Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####  Сообщение ECO-HR.1543, 25 октября 2004 г. ****************##
 ##################################################################
                                             Право на живую природу


            ВЕСТИ С ФРОНТА ЗАЩИТЫ ДУНАЙСКОГО ЗАПОВЕДНИКА



    ХРОНИКА
    С 1 мая по 13 октября 2004 года в защиту Дунайского биосферного
заповедника выступило 49.955 организаций и отдельных граждан из 90 стран
мира (подробности см. на
http://www.petitiononline.com/RomDelta/petition.html).
    УКРАИНСКАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ СООБЩИЛА ЕВРОКОМИСИИ СВОЕ МНЕНИЕ О
КАНАЛИЗАЦИИ БЫСТРОГО
     С 6 по 8 октября официальная делегация Еврокомиссии знакомилась с
сооружением правительством Украины глубоководного судоходного пути Дунай -
Черное море. Делегация состояла из экспертов Еврокомиссии, Международной
комиссии по защите р. Дунай, Рамсарской, Орхусской, Бернской конвенций и
Конвенции Эспо.
     Относительно данного проекта существуют диаметрально противоположные
оценки: одна - официальных органов Украины, другая - научных и общественных
организаций, а также - международных экспертов. Поэтому основной целью
миссии был поиск достоверных фактов. Делегация не стремилась делать выводы
и какие-либо заключения, а лишь увидеть происходящее собственными глазами.
В ее задачи входило:
     1) обсудить информацию, уже полученную Еврокомиссией от властей Украины,
в частности, ознакомиться с оценкой воздействия данного проекта на
окружающую среду;
     2) познакомиться с мониторингом ущерба, нанесенного данным проектом
экосистемам дельты Дуная, и с оценками такого мониторинга различными
сторонами;
     3) познакомиться с долгосрочными планами украинского правительства
относительно судоходного пути Дунай - Черное море.
     За время визита делегация посетила место строительства - гирло Быстрое
Дунайского биосферного заповедника, и провела консультации с представителями
центральных и местных органов власти.
    В ходе переговоров украинские власти пообещали Еврокомиссии:
 1. Не начинать фазу II сооружения судоходного пути на гирле Быстром, в
частности, продолжение строительства морской дамбы и дноуглубительных работ,
до прояснения всех вопросов относительно уже сделанного - фазы I.
 2. Не начинать фазу II сооружения судоходного пути на гирле Быстром, пока
не будет начат полноценный экологический мониторинг, и не будет обеспечено
участие общественности в этом процессе.
 3. Провести оценку фазы II совместно с ЕС и общественностью.
 4. Вести диалог относительно данного проекта, как с международным
сообществом, так и с общественностью. Участие общественности в данном
процессе должно быть полностью пересмотрено в соответствии с национальным
законодательством и Орхусской конвенцией.
 5. Оценку фазы I будет вести международная мониторинговая группа.
 6. Провести в конце ноября международную конференцию ученых Дунайского
региона.
    Параллельно в Одессе 6-7 октября прошел Форум неправительственных
организаций бассейна реки Дунай "Сохраним Дунайский биосферный заповедник
"Дельта Дуная". В Форуме приняли участие представители общественных
организаций Украины, Австрии, Румынии и Молдовы.
    Форум проводился, чтобы донести до делегации Еврокомиссии мнение
общественности относительно данного проекта, - оно было выражено в
резолюции (см. в конце данного сообщения).
    8 октября в Киеве, в Представительстве ЕС в Украине состоялась встреча
делегации Еврокомиссии с представителями украинской экологической
общественности: Благотворительного фонда "Экоправо-Львов" (О.Мелень),
Общественного совета при Госуправлении экоресурсов в Одесской области
(Ю.Романов), Общественного совета при Минэкоресурсов Украины (Р.Химко),
Одесского отделения Международного Социально-Экологического Союза (А.Шевчук),
ПКФ "Проектгидрострой" (В.Зизак), Украинской экологической академии
(В.Степанов), Экологической группы "Печенеги" (С.Шапаренко и А.Ведмидский)
и др. Данная встреча и Форум общественности были организованы при поддержке
Всемирного Фонда Природы.
    На встрече руководитель делегации г-жа Соледат Бланко отметила несколько
моментов, на которые делегация хотела бы обратить особое внимание:
 1. Фаза I судоходного пути на Быстром уже закончена, а ЕС получил о ней
информацию только сейчас, что не может быть правильным.
 2. Украина должна усвоить, что оценку воздействия проекта на окружающую
среду следует готовить до начала проекта (это касается и фазы II судового
пути), и с привлечением общественности.
 3. Привлечение общественности к разработке решений делает их качественнее.
    Представители общественности постарались обратить внимание делегации на
следующие аспекты данной проблемы: на недоверии властям в данном вопросе,
на альтернативном варианте судового хода, на нарушения официальными властями
права общественности на участие в принятии решений, на фискальное давление
на Дунайский биосферный заповедник и лично на его директора, А.Волошкевича.
Особого внимания заслуживает тот факт, что во время нахождения делегации на
территории Дунайского заповедника сам заповедник одновременно проверяли три
(!!!) комиссии: Минэкоресурсов, СБУ и прокуратуры. Из-за этих проверок
директор заповедника не смог встретиться с  делегацией, членам же делегации
сообщили, что он с ними встречаться не пожелал...
    Представители общественности иронично отнеслись к тому, что обещания
Еврокомиссии давались представителями МИДа Украины, Минтранса и
Минэкоресурсов, причем от Минэкоресурсов выступал заместитель начальника
Госслужбы заповедного дела С. Комарчук - один из главных лоббистов
канализации Быстрого, лично препятствовавший участию общественности в
данном процессе.
    Делегации была передана резолюция Форума неправительственных организаций
бассейна реки Дунай.
    Через несколько недель делегация приготовит отчет о своем визите.
    "И СМЕХ, И ГРЕХ", - КАЗУСЫ КАМПАНИИ
    6.09.04
    Минэкоресурсов поручил Харьковскому национальному университету
подготовку научной эколого-экспертной оценки сооружения судоходного пути
Дунай - Черное море (через гирло Быстрое) на полное развитие (фазы II).
    Предыдущую экоэкспертизу, навлекшую многочисленные нарекания
общественности, Харьковский национальный уже проводил. Правомерность ряда
претензий к ней фактически уже подтверждена. Например, в экспертизе было
указано, что данный проект не будет иметь трансграничного влияния, на
встрече же с делегацией Еврокомиссии украинские власти такое влияние
признали. Гибель колоний птиц, гибель молоди сельди - всего этого
экспертиза ХНУ также "не заметила"...
    И, тем не менее, новая экспертиза снова передается Министерством
"проверенному" учреждению!
    Остается лишь ждать, как теперь власти Украины собираются выполнить
свое обещание Еврокомиссии - "провести оценку фазы II совместно с ЕС и
общественностью"?
    16.09.04
    Указом Президента Украины президент компании "Йозеф Мебиус" Вернер
Мебиус "за весомый личный вклад в развитие украинско-немецкого
сотрудничества в области судоходства, морского и речного транспорта"
награжден орденом "За заслуги" II степени...
    Наверное, в качестве компенсации за перенесенные страдания при
уничтожении птиц на Быстром.
    8.10.04
    "Во мнениях мировой общественности произошел перелом в пользу Украины
относительно канала Дунай - Черное море", - заявил заместитель главы
Администрации Президента Украины Василий Базив. По его словам, передает
корреспондент ЛIГАБiзнесIнформ, теперь в мировой общественной преобладает
мнение о целесообразности мотивированности строительства этого канала.
    Нечего и комментировать - у Администрации Президента Украины, судя по
всему, есть своя мировая общественность, сильно отличающаяся от остальной
общественности.
    9.10.04
    В проекте Green Zona на канале "Тонис" сообщили, что в сентябре умер
директор Дунайского заповедника, Александр Волошкевич.
     На самом же деле Александр Николаевич жив и здоров.
    РЕЗОЛЮЦИЯ ФОРУМА НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ  ОРГАНИЗАЦИЙБАССЕЙНА РЕКИ ДУНАЙ
"СОХРАНИМ ДУНАЙСКИЙ РУМЫНО-УКРАИНСКИЙ БИОСФЕРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК "ДЕЛЬТА ДУНАЯ".
    принята 6 октября 2004 г., Одесса, Украина
 * Признавая намерения Правительства Украины на устойчивое развитие
Придунавья и улучшение благосостояния его жителей путем создания
собственного глубоководного судоходного пути Дунай - Черное море,
 * Признавая уникальный статус Дельты Дуная, наиболее важного
водно-болотного угодья Европы, биосферного резервата ЮНЕСКО, крупнейшей в
мире целостной системы тростниковых плавней, водно-болотного угодья
международного значения в рамках Рамсарской конвенции, а также одного из
20 глобальных экорегионов, выделенных ВВФ;
 * Отмечая особую ценность природных комплексов территории гирла Быстрого
как для сохранения целостности Дунайского биосферного заповедника, так и
в качестве неотъемлемой части водно-болотного угодья международного значения
и биосферного резервата ЮНЕСКО;
 * Считая вариант судоходного пути через гирло Быстрое экономически
необоснованным, экологически опасным и выбранным без реальной альтернативы;
 * Отмечая фактическое отсутствие у общественности доступа к материалам
данного проекта из-за нарушения официальными органами Украины, заказчиком
проекта и проектантами, положений Орхусской конвенции;
 * Отмечая, что трансграничное воздействие данного проекта не
рассматривалось;
 * Отмечая, что изъятие по инициативе Минтранса Украины из Дунайского
биосферного заповедника, водно-болотного угодья международного значения,
всех водоемов и проток, является беспрецедентным событием как для
украинской, так и для международной практики, и необоснованным по сути;
 * Отмечая, что фактическое отсутствие конструктивного сотрудничества между
Украиной и Румынией в развитии судоходства на Дунае повлекло негативное
трансграничное воздействие на гидрологический режим реки, ограничило
двусторонний информационный обмен, препятствует согласованию выбора и
обоснования мест отвала грунта от дноуглубительных работ и методик оценки
ущерба экосистеме Дуная.
    Форум констатирует следующее:
 1. Экологическая общественность Украины никогда не выступала и не выступает
против восстановления судоходства в украинской части дельты Дуная. РЕЗКИЙ
ПРОТЕСТ ВЫЗЫВАЕТ ВАРИАНТ ПРОВЕДЕНИЯ СУДОВОГО ПУТИ И СПОСОБ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ.
 2. Сооружение судоходного пути на гирле Быстром велось экологически
небезопасным способом, с нарушением технологии, заявленной в проектных
документах:
 * дноуглубительные работы велись в нерестовой период,
 * при дноуглублении велась двойная перевалка грунта с временным
складированием выбранного грунта в прибрежной 5-километровой полосе.
 3. Вследствие перечисленных нарушений, естественной уязвимости дельтовой
экосистемы и варварского, спешного ведения строительства на Быстром, данный
проект повлек следующие очевидные последствия:
 * гибель на косе Птичья двух колоний пестроносой (950 и 430 гнезд) и
речной (120 гнезд) крачек;
 * нарастание косы на расположенном южнее Быстрого гирле Восточное;
 * уничтожение природных комплексов острова Ермаков при отсыпке выбранного
при дноуглублении грунта.
 4. При сооружении судоходного пути на Быстром отсутствовал полноценный
экологический мониторинг, что сделало невозможной оценку косвенных
глобальных последствий данного проекта, в частности - перераспределения
стока Дуная и вызванных им процессов; а также - оценку экологического
ущерба, нанесенного данным проектом.
 5. Данным проектом Украина нарушила Конвенцию об охране мигрирующих видов
диких животных (Боннскую конвенцию), Конвенцию о сотрудничестве по защите
и устойчивому использованию реки Дунай (Дунайскую конвенцию), Конвенцию об
оценке влияния на окружающую природную среду в трансграничном контексте
(Конвенцию Эспо), Конвенцию о водно-болотных угодьях, имеющих международное
значение, главным образом как среда обитания водоплавающих птиц (Рамсарскую
конвенцию), Конвенцию об охране дикой флоры и фауны и естественных сред
обитания в Европе (Бернскую конвенцию), Конвенцию о доступе к информации,
участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию
по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусскую конвенцию) и целый ряд
национальных нормативных актов.
 6. Государственные экологические экспертизы технико-экономического
обоснования и собственно данного проекта являются научно необоснованными,
не учитывающими мнение общественности и необъективными. Процедура
рассмотрения настоящего проекта не может квалифицироваться как оценка
воздействия на окружающую среду в соответствии с Конвенцией Эспо.
 7. При принятии решения о реализации варианта судоходного пути через гирло
Быстрое проектными организациями не были должным образом рассмотрены
альтернативные варианты и мнения международных экспертов ЮНЕСКО, Бернской
и Рамсарской конвенций.
    Вся история сооружения судоходного пути через гирло Быстрое с 2001 года
по настоящий момент сопровождается искажением официальными органами,
заказчиком и проектантами реально существующих фактов экономического и
экологического содержания, различного рода подтасовками, грубой
фальсификацией, непрофессионализмом, примитивными обманами и грубой ложью.
    Перевод гирла Быстрое из заповедной зоны Дунайского биосферного
заповедника в зону антропогенных ландшафтов было сделано без какого-либо
научного основания. Форум обращает внимание, что в настоящее время
Украинским научно-исследовательским институтом экологических проблем
разрабатывается Проект организации территории и охраны природных комплексов
Дунайского биосферного заповедника, которым запланирован перевод из
заповедной зоны в зону антропогенных ландшафтов берегов Потапова и
Старостамбульского гирл - также без какого-либо научного обоснования.
Участники Форума считают данные изменения зонирования неоправданными,
нарушающими международные обязательства Украины и такими, что в ближайшее
время повлекут деградацию природных комплексов Дунайского биосферного
заповедника.
    Участники Форума считают недопустимым давление на администрацию
заповедника и уголовное преследование директора Дунайского биосферного
заповедника, А.Н.Волошкевича, на основании инсинуаций Госпредприятия
"Дельта-Лоцман".
    Форум обращает внимание, что ситуация, сложившаяся вокруг Дунайского
биосферного заповедника, является знаковой для Украины и отражает реальное
отношение официальных органов Украины к природным резерватам.
    ДУНАЙСКИЙ ЗАПОВЕДНИК - НЕ ЕДИНСТВЕННЫЙ ИЗ ТЕХ, ЧТО УНИЧТОЖАЮТСЯ
В УГОДУ КОММЕРЧЕСКИМ ИНТЕРЕСАМ, А ЛИШЬ НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЙ СРЕДИ МНОГИХ!
    Учитывая изложенное выше, Форум считает необходимым:
 1. Остановить разработку и сооружение канала в гирле Быстром до проведения
трансграничной экспертизы официальными международными организациями.
 2. Предложить Еврокомиссии рассмотреть систему санкций в отношении
Правительства Украины в связи с сооружением судоходного пути Дунай - Черное
море на гирле Быстром.
 3. Признать нарушение Правительством Украиной при реализации данного
проекта Боннской, Дунайской, Эспо, Рамсарской, Бернской, Орхусской конвенций
и целого ряда национальных нормативных актов.
 4. Компенсировать ущерб природным комплексам Дунайского биосферного
заповедника, нанесенный сооружением судоходного пути на гирле Быстрое и
наносимый его функционированием в настоящее время.
 5. Обратиться в Евросоюз за получением консультационной помощи в вопросе
методики оценки экологического ущерба на заповедных территориях (в
частности - методики оценки ущерба водоплавающим и околоводным птицам).
 6. Просить Еврокомиссию оказать содействие в разработке вариантов
судоходного пути Дунай Черное море, альтернативных варианту через гирло
Быстрое.
 7. Просить Еврокомиссию провести экспертизу официальными международными
организациями результатов мониторинга ущерба, нанесенного судоходным ходом
на гирле Быстром (сделанного ЧерноморНИИпроектом) и Проекта организации
территории и охраны природных комплексов Дунайского биосферного заповедника
(разработанного Украинским НИИ экологических проблем).
 8. Вернуть первоначальное зонирование заповедника, в соответствии с Указом
Президента "О создании Дунайского биосферного заповедника" от 10 августа
1998 года N 861/98, и наложить мораторий на изменение зонирования Дунайского
биосферного заповедника.
 9. Расширение территории Дунайского биосферного заповедника вести не на
основании волюнтаристских директив, а по обоснованиям специалистов, в
первую очередь - за счет территорий, предложенных Национальной академией
наук Украины.
 10. Предложить Евросоюзу активнее использовать существующие структуры
(напр. Еврорегион) для оценки и снижения антропогенного воздействия на
экосистему Дуная и обеспечения устойчивого развития данного региона.
 11. Провести независимый международный экологический мониторинг современного
состояния и функционирования заповедников и национальных парков Украины.
 12. Прекратить попытки уголовного преследования директора Дунайского
биосферного заповедника, А.Н.Волошкевича, и бесконечные фискальные
проверки самого заповедника.
 13. Просить региональные отделения ВВФ выдвинуть директора Дунайского
биосферного заповедника, А.Н.Волошкевича на награждение ВВФ.
    Приложение
    ИСКАЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ УКРАИНЫ РЕАЛЬНЫХ ФАКТОВ ОТНОСИТЕЛЬНО
СУДОХОДНОГО ПУТИ НА ГИРЛЕ БЫСТРОМ
    В ответ на негативную реакцию украинской и международной общественности,
власти Украины развернули кампанию неприкрытой дезинформации относительно
данного проекта:
 1) Неоднократно заявлялось, что в гирле Быстром не сооружается новый
судовой ход, а восстанавливается существовавший ранее; - что абсолютно не
соответствует действительности: на Быстром никогда не функционировал
судовой ход, ни до 1956 г., ни до начала 90-х гг. здесь не ходили суда, -
за исключением рыболовецких с осадкой до 1,5 - 2,0 метров;
 2) также заявлялось, что протесты против сооружения судоходного пути по
гирлу Быстрое нарушают право Украины на возобновление судоходства на
суверенной территории, - не соответствует действительности, поскольку
судоходный путь через Быстрое не является единственным возможным вариантом.
Существуют экономически и экологически обоснованные альтернативы данному
варианту судового хода - через Жебриянскую гряду или через Очаковское гирло.
 3) заявлялось, что судовой ход на Быстром не нарушает экологический баланс
дельты и является экологически безвредным, - не соответствует
действительности, поскольку из-за сооружения канала уже погибли колонии
птиц, и изменилось распределение стока Килийской дельты;
 4) голословно, без какого-либо подкрепления заявлялось, что сооружение
шлюзованного пути через Жебриянскую гряду недопустимо;
 5) заявлялось, что украинское ядро международного биосферного резервата
"Дельта Дуная" состоит из разрозненных участков, хотя она представляет
единый массив, соответствующий абсолютно заповедной зоне украинского
Дунайского биосферного заповедника в соответствии с Указом Президента "О
создании Дунайского биосферного заповедника" от 10 августа 1998 года N 861/98.
    ПОДРОБНОСТИ КАМПАНИИ: http://www.seu.ru/projects/dunay/
    КОНТАКТЫ:
  Дунайский биосферный заповедник: Александр Волошкевич; 
  Одесское отделение Международного Социально-экологического Союза:
                     Алла Ильинична Шевчук; 
  Благотворительный фонд "Экоправо-Львов": Ольга Мелень;
                         , www.epl.org.ua
  Экологическая группа "Печенеги" (Харьков): Сергей Шапаренко;
                                             
    Подготовлено ЭкГ "Печенеги", Украинская коалиция "За дикую природу"
                                 pecheneg@ic.kharkov.ua, 13 октября 2004 г.

    ЭКСПЕРТЫ
    Европейским экспертам не удалось ознакомиться с планами строительства
канала Дунай-Черное море заранее
 - Первая стадия проекта была завершена до того, как появилась возможность
повлиять на ее проведение, - констатировала представитель Еврокомиссии,
генеральный директор комиссии по охране окружающей среды Соледад Бланке.
Она возглавляла делегацию международных экспертов, которые по приглашению
украинского правительства посетили украинскую часть дельты Дуная,
встретились с местными властями и представителями министерств и ведомств,
осуществляющих этот проект.
    По словам госпожи Бланко, она не готова давать какие-либо положительные
или отрицательные комментарии к проекту. Мол, эксперты получили много
документации, которая должна быть детально проанализирована. Как сообщала
"ГУ", соседняя Румыния выразила резкий протест против углубления украинского
устья Дуная, вследствие чего дело получило международный резонанс. По
словам 'заместителя министра иностранных дел Украины Игоря Долгова, вместе
с международными экспертами были определены дополнительные меры, которые
позволят избежать возможных спекуляций вокруг этой темы. Вскоре в Украине
состоится международная конференция, посвященная мониторингу экологического
состояния Черного моря и дельты Дуная, которая будет способствовать
созданию системы такого мониторинга. Как сообщила госпожа Бланко, делегация
получила обещание украинского правительства, что ко второй фазе
строительства канала Дунай-Черное море приступят лишь после соответствующих
общественных консультаций.
        Газета Верховной Рады Украины "Голос Украины", 9.10.2004 г.

    ПРОТЕСТ
    О защите реки Дунай и Дунайского биосферного заповедника ЮНЕСКО от
правительства Украины
    От имени защитников Дунайского биосферного заповедника ЮНЕСКО - 44 869
организаций и отдельных граждан из 90 стран мира - выражаем протест в адрес
Президента и Правительства Украины по поводу беспрецедентной ситуации,
сложившейся  вокруг Дунайского биосферного заповедника и, связанной с этим,
очередной профанацией коррумпированных чиновников высшего эшелона Украины.
    Вся история создания ГСХ через украинскую часть дельты Дуная с 2001 года
по настоящий момент сопровождается искажениями реально существующих факторов
экологического, экономического и технологического их содержания, различного
рода подтасовками, грубой фальсификацией, непрофессионализмом, примитивными
обманами и грубой ложью. Национальной Академии Наук Украины, в чьем
подчинении находится украинская часть билатерального румыно-украинского
биосферного заповедника "Дельта Дуная", направила письмо в МИД Украины, в
котором сообщила, что согласно распоряжению Вице-премьер-министра А.Клюева,
Минприроды поручено сформуривать официальную делегацию Украины для участия
в заседании Постоянной рабочей группы Международной комиссии по защите
р.Дунай с привлечением представителей различных заинтересованных в проблеме
ведомств Украины, в том числе,  НАН и МИД Украины.
    НАН Украины предоставила кандидатуру одного из руководителей комиссии
НАН Украины по вопросам строительства канала р.Дунай- Черное море,
члена-кореспондента НАН Украины Б.Данилишина.
    МИД Украины предпринял все меры к тому, чтобы доктор Б.Данилишин в Вену
на заседание комиссии не попал. Пренебрегая рекомендацией НАН Украины,
здравым смыслом и элементарной порядочностью, в состав делегации включен
г-н В.Мадерич. Просим учесть вышеизложенные обстоятельства и тот факт, что
кандидатура г-на В.Мадерич не согласована Президиумом НАН Украины и в силу
этого г-н В. Мадерич не имеет юридического права представлять позицию НАН
Украины по данной проблеме.
     Алла Шевчук, Председатель Одесского отделения Международного
                  Социально-экологического союза, Одесса, Украина
                    alla@eco.odessa.ua, 17 сентября 2004 г.

    ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
    20 октября 2004 г. Украинская коалиция "За дикую природу", Киевский
эколого-культурный центр,экогруппа "Печенеги", ДОП Киевского университета
"Зелене майбутне" провели в Киеве очередную пресс-конференцию в защиту
Дунайского заповедника. В ней приняло участие около 20 журналистов, а также
представители Кабинета Министров Украины, Совета национальной безопасности
и обороны Украины,посольств США и Румынии,а также  некоторых других
украинских экологических организаций.
    Руководитель "Печенег" С.Шапаренко ознакомил собравшихся с мнением
международной общественности, ЮНЕСКО и Евросоюза в защиту Дунайского
заповедника. Директор Киевского эколого-культурного центра В.Борейко
рассказал,что несмотря на обещание Минтраса Украины,иностранные суда так
и не пошли по открытому в августе каналу, т.к.румынские каналы на 300 км
короче украинского. Помощник  народного депутата Украины В.Сесин сообщил,
что канал строился с грубым нарушением природоохранного законодательства,
в частности в нерестовый период.
    Выступившие на пресс-конференции выразили надежду, что новой Президент
Украины пересмотрит существующую сейчас  антиэкологическую политику в
отношении канала через Дунайский заповедник .
                Пресс-центр Киевского эколого-культурного центра
                kekz@carrier.kiev.ua, 20 октября 2004 г.

    ОБРАЩЕНИЕ
                      Генеральному директору ЮНЕСКО
                      Европейскому Союзу
    Открытое обращение
ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ УКРАИНЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ
ДУНАЙСКОГО БИОСФЕРНОГО ЗАПОВЕДНИКА
    Стало известно, что 25 октября правительство Украины намерено представить ЮНЕСКО
новое зонирование и Проект организации территории и охраны природных комплексов
Дунайского биосферного заповедника.
    Данное изменение функциональных зон Дунайского биосферного заповедника
проводилось в соответствии с решением Совета национальной безопасности и обороны
Украины от 6 июня 2003 года и закрепившим его Указом Президента Украины от 10 июня
2003 года "О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 6 июня
2003 года "О состоянии выполнения Указа Президента Украины от 10 августа 1998 года N
861 "О создании Дунайского биосферного заповедника" и перспективы строительства
судоходного пути Дунай - Черное море"; и было вызвано стремлением Министерства
транспорта Украины соорудить судовой ход Дунай - Черное море в гирле Быстрое
Дунайского биосферного заповедника.
    На момент принятия указанных документов Быстрое входило в абсолютно заповедную
зону заповедника, оно было переведено в зону антропогенных ландшафтов Указом
Президента Украины от 2 февраля 2004 года "О расширении территории Дунайского
биосферного заповедника" без надлежащего научного обоснования.
    Разработка новых зонирования и Проекта организации территории велась Украинским
научно-исследовательским институтом экологических проблем (далее - УкрНИИЭП),
подчиненного Министерству экологии и природных ресурсов Украины.
    6-8 октября этого года правительство Украины пообещало официальной делегации
Еврокомиссии вести диалог с общественностью относительно сооружения канала Дунай -
Черное море - в соответствии с национальным законодательством и положениями Орхусской
конвенции. Это обещание правительство Украины нарушило: изменение зонирования
Дунайского биосферного заповедника велось втайне от общественности.
    Характерно, что эти обещания давались, в том числе, и заместителем начальника
Государственной службы заповедного дела Минэкоресурсов Украины, С. Комарчуком,
который должен представлять Проект организации территории Дунайского биосферного
заповедника в Париже.
    Наша организация отправила четыре обращения относительно предоставления возможности
представителю Экологической группы "Печенеги" принять участие в рассмотрении
документации Проекта организации территории Дунайского биосферного заповедника: 3 -
УкрНИИЭП, 1 - Минэкоресурсов. Первый запрос мы отправили 12 июля 2004 года, в ответ
на него письмом от 23 июля 2004 года исполняющий обязанности директора Г. Д.
Коваленко попросил нас дать разъяснения относительно "документации", с которой мы
хотели ознакомиться.
    Эти разъяснения мы отправили УкрНИИЭП 31 июля 2004 года. Ответа на это письмо мы
не получили.
    11 сентября 2004 года мы направили повторное обращение УкрНИИЭП, указав, что, не
ответив на наше обращение, должностные лица института нарушили законодательство об
обращениях граждан, и что в случае дальнейшего игнорирования наших обращений мы будем
вынуждены защищать свои права в судебном порядке. В ответ на это обращение мы
получили письмо Г. Д. Коваленко от 20 сентября 2004 года, в котором было указано,
что, в соответствии с договором, использование запрашиваемых нами материалов (мы их
запрашивали, чтобы принять участие в подготовке Проекта организации территории)
возможно лишь с согласия Заказчика, и предложено обращаться "к соответствующим
территориальным органам Минэкоресурсов".
    Иными словами, ответа по существу на свои запросы мы так и не получили.
    Учитывая современную общую направленность деятельности Минэкоресурсов, а также
разрозненную информацию относительно Проекта организации территории и охраны
природных комплексов Дунайского биосферного заповедника, разработанного УкрНИИЭП, у
нас есть все основания подозревать, что в новое зонирование заповедника будут внесены
такие изменения:
 1) из состава заповедника будут изъяты или переведены в зону антропогенных
ландшафтов все внутренние водоемы и протоки и/или;
 2) Жебриянская гряда, отнесенная в настоящее время к зоне антропогенных
ландшафтов, и остров Ермаков, отнесенный в настоящее время к буферной зоне и зоне
антропогенных ландшафтов, будут переведены в абсолютно заповедную зону и/или;
 3) участки берегов Старостамбульского и Потапова гирл, отнесенные в настоящее
время к абсолютно заповедной зоне, будут переведены в зону антропогенных ландшафтов.
    Данные изменения:
 1) могут основываться лишь на директивных указаниях, их научная и экологическая
состоятельность вызывает серьезное сомнение;
 2) не учитывают экспертные заключения Национальной академии наук Украины,
пользующейся высоким авторитетом в мировом научном сообществе;
 3) изъятие из состава заповедника проток и водоемов или их перевод в зону
антропогенных ландшафтов, а также "раззаповедание" берегов Старостамбульского и
Потапова гирл ослабят режим охраны природных комплексов Дунайского биосферного
заповедника и фактически сделают невозможным его поддержание, что повлечет
катастрофическое ухудшение состояния природных комплексов дельты;
 4) заповедание Жебриянской гряды и острова Ермаков обострят отношения
заповедника и местных жителей и приведут к социальной напряженности в регионе.
    Против подобных изменений зонирования выступают общественные организации
Украины, что было отражено в Резолюции Форума неправительственных организаций
бассейна реки Дунай "Сохраним Дунайский румыно-украинский биосферный заповедник
"Дельта Дуная", которая 8 октября 2004 г. была передана официальной делегации
Еврокомиссии в Украине.
    Исходя из изложенного выше, мы просим:
    1. ЮНЕСКО и Евросоюз: учесть фактическое положение вещей при утверждении нового
Проекта организации территории и охраны природных комплексов Дунайского биосферного
заповедника.
    2. ЮНЕСКО: учесть при рассмотрении нового Проекта организации территории и
охраны природных комплексов Дунайского биосферного заповедника мнение общественности
(Резолюцию Форума неправительственных организаций бассейна реки Дунай "Сохраним
Дунайский румыно-украинский биосферный заповедник "Дельта Дуная").
    3. Евросоюз: учесть игнорирование официальными органами Украины своих обещаний,
данных официальной делегации Еврокомиссии, а также - продолжающиеся нарушения ими
положений Орхусской конвенции.
       С уважением, Председатель Совета ЭкГ "Печенеги", С. Шапаренко
                           pecheneg@ic.kharkov.ua, 25 октября 2004 г.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2004 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.24.0 (Ubuntu)

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность