О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1537, 19 октября 2004 г. ****************## ################################################################## Право на живую природу В КОТОРЫЙ РАЗ О ЛЕСЕ РАЗРАБОТКА НОВОГО ЛЕСНОГО КОДЕКСА ВЫШЛА НА ФИНИШНУЮ ПРЯМУЮ КОДЕКС ДО ДУМЫ НЕ ДОШЕЛ, НО ПРОЦЕСС УЖЕ ПОШЕЛ... Самый главный для лесов России документ - Лесной кодекс - скоро попадет в Думу и будет в ближайшее время принят. Хотя, по мнению независимых экологов, документ имеет много изъянов, а его разработка по-прежнему идет кулуарно, - общественность и независимые заинтересованные лица отстранены от процесса. В последней доступной версии документа вызывают вопросы такие важные темы как: права граждан на доступ в лес, защита леса от застройки коттеджами, создание новых заповедных территорий, стимулирование устойчивого лесопользования, охрана лесов и многие другие. Парадокс, но параллельно с доработкой проекта Лесного кодекса продолжается сама реформа системы управления лесами. Получается, что Кодекс ещё не принят, а реформирование по нему уже идет полным ходом и успешно. Так уже начата ликвидация лесхозов ... Кокорев Дмитрий, кампания "За разумный Лесной кодекс!" ПРЕТЕНЗИИ "ЗЕЛЕНЫХ" К ЛЕСНОМУ КОДЕКСУ Российские неправительственные природоохранные организации опубликовали совместный документ, где обозначены основные претензии к последней версии проекта Лесного кодекса РФ от 16 сентября 2004г. 4 октября документ, названный "Комментарии российских неправительственных природоохранных организаций к проекту Лесного кодекса РФ", был передан в Лесную службу МПР. Он содержит замечания, а также четкие и компетентные предложения по внесению изменений в версию Лесного кодекса РФ (от 16 сентября 2004 года). Они были написаны от имени пяти российских неправительственных природоохранных организаций к (Гринпис, ЦОДП, СОЭС, ВВФ и МСОП). Насколько эти предложения будут восприняты в ходе доработки версии до внесения в Госдуму - неизвестно, пока очевидно лишь то, что такая доработка будет. Вот перечень основных недостатков проекта нового Лесного кодекса в версии от 16.09.04: 1. Противоречие процедуры создания особо охраняемых природных территорий регионального значения на землях лесного фонда действующему законодательству об ООПТ. 2. Неясность формулировки, допускающей ограничение граждан на доступ в леса, находящиеся в аренде или собственности. 3. Отсутствие правовых основ для участия общественности в принятии наиболее значимых решений в области управления лесами. 4. Несоответствие названий и перечня категорий защитности защитных лесов в общей и особенной частях законопроекта; несоответствие установленного режима использования многих категорий защитности лесов первой группы целевому назначению этих категорий защитности, отсутствие логики в значительной части статей, касающихся управления защитными лесами; противоречия с законодательством об особо охраняемых природных территориях. 5. Отсутствие предельно допустимых норм и способов изъятия лесных ресурсов при лесопользовании, осуществляемом в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, а также отсутствия механизма защиты прав этих народов на традиционное природопользование. 6. Наличие нерыночного механизма (повышения платы за использование лесных ресурсов), вынуждающего лесопользователей использовать не менее 30% от каждого вида лесных ресурсов вне зависимости от конкретных условий лесопользования. 7. Отсутствие конкретного и исчерпывающего перечня технических регламентов, которые должны быть разработаны в целях реализации требований кодекса. 8. Отсутствие установленных документов, позволяющих отличить законную рубку леса от незаконной при осуществлении контроля за лесопользованием непосредственно в лесу. 9. Отсутствие ограничений на строительство капитальных сооружений (в том числе коттеджное строительство) в тех категориях защитности, где это строительство может противоречить целевому назначению лесов. 10. Отсутствие правовых основ для определения того, в каких объемах арендаторы и собственники лесного фонда обязаны проводить лесохозяйственные мероприятия. 11. Нечеткость формулировки, касающейся сроков начала действия Лесной декларации. Проект Кодекса уже находится в правительстве и, вероятно, там пробудет еще какое-то время, в течение которого свои замечания будут высказывать заинтересованные ведомства. После этого его внесут в Думу. Упомянутый документ и приложение можно скачать со страницы кампании "За разумный Лесной кодекс!": * Комментарии НКО к проекту Лесного кодекса РФ (версии от 16 сентября 2004 года): http://www.biodiversity.ru/programs/fcode/comments160904.zip * Предложения по изменениям особенной части (главы 13) проекта Лесного кодекса: http://www.biodiversity.ru/programs/fcode/supple160904.zip ПОПРАВКИ ОТ НКО ОБЕЩАЛИ УЧЕСТЬ На состоявшемся заседании Лесного совета чиновников от МПР и представителей экологической общественности темой встречи был пресловутый Лесной кодекс, который, как выяснилось, уже вот-вот попадет в Госдуму. Однако к нему остается много замечаний у экспертов НКО. Но экологов заверили, что "постараются максимально учесть все разумные предложения..." С учетом прошлого опыта в это верится с трудом. 30 сентября состоялось заседание Общественного лесного совета при МПР. В заседании приняли участие руководитель Федерального агентства по лесному хозяйству (ФАЛХ) В.П.Рощупкин, а также его заместители В.В. Нефедьев и М.Д.Гиряев. Со стороны общественности участвовали представители WWF России, Гринпис России, Международного социально-экологического союза и Центра охраны дикой природы. Главной темой обсуждения был проект нового Лесного кодекса. В настоящий момент Лесной кодекс находится в правительстве и, вероятно, будет внесен в Госдуму в середине октября. Его принятие ожидается до конца года. Российские неправительственные организации высказали основные свои замечания к проекту документа от 16 сентября. (см. материал выше). Также участники совещания договорились о продолжении консультаций. Представители ФАЛХ заверили общественность, что возможность внесения поправок в проект кодекса пока еще есть, и они постараются максимально учесть все разумные предложения. Михаил Карпачевский, ЦОДП, forest@biodiversity.ru ПРИГЛАШАЕМ К УЧАСТИЮ В КАМПАНИИ ПИСЕМ Уважаемые коллеги, предлагаем Вам принять участие в акции! По имеющимся у на сведениям, предположительно в течение двух недель будет передан в Государственную Думу РФ проект нового Лесного кодекса. Проект разработан Правительством РФ. Положения проекта создают правовую базу для принципиального изменения правового статуса лесов России. В противоречии с положениями Конституции РФ в проекте Лесного кодекса отсутствуют нормы о лесном фонде как общественном достоянии российского народа, принадлежащем ныне живущим и будущим поколениям российских граждан. Проект содержит статьи, допускающие право собственности российских граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства и юридических лиц на участки и угодья лесного фонда, включая леса первой группы. Нормы кодекса позволяют заключать договор аренды на срок до 99 лет, что фактически означает получение лесного участка в собственность. Вместе с тем проект Лесного кодекса позволяет собственникам и арендаторам леса вводить неправомерные ограничения права граждан на общедоступное пользование лесами. Идеология документа заключается в том, чтобы максимально переложить обязательства по ведению лесного хозяйства на плечи арендаторов и частных собственников лесных ресурсов и отменить большинство документов, которые в настоящий момент позволяют проверить легальность рубки леса и качество ведения лесного хозяйства (например, лесорубочных билетов). Это приведет к тому, что государственный контроль за использованием лесных ресурсов в частных лесах фактически будет ликвидирован, а сами леса будут нещадно эксплуатироваться. Президенту Российской Федерации направлены тысячи коллективных и индивидуальных обращений граждан России с конкретными правовыми требованиями. Тексты обращений прилагаются (form_1.doc и form_2.doc). Чтобы наши действия были последовательными, убедительная просьба направить в Правительство РФ запрос на информацию о разработке и содержании проекта Лесного кодекса и о предоставлении этой информации широкой общественности до представления проекта в Государственную Думу. Текст запроса на информацию находится в приложении (запрос от лица граждан - zapros_citizenry.doc , запрос от организации - zapros_org.doc). Направление обращений к Президенту РФ остается актуальным. Поэтому, просим одновременно с запросами направлять обращения. Общественным организациям в запросах и обращениях указывать адрес вашей организации для ответа. Если же запрос будет послан от гражданина или группы граждан, то в запросе необходимо указать адрес одного из граждан, подписавших запрос, на который необходимо выслать проект Лесного кодекса. Запрос необходимо отправлять заказным письмом с уведомлением о вручении. Отправьте, пожалуйста, на адрес "ЮРИКСа" копии почтовых квитанций и направленных запросов и обращений: 125464, г. Москва, а\я 64, АНО "ЮРИКС". Спасибо за поддержку, АНО "Юристы за конституционные права и свободы" Центр охраны дикой природы, Центр развития демократии и прав человека Приложения * образец письма-обращения к Президенту от организации: http://www.biodiversity.ru/programs/fcode/form_1.doc * образец письма-обращения к Президенту от граждан: http://www.biodiversity.ru/programs/fcode/form_2.doc * образец запроса на информацию в Правительство от организации: http://www.biodiversity.ru/programs/fcode/zapros_org.doc * образец запроса на информацию в Правительство от граждан: http://www.biodiversity.ru/programs/fcode/zapros_citizenry.doc ОФИЦИАЛЬНО РАССМАТРИВАЕМАЯ ВЕРСИЯ ЛЕСНОГО КОДЕКСА ФАКТИЧЕСКИ НЕ ДОСТУПНА ОБЩЕСТВЕННОСТИ Процесс разработки новой редакции проекта Лесного кодекса продолжается уже более полугода, однако до сих пор ни одна из версий документа фактически не была представлена широкой общественности. Вариантом такого представления могло бы стать опубликование Кодекса в печатном виде например в какой-либо многотиражной центральной газете. Однако вопреки ожиданиям документ даже не представлен в должной мере официально в электронном виде в Интернете, хотя должен был быть, по логике, размещен на официальном сайте правительства РФ. Единственная официальная версия Кодекса размещена на сайте Министерства экономического развития и торговли РФ (см. "Ссылки по теме"). Но недоразумение вызывает тот факт, что эта версия еще от мая сего года, хотя достаточно точно известно, что в Думу будет внесена версия уже от сентября. Странно, но Министерство природных ресурсов также адресует граждан и НПО к этому сайту (письмо из Департамента имущественных и земельных отношений, экономики природопользования, файл в приложении Gavrilov.doc по адресу: http://www.biodiversity.ru/programs/fcode/gavrilov.doc. Однако из неофициальных источников известно, что реально разрабатывается вариант, существенно отличающийся от размещенного на сайте Минэкономразвития РФ и именно к нему приковано наибольшее внимание общественности и специалистов. Чем вызвана такая ситуация? Что это, очередная попытка ввести в заблуждение граждан России, желающих контролировать процесс разработки этого важного документа, или типичная безответственность российских чиновников, граничащая с преступлением? Как бы там ни было, очевидно то, что процесс рассмотрения и принятия кодекса (как и идущий сейчас процесс его разработки) не будет отвечать демократическим нормам, а пройдет под диктовку власти и по нужному ей сценарию, без учета мнения общественности. Кокорев Дмитрий, кампания "За разумный Лесной кодекс!" ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ Версии Лесного кодекса * Официальная версия на сайте Министерства экономического развития и торговли РФ http://www.economy.gov.ru/wps/portal/!ut/p/_s.7_0_A/ 7_0_AD/.cmd/ad/.ar/sa.detailURI/.ps/X/.c/6_0 _6H/.ce/7_0_1LF/.p/5_0_J3/.d/0/_th/J_0_CH/_s.7_0_A/7_0_AD? documentId=1075712492531&documentType=law] * Проект ЛК от 16 сентября 2004 г.: http://www.forest.ru/rus/legislation/newcode/040916.zip * Проект ФЗ "О введении в действие ЛК" от 22 июля 2004 г.: http://www.forest.ru/rus/legislation/newcode/zakon0709.zip Аналитика по проектам Лесного кодекса * Проект ЛК от 16 сентября 2004 г. и комментарии экспертов: http://www.biodiversity.ru/programs/fcode/fc_16.10.04.zip * Правовой анализ проекта ЛК от 14 мая 2004 от "ЮРИКС": http://www.jurix.ru/patterns/EconomGazeta.doc СМИ о Лесном кодексе и лесах * "Леса России в ближайшие 10 лет", расшифровка радиопередачи "Радио Свобода", 13.10.2004: http://www.svoboda.org/ll/russia/1004/ll.101304-3.asp * "Лесные аукционы спровоцируют передел делянок", 06.10.2004: http://direct.lbe.ru/cgi-bin/iframe/rosbalt.234_60?593026 * "Минприроды просит прокуратуру снести десятки особняков в Подмосковье": Lenta.ru, 09.10.2004: http://lenta.ru/russia/2004/10/08/demolition/ * "В России вырубят все леса", "РБК"13.10.2004: http://www.rbcdaily.ru/index2.shtml Кампания "ЗА РАЗУМНЫЙ ЛЕСНОЙ КОДЕКС!" www.biodiversity.ru\programs\fcode.html law@biodiversity.ru, 19 октября 2004 г., выпуск No 7 ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar * * ********************************** * * Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2004 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |