправные и опасные эксперименты
по уничтожению ОВ типа V-х в Мирном (арсенал Марадыковский).
 2. Потребовать составления трехстороннего Гражданского соглашения между
населением, в лице представителей от общественной организации Союз <За
химическую безопасность>, Правительством области и Федеральным агентством
по промышленности,  по  всем вопросам, связанным с нахождением химического
оружия на территории Кировской области.
 3. Включить в состав комиссий  по всем вопросам ХО и предоставить
постоянный допуск на арсенал Марадыково наших представителей: доктора
химических наук Фёдорова Л.А, депутата ОЗС Таранова А.И., председетеля
совета представителей предприятий и организаций г.Котельнича и района
Ахметзянова Р.З. председателя Мирнинского отделения Союза <За химическую
безопасность> Савиных Г.С..
 4. Провести в ноябре 2004 года в г. Котельниче общественные слушания по
вопросам химического разоружения.
 5. Предупредить Федеральное агентство по промышленности о необходимости
немедленно прекратить практику сокрытия от населения информации о
деятельности арсенала <Марадыковский> по любым вопросам, затрагивающим
интересы жителей Кировской области.
 6. Предусмотреть в новой версии Федеральной целевой программы <Уничтожение
запасов химического оружия  в Российской Федерации> реабилитацию участков
территории Кировской области, где в прежние годы происходило уничтожение
химического оружия.
    Собрание постановляет обратиться в правительство Кировской области, к
Полномочному представителю Президента, в ГУПР по Кировской области, в
Федеральное агентство по промышленности, в Законодательное Собрание
Кировской области с данными требованиями.
    Собрание подчеркивает, что при невыполнении данных требований до 1
декабря 2004 года, население оставляет за собой право потребовать полного
вывоза химического оружия с территории Кировской области.
    Собрание обращает внимание органов власти Российской Федерации и
Кировской области о неправильно избранных приоритетах в сложившейся практике
химического разоружения. Необходимо в первую очередь безусловное обеспечение
безопасности населения и окружающей среды, а не выполнение международных
обязательств.
        Председатель Котельничского районного отделения Союза <За
               химическую безопасность>, депутат ОЗС А.И. Таранов
               korund@mimino.kirov.ru, 2 ноября 2004 г.

    ОБРАЩЕНИЕ К СОСЕДЯМ
    ТЫСЯЧИ РОССИЯН ПРИЗЫВАЮТ ВЕНГРИЮ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ЭКСПОРТА ЯДЕРНЫХ
ОТХОДОВ В ЧЕЛЯБИНСК
    СЕГОДНЯ экологические организации и около 5 тысяч жителей Челябинской
области призвали власти Венгрии отказаться от экспорта ядерных отходов
(отработавшего ядерного топлива - ОЯТ) в Россию. Обращение на имя нового
премьер-министра Венгрии Ференца Гюрсани (Ferenc Gyurcsany), инициированное
группой "Экозащита!", Социально-Экологическим Союзом, челябинскими
организациями "Правосознание", "Теча" и "Айгуль", с подписями тысяч
россиян было обнародовано на пресс-конференции в Независимом пресс-центре
в Москве.
    С 2003 года представители атомной индустрии Венгрии и России обсуждают
новый контракт на ввоз около 1500 тонн ОЯТ, однако из-за общественного
давления подписание контракта постоянно откладывается. В 2002 году Верховный
Суд РФ признал последнюю сделку по ввозу ядерных отходов из Венгрии
незаконной, однако Минатом до сих пор не приложил никаких усилий по
возвращению ОЯТ. Вместе с этим, 29 апреля 2004 года представители двух
стран подписали Протокол к межправительственному соглашению от 1966, который
дает возможность заключать контракты на поставку ядерных отходов в будущем.
Это событие произошло за один день до вступления Венгрии в Европейский Союз,
законодательство которого делает экспорт опасных отходов почти невозможным.
    В советское время, отработавшее топливо с АЭС "Пакш" традиционно
отправлялось на челябинский "Маяк". Радиоактивные отходы, полученные в
результате переработки ОЯТ, из Венгрии и других стран сливались в открытые
водоемы, вследствие чего в Челябинской области до сих пор сохраняется
катастрофическая ситуация. Вследствие переработки иностранных ядерных
отходов на "Маяке" к сегодняшнему дню накоплено отходов общей
радиоактивностью свыше 1 млрд Ки, что соответствует примерно 20
Чернобыльским выбросам. Учитывая крайне тяжелое экологическое состояние
Челябинской области, Финляндия в 1996 году отказалась от дальнейшего вывоза
ОЯТ в Россию. В 2001 году, после принятия законов, допускающих ввоз
иностранного ОЯТ в Россию, Германия и США публично отказались от возможности
избавиться от ядерных отходов столь циничным образом. Опрос РОМИР,
проведенный в 2001 году, показал, что около 92% россиян относятся к ввозу
ядерных отходов резко негативно.
    "Мы призываем нового премьер-министра Венгрии не повторять ошибок,
сделанных его предшественниками, и последовать примеру других цивилизованных
стран, отказавшихся посылать ядерные отходы в Россию. Избавляться от
радиоактивных отходов за счет риска для жизни граждан других стран -
лицемерная политика, которую до сих пор не использовала ни одна страна
ЕС", - заявил на пресс-конференции Владимир Сливяк, сопредседатель группы
"Экозащита!".
    "Жители Челябинска вынуждены испытывать воздействие радиации на себе,
поэтому всегда выступали против ввоза ядерных отходов на "Маяк". В 2002 году
мы выиграли дело в Верховном Суде, подтвердившем незаконность действий
российского правительства, разрешившего ядерный импорт из Венгрии. Мы
надеемся, что в будущем нам больше не придется обращаться по этому поводу в
российский или европейский суд", - заявил на пресс-конференции Андрей
Талевлин, вице-президент челябинской организации "Правосознание".
    "Послать ядерные отходы в Россию означает проигнорировать мнение 92% ее
жителей. Надеюсь, что Венгрия, как член Европейского Союза, придерживается
принципов демократии и уважает общественное мнение", - сказал Святослав
Забелин, сопредседатель совета Международного Социально-Экологического Союза
и член Комиссии по правам человека при Президенте РФ.
    Предыстория
    2 апреля 2004 российские и венгерские экологи направили открытое письмо
венгерскому премьер-министру Петеру Медгесси, в котором призвали прекратить
конфиденциальные переговоры с Россией об отправке на челябинский "Маяк"
партии отработавшего ядерного топлива (ОЯТ).
    По данным экологов, венгерские власти прикладывали все усилия к тому,
чтобы отправить ядерные отходы заграницу до 1 мая 2004 года, когда Венгрия
вступала в Европейский Союз. Однако широкий общественный резонанс этих
действий не позволил венгерским властям осуществить задуманное.
    В 1998 г. Венгрия платила России за прием ОЯТ около $400 за 1 кг.
    13 марта 2003 года группа "Экозащита!" провела акцию около Венгерского
Посольства в Москве, протестуя против конфиденциальных переговоров между
Минатомом и представителями венгерской АЭС Пакш о ввозе ядерных отходов.
Около 20 человек было арестовано, однако двум активистам удалось
встретиться с послом Венгрии Ференцом Контрой, которому и были изложены
требования российских активистов.
    Экологи утверждают, что отправка ОЯТ на переработку в Россию не решит
проблему утилизации этого опасного материала. Согласно российскому
законодательству, радиоактивные отходы (РАО), возникающие в процессе
переработки, Венгрия будет обязана забирать обратно. А это
приведет к необходимости строить новые дорогостоящие хранилища и увеличит
количество ядерных транспортировок. По мнению экологов, транспортировки
уязвимы с точки зрения возможной террористической атаки, а также
представляют большой экологический риск - при серьезной аварии радиоактивные
вещества попадут в окружающую среду и могут загрязнить обширные территории
России и некоторых европейских стран.
    Венгерские экологи поддерживают коллег из России.
    "Отправляя ядерные отходы в Россию, Вы не только расширяете рамки
экологической катастрофы, происходящей на Урале, но и
стимулируете наращивание запасов плутония на плохо охраняемых объектах, -
заявила в обращении к премьеру Венгрии П.Медгесси от 2 апреля
Ада Амон, директор венгерской "Энергия Клуб". - Отходы не должны
становиться предметом торговли и пересекать государственных границ.
Это аморальный и циничный бизнес, вредящий окружающей среде и здоровью
населения".
      Антиатом.ру, 27 октября 2004 г.
      ANTI-ATOM PRESS 430, ecodefense@online.ru, 1 ноября 2004 г.

    ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
    Планы Чиркунова-Вайсмана провалились.
    Планы и.о. губернатора Пермской области Олега Чиркунова и разработчика
проектов по ликвидации (утилизации) межконтинентальных баллистических
твёрдотопливныхракет в Перми зав. кафедрой ООС ПГТУ профессора Якова
Вайсмана о создании параллельной общественной экологической экспертизы
проектов утилизации ракет провалились.
    В августе 2004 года по всем СМИ администрация Пермской области усиленно
муссировала информацию о создании общественной независимой компетентной
комиссии, которая проверит все проекты и выдаст пермякам заключение о том,
можно ли сжигать ракеты в Перми и насколько это безопасно. Они не имели в
виду уже созданную с прошлого года  экспертную комиссию под эгидой
общественной организации Экологическая Самооборона, которая дала
отрицательное заключение на установку пиролиза органо-пластиковых корпусов
ракет, малогабаритных ракетных твёрдотопливных двигателей и других отходов
и которое никак не устраивало сторонников утилизации. Они имели в виду
другую комиссию, создаваемую в коридорах власти, чтобы зарегистрировать
её под эгидой одной из уважаемых общественных экологических организаций
Прикамья.
    В один из летних дней сего года по инициативе Чиркунова в кабинете зам.
губернатора Буничева прошло совещание представителей областной организации,
ПГТУ, в т.ч. Вайсмана и др. о создании общественной экспертизы по проектам
утилизации ракет. Туда пригласили одного из членов существующей экспертной
комиссии  Экологическая Самооборона , якобы для обсуждения кандидатур и
объединения. Больше никого из членов комиссии, в т.ч. её председателя, о
данном совещании не известили. Кандидатуры новой комиссии были тщательно
подобраны, куда допускалось включить  3-х членов из  Экологической
Самообороны (фамилии также обсуждались). Всем членам новой комиссии было
поставлено условие обязательного получения спецдопуска ФСБ для работы якобы
с секретными документами. Это условие противоречит федеральному закону РФ
Об общественных объединениях, где основной функцией общественности является
гласность.
    Оставалось провести организационные процедуры. Для регистрации новой
экспертной комиссии выбрали известную Пермскую организацию  Всероссийское
общество охраны природы (ВООП), которая уже несколько десятков лет успешно
работает по экологическим проблемам на ниве экопросвещения и воспитания
молодёжи и школьников Пермской области. В ноябре 2004 г. ВООП отмечает своё
80-летие. Но тут дело застряло. Председатель Пермской организации,
заслуженный эколог России, президент Пермского клуба Эколог Нина Якушева
отказала предоставить свои услуги инициаторам от властей. С тех пор всё
заглохло и больше к Нине Ивановне никто не подходил.
   28 октября начальник УООС Пермской области Анатолий Бражкин подтвердил,
что затея с комиссией не осуществилась и дело прекращено.
   Вернёмся к августу 2004 г. В то время как активисты антиракетного лагеря
протеста против ввоза и утилизации ракет в Перми защищали попранные
экологические права жителей Перми в связи с незаконно реализуемой программой,   Экологической Самообороне  были
предоставлены
на экспертизу проекты по реконструкции закрытого и открытого стендов
сжигания ракетных двигателей. В настоящее время экспертиза успешно
завершается. В ней участвуют независимые ученые, специалисты и члены
общественных организаций Перми и Москвы. Её результаты будут освещены через
все возможные массовые информационные средства.
     Широко освещая перед пермяками создаваемую, но до сих пор не созданную
общественную экспертную комиссию, и.о. губернатора Чиркунов автоматически
рекламировал независимую экспертизу Экологическая Самооборона, т.к.
другой в Перми не создано.
    Что же хотели Чиркунов и идеолог утилизации ракет Вайсман, создавая
возню с новой общественной экспертизой?
    И какие подводные камни они еще приготовили общественности, чтобы
беспрепятственно продвигать свои антиконституционные планы превращения
Перми в ракетную свалку, а народ в безропотную массу?
    Но шанс для Перми есть.
    В Перми проводится независимая общественная экспертиза проектов
утилизации ракет. Общественная организация  Экологическая Самооборона
(Экосамбо) на волонтёрских началах взяла на себя благородную миссию -
ответственность за экологическую безопасность пермяков. Эту ответственность
не берут на себя Пермские областные и городские власти и  государственные
природоохранные организации, проповедующие без всяких законных аргументов
безопасность сжигания ракет в миллионной Перми, не принимающие никаких мер
по защите жизни и здоровья людей и, наоборот, скрывающие от них достоверную
экологическую информацию в связи с ввозом и утилизацией ракет, которой у
них, практически, и нет.
  В процессе экспертизы выяснилось, что полный мониторинг окружающей среды
и здоровья населения не проводился и последствия влияния объекта не изучены
и не предсказуемы.
        Председатель Пермского отделения Союза За химическую безопасность,
                   член общественной экспертизы  Экологическая Самооборона
                   Лидия Попова, г. Пермь, 28 октября 2004 г.,
                                           souzperm@mail.ru

    ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ В ЗАЩИТУ ДЕРЕВЬЕВ
    ЛЮДИ И ГВОЗДИ В ЗАЩИТУ ДЕРЕВЬЕВ: РАДИКАЛЬНАЯ АКЦИЯ ГРУППЫ ЭКОЗАЩИТА!
    СЕГОДНЯ группа Экозащита! провела первую радикальную акцию по защите
деревьев в сквере рядом с площадью Победы от незаконной вырубки. Спасти
деревья от произвола чиновников экологам удалось с помощью собственных тел
и 20-сантиметровых гвоздей. В акции приняли участие жители близлежащих
улиц, не желающие видеть рядом со своим домом деловой центр вместо сквера.
    14 деревьев уже снесены в <Сиреневом сквере>, где начинается
строительство делового центра <Калининград-750>. Единственный в центре
города зеленый уголок, расположенный между улицами Баранова, Иванникова и
Черняховского, скоро может исчезнуть под строительной площадкой. Группа
Экозащита! заявляет, что вырубка деревьев и огораживание участка забором,
да и все строительство незаконны и сегодня начала серию радикальных акций
протеста против произвола чиновников мэрии Калининграда в отношении сквера.
    Сегодня активисты группы Экозащита! совместно с жителями окрестных улиц
забили в стволы деревьев десятки 20-сантиметровых гвоздей. Это не позволит
представителям соответствующих служб спилить деревья - стальные гвозди могут
повредить бензопилы, с другой стороны не причиняя самим деревьям никакого
вреда. Однако, несмотря на этот отчаянный шаг, прибывшие в сквер рубщики
начали валить деревья с помощью тросов. Активистам Экозащиты! пришлось сесть
под дерево, чтобы предотвратить его незаконный снос. Прибывшие на место
развития конфликта депутаты Городского совета Калининграда, еще в пятницу
поставленные в известность относительно противозаконности рубки в сквере,
зафиксировали останки ранее снесенных деревьев и отправились в мэрию,
пообещав принять меры. Через некоторое время в сквере появилась инженер по
производству МУП <Озеленитель>, приостановившая работы.
    Строительные работы, включая установку ограждения вокруг строительной
площадки, согласно законодательству, могут быть начаты только при наличии
разрешения на строительство, которое выдается после целого ряда
согласований, в том числе, получения положительного заключения
государственной экологической экспертизы и согласования с жителями окрестных
домов. Заключения государственной экологической экспертизы на данный проект
не выдавалось, соответственно, не могло быть получено и разрешение на
строительство. Первая партия деревьев, более 30 штук, могла исчезнуть с лица
города прямо сегодня, и город не получит за это ни копейки - не выплачена
восстановительная стоимость сноса. Всего в результате застройки сквера
планируется снести более 60 деревьев и 100  кустов сирени.
    Шипование деревьев гвоздями предотвращает их вырубку, но не наносит
никакого вреда самим растениям. Зато снос дерева, в стволе которого находятся
стальные предметы, чреват порчей оборудования. Все зашипованные деревья
помечены предупредительными знаками. Гвозди забиты вглубь древесины, и без
специального оборудования большинство из них обнаружить невозможно.
    <Чиновники не только закрывают глаза на несанкционированные строительные
работы прямо под окнами мэрии, но и выдают разрешения, противоречащие
российскому законодательству>, - заявила Александра Королева, сопредседатель
группы Экозащита! и координатор компании <Спасти деревья!>. - <Сегодня нам
удалось одержать успех лишь в одной битве с произволом чиновников. Чтобы
закрепить победу, мы планируем взять ситуацию в сквере под свой постоянный
контроль, привлечь внимание большинства окрестных жителей, а также - сегодня
же подать заявление в областную прокуратуру по поводу вопиющего нарушения
природоохранного законодательства>.
    Пресс-служба группы Экозащита! напоминает, что в ходе общественного
обсуждения Генерального плана развития Калининграда жителями домов по улице
Черняховского неоднократно высказывались протесты превращению сквера в
деловой центр. Жителям близлежащих домов по улицам Черняховского и
Иванникова в ходе сегодняшней акции были продемонстрированы методы шипования
деревьев. Теперь каждый из них может внести свой вклад в сохранение зеленых
насаждений от посягательств.
    Вырубка 14 деревьев на территории сквера проведена по порубочному билету
No 380, который выдан в мэрии в нарушение законов и нормативных актов.
Согласно Положению "О сносе зеленых и восстановлении зеленых насаждений на
территории Калининграда" (решение городского Совета депутатов Калининграда
No 216 от 28 мая 2003 г.) в случае сноса зеленых насаждений под
строительство, порубочный билет выдается после получения разрешения на
производство строительно-монтажных работ (п. 16).
    Таким образом, чиновник просто не имел права выдавать порубочный билет
No 380 от 7.10.2004 на снос 36 деревьев и 9 кустарников, в соответствии с
которым и были вырублены 14 деревьев в центре города.
    В качестве документа, обосновывающего выдачу порубочного билета No 380,
прилагается постановление мэра No 2720 от 5 октября 2004 г. <О разрешении ОАО
КБ <БИН> проведения работ проведения работ по устройству ограждения
стройплощадки, перекладке коммуникаций, демонтажу существующих сооружений и
здания на земельном участке в границах улиц проф. Баранова - Подполковника
Иванникова - Черняховского - площадь Победы>.
    Однако, строительно-монтажные работы, в том числе подготовительные
(установка ограждения вокруг строительной площадки, земляные работы для
прокладки или замены коммуникаций) согласно российскому законодательству,
могут быть начаты только после получения разрешения на строительно-монтажные
работы, которое выдается на основании разрешения на строительство
(Градостроительный кодекс Калининградской области, ст.40, п.9>). Разрешение
на строительство выдается после целого ряда согласований, в том числе
получения положительного заключения государственной экологической экспертизы
(Градостроительный кодекс, ст. 23, п.4). Заключения государственной
экспертизы на данный проект не выдавалось, соответственно, не могло быть
получено и разрешение на строительство.
    Тем не менее, желая ускорить процесс сооружения делового центра
<Калининград-750>, мэр, в обход установленных законодательством норм,
присваивает себе право разрешить проведения ряда строительных работ:
устройство ограждения площадки, демонтаж строений и бомбоубежищ, перекладку
кабелей и вынос водоводов на земельном участке, предоставленном под
предварительное место размещения Центра <Калининград-750>.
    Таким образом, постановление мэра No 2720 от 5 октября 2004 г. О
разрешении ОАО КБ <БИН> проведения работ проведения работ по устройству
ограждения стройплощадки, перекладке коммуникаций, демонтажу существующих
сооружений и здания на земельном участке в границах улиц проф. Баранова -
Подполковника Иванникова - Черняховского - площадь Победы> не только
является необоснованным и противоречащим российскому законодательству, но
и стало источником появления других необоснованных разрешений, в том
числе порубочного билета на снос более чем 30 деревьев.
                ecodefense@ecodefense.ru, 1 ноября 2004 г.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2004 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.24.0

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность