Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####    Сообщение ECO-HR.1550, 1 ноября 2004 г. ****************##
 ##################################################################
                                           Право на разумные законы



         РОССИЯ: ПРОЕКТ НОВОГО ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА


    АНТИЭКОЛОГИЧНЫЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС: ПОРА ДЕЙСТВОВАТЬ
    10 июня этого года проект нового Градостроительного кодекса РФ прошел
первое чтение в Госдуме. Предварительный анализ законопроекта экспертами
свидетельствует о его крайне антиэкологичном характере и дает все основания
подозревать, что Кодекс в такой форме - результат успешного лоббирования
строительными фирмами своих интересов.
    Законы "быстрого приготовления"
    Не успели экологи прийти в себя после поражения в борьбе с так
называемым "антисоциальным пакетом", перекроившим вдобавок и экологическое
законодательство, как снова "подарок" от власти - новый Градостроительный
кодекс! Вот что говорят юристы об этом проекте Градостроительного кодекса.
    Проект содержит ряд норм, противоречащих Конституции Российской Федерации
в части прав граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42), обязанностей
граждан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным
богатствам. Проект закона также противоречит Федеральному закону "Об охране
окружающей среды" в части проведения оценки воздействия на окружающую среду
в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности и экологической
экспертизы и т.д. и т.п.
    Поэтому важно не допустить повторения ситуации с уже упомянутым
"антисоциальным пакетом". Вместе с тем следует учитывать новые реалии, в
которых приходится действовать. Летнее законотворчество Думы показало, что
государство с некоторого момента осознало возможность принимать законы
"пачками", вероломно. Оно не считает теперь нужным утруждать себя такими
"условностями", как общественные слушания, консультации, экспертные оценки,
согласование с общественностью и т.п. Законотворческий процесс предельно
упростился и сведен до "канализирования" документов. Сложно подобрать другое
слово, которое бы адекватно отражало нынешнюю форму процесса принятия
Парламентом федеральных законов. Вполне возможно, что верховная власть не
захочет больше играть по старым сложным правилам - она уже опробовала путь
наименьшего сопротивления.
    Надо действовать!
    В отличие от власти, у общественности вариантов действий не много и
особого выбора нет. В первую очередь необходимо широкое информирование
общества об опасности нового ГК. Рассказать о возможных последствиях для
граждан независимо от их политических предпочтений и региона проживания.
    В противодействии авантюрному законопроекту потенциально заинтересованы
значительные силы общества, ибо достаточно очевидно, что данный законопроект
затронет в большей или меньшей степени практически все общественные
объединения, граждан и организации, так или иначе занимающиеся защитой прав
человека при градостроительстве.
    Ставшие почти систематическими общественные действия против
уплотнительной застройки свидетельствует, что даже при действующем Кодексе
права граждан часто и грубо нарушаются. В новом законопроекте по всему
тексту красной нитью проходит стремление максимально снизить, а то и
ликвидировать необходимость соблюдения требований охраны окружающей среды
при осуществлении любого строительства в городах, т.е. под окнами наших
квартир.
    Оперативное и широкое распространение информации о происходящем с целью
осведомить максимально возможное число НКО и гражданских активистов, в том
числе путем рассылки данной информации по всем возможным сетям, поможет
мобилизовать доступные ресурсы, привлечь внимание организаций и различных
объединений граждан, имеющих опыт противодействия "дикому" строительству.
Это поможет создать мощную коалицию и блокировать данный законопроект на
каком-то этапе, несмотря на структуры и финансовые ресурсы, что за ним стоят.
                 Д.Кокорев, Центр охраны дикой природы

    КРАТКИЙ АНАЛИЗ ПРОЕКТА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА
    Настоящий проект содержит ряд норм, противоречащих Конституции Российской
Федерации в части прав граждан на благоприятную окружающую среду (ст.42),
обязанностей граждан сохранять природу и окружающую среду, бережно
относиться к природным богатствам (ст. 58), предметов ведения Российской
Федерации (ст. 71, п. и), предметов совместного ведения Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации (с. 72, п. в, п. д), а также противоречащих
Федеральному закону "Об охране окружающей среды" в части проведения оценки
воздействия на окружающую среду в отношении планируемой хозяйственной и иной
деятельности и экологической экспертизы. В неполной мере учтены требования
Федерального закона "Об охране окружающей среды" в области охраны окружающей
среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских
и сельских поселений (ст. 44), в области охраны окружающей среды при
установлении защитных и охранных зон (ст. 52), в области мер охраны
природных объектов, включая запрещение изъятия земель природно-заповедного
фонда - государственных природных заповедников, в том числе государственных
природных биосферных заповедников, государственных природных заказников,
памятников природы, национальных парков, дендрологических парков, природных
парков, ботанических садов и иных особо охраняемых территорий, природных
объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное,
эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение (ст.58),
в области правового режима охраны природных объектов в части запрещения
хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на
окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных
объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное,
эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и
находящихся под особой охраной (ст. 59), в области охраны зеленого фонда
городских и сельских поселений (ст. 61).
    Не в полной мере учтены требования Федерального закона "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в части соблюдения
требований по созданию благоприятных условий для жизни и здоровья населения
путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и
реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на
человека факторов среды обитания, соблюдения санитарных правил и допущения
утверждения норм проектирования и проектной документации о планировке и
застройке городских и сельских поселений, строительстве, реконструкции,
техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации объектов,
предоставление земельных участков под строительство, а также ввод в
эксплуатацию построенных и реконструированных объектов при наличии
санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов
санитарным правилам (ст. 12).
               О.Разбаш, РРЭЦ
     Проект Градостроительного кодекса на сайте ЦОДП:
     http://www.biodiversity.ru/programs/buildcode/newproject.zip

    ПОПРАВКИ К ПРОЕКТУ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА
    Предлагается внести в законопроект следующие изменения:
 - абзац 2 статьи 1 изложить в следующей редакции: "градостроительная
деятельность - деятельность в области территориального планирования,
градостроительного регулирования, проектирования и строительства объектов
недвижимости, осуществляемая органами государственной власти, органами
местного самоуправления, физическими и юридическими лицами с учетом
интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также
национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей
указанных территорий и поселений";
 - в статье 7, пункт 1, абзац а) исключить; абзац б) дополнить пунктом
следующего содержания "утверждение границ государственных природных
заповедников, в том числе государственных природных биосферных заповедников,
государственных природных заказников, памятников природы, национальных
парков, дендрологических парков, природных парков, ботанических садов и
иных особо охраняемых территорий, природных объектов, имеющих особое
природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное,
оздоровительное и иное ценное значение, санитарные, защитные и
санитарно-защитные зоны; водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы;
зоны санитарной охраны источников водоснабжения; зоны залегания полезных
ископаемых";
 - в статье 8, пункт 1, абзац а) исключить; абзац б) дополнить пунктом
следующего содержания "утверждение границ государственных природных
заповедников, в том числе государственных природных биосферных заповедников,
государственных природных заказников, памятников природы, национальных
парков, дендрологических парков, природных парков, ботанических садов и
иных особо охраняемых территорий, природных объектов, имеющих особое
природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное,
оздоровительное и иное ценное значение, санитарные, защитные и
санитарно-защитные зоны; водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы;
зоны санитарной охраны источников водоснабжения; зоны залегания полезных
ископаемых";
 - в статье 9, пункт 1, абзац а) исключить; абзац б) дополнить пунктом
следующего содержания "утверждение границ государственных природных
заповедников, в том числе государственных природных биосферных заповедников,
государственных природных заказников, памятников природы, национальных
парков, дендрологических парков, природных парков, ботанических садов и
иных особо охраняемых территорий, природных объектов, имеющих особое
природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное,
оздоровительное и иное ценное значение, санитарные, защитные и
санитарно-защитные зоны; водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы;
зоны санитарной охраны источников водоснабжения; зоны залегания полезных
ископаемых";
 - в статье 9, пункт 2, абзац а) исключить;
 - в статье 9, пункт 3, абзац а) исключить;
 - статью 16 дополнить пунктом, определяющим в качестве обязательных условий
для утверждения градостроительной документации любого вида наличие
положительного заключения государственной экологической экспертизы и ее
согласование с соответствующими органами санитарно-эпидемиологического
надзора;
 - статью 21 дополнить пунктом 9 "Сервитуты в области градостроительства",
определив в качестве публичных сервитутов зоны охраны памятников истории и
культуры, историко-культурных комплексов и объектов; зоны особо охраняемых
природных территорий, в том числе округов санитарной (горно-санитарной)
охраны, государственных природных заповедников, в том числе государственных
природных биосферных заповедников, государственных природных заказников,
памятников природы, национальных парков, дендрологических парков, природных
парков, ботанических садов и иных особо охраняемых территорий; санитарные,
защитные и санитарно-защитные зоны; водоохранные зоны и прибрежные защитные
полосы; зоны санитарной охраны источников водоснабжения; зоны залегания
полезных ископаемых; внести соответствующие корректировки в соответствии с
вышеприведенным абзацем по всему тексту проекта Градостроительного кодекса;
 - название статьи 22 изложить в следующей редакции "Определение границ зон
ограничения участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах
зон охраны памятников истории и культуры, историко-культурных комплексов и
объектов; зоны особо охраняемых природных территорий, в том числе округов
санитарной (горно-санитарной) охраны, государственных природных
заповедников, в том числе государственных природных биосферных заповедников,
государственных природных заказников, памятников природы, национальных
парков, дендрологических парков, природных парков, ботанических садов и
иных особо охраняемых территорий; санитарные, защитные и санитарно-защитные
зоны; водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы; зоны санитарной охраны
источников водоснабжения; зоны залегания полезных ископаемых" и внести
соответствующие корректировки в текст статьи;
 - дополнить пункт 2 статьи 23 абзацем следующего содержания: "размещения
объектов расположенных в границах зон охраны памятников истории и культуры,
историко-культурных комплексов и объектов; зон особо охраняемых природных
территорий, в том числе округов санитарной (горно-санитарной) охраны,
государственных природных заповедников, в том числе государственных
природных биосферных заповедников, государственных природных заказников,
памятников природы, национальных парков, дендрологических парков, природных
парков, ботанических садов и иных особо охраняемых территорий; санитарные,
защитные и санитарно-защитные зоны; водоохранные зоны и прибрежные защитные
полосы; зоны санитарной охраны источников водоснабжения; зоны залегания
полезных ископаемых";
 - пункт 8 статьи 27 изложить в следующей редакции "В состав видов
территориальных зон могут включаться  зоны охраны памятников истории и
культуры, историко-культурных комплексов и объектов; зоны особо охраняемых
природных территорий, в том числе округов санитарной (горно-санитарной)
охраны, государственных природных заповедников, в том числе государственных
природных биосферных заповедников, государственных природных заказников,
памятников природы, национальных парков, дендрологических парков, природных
парков, ботанических садов и иных особо охраняемых территорий; санитарные,
защитные и санитарно-защитные зоны; водоохранные зоны и прибрежные защитные
полосы; зоны санитарной охраны источников водоснабжения; зоны залегания
полезных ископаемых";
 - статью 43 исключить, как нарушающую  нормы статей 71 и 72 Конституции
Российской Федерации; внести соответствующие корректировки по тексту
главы 8;
 - пункт 1 статьи 46 дополнить абзацем 4 в следующей редакции: требованиям
охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения;
 - добавить статью "Обязанности граждан и юридических лиц при осуществлении
градостроительной деятельности", предусмотрев в ней обязанности граждан и
юридических лиц в части: охраны среду жизнедеятельности; проведения работ
по улучшению экологической обстановки в регионах, рациональному
использованию земель, сохранению территорий объектов историко-культурного и
природного наследия, развитию инженерной, транспортной и социальной
инфраструктур федерального значения; проведения работ по надлежащему
содержанию зданий, строений и сооружений и иных объектов недвижимости на
земельных участках и благоустройству земельных участков в соответствии с
градостроительной и проектной документацией, градостроительными нормативами
и правилами, экологическими, санитарными, противопожарными и иными
специальными нормативами; не совершения действий, оказывающих вредное
воздействие на окружающую природную среду, памятники истории и культуры и
памятники природы, городские, сельские и природные ландшафты, объекты
инженерной, транспортной инфраструктур и благоустройства территорий.
                  О.Разбаш, РРЭЦ

    МЭР СТОЛИЦЫ ПРОТИВ...
    Мэр Москвы Юрий Лужков считает недопустимым принятие нового
Градостроительного кодекса РФ, разработанного Минэкономразвития РФ. На
заседании правительства Москвы во вторник мэр назвал документ, который
передан на рассмотрение депутатов Госдумы РФ, "катастрофичным для страны".
    По его мнению, кодекс "полностью подчинен рынку, коммерциализации
земельных и имущественных отношений, при этом в нем не прописаны четкие
нормы по архитектуре и инженерному обеспечению".
    "Мы возражаем против принятия этого документа, так как это станет
настоящим бедствием не только для Москвы, но и для всей России", - заявил
Ю.Лужков. Градостроительный кодекс РФ является базовым документом,
закладывающим основы новой жилищной политики. Согласно этой политике, будут
строиться элитное жилье, дома улучшенной планировки, а также социальное
жилье для малоимущих категорий граждан.
           "Индикаторы рынка недвижимости" (www.irn.ru), 13.10.2004

    ПРИМЕРЫ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ГРАЖДАН И СТРОИТЕЛЕЙ
    Акция в защиту лесопарка в Москве
    10 октября 2004 г. инициативная группа граждан провела митинг протеста
в защиту лесопарка "Покровское-Стрешнево" на Северо-Западе Москвы. Дело в
том, что 21 сентября этого года Московское правительство своим
постановлением исключило этот лесопарк из списка особо охраняемых
территорий. Теперь этой части уникального парка грозит уничтожение.
    На митинге присутствовали около 50 местных жителей, представители СМИ и
районной Управы. С правовой точки зрения ситуация в пользу строительной
фирмы, что не удивительно. Генподрядчиком строительства намерена выступить
фирма "Интеко", принадлежащая Е.Батуриной - супруге мэра Москвы.
    Как и следовало ожидать, подоплека события - финансовые интересы. На
этой территории планируется развернуть строительство элитного жилья.
Арендует территорию компания с примечательным названием ЭТО (Экология,
Технологии, Образование).
    Однако никто не спросил жителей района, которые категорически против
этой затеи, лишающей их мест излюбленного отдыха (в Москве и так зеленых
насаждений не густо). Местные активисты не сдаются и всерьез готовятся
отстаивать свои права и островок природы.
    На этот раз, в качестве предупредительной меры, жители ограничились
пикетом вдоль расположенного рядом Ленинградского шоссе. В случае если их
требования и протест вновь будут проигнорированы, жители готовы пойти на
радикальные меры: заблокировать стройплощадку и перекрыть автодорогу.
                Д.Кокорев, ЦОДП
    Зеленая самозащита Пушкина: шипы против браконьеров
    Под девизом "Соблюдайте закон - и никаких гвоздей!" прошла акция
экологической самообороны жителей г.Пушкина. Исчерпав все возможности
обращения к органам власти и закону, граждане прибегли к методам прямого
действия. В стволы деревьев-ветеранов вбивали "шипы" - двадцатисантиметровые
гвозди, способные остановить любую пилу.
    Причина заключается в том, что на площадку в центре двора претендует
ООО "СтройСвет", которому хочется построить здесь 40-квартирный элитный
дом. На участке, отведенном под проектирование, сейчас насчитывается 58
деревьев и 151 куст. Восстановительная стоимость этих посадок, на основании
рыночных цен, может достигать 3 млн. рублей. "Данные о количестве зеленых
насаждений мы слышали один раз,  - продолжает Игорь Манухин, - Тогда была
названа цифра 800 тысяч рублей. Акт обследования и данные о расчетах
компенсационных сумм нам получить не удалось. А сейчас фирма-застройщик
утверждает, что им надо срубить всего... 3 дерева".
    Кстати о ситуации в городе. В первом квартале 2004 г. 25% депутатских
запросов губернатору Санкт-Петербурга было посвящено протестам граждан,
проживающих в непосредственной близости от мест нового строительства.
    Источник: Официальный публикатор Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга, бюллетень "Эхо недели". (По материалам бюллетеня
"Экология и права человека", 30 сентября 2004 г.)

    Право - Природе: российское экологическое законодательство.
2004, No 103. Бюллетень выпускается Центром охраны дикой природы.
              lawbull@biodiversity.ru, 30 октября 2004 г.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2004 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.24.0

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность