Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####   Сообщение ECO-HR.1528, 10 октября 2004 г. ****************##
 ##################################################################
                                        Право на осмысленную власть



      БОРЬБА ГОСУДАРСТВА С ГРАЖДАНАМИ ВСТУПАЕТ В НОВЫЙ ЭТАП


    СЕЗОН ОХОТЫ НА "КАПИТАНА ГРАНТА"
    Уже в ближайшее время мы получим ответ на один из самых "проклятых"
вопросов российской жизни: как именно многоветвистая отечественная власть
и наиболее активная часть простых граждан, объединенных в некоммерческие
организации (НКО), собираются вместе идти к "свободному обществу свободных
людей". Его построение Владимир Путин назвал главной общенациональной
задачей в ежегодном послании 26 мая. А до 15 ноября мы узнаем, насколько
успешно продвигается это строительство. К этому дню Госдума определится по
подготовленным правительством поправкам в Налоговый кодекс. Две из них, по
заключению Национального антикоррупционного комитета (НАК), "фактически
ограничивают права на деятельность общественных, некоммерческих организаций
и граждан" и "могут явиться дополнительным фактом, дискредитирующим Россию
как страну с отсутствием условий развития гражданского общества".
    В первом чтении инициативы были одобрены Думой 5 августа, когда 332
парламентария (при необходимых 226) проголосовали за проект закона
No 58666-4 "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового
кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах".
Депутаты поддержали "в принципе" идею реформировать одну из самых загадочных
отечественных фискальных систем: налогообложение некоммерческих организаций
и благотворительности. В числе прогрессивных нововведений (о необходимости
которых власть и общественники говорили еще с первого Гражданского форума
2001 года) затесались всего два абзаца, которые даже бочкой дегтя назвать
нельзя, - это цистерны. Так говорят те, кого текст этих абзацев касается в
первую очередь, - представители НКО. Если правительство устами замминистра
финансов Сергея Шаталова пообещало не вводить каких-либо мер, ужесточающих
контроль за работой благотворительных организаций, то общественники решили:
"Значит, точно меры будут".
    У старушки отберут четверть тарелки супа
 - Создается еще одна административно-бюрократическая "воронка", узкое
горлышко, через которое будут процеживаться и дозироваться деньги,
предназначенные для негосударственной поддержки образования, науки,
культуры, искусства, охраны окружающей среды и здоровья населения,
социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий
граждан, - вполне административно чеканит пресс-директор Института
национального проекта "Общественный договор" Олег Комаровский.
 - В этих поправках для НКО есть две плохие новости: может появиться
очередной правительственный перечень и увеличиться число чиновников,
контролирующих чужие деньги, - пытается перевести с законодательного на
русский координатор налогового проекта коалиции гражданских организаций
"Народная ассамблея" юрист Дарья Милославская.
    На самом деле речь идет об очередном воплощении в жизнь мечты всех
чиновников - "разделяй и пили". Если какая-либо организация собирается
кому-нибудь помочь материально (выделить безвозмездный грант), она должна
быть включена в специальный правительственный перечень структур, которым
это разрешено. Если вас там нет - ваш грантополучатель должен будет отдать
почти четверть (24%) богоугодных средств государству.
    Это у наших финансистов называется налог на прибыль и приводит к тому,
что с восьмидесятилетних старушек, питающихся в общественной столовой, по
суду взыскивают четверть стоимости каждой тарелки бесплатного супа. Это
вовсе не бред - по словам депутата Госдумы Сергея Попова, такой случай
произошел в Челябинске.
    Чтобы не доходить до абсурда, надо попасть в заветный список - и тут
спираль чиновничьей корысти замыкается.
 - В законопроекте отсутствуют какие-либо критерии для включаемых в перечень
грантодателей и утвержденные процедуры его составления и обновления, -
поясняет Комаровский. - Что это означает, знают все, кто хотя бы раз
сталкивался с ситуацией, когда четко не прописанные в законе регламенты
отдаются на откуп чиновнику.
    Этого мало. В список документов, необходимых для получения "грантового
удостоверения", включено "гарантийное письмо" от федерального или местного
органа власти, в котором оно обязуется следить за использованием этих
средств по назначению. Естественно, далеко не каждая администрация захочет
возложить на себя дополнительную ответственность. Во всяком случае,
безвозмездно.
    "Устоять невозможно"
 - О гонениях на негосударственные организации у нас в области мне
неизвестно, повышенной агрессивности чиновников не замечено. Но если будет
принята поправка о контроле за реализацией грантов со стороны местной
власти, то при всей ее толерантности она не сможет удержаться от соблазна
контролировать и управлять третьим сектором (негосударственными
организациями. - "Известия"), - заявил "Известиям" глава пермской
"Гражданской палаты" Игорь Аверкиев.
    О возможных репрессиях и угрозе тотального политического контроля за
своей деятельностью общественники заговорили после майского послания
президента:
    "В нашей стране существуют и конструктивно работают тысячи гражданских
объединений и союзов. Но далеко не все они ориентированы на отстаивание
реальных интересов людей. Для части этих организаций приоритетной задачей
стало получение финансирования от влиятельных зарубежных фондов. Для
других - обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов. При
этом острейшие проблемы страны и ее граждан остаются незамеченными. Должен
сказать, что когда речь идет о нарушениях фундаментальных и основополагающих
прав человека, об ущемлении реальных интересов людей, голос подобных
организаций подчас часто даже не слышен. И это неудивительно: они просто
не могут "укусить руку", с которой кормятся".
    Последовавшие за этим слова "разумеется, подобные примеры не могут быть
для нас поводом для обвинений гражданских объединений в целом" тогда мало
кто услышал, а вот тревожное ожидание началось. От напряжения даже в недрах
Комиссии по правам человека при президенте почти на пустом месте разразился
скандал. Одна из исследовательских организаций разместила на сайте комиссии
и разослала в адрес НКО анкету, в числе прочих включавшую вопрос: "Как вы
относитесь к политике президента: полностью поддерживаете, частично
поддерживаете, частично не поддерживаете, полностью не поддерживаете".
Некоторые члены комиссии "не устояли" и посчитали такую постановку вопроса
"провокационной и верноподданнической" - анкету с сайта сняли.
    Были и серьезные инциденты. Самым громким из них стало обвинение
некоторых правозащитных организаций в связях с преступным миром (с этими
обвинениями выступил замминистра юстиции Юрий Калинин, правда, так и не
предъявив доказательств). В связи с делом "ЮКОСа" сильно пострадали
многочисленные благотворительные программы нефтяников.
    Однако никакой всероссийской кампании по "очищению рядов" так и не
началось. Продолжается то, что длится уже не первый год: российское
чиновничество доказывает, что с гражданским обществом оно ничего общего
иметь не хочет. И хотя указ президента "О дополнительных мерах
государственной поддержки правозащитного движения в РФ" от 27 сентября
должен был, по мнению главы Комиссии по правам человека при президенте Эллы
Памфиловой, "дать сигнал чиновникам: не травите, не давите правозащитные
организации", "угроза 15 ноября" остается. Однако до 15 октября в
законопроект об изменении Налогового кодекса еще можно внести поправки.
У депутатов на это чуть больше недели.
                       Г.Ильичев

    "ИМЕЛА МЕСТО НЕБРЕЖНОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА"
    Депутат "Единой России" докладчица на первом чтении законопроекта о
внесении изменений в Налоговый кодекс поделилась с корреспондентом
"Известий" Михаилом Виноградовым своей точкой зрения на ситуацию.
 - Связано ли усиление контроля над иностранными грантодателями с тем,
что говорил президент в послании?
 - Не думаю, что напрямую связано: президент выступал после майских
праздников, а законопроект начал готовиться раньше. Просто хотели изменить
немного процедуру, но получился проект, отсекающий иностранные гранты от
России. Я думаю, что имела место небрежность исполнителей при подготовке
законопроекта до внесения в Госдуму. Законопроекты от правительства часто
проходят недостаточную экспертную оценку перед внесением, так что я думаю,
что имел место, так скажем, ляп. Не думаю, что здесь есть какая-то
глубокая политическая подоплека. Комитет (по бюджету и налогам. -
"Известия") уже выдал свое заключение, где указал, в том числе и
перечисленные проблемы.
 - Зачем вообще нужно отсекать иностранные гранты?
 - Нужно усиливать контроль не за тем, кто дает деньги, а за тем, какие
деньги даются, с точки зрения их финансовой чистоты. Все должно быть
прозрачно и легально. Другой вопрос, какой ценой мы достигаем этой
прозрачности. Тотальный контроль без элементов доверия нам, наверное, ни к
чему. Но законопроект проголосован только в первом чтении, и к нему будет
масса поправок, так что вряд ли в таком виде он будет принят окончательно.
 - Эксперты НАК считают, что предлагаемые изменения усилят коррупцию, была
проведена даже специальная экспертиза.
 - Когда мы полностью отдаем административный рычаг в одни руки, это всегда
усиливает коррупцию. Это аксиома, и даже не надо исследования проводить.
Чтобы этого не произошло, должна быть прозрачная процедура (согласования и
выделения грантов. - "Известия") и контроль не только административный, но
и общественный. Мы же и стремимся в итоге к тому, чтобы общество
контролировало те процессы, которые в нем происходят.
 - Пока в тексте просматривается только властный контроль...
 - Мы проработаем с помощью законодательства механизм общественного
контроля. Властные полномочия должны быть в разумных пределах. Пока в
тексте есть ряд положений, которые дискриминируют не только тех, кто гранты
выдает, но и тех, кто их получает. Ведь так можно экономически задушить
любые общественные организации, существующие на гранты. Это, я считаю,
неправильно - опять надо будет на кухнях диссидентствовать?
 - Какой, вы считаете, должна быть политика государства в отношении
некоммерческих организаций (НКО)?
 - Если государство требует прозрачности от некоммерческих организаций, оно
и само должно быть прозрачным по отношению к ним. Мы должны двигаться
навстречу друг другу. Излишние властные полномочия и излишние
административные функции государство должно научиться отдавать обществу.
Общественным организациям надо выстроить механизм саморегулирования.
 - Ожидаются ли в ближайшее время какие-то другие законопроекты, связанные
с налогообложением НКО?
 - Обложение для них - вещь стандартная, и правила здесь не изменились.
Вопрос в возможности их экономического существования в этих правилах. Вопрос
в статусе гранта: будет ли он грантом или коммерческим получением денег?
Если коммерческим - сразу возникают и налоги. Не думаю, что что-то
изменится, но  эти гранты должны в любом случае использоваться по целевому
назначению. Очень часто присутствует другая схема: получил грант на 50
тысяч, 40 истратил на кормление аппарата и только оставшееся - по
назначению.
            Н.Бурыкина, член комитета Госдумы по бюджету и налогам

    "ЛЮДЯМ НЕВАЖНО, КТО НАС ФИНАНСИРУЕТ"
 - В следующем году в отношениях между общественными организациями,
работающими на иностранные гранты, и местными властями может многое
измениться. Нам всегда было непросто работать на местах. Но теперь, если
будет принята новая система регистрации грантодателей, местные власти
"сверху" получат определенный сигнал о том, как к нам относиться. Сейчас
гражданам по большому счету неважно, кто финансирует общественные
организации - иностранные или российские фонды. Они просто привыкли к тому,
что у нас, например, они могут получить бесплатную консультацию юриста или
другого специалиста, имеют возможность пользоваться нашей библиотекой и
т.д. Конкретному человеку нужна конкретная помощь, которую он подчас не может
получить нигде, кроме как в НКО. И если государство создаст неблагоприятные
для НКО условия, люди могут лишиться необходимой поддержки.
       Валентина Череватенко, председатель-координатор союза "Женщины Дона":
       Елена Строителева, Ростов-на-Дону
    Источник: Известия, 6.10.2004, http://izvestia.ru/comment/article486707

    Право - Природе: российское экологическое законодательство. 2004, No 99
                     lawbull@biodiversity.ru, 9 октября 2004 г.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2004 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.24.0 (Ubuntu)

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность