О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1475, 18 августа 2004 г. ****************## ################################################################## Право на ответственную власть ПОХОЖЕ, ГРАНТЫ ОСТАНУТСЯ ЛИШЬ ПРИБЛИЖЕННЫМ ГРАНДАМ Уважаемые коллеги, друзья, 5 августа, в последний день работы своей сессии, Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона No 58666-4 "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах". Законопроект был внесен Правительством в Государственную Думу 1 июня и содержит в себе множество изменений в Налоговом кодексе РФ. Несколько абзацев законопроекта касаются налогообложения грантов. На наш взгляд в законопроекте есть одна хорошая новость и две плохих. Хорошая - состоит в том, что предлагаемые изменения расширяют перечень областей, в которых гранты не облагаются налогом на прибыль (24%). К уже закрепленным действующим законодательством образованию, конкретным научным исследованиям, культуре, искусству и охране окружающей среды добавлены три дополнительных сферы деятельности. Это - защита прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации (напоминаем, что международные соглашения, ратифицированные РФ, являются частью внутреннего законодательства), охрана здоровья населения (направления - СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), а также социальное обслуживание малоимущих и социально не защищенных категорий граждан. В случае принятия этого положения законопроекта будет достигнута первая важная победа в сфере налогообложения НКО за несколько лет. По инициативе Народной Ассамблеи вопрос налогообложения грантов обсуждался в Комиссии по правам человека при Президенте РФ. В сентябре прошлого года под эгидой Комиссии представители Народной Ассамблеи провели переговоры с представителями Министерства финансов, Министерства налогов и сборов и других ведомств на совещании под председательством тогдашнего вице-премьера по социальной политике Галиной Кареловой. Согласованные в ходе того мероприятия предложения по расширению сфер деятельности, на которые разрешено выделять гранты, были направлены Президенту РФ. В течение почти года они проходили непростое согласование в администрации Президента и министерствах, а теперь внесены в Государственную Думу Правительством. К сожалению, отрицательные положения нового законопроекта значительно "перевешивают" его позитивные аспекты и создают тяжелую ситуацию для российских НКО, остающихся зависимыми от получения грантов из-за несправедливого и экономически необоснованного законодательства, ограничивающего их в получении иных доходов. Поправками предусмотрено радикальное изменение правового статуса грантодателей - как российских, так и иностранных. Во-первых, в отличие от действующего порядка, не содержащего ограничений для предоставления грантов российскими некоммерческими организациями (будь то корпоративные фонды, частные фонды, фонды развития местных сообществ, регрантинговые фонды или любые иные НКО), в случае принятия поправки они смогут предоставлять гранты только в том случае, если будут включены в перечень, утверждаемый Правительством РФ. В законе отсутствуют какие-либо критерии для включения грантодателей в перечень. Отсутствуют утвержденные процедуры составления и обновления перечня. Для того, чтобы этот Перечень начал составляться и вступил в силу, потребуется принятие соответствующего постановления Правительства (аналогично постановлению о подобном перечне иностранных доноров, принятому в декабре 2002 г. после принятия предыдущих изменений в статью о грантах в мае 2002 г. и действующему в настоящее время). Учитывая, что Правительство РФ, несмотря на многочисленные обращения, не утверждает и официально не публикует процедур составления такого рода перечней, высока вероятность, что многие российские организации, особенно расположенные вне Москвы, а также не зависимые от властей или "не любимые" ими по политическим и иным причинам, не будут включены в указанный перечень. По мнению экспертов, существует реальная опасность произвольного формирования перечня, без учета реальных потребностей общества. Таким образом, усилия НКО и российского бизнеса последних лет, направленные на развитие российской филантропии, благотворительности и на снижение зависимости НКО от иностранных источников, могут быть подорваны. Во-вторых, иностранный или международный грантодатель, согласно законопроекту, сможет предоставлять не облагаемые налогом на прибыль гранты только в том случае, если грант будет оформлен в Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ. До 2004 г. этим занимались две отдельные комиссии, существовавшие с 1999 г. Комиссия по вопросам международной технической помощи утверждала крупные программы технической помощи, в основном правительственные. Иностранные и международные организации предоставляют в России тысячи грантов, в том числе совсем небольших, и оформление этих грантов в единственной на всю страну Комиссии при Правительстве РФ может затянуться на многие месяцы. Длительность оформления разрушит нормальное планирование деятельности НКО-получателей грантов. Более того, если Комиссия будет применять к регистрации грантов требования Закона о зарубежной безвозмездной помощи от 1999 г., грантодатель должен будет представить в Комиссию письмо администрации того города или региона, где должен реализовываться проект, о ее согласии контролировать целевое использование средств по грантовому проекту. По нашему мнению эта норма безусловно коррупциогенна. Кроме того, организации и их проекты ставятся в политическую зависимость от воли чиновника, который может отказаться подписывать такую бумагу из политических или иных соображений. Не исключено, что многие иностранные доноры посчитают это требование политическим контролем и откажутся обращаться в комиссию. В результате высока вероятность того, что они прекратят выделять гранты в России, так как они не имеют права по своим уставам и законам своих стран разрешить облагать свои гранты налогом на прибыль. Также, в отличие от действующего законодательства, иностранные физические лица, согласно законопроекту, лишаются права предоставлять гранты. Каких-либо изменений, касающихся получателей грантов, не предлагается. Наши эксперты считают, что в таком подходе к налогообложению грантов невозможно выявить экономического смысла: если программы в названных областях деятельности признаются государством заслуживающими поддержки в виде освобождения от налога и при условии, что средства на программу использованы по назначению, с экономической точки зрения безразлично, кем эти средства предоставлены. Подобного механизма контроля нет нигде в мире. По мнению представителей НКО, эти меры представляют собой установление нового, по сути политического, контроля государства за российскими и иностранными грантодающими организациями и за гражданским обществом в целом. Законопроект должен рассматриваться во втором и третьем чтениях осенью, скорее всего в октябре. Что уже сделано и что предполагается сделать? Были составлены экспертизы законопроекта (Народной Ассамблеей, Независимым экспертно-правовым советом, Национальным антикоррупционным комитетом и Международным центром некоммерческого права). Выработана стратегия противодействия принятию негативных положений проекта закона. Были составлены проекты писем на имя председателя Государственной Думы Б.Грызлова и председателя Комитета Думы по бюджету и налогам Ю.Васильева, которые подписали и отправили председатель Комиссии по правам человека при Президенте РФ Э.Памфилова и Уполномоченный по правам человека В.Лукин. Инициированы статьи в общероссийских СМИ. Готовятся встречи с рядом чиновников и депутатов. Подготовлены поправки в законопроект для внесения сочувствующими депутатами и законодательными собраниями регионов (суть "наших" поправок - поддержать положение, расширяющее сферы деятельности, финансируемые грантами, и исключить положения о новых требованиях к российским и зарубежным грантодателям). Мы предполагаем, что к концу сентября станет ясно, дают ли что-либо наши встречи и переговоры. С Вашего согласия мы будем сообщать Вам о развитии событий и держать с Вами связь. Будем признательны Вам за поддержку и высказанные идеи. С нами можно связываться через администратора "налоговой группы" Народной Ассамблеи Дарью Милославскую miloslavskaya@urbaneconomics.ru. С уважением от Народной Ассамблеи О.Комаровский, admin@civitas.ru, www.civitas.ru 17 августа 2004 г. ***************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров * * Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco * * и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется только * * "UCS-PRESS" 2004 г. * по электронной почте * ***************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |