Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####     Сообщение ECO-HR.1457, 31 июля 2004 г. ****************##
 ##################################################################
                                      Право на ответственный бизнес


         "СЛУШАЕМ" ПРО "ТРАНСНЕФТЬ", РВУЩУЮСЯ НА ВОСТОК
                 (начало см. в ECO-HR.1441)


    ПРИМОРСКИЙ КРАЙ
    Нефтепровод ВСТО
    Сообщение от ОО БРОК.
    Общественные слушания по нефтепроводу потрясают общественность
Дальнего Востока, обеспокоенную судьбой региона и судьбой Государственной
программы его развития. В то же время официальные источники региональной
информации хранят гробовое молчание.
    Подписав весной с компанией "Транснефть" протоколы о намерениях,
губернаторы и их команды одним махом признали, что Закон, требующий
общественных обсуждений и экспертиз для проектов такого масштаба еще
на стадии собственно Программы развития и технического задания на Оценку
воздействия на окружающую среду - этот Закон их не слишком интересует,
как и мнение граждан.
    Самое характерное в проводимых слушаниях, что было продемонстрировано
во Владивостоке - ключевая формула протокола. После трех часов
сокрушительной критики и возмущения крайне неудовлетворительным качеством
проекта и недостаточностью представленных материалов со стороны ученых и
экологов, проектировщики записали - "в целом одобрить". В результате
на следующий день экологам пришлось сотворить целый пакет дополнений,
приложений, протоколов разноголасий и особых мнений.
           Прислал: swan1@vladivostok.ru, 15 июля 2004 г.

    БУРЯТИЯ
    <Чем строить нефтепровод, не проще ли возить бензин?>
    Прошли общественные слушания по <северному варианту>
    21 июля в Улан-Удэ прошли общественные слушания <Обоснование
инвестиций в строительство нефтепроводной системы <Восточная Сибирь - Тихий
океан> (Тайшет - бухта Перевозная приморского края), подготовленного ОАО
<Транснефть>.
    Ранее подобные мероприятия прошли вдоль планируемой трассы во
Владивостоке, Хабаровске, Биробиджане, Благовещенске, Иркутске и на станции
Чара Читинской области. Организовали слушания правительство Бурятии при
участии <Транснефти>, его подразделений ОАО <ВНИИСТ> и ОАО
<Гипротрубопровод>. Трасса проектируется севернее Байкала по территории
Северобайкальского и Муйского районов в экстремально сложных
инженерно-геологических условиях. Ее отличают высокая сейсмичность (до 10
баллов), обширное развитие вечной мерзлоты, селеопасные участки. Общая
протяженность планируемого трубопровода 4188 км, из них по территории
Бурятии - 555 км.
    В августе прошлого года материалы проектировщиков получили отрицательное
заключение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), так как трасса
была запроектирована прямо по территории Байкальского участка Всемирного
природного наследия, местами приближаясь на 20-30 км к берегу озера. Сейчас
разработчики представили новый маршрут трассы, отодвинутый на 80 км на север
от Байкала и одобренный в марте этого года ГЭЭ. Но 130 км трассы (23%
бурятского участка трубопровода) все равно проходят по водосборному бассейну
священного озера, пересекая между Уояном и Янчуканом одну из крупнейших рек
бассейна Байкала - Верхнюю Ангару и ее многочисленные притоки.
    Большинство выступавших обратили внимание разработчиков проекта на
неполноту представленной информации. Особенно это касается экологических
рисков в случае утечек или аварийных разливов нефти, особенно опасных в
малонаселенных и слабо изученных районах. Не исключено, что здесь утечки
могут продолжаться годами, отравляя водозаборы, что уже случилось под
поселком Тыреть Иркутской области. Не учтено влияние намечаемого
строительства на культуру и традиционное природопользование коренных
малочисленных народов Севера - эвенков. А ведь трасса пересекает охотничьи
угодья и оленьи пастбища эвенкийских общин. Но никакой антропологической
экспертизы проведено не было.
    Не удовлетворила многих участников слушаний и социально-экономическая
информация. Остались неизвестны количество рабочих мест для местного
населения; предполагаемые отчисления в бюджеты Бурятии и районов; оценка
прямого и косвенного воздействия на рекреационную деятельность и расчет
соответствующего ущерба; обязательства инвестора по улучшению
социально-бытовых условий жизни населения и ликвидации конфликтных ситуаций.
    Заведующая отделом социально-гигиенического мониторинга
Госсанэпиднадзора в Бурятии Л. МАКАРОВА отметила, что представленные
материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) не позволяют судить
о воздействии нефтепровода на санитарно-эпидемиологическую ситуацию и
здоровье населения. Отсутствуют сведения по характеристике
санитарно-эпидемиологической ситуации в населенных пунктах, точная
дислокация сибиреязвенных скотомогильников. Нет сведений, необходимых для
оценки воздействия на источники хозяйственно-питьевого водоснабжения:
характеристика водных объектов по водопользованию, санитарные характеристики
водных объектов хозяйственно-бытового и рекреационного назначения, данные о
фоновом загрязнении водоемов, предложения по организации производственного
контроля качества водных объектов. В связи с этим риск неблагоприятного
воздействия нефтепровода может быть выше, чем прогнозируется разработчиками.
    Начальник Центральной эколого-геохимической партии ФГУП <Бурятгеоцентр>
Игорь КРЕМЕНЕЦКИЙ и директор Байкальского института природопользования СО
РАН Арнольд ТУЛОХОНОВ поставили под сомнение целесообразность проекта из-за
недостаточной обеспеченности нефтепровода запасами нефти, необходимости
уменьшения сырьевой составляющей экономики России. Не проведен расчет,
насколько трубопроводный транспорт сырой нефти на экспорт выгоднее
железнодорожной поставки нефтепродуктов (бензин, авиационный керосин,
дизельное топливо, машинные масла) в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
    Представители семи общественных организаций, включая Ассоциацию
коренных малочисленных народов Севера, предложили разработчикам подготовить
альтернативу, выводящую трассу трубопровода за пределы водосборного
бассейна Байкала. Ранее такой вариант был рекомендован специалистами
Института земной коры СО РАН (Иркутск) как экологически и экономически
более целесообразный; поскольку он проходит по территории с менее сложными
инженерно-геологическими условиями и не окажет антропогенного воздействия
на Байкальскую природную территорию. Экологи также потребовали повторного
проведения слушаний после того, как общественность сможет ознакомиться с
более полными материалами ОВОС. Общественность пожелала ознакомиться с
томом 1 <Общая пояснительная записка>, томом 3, книга 1 <Основные
технические решения> и томом 6 <Эффективность инвестиций>.
    По заверениям разработчиков, еще в течение месяца в Улан-Удэ,
Нижнеангарске и Таксимо будут открыты общественные приемные, где можно
будет ознакомиться с проектными материалами и внести свои замечания и
предложения разработчикам. Пока действия разработчиков навевают грустные
мысли: если они на предварительном этапе не проработали все вопросы в
соответствии с российским законодательством и не предоставили общественности
все необходимые материалы, то как они будут себя вести в процессе
строительства и эксплуатации нефтепровода?
        Е.Кислов, "Молодежь Бурятии", 28 июля 2004 г.

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*   Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83               *
*   Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru             *
**************************          Распространяется только     *
* "UCS-PRESS" 2004 г.    *          по электронной почте        *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.24.0 (Ubuntu)

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность