О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1487, 30 августа 2004 г. ****************## ################################################################## Право на живую природу ЗАШИТА БИОСФЕРНОГО ЗАПОВЕДНИКА НА ДУНАЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ НОВОСТИ КАМПАНИИ ПО СПАСЕНИЮ ДУНАЙСКОГО ЗАПОВЕДНИКА (34) Подробности - http://www.seu.ru/projects/dunay/ С 1 мая по 30 августа 2004 года в защиту Дунайского биосферного заповедника выступило 31.436 организаций и отдельных граждан из 90 стран мира (подробности см. на http://www.petitiononline.com/RomDelta/petition.html). 1. Взгляд общественности на открытие канала Дунай - Черное море: В УКРАИНЕ НАЧАЛСЯ НОВЫЙ ЭТАП УНИЧТОЖЕНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕЗЕРВАТОВ 26 августа Президентом Украины Л.Кучмой с большой помпой был открыт канал Дунай-Черное море по гирлу Быстрое. Тем самым Леонид Данилович отметил окончание своего президентского срока официальной поддержкой едва ли не самой скандальной политической авантюры последних лет. Приурочивая это событие к 13-ой годовщине независимости, министр транспорта Кирпа будто специально старался отразить ее знаковость: для экологической сферы постсоциалистической Украины этот проект наиболее масштабен по своему игнорированию - действующего законодательства, международного и общественного мнения. Канализация Дунайского биосферного заповедника отразила изменение отношения властной верхушки к охране окружающей среды. Сегодня деятельность украинских ведомств направлена на получение бюджетного финансирования для своих проектов - при этом ни экономическая, ни экологическая целесообразность во внимание не берутся, а лозунги экономического возрождения используются лишь для прикрытия истинной цели. Именно ею руководствовалось Министерство транспорта: сначала был выдуман проект, предусматривавший финансирование на долгий срок и в больших объемах - больших средств будет требовать поддержание глубин, необходимых для прохождения судов по Быстрому. После этого была выдумана фиктивная экономическая целесообразность сооружения судового хода на Быстром, далее проект "пробивался" всей мощью административной системы - через Администрацию Президента и Кабинет Министров Украины. Подобная стратегия была бы невозможной, выполняй Минэкоресурсов свои функции. В 2003 году властная верхушка удачно решила и эту проблему, назначив экоминистром бывшего министра угольной промышленности С.Полякова. Если при предшественниках Полякова Минэкоресурсов хотя бы старалось придерживаться действующего законодательства, при нем оно превратилось в ширму для прикрытия беззакония в охране окружающей среды. Во времена СССР природные резерваты разрушались из идеологических соображений. Сегодня они разрушаются в угоду узким интересам приближенных к власти. И Дунайский биосферный заповедник - лишь наиболее известный среди них. Одновременно с ним власть незаметно для украинской и мировой общественности разрушает и другие, менее известные особо охраняемые природные территории. На протяжении более чем 10 лет общественные экологические организации Украины, Национальная академия наук, депутаты Верховной Рады выступали против достройки Ташлыкской гидроаккумулирующей электростанции и сопутствующему ей сооружению Александровского водохранилища (Николаевская обл.). Само сооружение данной ГАЭС грубо противоречит национальному природоохранному законодательству, а заливание водохранилища, кроме этого, приведет к затоплению уникальных ландшафтов Южного Буга - части регионального ландшафтного парка "Гранитно-Степное Побужье", к уничтожению ценнейших геологических и археологических памятников, единственных в Украине мест обитания ряда видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Украины. В 2001 году Кабинетом Министров Украины принято постановление о достройке Ташлыкской ГАЭС, и сейчас готовится изъятие участка регионального ландшафтного парка для создания водохранилища. До 1998 года уникальные природные комплексы Казантипского полуострова (Крым) сохранялись в одноименном заповедном урочище, охватывавшем бОльшую его часть. В 1998 г. заповедное урочище было ликвидировано, а на полуострове создан природный заповедник. Однако центральная часть полуострова в состав заповедника не вошла. В данное время здесь добывается нефть и ведется сельскохозяйственное производство. В 2002 году решением Совета Министров Автономной Республики Крым из природного заповедника "Мыс Мартьян" (Крым) под застройку коттеджами было изъято 78 м береговой зоны. 1 июля 2002 г. Кабмин Украины по инициативе нынешнего премьер-министра В.Януковича изъял из Донецкого ботанического сада 147 га - для расширения так называемого "поселка родственников Януковича". В данное время Кабмином Украины подготовлен проект указа Президента Украины, которым под расширение гостиничного комплекса "Люкс", принадлежащего олигарху Р.Ахметову, намечено изъять из Донецкого ботсада еще 59 га. На территории Никитского ботанического сада (Крым) для высших чиновников Украины сооружается 6 дач, незаконное дачное строительство ведется и в Ялтинском горно-лесном природном заповеднике. И это лишь отдельные примеры... Кампания против канализации Дунайского биосферного заповедника приобрела знаковый характер потому что, разрушая его, власть игнорирует законодательные нормы и мнение общественности ДЕМОНСТРАТИВНО, будто проверяя, как общество отреагирует на подобное беззаконие. Сойдет из рук разрушение международного резервата - вслед за ним чередой последуют и другие... Не пройдет эта авантюра - в будущем придется считаться с конституционными нормами... КАМПАНИЯ ПРОТИВ КАНАЛИЗАЦИИ ДУНАЙСКОГО БИОСФЕРНОГО ЗАПОВЕДНИКА В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ МЕРЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ БЛИЖАЙШЕЕ БУДУЩЕЕ ВСЕГО ПРИРОДНО-ЗАПОВЕДНОГО ФОНДА УКРАИНЫ. Поэтому мы призываем всех трезво мыслящих людей встать на защиту этого резервата. Украинская власть вопреки всему разрушила-таки природные экосистемы Быстрого - теперь она должна их восстановить! Международное сообщество в своих отношениях с Украиной должно учитывать действительные политические реалии в нашей стране, а не только обещания вельмож! Мы призываем правительства стран мира и судовладельцев не пользоваться судоходным ходом по гирлу Быстрое! Может, хоть после этого украинское правительство станет придерживаться международных обязательств? С.Шапаренко, Экологическая группа "Печенеги", В.Борейко, Киевский эколого-культурный центр, А.Шевчук, Одесское отделение Международного Социально-Экологического Союза Украинская Коалиция "За дикую природу" 2. ХРОНИКА БОРЬБЫ ЗА СОХРАНЕНИЕ ДУНАЙСКОГО БИОСФЕРНОГО ЗАПОВЕДНИКА 6.8.2004 Сооружение канала в гирле Быстрое подверг резкой критике Экологический фонд "Euronatur" (Германия). (По сообщ. ЛIГАБiзнесIнформ) 1.8.2004 Международная комиссия по защите реки Дунай в ответ на обращение БФ Экоправо-Львов подтвердила свою озабоченность возможным отрицательным воздействием на окружающую среду Черного моря и реки Дунай строительства канала через гирло Быстрое. Учитывая, что положения Дунайской конвенции требуют обмена информацией относительно запланированной деятельности, Комиссия еще в декабре 2003 г. приняла резолюцию, выразив беспокойство этим проектом, потребовав от правительства Украины предоставить информацию относительно возможного влияния на окружающую среду, и сделав ударение на необходимости проведения всесторонней оценки влияния на окружающую среду от строительства канала. В начале июня 2004 г. Комиссия снова направила письмо Украине с требованием остановить дноуглубление до проведения международной оценки и обсуждения воздействия на окружающую среду, как того требует Дунайская конвенция. В середине июля Президент Дунайской Комиссии Катерина Дей (действовавшая одновременно и как представитель Европейской комиссии) и Филипп Веллер (исполнительный секретарь Дунайской комиссии) имели встречу с заместителем министра иностранных дел Украины. На ней было договорено, что вся информация относительно проекта и оценки его влияния на окружающую среду будет предоставлена Дунайской комиссии для экспертного анализа. Некоторая документация Дунайской и Европейской комиссии была предоставлена. Одновременно комиссия просила приостановить реализацию проекта, пока не будет оценена эта документация. Но этого не произошло. Оценка этих документов Дунайской комиссией показала, что они не достаточны для оценки вреда окружающей среде и не отвечают требованиям относительно обмена информацией согласно нормам Дунайской конвенции. Дунайская комиссия заявила, что Украина нарушила свои требования относительно обмена информацией в соответствии с нормами Дунайской конвенции. Поэтому данный вопрос будет рассматриваться на встрече рабочей группы Дунайской комиссии в сентябре этого года. (По сообщ. Экоправо-Львов) 13.8.2004 Во время визита в Румынию Герхард Шредер раскритиковал строительство Украиной канала через гирло Быстрое, назвав действия Украины безответственными. Канцлер Германии считает, что строительство канала следовало бы продолжать лишь после того, как будет неопровержимо установлено, что проект не повредит Дунайскому биосферному заповеднику. При этом Шредер заявил, что его правительство не может запретить немецкому Мебиусу принимать участие в этом проекте. Заместитель председателя Администрации Президента Украины В.Базив сделал допущение, что заявление канцлера Германии вызвано его неосведомленностью в данном вопросе. (По сообщ. Юрия Громницкого - Би-Би-Си, Киев; Немецкой волны и ЛIГАБiзнесIнформ) Накануне визита канцлера в Румынию румынская печать сообщала о том, что Бухарест не исключает строительства нового канала на своей территории. Такое строительство канала может привести к снижению уровня воды в украинском канале, после чего он станет непригодным для судоходства. (По сообщ. Юрия Громницкого - Би-Би-Си, Киев; Немецкой волны и ЛIГАБiзнесIнформ) 16.8.2004 МИД Украины организовало для румынских дипломатов поездку на место строительства на Быстром. (По сообщ. Экоправо-Львов) 18.8.2004 Президент Конгресса местного и регионального самоуправления Совета Европы Джованни Ди Стази официально высказал беспокойство в связи со строительством Украиной канала в гирле Быстрое. (По сообщ. Майдан-IНФОРМ) 20.8.2004 Еврокомиссия распространила пресс-релиз, в котором сообщила о своей обеспокоенности строительством канала в гирле Быстрое. Брюссель встревожен этим строительством, прежде всего, потому, что тот проходит через территорию международного резервата ЮНЕСКО. Комиссия обеспокоена тем, что Украина не сделала всестороннюю оценку и не провела общественное обсуждение того, как строительство канала может повлиять на окружающую среду. Согласно выводам Еврокомиссии, строительство канала при таких условиях может обусловить значительный и непоправимый вред экологической системе дельты Дуная. Брюссель напоминает, что тем самым Украина не придерживается нескольких международных обязательств. В частности, Конвенции об охране реки Дунай, Конвенции об оценке влияния на окружающую среду в трансграничном контексте и Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение. (По сообщ. ЛIГАБiзнесIнформ) Румыния обратилась к ООН с просьбой назначить комиссию для изучения экологических последствий данного проекта. (По сообщ. ЛIГАБiзнесIнформ) Спикер Госдепартамента США Адам Эрели заявил, что Киев фактически проигнорировал предостережения со стороны США, Евросоюза, Румынии и международных природоохранных организаций относительно строительства канала через гирло Быстрое. (По сообщ. ЛIГАБiзнесIнформ) 140 румынских организаций провели демонстрацию в Бухаресте против сооружения канала через гирло Быстрое. Более 500 человек, некоторые из которых несли фигурки пеликанов и осетров, передали украинскому посольству соответствующее открытое письмо. (По сообщ. Газета.Ru) 26.8.2004 МИД Украины направило Румынии, а также другим заинтересованным сторонам, дополнительную информацию относительно сооружения канала через гирло Быстрое в контексте природопользования в дельте реки Дунай. Румынский стороне были направлены материалы, содержащие оценку влияния на окружающую среду создания глубоководного хода Дунай - Черное море на украинском участке дельты, сравнительную таблицу альтернативных вариантов прохождения глубоководного судового хода, научную экологическо-экспертную оценку, а также вывод государственной экологической экспертизы. Кроме того, соответствующую информацию получили государства и международные организации, потенциально заинтересованные в предметном ознакомлении с ситуацией вокруг восстановления Украиной глубоководного судового хода реки Дунай - Черное море, а именно Австрия, Великобритания, Германия, Болгария, Хорватия, Чехия, Венгрия, Молдова, Сербия и Черногория, Словакия, Россия, США, а также ООН, НАТО и Совет Европы. (По сообщ. Экоправо-Львов) Президент Украины открыл судоходный путь по гирлу Быстрое. Президент Румынии Ион Илиеску провел экстренную встречу с премьер-министром Адрианом Нестасе и рядом других министров, по итогам которой участники пришли к выводу, что ситуация с открытием первой очереди судоходного канала "Дунай - Черное море" вынуждает их обратиться в Международный суд в Гааге. (По сообщ. Газета.Ru) Украинская Республиканская Партия "Собор" выступила за строительство шлюзового варианта канала Дунай - Черное море УРП "Собор" осознает острую необходимость восстановления судоходства в украинской части гирла Дуная, которое обеспечило бы стратегические интересы нашего государства, служило бы возрождению придунайских портов Рени, Измаила, Килии, Вилково. "Вместе с тем мы обращаем внимание на то, что нынешний вариант строительства был избран вопреки позиции Национальной академии наук Украины, без надлежащего экологического и экономического обоснования. При самом строительстве были грубо нарушены законы Украины и международные обязательства нашего государства", - говорится в заявлении УРП "Собор". В связи с этим члены УРП "Собор" заявляют: "реализованный вариант судоходного канала служит только ведомственным интересам Министерства транспорта Украины, поскольку предусматривает постоянные масштабные дноуглубительные работы, которые будут требовать значительных ежегодных бюджетных вливаний. Реализация же самого строительства еще раз показала: в Украине сформировалась глубоко неправовая система власти, когда процедуры, предусмотренные законом, бездействуют, а решения принимаются только вследствие прямого лоббирования в высших кабинетах". УРП "Собор" убеждена: "начало эксплуатации канала по гирлу Быстрому не снимает с повестки дня необходимость строительства шлюзового варианта в обход Дунайского биосферного заповедника, поскольку только такой вариант позволит не только сохранить природу, но и обеспечить интенсивное, постоянное, не зависимое от прихотей погоды судоходство в украинской части дунайского устья", - говорится в заявлении партии. (По сообщ. ЛIГАБiзнесIнформ) 3. ХОД КАМПАНИИ: ПОДПИСЫВАЕМСЯ В ЗАЩИТУ ЗАПОВЕДНИКА ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ! * По информации, имеющейся у ЭкГ "Печенеги", в августе в защиту заповедника отправили обращение кандидату в Президенты Украины, В.Януковичу Г.Гузь (Алчевск Луганской обл.) и М.Ручкин (Мерефа Харьковской обл.). * Наши румынские коллеги из RWW Group supports "ZIUA" организовали сбор подписей против канализации Быстрого. Подписи отсылаются в Евросоюз, США и украинским властям. ЗАЙДИТЕ НА СТРАНИЦЫ http://www.petitiononline.com/RomDelta/petition.html И ПОДПИШИТЕСЬ В ЗАЩИТУ ЗАПОВЕДНИКА! Не сдадим заповедник! Украина должна восстановить Быстрое! С надеждой на Вашу поддержку, С.Шапаренко \\|// БАЙБАК \\|// Новости природоохранных кампаний (30.8.04) pecheneg@ic.kharkov.ua, 30 августа 2004 г. ПРЕСС-АНАЛИЗ ПО НАШЕМУ ДУНАЮ СНОВА ПОШЛИ СУДА Протесты Запада, как считают в Киеве, связаны больше с конкуренцией, чем с экологией. * После полного завершения восстановительных работ официально и торжественно открылся глубоководный судоходный канал Дунай-Черное море в устье рукава Быстрого реки Дунай, сообщили "Сегодня" в Министерстве охраны природной окружающей среды. Ложь. Они нашли лоцманскую карту 1956 года на которой действительно нанесен путь прохода судов при глубинах до 2-х метров. Это не имеет никакого отношения к ситуации. Не бесполезно проверить, что именно нарисовано на действительной карте No 971. * Украина намерена начать эксплуатацию водной артерии с 1 сентября. Накануне прошли пробные проводки судов по каналу - благополучно преодолело путь и достигло пункта назначения крупное морское судно "Илья Сельвинский" Украинского Дунайского пароходства (водоизмещение 6180 т, длина - 123,5 м и осадка 4,5 м), которое следовало из Стамбула в Измаил на загрузку. Судно прошло по морскому подходному каналу, устьям Быстрое и Старостамбульское и через час и 13 минут вышло к городу Вилково. Накануне же Европейский Союз выразил "глубокое сожаление" в связи с пуском канала, а президент Румынии Ион Илиеску заявил, что строительство канала может нанести непоправимый ущерб экологической системе реки: "Украинская сторона обязана предоставлять исследования экологических последствий строительства, а также его влияние на воду, растительный и животный мир", - заявил он. "Сегодня" обратилась за комментарием к замначальника госслужбы заповедного дела Минохраны окружающей природной среды Сергею Комарчуку. "Прежде всего следует знать, что биосферный резерват - не природный заповедник, куда не должна ступать нога постороннего человека. Ложь. Быстрый разрезает именно ту часть заповедника, которая относится к самой ценной его части, приравненной при зонировании территории ДБЗ к природным заповедникам. * Биорезерваты - это места, где человек существует в гармонии с природой, и если там есть река, то по ней должны ходить суда, чтобы у людей была работа и речная рыба в домашнем меню. Второе - канал, который эксплуатировался в прошлом веке, сейчас не строили, а восстанавливали. Ложь. В 50-е годы по всем крупным рукавам ходили мелкие рыбацкие суда с осадкой до 2-2,5 метров. * Третье - серьезные претензии по поводу восстановления судоходства на канале имелись только у румынской стороны, Ложь. Свой протест, кроме Румынии, выразили представители ЕС, ЮНЕСКО, США, Рамсарская конвенция, общественность Европейских стран и др. * но это вопрос больше политико-экономический, чем экологический. Минэкологии, изучив вопрос досконально, дало "добро" на работы. Корабли по каналу будут проходить в специальном режиме - без звуковых и световых сигналов. Установленная электронная система слежения не позволит ни одному из судов нарушить строгие правила, в противном случае нарушителей ждут "дикие штрафы". Ложь. Один такой "дикий Штраф" уже заплатила фирма Мобиус в размере 100 гривен за уничтожение мелководного шельфа Черного моря, да еще во время нереста. * О том, что канал принесет существенную экономическую пользу, говорил вчера и Леонид Кучма, Правда. Отмывка денег принесет пользу отмывщикам. * который присутствовал на торжественном открытии канала: "Дунай открывает шлюзы для стремительного наращивания транспортных потоков. Через отечественные порты пойдут все украинские и около двух третей транзитных иностранных грузов", - заявил глава державы. Мы открыли канал, несмотря на критику международной общественности. По оценкам Минтранса, строительство канала Дунай-Черное море обеспечит переключение до 60% дунайского грузопотока в украинскую дельту Дуная. На сегодняшний день этот показатель оценивается всего в 1-2%. До сих пор монополистом в сфере предоставления транспортных путей для суден через дельту Дуная была Румыния. В.Евсеева, газета "Сегодня" от 27.08.04 Прислала: alla@eco.odessa.ua, 29 августа 2004 г. ***************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров * * Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco * * и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется только * * "UCS-PRESS" 2004 г. * по электронной почте * ***************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |