Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####     Сообщение ECO-HR.1447, 21 июля 2004 г. ****************##
 ##################################################################
                                      Право на ответственный бизнес



    КАЛИНИНГРАД: ПРОТИВ НОВОГО НЕФТЯНОГО ТЕРМИНАЛА НА БАЛТИКЕ


    НАЧАЛО
    По сообщениям информационных агентств, некая нефтяная компания
обратилась в администрацию Калининградской области с предложением о
строительстве нефтяного терминала в окрестностях поселка Янтарный
Калининградской области. Представители экологической группы Экозащита!
выступили с резкой критикой этого проекта, считая, что его реализация
значительно усугубит экологическую напряженность в Юго-Восточной Балтике.
Вице-губернатор области Олег Шлык, ведущий в данное время переговоры с
представителями компании, заявил, что также не поддерживает идею
строительства терминала.
    Как сообщила Калининградская государственная телерадиовещательная
компания (http://kaliningrad.rfn.ru), в поселке Янтарный Калининградской
области готовится к реализации проект строительства нефтяного терминала.
Нефтяная компания, имя которой не афишируется, планирует к 2006 году
построить терминал и капитально отремонтировать ведущую к поселку железную
дорогу. Информационное агентство REGNUM (www.regnum.ru) также распространило
такую информацию со ссылкой на вице-губернатора области Олега Шлыка.
    Экологическая группа Экозащита! (www.ecodefense.ru) выступила сегодня с
резкой критикой идеи строительства нефтяного терминала. По мнению экологов,
появление нового терминала станет еще одним шагом на пути превращения
Калининградской области в придаток нефтяной отрасли и приведет к ухудшению
экологической обстановки в Юго-Восточной Балтике. Вслед за добычей нефти на
месторождении Д6, которая, по заявлению администрации компании ЛУКОЙЛ,
начнется в середине февраля, новый терминал окончательно разрушит все
перспективы развития устойчивых традиционных отраслей экономики -
рыболовства и туризма.
    <Россия не подписала международное соглашение о придании Балтийскому
морю статуса особо чувствительной морской зоны, включающее отказ от
использования на Балтике однокорпусных танкеров, - заявил пресс-секретарь
Экозащиты! Алексей Милованов. - Если нефтяной терминал будет построен,
катастрофы, подобной печально известному <Престижу>, стоит ожидать не у
берегов далекой Испании, а непосредственно на Калининградском побережье>.
    Как сообщил в телефонном разговоре с представителями группы Экозащита!
вице-губернатор Калининградской области Олег Шлык, говорить о том, что
администрация области поддерживает проект, рано. В своих действиях
представители администрации, ведущие переговоры с нефтяной компанией, в
первую очередь руководствуются соображениями экологической безопасности.
Господин Шлык также сказал, что загрязнение окружающей среды области
усугубляется отсутствием очистки муниципальных стоков и другими факторами, и
администрация области не может позволить, чтобы к ним прибавилось нефтяное
загрязнение моря. Перспективы реализации проекта строительства терминала
пока весьма туманные. Название компании и детали проекта в разговоре не
прозвучали.
    Балтийское море испытывает колоссальную нагрузку нефтяного загрязнения,
его акватории в 100 раз больше загрязнены нефтью, чем Мировой океан в целом.
В среднем в российских нефтяных терминалах, расположенных на Балтике,
происходит ежегодно более 90 аварийных разливов в год. Действующая при ООН
объединенная международная группа по научным аспектам загрязнения моря
отнесла Балтийское море к акваториям, которые, прежде всего, должны быть
изучены с целью предотвращения загрязнения.
    Общественные организации Экозащита! и Балтийский ресурсно-информационный
центр, начиная с весны 2002 г. ведут кампанию <СТОП Д-6> с требованием
остановить реализацию проекта добычи нефти в непосредственной близости от
национального парка Куршская коса. Основными претензиями <зеленых> к проекту
являются угроза устойчивому развитию Калининградской области и недостаточная
оценка рисков, в особенности риска загрязнения нефтью Балтийского моря и
побережья Куршской косы, объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. В ноябре 2003
года эксперты Комитета по Всемирному Наследию ЮНЕСКО признали, что
разработка месторождения Д-6 представляет экологическую угрозу для
национального парка Куршская коса.
    Для дополнительной информации:
    А.Милованов, пресс-служба группы Экозащита! ecodefense@ecodefense.ru;
                                     4 февраля 2004 г.

    ЖИТЕЛИ
    Жители Светлого и Янтарного требуют общественного обсуждения новых
нефтяных проектов
    СЕГОДНЯ, 21 мая на пресс-конференции, организованной экологической
группой Экозащита!, жители города Светлый и поселка Янтарный Калининградской
области заявили о своей позиции по отношению к проектам строительства
нефтяных терминалов. Местные жители настаивают на своем непосредственном
участии в принятии решений относительно реализации проектов строительства
терминалов. Экологи потребовали от областной администрации разработать
программу развития нефтяной отрасли Калининградской области и обсудить
ее с населением, а до появления такой программы отклонять предложения
инвесторов.
    В настоящее время в Калининградской области при активной поддержке
областной администрации ряд нефтяных кампаний планируют строительство
новых нефтеперевалочных предприятий. Компании <ТАТ-Нефть> и <ЕНИСЕЙ-Нефть>
намечают строительство двух нефтяных терминалов в городе Светлый. Нефтяная
компания, название которой до сих пор скрывается, инвестирует более 300
миллионов евро в проект строительства бункерного нефтяного терминала для
крупнотоннажных танкеров в окрестностях поселка Янтарный. Эти намерения
уже вызвали негативную реакцию со стороны жителей Светлого и Янтарного.
    Новые проекты, связанные с добычей и транспортировкой нефти возникают
в регионе хаотично и реализуются вне, а иногда - вопреки Федеральной
целевой программе развития Калининградской области, утвержденной
постановлением Правительства 7 декабря 2001 г. No 866. Решения о
строительстве объектов нефтяной отрасли принимаются политиками кулуарно,
без необходимого общественного обсуждения с населением региона. Политические
решения лоббируются нефтяными компаниями, и на карте области появляются
новые точки экологической опасности. Подобные действия со стороны властей
создают почву для развития конфликтов с местным населением, что уже и
происходит в Светлом и Янтарном.
    Члены инициативной группы, сформировавшейся в Светлом, считают, что
появление двух терминалов в городской черте приведет к экологической
катастрофе и повышению уровня заболеваемости. Ранее они выразили свое
мнение в письме Президенту РФ и губернатору Калининградской области.
Жители Янтарного также озабочены перспективой появления терминала и
направили в областную Думу письмо с призывом провести депутатские слушания
по вопросу строительства объекта.
    Экологическая общественная организация поддерживает требования местных
жителей, считающих, что их право на участие в принятии значимых решений
нарушено. Понятие "участие общественности" не может быть заменено
информированием или даже выслушиванием. Если закон требует учета мнений
граждан, то в случае отрицательного отношения населения к проекту "учесть"
означает "отказаться от реализации". Если же администрация Калининградской
области убеждена в необходимости "нефтяного" пути развития региона, ей
необходимо приложить усилия и убедить в прелести такого пути население.
     <Мы обращаемся к областной администрации с требованием разработать
детальную программу развития экономики Калининградской области, включая
нефтяную отрасль, обсудить ее в положенном формате с населением - а закон
предусматривает такую процедуру - утвердить эту программу, и только после
этого строить терминалы. А до утверждения такой программы предложения
инвесторов, даже самые заманчивые, отклонять>, - заявила в ходе пресс-
конференции Александра Королева, сопредседатель группы Экозащита!.
                    ecodefense@ecodefense.ru, 31 мая 2004 г.

    ОПЯТЬ ЖИТЕЛИ
    <НЕФТЯНОЙ ТЕРМИНАЛ - УГРОЗА НАШЕЙ ЖИЗНИ!> - ЗАЯВЛЯЮТ ЖИТЕЛИ
СВЕТЛОГО. При поддержке Калининградской областной администрации компании
<ТАТ-Нефть> и <ЕНИСЕЙ-Нефть> планируют в городе Светлом строительство
двух новых нефтяных терминалов. По мнению более, чем тысячи жителей
города, подписавших письмо Президенту РФ и губернатору области,
появление новых нефтеперевалочных предприятий приведет к экологической
катастрофе и повышению уровней заболеваемости и смертности.
    СЕГОДНЯ, 19 мая, в адрес Президента Российской Федерации, губернатора
Калининградской области, а также ряда других официальных лиц,
направлено письмо, подписанное 1020 жителями города Светлого
Калининградской области. В письме граждане выражают резкий протест
планам строительства в Светлом двух новых нефтяных терминалов
компаниями <ТАТ-Нефть> и <ЕНИСЕЙ-Нефть>. В настоящее время на
территории Светлого расположены нефтяной терминал и железнодорожная
развилка предприятия ООО <ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть> и предприятие
<ГРЭС-2>.
    По имеющейся информации, предприятие <ТАТ-Нефть> планирует
строительство нефтетерминала практически в центре города, на
территории <Комбината строительных конструкций>. Компания
<ЕНИСЕЙ-Нефть> также намечает строительство терминала в
непосредственной близости от жилых кварталов Светлого - на территории
ЗАО <Межколхозная производственная база>. Расстояние от планируемых
под застройку участков до жилых домов не превышает 150 метров. Однако,
существующие санитарные нормы определяют санитарно-защитную зону для
мест перегрузки и хранения сырой нефти, битума, мазута и других вязких
нефтепродуктов (II класс опасности) не менее 500 метров.
    <Как показала история общественного противостояния проекту Д6, местные
власти с готовностью идут на любые уступки для нефтяных компаний, но
не в состоянии позаботиться о правах населения, а нефтяные компании не
скупятся на обещания, но быстро забывают о них, - говорит Александра
Королева, сопредседатель группы Экозащита!. - В такой ситуации
гражданам ничего не остается, как брать инициативу в свои руки, требуя
исполнения законов, предписывающих учитывать мнение населения при
размещении промышленных объектов, и мы будем активно поддерживать эту
инициативу>.
    За последний год через Светлый прошло более 3 миллионов тонн
нефтепродуктов, что составляет почти треть общего грузопотока региона.
В результате хранения в цистернах и последующей перевалки нефти
происходит сильное загрязнение атмосферы газовым конденсатом, имеющим
неприятный резкий запах. В нескольких сотнях метров от железнодорожной
развязки находятся жилой микрорайон, детский сад, больница. Несмотря
на заявления руководства ООО <ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть> об
<экологической чистоте> нефтяного терминала, взрослые и дети Светлого
вынуждены круглосуточно дышать загрязненным воздухом.
    <У нас есть печальный опыт доверия компании <ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть>.
Нам говорили, что это экологически чистое предприятие. Сегодня люди,
проживающие в ближних к терминалу домах, жалуются, что не могут открыть
окна, когда ветер дует в их сторону. Теперь мы знаем, что такое нефть и
понятие <терминал для хранения и перекачки нефти>, - заявляют авторы
письма.
    Жители Светлого требуют от властей выполнения Федерального Закона РФ
<Об окружающей среде>, в соответствии с которым решение о размещении
объектов, хозяйственная деятельность которых может причинить вред
окружающей среде, принимается только с учетом мнения населения. Одной
из форм такого учета мог бы стать референдум.
    Текст письма доступен по ссылке:
http://www.ecodefense.ru/download/zayav_svetly.pdf
                ecodefense@ecodefense.ru, 19 мая 2004 г.

    ДЕПУТАТЫ
    СВЕТЛОВСКИЕ ДЕПУТАТЫ ПРОТИВ НЕФТЕПЕРЕВАЛКИ. На очередном заседании
Светловского окружного Совета депутатов был принят уникальный для
Калининградской области правовой акт - <ПОЛОЖЕНИЕ о порядке проведения на
территории МО Светловский городской округ общественного обсуждения объектов
государственной экологической экспертизы>. Уникальность его состоит в том,
что подобного документа, регулирующего участие общественности в принятии
экологически значимых решений, нет ни в одном муниципальном образовании
области, даже в Калининграде. Впрочем, уникальность документа еще и в том,
что подготовлен он при самом непосредственном участии общественности.
    Передовым Светлый стал поневоле - бывший тихий приморский городок на
глазах превращается в полигон реализации амбиций частного капитала, круто
замешанных на <государственных> интересах. <Татнефть>, <Енисейнефть> и
прочие <нефти> стремятся занять свою очередь у <нефтяного окна в Европу>,
создать Калининградской области <геополитическую защиту>, а России -
<козырь в переговорах с Западом>.
    <Геополитическая трескотня частных фирм о государственных интересах -
отвлекающий маневр, маскирующий горячее желание прибрать к рукам нефтяные
потоки на запад, нажиться поскорее на экспорте сырья, пока это сырье не
упало в цене и не закончилось, - говорит Александра Королева,
со-председатель группы Экозащита и один из разработчиков Положения об
общественном обсуждении. - Новые лозунги о <западном форпосте> служат лишь
для того, чтобы заранее заткнуть рот тем, кому не по душе появление
опасного производства рядом с домом>.
    Для Светлого это вовсе не гипербола, с юго-восточной стороны город
вполне может оказаться в полукольце предприятий по транспортировке нефти:
ЗАО <Балтнафта> (дочернее предприятие <Татнефти>) - терминал по перевалке
нефтепродуктов объемом 25-30 тысяч тонн в месяц, <Северо-западная нефтяная
компания> - нефтебаза на территории бывшего тепличного хозяйства, ЗАО
<Московская производственная база> - реконструкция под перевалку нефти на
танкера. До ближайших домов - не более 150-200 м.
    <Неудивительно, что жители Светлого не хотят такого будущего своему
городу, а депутаты окружного Совета - это те же жители города, - говорит
Александр Васин, член инициативной группы. - Светловчане со всей
ответственностью готовятся к участию в общественном обсуждении заявленных
проектов, а депутаты подготовили и приняли документ, который не позволит
компаниям превратить общественные слушания в формальную процедуру>.
    Напомним, что материалы общественного обсуждения - согласно российскому
законодательству - являются важной частью документов, подаваемых на
государственную экологическую экспертизу. Аргументированное мнение,
поддержанное массовым протестом местного населения, вполне способно
поколебать мнение экспертов, оценивающих влияние проектируемого объекта
на состояние окружающей среды, и привести экспертов к решению о
нецелесообразности возведения подобного объекта. Такие случаи редки, но
они все же есть.
                  ecodefense@ecodefense.ru, 26 июня 2004 г.

    ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ
    СВЕТЛОВЧАНЕ БЕРУТ ИНИЦИАТИВУ В СВОИ РУКИ И ЗАЯВЛЯЮТ "НЕТ!"
НЕФТЕПЕРЕВАЛКЕ
    В минувшие выходные в г. Светлом началось общественное обсуждение
проекта перевалки нефти на территории бывшей Межколхозной производственной
базы, где когда-то ремонтировались рыболовецкие суда. Местные жители
высказали решительное "НЕТ!" планам постепенного превращения рыбацкого
города в придаток нефтяной отрасли. Более 300 светловчан пришли для того,
чтобы с фактами в руках защищать свое право на благоприятную окружающую
среду. На встрече не хватало только главы местной администрации, более года
назад подписавшего Постановление о предварительном размещении объекта.
    Программа "слушаний", запланированная администрацией по схеме
"общественность сидит и слушает", была сорвана собравшимися в зале местными
жителями. Начало речи директора ЗАО "Московская производственная база"
потонуло в шуме недовольных голосов: "Мы пришли сюда сказать НЕТ перевалке
нефти!". Светловчане взяли инициативу в свои руки и выбрали народную
комиссию для ведения общественного обсуждения, составления протокола и
выработки общей позиции. В комиссию, помимо местных жителей, вошел
представитель группы Экозащита!
    Ничего нового не узнали участники собрания ни из речи директора ЗАО МПБ,
ни из видеофильма весьма скверного качества, ни из выступления представителя
института, разработавшего проект, - во всяком случае, ничего такого, что
могло бы изменить сложившееся негативное отношение к проекту. Зато каждого
нового выступающего светловчанина зал провожал громом аплодисментов.
А послушать было что. В зале собрались не просто жители ближайших улиц,
опасающихся за свое здоровье из-за выбросов на предприятии. Среди
выступающих было немало специалистов: медики, учителя, рыбаки. Уже сегодня
медики отмечают в Светлом рост заболеваемости детей бронхиальной астмой,
аллергией, регистрируют случаи аллергии у новорожденных детей. Учителя
наблюдают рост числа детей с замедленным развитием, неспособностью учиться.
Обеспокоенные здоровьем  населения, депутаты готовят запрос в Центр
санитарно-эпидемиологического надзора относительно уровня раковых
заболеваний жителей города.
    "Одна из главных претензий к проекту - настойчивые попытки заказчика
более чем вдвое сократить санитарно-защитную зону будущего предприятия и
втиснуть нефтеперевалку прямо в жилую застройку, - говорит Александра
Королева, со-председатель группы Экозащита!. - И это в городе, который
занимает второе, после Калининграда, место по антропогенной нагрузке, в
городе, где, судя по свидетельствам медиков, исчерпана экологическая
емкость среды".
    Решительно протестовали рыбаки: поминая рыбу из канала, насквозь
пропитанную соляркой, и спрашивая, куда деваются средства, перечисляемые
рыбаками на ремонт причалов для рыболовецких судов, которые переходят в
частные руки и превращаются в причалы для нефтяных танкеров.
    Исполнительная власть на слушаниях отсутствовала, трусливо прячась
от своих избирателей, но присутствующие депутаты уверенно заявляли "НЕТ"
нефтеперевалке вблизи жилых кварталов, подкрепляя свой протест важными
социальными аргументами. Так, заторы из нефтяных цистерн на железной дороге,
рассекающей город на две части, уже стали причиной смерти человека, к
которому не успела доехать скорая помощь, и сгоревшего дотла дома, куда не
сумела добраться пожарная бригада. Скапливающиеся на железнодорожных путях
цистерны с нефтепродуктами и сами по себе являются источниками повышенной
опасности: пожарникам уже приходилось охлаждать водой перегревшиеся на
солнце цистерны. Вблизи от станции, постоянно окруженной облаком смрада,
находятся жилые дома, школа, детский сад.
    За общее решение собрания - "Строительству нефтетерминала - НЕТ!" - зал
проголосовал единодушно, за вычетом представителей администрации ЗАО МПБ. К
протоколу собрания также приобщено письмо в управление природных ресурсов по
Калининградской области, где будет проходить государственная экологическая
экспертиза проекта, в котором выразили свое негативное отношение полторы
тысячи светловчан.
                  ecodefense@ecodefense.ru, 21 июля 2004 г.

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*   Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83               *
*   Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru             *
**************************          Распространяется только     *
* "UCS-PRESS" 2004 г.    *          по электронной почте        *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.24.0 (Ubuntu)

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность