Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####  Сообщение ECO-HR.1476, 19 августа 2004 г. ****************##
 ##################################################################
                                   Право на общественную активность


         КАЗАХСТАН: В АВГУСТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ НЕ ЗАМИРАЕТ


    РИСУЮТ
    Подведены итоги II Республиканского конкурса экологического рисунка и
художественного пленэра "Земля - наш общий дом".
    С 27 июля по 4 августа на территории курортной зоны Боровое прошел финал
II Республиканского конкурса экологического рисунка и художественного пленэра
"Земля - наш общий дом". Мероприятие проходило в рамках экологической
программы компании ChevronTexaco. Программа, как и пленэр, носит название
"Земля - наш общий дом" и ставит своей целью всестороннее экологическое и
культурологическое образование детей и молодежи, воспитание бережного
отношения к природе и активной позиции по сохранению и сбалансированному
использованию биоразнообразия Казахстана.
    Осуществление данного проекта стало возможным благодаря поддержке со
стороны Министерства охраны окружающей среды, Министерства культуры и
Министерства образования и науки РК. Как отметил глава представительства
компании ChevronTexaco в Казахстане Гилберт АНКЕНБАУЭР, в любой стране самые
сокровенные желания и надежды связаны с детьми. Страна, в которой
руководители лично принимают участие в подобных проектах, действительно
заботится о будущем нации, подчеркнул г-н Анкенбауэр.
    Впервые экологический пленэр состоялся в 2003 году в Алматы. Тогда юные
художники - победители региональных конкурсов экологического рисунка -
получили возможность увидеть и запечатлеть живописные места Заилийского
Алатау, посетить многочисленные музеи, пройти мастер-классы у известных
художников.
    В нынешнем году проведению пленэра также предшествовал обшенациональный
конкурс, в котором приняли участие воспитанники художественных школ, студий
изобразительного искусства областных домов детского творчества. В финале
пленэра приняли участие 48 победителей конкурса. Молодые художники посетили
достопримечательности "Золотого кольца" курортной зоны - ставку Абылай-хана,
Жумбак-тас, Окжетпес. Гран-при конкурса детского экологического рисунка и
пленэра получил карагандинец Алексей Черемисин. Первое место заняла Жанна
Нугербекова из Астаны, второе - Роман Белан из Усть-Каменогорска, третье -
представительница Талдыкоргана Карлыгаш Адамова. Отдельной премии удостоился
самый юный участник конкурса - 10-летний Вадим Котельников из Уральска.
    Среди новых проектов, которые намерена реализовать компания
ChevronTexaco, значатся проведение Республиканского конкурса школьных
экологических проектов, а также выпуск учебной и познавательной литературы
по экологии, включая серию книг о национальных парках и заповедниках
Казахстана. Вскоре выйдет в свет первое издание, посвященное Иле-Алатаускому
национальному природному парку.
           А.Шатерникова, "PANORAMA", 6 августа 2004 года

    СТРОЯТ ПАРТИЮ
    Экологическое движение <За зеленую планету> планирует создать партию
Актюбинская область. 6 августа. КАЗИНФОРМ - Как передает Казинформ,
республиканское общественное объединение <Экологическое движение за зеленую
планету> намерено создать экологическую партию. Об этом на вчерашней
пресс-конференции сообщил председатель этого объединения Мусагали Дуамбеков.
    Зарегистрироваться как республиканская партия экологи собираются в
сентябре текущего года, если количество членов экологической организации
достигнет 50 тыс. человек. По данным Всемирной организации здравоохранения
причина 80 процентов всех заболеваний в республике кроется в ухудшении
экологической ситуации - это загрязненные воздух, водоемы, почва.
    Выходом из положения председатель экологического объединения Мусагали
Дуамбеков видит в экологизации практически всех сторон жизни общества -
экономики, законодательства и средств массовой информации. <Реальные
действия должны поддерживаться на правительственном уровне. Закон об охране
экологической среды есть, однако стране необходим экологический кодекс>, -
говорит он.
           Казинформ, www.inform.kz, 6 августа 2004 года

    ЗАПРЕЩАЮТ
    Нефтедоллары против природы
    Наложен запрет на эксплуатацию 14 нефтедобывающих скважин, принадлежавших
ОАО "СНПС Актобемунайгаз". Работа приостановлена по решению экономического
суда Актюбинской области, которое на днях обрело законную силу.
    Решению суда предшествовало предписание госинспектора по охране
окружающей среды, который обнаружил в иностранной нефтяной компании ряд
нарушений. Было установлено, что добывающие скважины сданы в эксплуатацию
без проведения работ по технической рекультивации земельных участков,
шламовые амбары имеют нарушенную гидроизоляцию, и в них сбрасываются отходы,
не предусмотренные проектом. Всё это является нарушением природоохранного
законодательства.
    По словам председателя экономического суда Актюбинской области
Галымжана Мырзаке, иски в связи с загрязнением окружающей среды к нефтяным
компаниям далеко не редкость. Только на прошлой неделе апелляционная
коллегия рассмотрела дело о взыскании с ОАО "СНПС Актобемунайгаз" 11 млн
тенге. Иск был заявлен природоохранным прокурором в связи с нарушением
компанией законодательства.
            "Мегаполис", www.megapolis.ura.kz, 5 августа 2004 года

    ПРОКУРОРЫ МОНИТОРЯТ
    Прокуратура Карагандинской области проведет мониторинг использования
ресурсов реки Нура.
    5 августа в Алматы прошло заседание рабочей группы при Министерстве
охраны окружающей среды (МООС), посвященное обсуждению основных положений
Экологического кодекса РК. Организаторами мероприятия выступили МООС
совместно с Казахстанской ассоциацией природопользователей для устойчивого
развития (КАПУР). Проведение заседания было инициировано Министерством
охраны окружающей среды для обсуждения вопросов кодификации экологического
законодательства Казахстана. По словам Александра БРАГИНА, директора
департамента МООС, ответственного за разработку Экологического кодекса,
основной задачей кодификации экологического законодательства является
систематизация всех норм и нормативов в области охраны окружающей среды,
подъем их статуса до уровня законодательных актов.
    В работе семинара приняли участие представители
предприятий-природопользователей, Программы развития ООН, Программы ТАСИС
по более чистому производству, Программы по совершенствованию управления
природными ресурсами в Центральной Азии ЮСАИД и других международных
организаций.
    Формирование экологического законодательства ведется с первой половины
90-х годов. За это время страна ратифицировала 19 международных конвенций.
Действует 10 специализированных законов в области охраны окружающей среды
и использования природных ресурсов, более 200 подзаконных актов, и, как
считают специалисты, в ближайшее время количество документов,
регламентирующих политику в сфере природопользования, должно удвоиться.
Между тем отечественные эксперты пришли к выводу, что в процессе дальнейшего
строительства экологического законодательства представляется более
целесообразным не увеличение количества нормативных актов, а систематизация
уже существующих документов и внесение в них новых установок. Вице-министр
охраны окружающей среды Нурлан ИСКАКОВ отметил, что "решение задачи
реформирования экологического законодательства предполагает анализ
существующих законов и подзаконных актов, обобщение международного опыта
в сфере природопользования, а также выработку новых направлений развития
законодательной системы для регулирования хозяйственной деятельности
предприятий в области охраны окружающей среды".
    По мнению г-на Брагина, внесение поправок в ту или иную часть
экологического законодательства тормозится остальной системой, потому
зачастую не представляется возможным реформирование отдельного направления.
Разработка Экологического кодекса предоставляет всем заинтересованным
сторонам возможность реформировать систему природоохраны в целом, а не ее
отдельные звенья, привести ее в соответствие с сегодняшними экономическими
реалиями. Как пояснил Панораме эксперт-эколог Программы развития ООН
Александр МИРОШНИЧЕНКО, в кодексе будут представлены подзаконные акты, в том
числе постановления правительства, и основополагающие экологические законы.
В частности, Закон "Об охране окружающей среды", Закон "Об экологической
экспертизе", подготовленный, но не утвержденный Закон "Об отходах", пока не
прошедший согласование Закон "Об экологическом аудите", а также Закон "Об
охране атмосферного воздуха" - единственного ресурса, который в настоящее
время находится в ведении экологов. Не войдут в Экологический кодекс
ресурсные документы, в частности Лесной, Водный и Земельный кодексы. Во
избежание громоздкости документа, решено не включать в Экологический кодекс
инструкции и методики, хотя г-н Мирошниченко не исключает, что, оставив за
рамками нового кодекса техническую документацию, казахстанские специалисты
рискуют в дальнейшем столкнуться со сложностями при внесении в нее
изменений.
    Одна из главных проблем, с которой столкнулись разработчики
Экологического кодекса, - разделение полномочий между МООС и другими
министерствами, в ведении которых находятся те или иные природные ресурсы.
Однако сегодня данный вопрос практически снят с повестки дня. Члены рабочей
группы пришли к выводу, что в том случае, если представленные в кодексе акты
войдут в противоречие с документами ресурсоуправляющих ведомств, силу будет
иметь Экологический кодекс. Как заметил Александр Мирошниченко, в
Экологическом кодексе систематизируется полезный опыт бывшего советского и
ныне действующего казахстанского законодательства. Вместе с тем подвергнутся
реформированию моменты, вызывающие недовольство МООС, или откровенно
устаревшие принципы природопользования. В частности, речь идет о
нормировании загрязнений.
    Согласно оценке экспертов, за сорок с лишним лет действия советского
законодательства по охране окружающей среды было разработано огромное
количество показателей ПДК в сфере нормирования водных загрязнений, охраны
атмосферного воздуха и т.п. В итоге действующая в настоящее время система
ПДК чрезвычайно многочисленна, глубоко противоречива и дает, таким образом,
искаженную оценку экологического состояния тех или иных объектов. Между тем
государства Европейского Союза отказались от применения системы ПДК в пользу
метода оценки степени загрязнения по состоянию гидробиологических объектов.
Например, в странах ЕС требования к очистке бассейнов рек и озер носят
рекомендательный характер. В то же время европейское природоохранное
законодательство, модель которого представляется экспертам-экологам и
руководителям МООС РК наиболее сбалансированной и перспективной, наказывает
нарушителей экологических требований посредством взимания платежей,
идентичных стоимости очистных работ или превышающих ее.
    В ходе семинара члены рабочей группы также обсудили вопросы
совершенствования разрешительной системы, экологического нормирования и
аудита, стимулирования экологической деятельности предприятий, гармонизации
казахстанского природоохранного законодательства с мировым, в частности с
европейским. Изменение роли законодательной системы участники встречи видят
не в усилении контрольно-надзорных функций, а в формировании благоприятных
условий для перехода к рыночным механизмам управления.
         А.Шатерникова, "PANORAMA", 6 августа 2004 года

    РЕФОРМИРУЮТ ЗАКОНЫ
    Министерство охраны окружающей среды РК в октябре представит
правительству концепцию реформирования экологического законодательства
    Министерство охраны окружающей среды РК в октябре представит
правительству РК концепцию реформирования экологического законодательства
страны. Об этом сегодня, 5 августа, в Алматы сообщил вице-министр охраны
окружающей среды Нурлан Искаков во время выступления на заседании рабочей
группы министерства по обсуждению положений проекта Экологического
Кодекса РК.
    Основной целью нового Экологического Кодекса станет отход от традиционной
запрещающей политики к политике сотрудничества и поощрения, характерной для
законодательства Европейского Союза, отметил Н. Искаков, а также
максимальное упрощение законодательства. По его словам, сегодня в Казахстане
действует четырехуровневая система экологического законодательства, что
значительно усложняет работу, как государственных органов, так и
природопользователей. При этом на природоохранной деятельности отражается
фискальная политика государства.
    Новый Экологический Кодекс должен стать законом прямого действия по
аналогии с действующим Гражданским Кодексом РК. При этом в нем будут заложены
инструменты, которые будут стимулировать предприятия внедрять экологические
программы. Так, например, предприятия, к которым нет претензий по соблюдению
экологического законодательства, будут платить минимальные сборы. На
предприятия, производящие выбросы вредных веществ, будут накладываться
существенные штрафы, либо загрязняющее производство будет закрыто.
    Отличительная особенность кодекса - повышенное доверие к ответственным
природопользователям. Так, разрешение на природопользование будет выдаваться
на срок от 3-5 и более лет. Уже сегодня предприятия, внедрившие на своих
производствах экологический стандарт ISO-14000, освобождены от уплаты
корпоративного налога.
    Для соблюдения законодательства предлагается ввести тройную систему
контроля выбросов. Это выборочный контроль государственных органов,
обязательный самоконтроль на самих предприятиях и общественный контроль со
стороны НПО. При этом все три вида контроля являются равными по значимости
для министерства. Н. Искаков отметил, что в данной сфере министерство особо
надеется на активность и сотрудничество с экологическими НПО.
    Также проект кодекса предусматривает обязательное использование средств,
полученных от предприятий за пользование природными ресурсами, только на
реализацию целевых программ. По информации вице-министра, в 2003 году на
эти цели акиматами - операторами программ - было использовано лишь 9% из
собранных 12 млрд. тенге.
    Между тем "экология в новом кодексе не будет поставлена выше
экономики", - заметил вице-министр. В настоящее время в Казахстане 80% всех
выбросов производятся 200 крупнейшими промышленными предприятиями страны. В
то же время эти предприятия являются основными налогоплательщиками. Однако
реализация экологических программ на этих предприятиях пока проблематична,
так как большинство из них были построены в 1930-х годах и используют
устаревшие технологии и топливо с высокой зольностью.
           Kazakhstan today, "Gazeta.kz", www.gazeta.kz, 5 августа 2004 г.
    Развитие экологического законодательства пойдет по пути систематизации
и приближения к международным требованиям.
    5 августа в Алматы прошло заседание рабочей группы при Министерстве
охраны окружающей среды (МООС), посвященное обсуждению основных положений
Экологического кодекса РК. Организаторами мероприятия выступили МООС
совместно с Казахстанской ассоциацией природопользователей для устойчивого
развития (КАПУР). Проведение заседания было инициировано Министерством
охраны окружающей среды для обсуждения вопросов кодификации экологического
законодательства Казахстана. По словам Александра БРАГИНА, директора
департамента МООС, ответственного за разработку Экологического кодекса,
основной задачей кодификации экологического законодательства является
систематизация всех норм и нормативов в области охраны окружающей среды,
подъем их статуса до уровня законодательных актов.
    В работе семинара приняли участие представители
предприятий-природопользователей, Программы развития ООН, Программы ТАСИС
по более чистому производству, Программы по совершенствованию управления
природными ресурсами в Центральной Азии ЮСАИД и других международных
организаций.
    Формирование экологического законодательства ведется с первой половины
90-х годов. За это время страна ратифицировала 19 международных конвенций.
Действует 10 специализированных законов в области охраны окружающей среды и
использования природных ресурсов, более 200 подзаконных актов, и, как
считают специалисты, в ближайшее время количество документов,
регламентирующих политику в сфере природопользования, должно удвоиться.
Между тем отечественные эксперты пришли к выводу, что в процессе дальнейшего
строительства экологического законодательства представляется более
целесообразным не увеличение количества нормативных актов, а систематизация
уже существующих документов и внесение в них новых установок. Вице-министр
охраны окружающей среды Нурлан ИСКАКОВ отметил, что "решение задачи
реформирования экологического законодательства предполагает анализ
существующих законов и подзаконных актов, обобщение международного опыта в
сфере природопользования, а также выработку новых направлений развития
законодательной системы для регулирования хозяйственной деятельности
предприятий в области охраны окружающей среды".
    По мнению г-на Брагина, внесение поправок в ту или иную часть
экологического законодательства тормозится остальной системой, потому
зачастую не представляется возможным реформирование отдельного направления.
Разработка Экологического кодекса предоставляет всем заинтересованным
сторонам возможность реформировать систему природоохраны в целом, а не ее
отдельные звенья, привести ее в соответствие с сегодняшними экономическими
реалиями. Как пояснил Панораме эксперт-эколог Программы развития ООН
Александр МИРОШНИЧЕНКО, в кодексе будут представлены подзаконные акты, в том
числе постановления правительства, и основополагающие экологические законы.
В частности, Закон "Об охране окружающей среды", Закон "Об экологической
экспертизе", подготовленный, но не утвержденный Закон "Об отходах", пока не
прошедший согласование Закон "Об экологическом аудите", а также Закон "Об
охране атмосферного воздуха" - единственного ресурса, который в настоящее
время находится в ведении экологов. Не войдут в Экологический кодекс
ресурсные документы, в частности Лесной, Водный и Земельный кодексы. Во
избежание громоздкости документа, решено не включать в Экологический кодекс
инструкции и методики, хотя г-н Мирошниченко не исключает, что, оставив за
рамками нового кодекса техническую документацию, казахстанские специалисты
рискуют в дальнейшем столкнуться со сложностями при внесении в нее
изменений.
    Одна из главных проблем, с которой столкнулись разработчики
Экологического кодекса, - разделение полномочий между МООС и другими
министерствами, в ведении которых находятся те или иные природные ресурсы.
Однако сегодня данный вопрос практически снят с повестки дня. Члены рабочей
группы пришли к выводу, что в том случае, если представленные в кодексе акты
войдут в противоречие с документами ресурсоуправляющих ведомств, силу будет
иметь Экологический кодекс. Как заметил Александр Мирошниченко, в
Экологическом кодексе систематизируется полезный опыт бывшего советского и
ныне действующего казахстанского законодательства. Вместе с тем подвергнутся
реформированию моменты, вызывающие недовольство МООС, или откровенно
устаревшие принципы природопользования. В частности, речь идет о
нормировании загрязнений.
    Согласно оценке экспертов, за сорок с лишним лет действия советского
законодательства по охране окружающей среды было разработано огромное
количество показателей ПДК в сфере нормирования водных загрязнений, охраны
атмосферного воздуха и т.п. В итоге действующая в настоящее время система
ПДК чрезвычайно многочисленна, глубоко противоречива и дает, таким образом,
искаженную оценку экологического состояния тех или иных объектов. Между тем
государства Европейского Союза отказались от применения системы ПДК в пользу
метода оценки степени загрязнения по состоянию гидробиологических объектов.
Например, в странах ЕС требования к очистке бассейнов рек и озер носят
рекомендательный характер. В то же время европейское природоохранное
законодательство, модель которого представляется экспертам-экологам и
руководителям МООС РК наиболее сбалансированной и перспективной, наказывает
нарушителей экологических требований посредством взимания платежей,
идентичных стоимости очистных работ или превышающих ее.
    В ходе семинара члены рабочей группы также обсудили вопросы
совершенствования разрешительной системы, экологического нормирования и
аудита, стимулирования экологической деятельности предприятий, гармонизации
казахстанского природоохранного законодательства с мировым, в частности с
европейским. Изменение роли законодательной системы участники встречи видят
не в усилении контрольно-надзорных функций, а в формировании благоприятных
условий для перехода к рыночным механизмам управления.
              А.Шатерникова, "PANORAMA", 6 августа 2004 года
    Стимулы вместо запретов
    Вчера в Алматы прошло первое публичное заседание рабочей группы по
разработке Экологического кодекса РК. Его провели Министерство охраны
окружающей среды и Казахстанская ассоциация природопользователей для
устойчивого развития (КАПУР), пригласившие для обмена мнениями
представителей отечественных сырьевых предприятий и СМИ, ПРООН, ТАСИС,
ЮСАИД и других международных организаций.
    По словам председательствовавшего на заседании вице-министра охраны
окружающей среды Нурлана Искакова, Экологический кодекс должен стать законом
прямого действия. Его принципиальное отличие от ныне действующих
экологических актов - перенос акцента с запретов на стимулирующие
экологизацию производства меры. В частности, предполагается снижать
налоговую нагрузку на предприятия, которые будут внедрять технологии,
снижающие вредные выбросы. Контроль за ними будет не четырех-, как сейчас, а
трехуровневым - государственным, обязательным со стороны самих предприятий,
а также общественным.
    Нурлан Искаков также сообщил, что министерство планирует представить
новую концепцию реформирования экологического законодательства правительству
РК уже в октябре текущего года. До этого министерство и КАПУР намерены
развернуть в СМИ республики кампанию по разъяснению и обсуждению положений
проекта Экологического кодекса.
       Г.Андреев, "Экспресс-К", 6 августа 2004 года

     Источник: EcoDigest (2.08-8.08.04), 10 августа 2004 г.,
               З.Бабаханова, НПО "Экологический ПрессЦентр",
                zarina@ecopress.lorton.com

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*   Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83               *
*   Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru             *
**************************          Распространяется только     *
* "UCS-PRESS" 2004 г.    *          по электронной почте        *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.24.0

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность