![]() |
![]() |
| О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест | |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск
##################################################################
########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************##
#######**** ****************************************************##
#### Сообщение ECO-HR.1475, 18 августа 2004 г. ****************##
##################################################################
Право на ответственную власть
ПОХОЖЕ, ГРАНТЫ ОСТАНУТСЯ ЛИШЬ ПРИБЛИЖЕННЫМ ГРАНДАМ
Уважаемые коллеги, друзья,
5 августа, в последний день работы своей сессии, Государственная
Дума приняла в первом чтении проект федерального закона No 58666-4
"О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты о налогах
и сборах". Законопроект был внесен Правительством в Государственную
Думу 1 июня и содержит в себе множество изменений в Налоговом кодексе
РФ. Несколько абзацев законопроекта касаются налогообложения грантов.
На наш взгляд в законопроекте есть одна хорошая новость и две плохих.
Хорошая - состоит в том, что предлагаемые изменения расширяют перечень
областей, в которых гранты не облагаются налогом на прибыль (24%). К
уже закрепленным действующим законодательством образованию, конкретным
научным исследованиям, культуре, искусству и охране окружающей среды
добавлены три дополнительных сферы деятельности. Это - защита прав и
свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством
Российской Федерации (напоминаем, что международные соглашения,
ратифицированные РФ, являются частью внутреннего законодательства),
охрана здоровья населения (направления - СПИД, наркомания, детская
онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и
туберкулез), а также социальное обслуживание малоимущих и социально не
защищенных категорий граждан.
В случае принятия этого положения законопроекта будет достигнута
первая важная победа в сфере налогообложения НКО за несколько лет.
По инициативе Народной Ассамблеи вопрос налогообложения грантов
обсуждался в Комиссии по правам человека при Президенте РФ. В сентябре
прошлого года под эгидой Комиссии представители Народной Ассамблеи
провели переговоры с представителями Министерства финансов,
Министерства налогов и сборов и других ведомств на совещании под
председательством тогдашнего вице-премьера по социальной политике
Галиной Кареловой. Согласованные в ходе того мероприятия предложения
по расширению сфер деятельности, на которые разрешено выделять гранты,
были направлены Президенту РФ. В течение почти года они проходили
непростое согласование в администрации Президента и министерствах, а
теперь внесены в Государственную Думу Правительством.
К сожалению, отрицательные положения нового законопроекта значительно
"перевешивают" его позитивные аспекты и создают тяжелую ситуацию для
российских НКО, остающихся зависимыми от получения грантов из-за
несправедливого и экономически необоснованного законодательства,
ограничивающего их в получении иных доходов.
Поправками предусмотрено радикальное изменение правового статуса
грантодателей - как российских, так и иностранных.
Во-первых, в отличие от действующего порядка, не содержащего
ограничений для предоставления грантов российскими некоммерческими
организациями (будь то корпоративные фонды, частные фонды, фонды
развития местных сообществ, регрантинговые фонды или любые иные НКО),
в случае принятия поправки они смогут предоставлять гранты только в
том случае, если будут включены в перечень, утверждаемый
Правительством РФ. В законе отсутствуют какие-либо критерии для
включения грантодателей в перечень. Отсутствуют утвержденные процедуры
составления и обновления перечня. Для того, чтобы этот Перечень начал
составляться и вступил в силу, потребуется принятие соответствующего
постановления Правительства (аналогично постановлению о подобном
перечне иностранных доноров, принятому в декабре 2002 г. после
принятия предыдущих изменений в статью о грантах в мае 2002 г. и
действующему в настоящее время).
Учитывая, что Правительство РФ, несмотря на многочисленные обращения,
не утверждает и официально не публикует процедур составления такого
рода перечней, высока вероятность, что многие российские организации,
особенно расположенные вне Москвы, а также не зависимые от властей или
"не любимые" ими по политическим и иным причинам, не будут включены в
указанный перечень. По мнению экспертов, существует реальная опасность
произвольного формирования перечня, без учета реальных потребностей
общества. Таким образом, усилия НКО и российского бизнеса последних
лет, направленные на развитие российской филантропии,
благотворительности и на снижение зависимости НКО от иностранных
источников, могут быть подорваны.
Во-вторых, иностранный или международный грантодатель, согласно
законопроекту, сможет предоставлять не облагаемые налогом на прибыль
гранты только в том случае, если грант будет оформлен в Комиссии по
вопросам международной гуманитарной и технической помощи при
Правительстве РФ.
До 2004 г. этим занимались две отдельные комиссии, существовавшие с
1999 г. Комиссия по вопросам международной технической помощи
утверждала крупные программы технической помощи, в основном
правительственные. Иностранные и международные организации
предоставляют в России тысячи грантов, в том числе совсем небольших, и
оформление этих грантов в единственной на всю страну Комиссии при
Правительстве РФ может затянуться на многие месяцы. Длительность
оформления разрушит нормальное планирование деятельности
НКО-получателей грантов.
Более того, если Комиссия будет применять к регистрации грантов
требования Закона о зарубежной безвозмездной помощи от 1999 г.,
грантодатель должен будет представить в Комиссию письмо администрации
того города или региона, где должен реализовываться проект, о ее
согласии контролировать целевое использование средств по грантовому
проекту.
По нашему мнению эта норма безусловно коррупциогенна. Кроме того,
организации и их проекты ставятся в политическую зависимость от воли
чиновника, который может отказаться подписывать такую бумагу из
политических или иных соображений.
Не исключено, что многие иностранные доноры посчитают это требование
политическим контролем и откажутся обращаться в комиссию. В результате
высока вероятность того, что они прекратят выделять гранты в России,
так как они не имеют права по своим уставам и законам своих стран
разрешить облагать свои гранты налогом на прибыль.
Также, в отличие от действующего законодательства, иностранные
физические лица, согласно законопроекту, лишаются права предоставлять
гранты.
Каких-либо изменений, касающихся получателей грантов, не предлагается.
Наши эксперты считают, что в таком подходе к налогообложению грантов
невозможно выявить экономического смысла: если программы в названных
областях деятельности признаются государством заслуживающими поддержки
в виде освобождения от налога и при условии, что средства на программу
использованы по назначению, с экономической точки зрения безразлично,
кем эти средства предоставлены. Подобного механизма контроля нет нигде
в мире. По мнению представителей НКО, эти меры представляют собой
установление нового, по сути политического, контроля государства за
российскими и иностранными грантодающими организациями и за
гражданским обществом в целом.
Законопроект должен рассматриваться во втором и третьем чтениях
осенью, скорее всего в октябре.
Что уже сделано и что предполагается сделать?
Были составлены экспертизы законопроекта (Народной Ассамблеей,
Независимым экспертно-правовым советом, Национальным антикоррупционным
комитетом и Международным центром некоммерческого права).
Выработана стратегия противодействия принятию негативных положений
проекта закона.
Были составлены проекты писем на имя председателя Государственной Думы
Б.Грызлова и председателя Комитета Думы по бюджету и налогам
Ю.Васильева, которые подписали и отправили председатель Комиссии по
правам человека при Президенте РФ Э.Памфилова и Уполномоченный по
правам человека В.Лукин.
Инициированы статьи в общероссийских СМИ.
Готовятся встречи с рядом чиновников и депутатов.
Подготовлены поправки в законопроект для внесения сочувствующими
депутатами и законодательными собраниями регионов (суть "наших"
поправок - поддержать положение, расширяющее сферы деятельности,
финансируемые грантами, и исключить положения о новых требованиях к
российским и зарубежным грантодателям).
Мы предполагаем, что к концу сентября станет ясно, дают ли что-либо
наши встречи и переговоры.
С Вашего согласия мы будем сообщать Вам о развитии событий и держать с
Вами связь.
Будем признательны Вам за поддержку и высказанные идеи.
С нами можно связываться через администратора "налоговой группы"
Народной Ассамблеи Дарью Милославскую miloslavskaya@urbaneconomics.ru.
С уважением
от Народной Ассамблеи О.Комаровский, admin@civitas.ru, www.civitas.ru
17 августа 2004 г.
*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" *
* (http://www.seu.ru/members/ucs) *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров *
* Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco *
* и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr *
* *********************************** *
* Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 *
* Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru *
************************** Распространяется только *
* "UCS-PRESS" 2004 г. * по электронной почте *
*****************************************************************
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |