Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####     Сообщение ECO-HR.1441, 14 июля 2004 г. ****************##
 ##################################################################
                                      Право общественную активность


          НЕФТЕПРОВОД НЕУДЕРЖИМО НАЦЕЛИВАЕТСЯ НА ВОСТОК


    ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
    АК <ТРАНСНЕФТЬ> ПРЯЧЕТ ОТ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПРОЕКТ НЕФТЕПРОВОДА
    ОАО <АК <Транснефть>> никому не предоставила материалов на
общественную экспертизу во всех регионах, по которым проходит
предполагаемая трасса нефтепровода из Сибири на Дальний Восток. Кампании
обычно неохотно знакомят общественность с проектными материалами, и все
же,  следуя закону, документы дают. К  ОАО <АК <Транснефть>> обращались
с запросами многие общественные организации из Иркутска, Улан-Удэ,
Владивостока, Москвы, но все получили отказ. Можно было познакомиться
только с материалами ОВОС и то в библиотеке за  несколько дней до начала
общественных слушаний. Понятно, что в таких условиях практически невозможно
привлечь независимых экспертов к оценке проекта. Кампания аргументирует
свою позицию: <Мы выполняем решение правительства>.
    В сентябре проект ОАО <АК <Транснефть>> был отправлен государственной
экологической экспертизой на доработку с требованием повысить экологическую
безопасность на Байкальском участке. Трасса нефтепровода из  Восточной
Сибири в страны АТР была отодвинута на 50 км  и теперь предполагается в
100 км от северного берега Байкала, в 25 км от границы территории
Всемирного природного наследия. По Верхнеангарскому хребту, где высоты
достигают 2 600 м, в условиях постоянной высокой сейсмичности и вечной
мерзлоты предполагается строить магистральный нефтепровод, который пройдет
через один из крупнейших притоков Байкала - р.Верхнюю Ангару.
    Предпологаемый нефтепровод пойдет вдоль БАМа, пересекая на своем пути
крупные реки Чуну, Ангару, Илим, Лену, Киренгу, а также множество рек и
ручьев. От станции Небель трубопрвод идет в обход Байкала к реке Меня и
между поселками Новый Уоян и Янчукан трасса под прямым углом  вновь
выходит на БАМ и далее идет вдоль желзнодорожных путей по Северомуйскому
хребту. Здесь сила землятресений дастигает 11 баллов. Район в обход
Байкала малозаселенный и слабо изученный. В случае если в результате
подвижек грунта (оттаивания мерзлоты, перепадов температур, землятресений
и т.д.) произойдет деформация трубы, появятся трещины и образуется небольшая
утечка нефти, она может быть не обнаружена очень долго, месяцами и годами.
Вред от таких утечек может быть не меньше, чем от крупных аварий, которые
фиксируют сразу. В п. Тыреть Иркутской области люди лишились питьевой воды
в результате того, что несколько месяцев нефть сочилась из нефтепровода,
пока ее не обнаружили в колодцах. До 90% трассы планируемого нового
нефтепровода предполагается закладывать подземным способом, что совершенно
не отвечает требованиям безопасности в данных условиях.
    В Казачинско-Ленском районе, в пос. Казачинское 19 декабря 2003 г.
состоялись общественные слушания проекта Ангарск-Казачинское-Сковородино-
Находка. В тот же день <Независимая газета> сообщила, что днем раньше
18 декабря МПР РФ начало оценку в рамках государственной экологической
экспертизы материалы проекта <Обоснование инвестиций в строительстве
нефтепровода для транспортировки нефти в страны АТР в части альтернативного
варианта обхода озера Байкал>, предложенного ОАО <АК <Транснефть>>.
    Таким образом, была грубо  нарушена процедура согласования, т.к.
вопреки закону МПР приняло к рассмотрению некомплектные материалы.
    Между тем, в газетных публикациях уже появилась путанница между двумя
проектами: <Ангарск-Находка> и <Тайшет-Находка>. Никаких публичных
обсуждений проекта <Тайшет-Находка> еще нигде не проводилось.
    Таким образом, заявление газеты <КомерсантЪ> (24 марта 2004г.), что
Министерство природных ресурсов одобрило строительство трубы по маршруту
<Тайшет-Находка>, не соответствует действительности. Во-первых, речь
должна идти о другом проекте (Ангарск-Находка), во-вторых, одобрение
МПР еще не получено. Одобрила  лишь экспертная комиссия, и документ еще
должен получить подпись министра.
    О том, как разворачиваются события вокруг <северного> варианта теперь
можно узнать подробнее из вышедшего только что из печати информационного
вестника <Байкальской Экологической Волны> <Орлинга>, No 4. Выпуск
полностью посвящен проведению общественных слушаний  по проекту
строительства нефтепровода <Ангарск-страны АТР>. Вестник предлагает
вниманию читателей стенограммы общественных слушаний и принятые по их
окончанию протоколы, заявления в Генеральную прокуратуру РФ, жалобы и
исковые заявления. Здесь же помещен отказ в предоставлении материалов
проекта, полученный от АК <Транснефть>, и Положение об оценке воздействия
намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в
Российской Федерации.
    За строками стенограмм и других документов ясно проступает конфликт
интересов: большого бизнеса и жителей района. Очевидно, что вся тяжесть
последствий, которые могут проявиться в случае аварии на нефтепроводе,
упадет на районные власти и местных жителей. Сегодня у них есть чистые
реки, богатая зверем и дикоросами тайга, а завтра они могут быть
вынуждены уехать: Пить воду, которая пахнет киросином, - перспектива
непривлекательная, а обещания <нефтедолларов> для простых жителей
представляются весьма нереальными.
    Ознакомиться с новым выпуском <Орлинга> можно на сайте
www.baikalwave.eu.org в формате PDF или получить его в печатном виде в
офисе ИРОО  <Байкальская Экологическая Волна>, а также обратившись к
руководителю группы общественного контроля В.А. Кузнецову по адресу
viktor@baikalwave.eu.org.
    В настоящее время <БЭВ> обратилась в суд и в Генеральную прокуратуру
РФ с заялениями и жалобами в признании незаконными действийя ОАО
<АК "Транснефть<> относительно согласований проекта строительства
нефтепровода в Казачинско-Ленском районе Иркутской области.
          Пресс-служба "БЭВ", news@baikalwave.eu.org, 31 марта 2004 г.
    Внимание общественных организаций и журналистов!
    19 июля в Иркутске в 12 00 в Конференцзале Байкалбизнесцентра,
состоятся общественные слушания оценки воздействия на окружающую среду
проекта  <Обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы
Восточная Сибирь - Тихий океан>.
    Нефтепровод, протяженностью свыше 4 тысяч километров намерена
построить компания <АК <Транснефть> для продажи  российской нефти в
страны Тихо-океанского региона.   По Иркутской области предполагается
провести более 800 км трассы от станции Тайшет и до границы с Бурятией
к северу от озера Байкал.  Нефтепровод пройдет также пройдет по Читинской
и Амурской областям, по Хабаровскому и Приморскому краям. Около половины
трассы намечено вдоль границы с Китаем.
    На станции Тайшет и в бухте Перевозной предлагается построить крупные
нефте-перекачивающие станции, а так же  разместить на трассе еще 30
промежуточных и 14 станций с емкостями.  Предполагаемый объем перекачки
нефти - 80 млн. тонн в год. От бухты Перевозной нефть будет следовать в
нефте-наливных танкерах до места назначения.
    По оценкам разработчиков проектов, 50% трассы находится в зоне
опасных природных процессов (наводнений, селей, снежных лавин и т.д.) и
сейсмической интенсивностью более 7 балов. Практически вся трасса
относиться к пожароопасным районам.  Наибольшую опасность представляет
участок к северу от Байкала, где землятресения достигают 10 баллов.
    В Иркутской области  трасса нефтепровода  намечена по
Иркутско-Черемховской равнине и Лено-Ангарскому плато, пересекая на своем
пути десятки рек, крупнейшие из которых - Ангара, Лена, Витим.  Уже в
Бурятии нефтепровод пересекает реку Верхнюю Ангару, крупный приток
озера Байкал.
    Очевидно, что предполагаемая трасса будет проходить в экстремально
сложных природных  условиях и ее строительство и эксплуатация окажет
большое влияние на жизнь каждого из нас.  Нужен ли России  этот проект?
Сможет ли государство и <АК <Транснефть> обеспечить его реализацию на
высочайшем техническом уровне и соблюсти все условия экологической
безопасности?
    Просим всех заинтересованных граждан принять  участие в обсуждении
проекта и прийти на слушанья 19 июля!
    Подробно ознакомиться с проектом  <Обоснования инвестиций в
строительство нефтепроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан>
можно уже сейчас в общественной приемной <АК <Транснефть> по адресу
г.Иркутск, ул. Байкальская, 279, офис
2036, <Байкал БизнесЦентр>, т.259-448, т.259-449.
    <Байкальская Экологическая Волна> и другие общественные организации
намерены провести общественную экологическую экспертизу проекта.
    В библиотеке организации, вы можете ознакомиться с копиями материалов
проекта, имеющихся в общественной приемной.
    Это следующие документы: <Техническое задание на проведение оценки
воздействия на окружающую среду>, <Оценка воздействия строительства
нефтепровода на окружающую природную среду>, <Резюме нетехнического
характера>.
    Адрес организации г.Иркутск,  ул.Лермонтова 140.
                news@baikalwave.eu.org, 13 июля 2004 г.

    АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ
    Уважаемые коллеги!
    Кампания "Транснефть" видоизменила проект "Ангарск-Находка" и
теперь новая его версия "ВСТО" пойдет напролом через леса 1 группы и
ООПТ. В том числе заказник Имангра в Амурской области и Барсовый
заказник в Приморье, конечный пункт - бухта Перевозная. В раннем
варианте трасса трубопровода проектировалась в обход заказника Имангра
через Якутию. Но теперь видимо просчитав все возможные проблемы со
стороны якутских общественных организаций, кампания решила рассечь
заказник Имангра, таким образом, минуя Якутию. Ситуация с Тункинским
парком повторяется. Имангра - это крайний северо-запад Амурской области.
Территория эта по сути резерват отведенный властями эвенкам. Флористика
Имангры - это большое белое пятно требующее экспедиций с целью глубокого
изучения. Но власти решили сдать трубопроводчикам и эвенков и землю.
Имангра в переводе с эвенкийского - Снежный. Как скоро снежный превратится
в грязно-нефтяной зависит от нас с Вами. Просим поддержать обращения
экоклуба "Улукиткан". Можете использовать для образца наше обращение.
Заранее благодарим и просим по возможности направлять копии по электронке
нам.          С уважением, Калинина Наталья, председатель правления
              РОО Амурский экологический клуб "Улукиткан"
                             *   *   *
                     Главе Администрации Амурской области
                    Леониду Викторовичу Короткову
                    675023 г. Благовещенск, ул. им. Ленина, 135
                    факс (4162) 44-62-01
                     Амурский областной совет народных депутатов
                    675023 г. Благовещенск, ул. им. Ленина, 135
                    факс (4162) 44-38-53
    Уважаемый Леонид Викторович!
    Как нам стало известно из Обоснования инвестиций в строительство
нефтепроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан, Том 7 Оценка
воздействия строительства нефтепровода на окружающую природную среду,
Книга 4 Резюме нетехнического характера, стр. 123: "Наибольшее воздействие
среди ООПТ Амурской области при прохождении трассы нефтепровода будет
оказано на областной ботанический заказник "Имангра", так как трасса
проходит по его территории. Заказник имеет областное значение. Расположен
на территории Нюкжинского лесничества, находится в ведении КПР Амурской
области, входит в состав Нюкжинского лесхоза. В настоящее время ОАО
"Гипротрубопровод" по согласованию с ГУПР Амурской области проводит работы
по экологическому зонированию территории заказника совместно с НПП
"Природоохранный центр", г.Благовещенск. В начале августа 2004 года
планируется принятие областного закона об утверждении нового положения о
заказнике "Имангра" с измененными территориальными границами (за пределами
полосы отвода нефтепровода)".
    Заказник "Имангра" был создан Вашим постановлением, Леонид Викторович,
всего лишь два года назад! Постановление Главы Администрации Амурской
области от 13.06.2002 No 397. На данной территории в условиях хрупкой
северной природы произрастают различные редкие виды растений, некоторые
из которых эндемичны. Одной из основных задач государственного ботанического
заказника "Имангра" является "оздоровление экологической обстановки в
местах компактного проживания и хозяйственной деятельности коренных
малочисленных народов Севера Амурской области". На данной ООПТ разрешено
ведение охотничьего хозяйства, оленеводства, коневодства, промыслов,
заготовок древесины в целях укрепления экономики предприятий и организаций
коренных малочисленных народов Севера и местного населения (жителей
с.Усть-Нюкжа Тындинского района).
    Таким образом, решение об изменении границ заказника с целью
строительства и дальнейшей эксплуатации на его территории такого
экологически опасного объекта как нефтепровод ущемляет права местных
жителей в т.ч. и эвенков, традиционно проживающих в данной местности.
    Вкупе с реализующимися проектами лесоразрабатывающих компаний,
золотодобывающих предприятий, функционированием Байкало-Амурской магистрали,
строительство нефтепровода на территории компактного проживания эвенков
может рассматриваться общественностью как политика постепенного вытеснения
аборигенов с их родовых угодий. В связи с этим обращаемся к Вам с
предложением не изменять границы заказника "Имангра", а предложить
проектировщикам проводку трассы нефтепровода в обход ООПТ, инициировать
проведение общественных слушаний по разработанным ОАО ВНИИСТ "Обоснование
инвестиций в строительство нефтепровода в страны Азиатско-Тихоокеанского
региона" в Тындинском районе, чтобы учесть мнения и предложения местных
жителей.
    С уважением,                                                                                                
Дата
          Подписи
             Источник: grus01@yandex.ru, 30 июня 2004 г.

   Здравствуйте, дорогие друзья!
   Слушания по нефтепроводу ВСТО прошли в Благовещенске 13 июня. В
приложении - замечания и предложения АРОУ "ЭИ", озвученные на слушаниях
и поданные заказчику в письменном виде.
        С уважением, Л.Федоровская, oosei@amur.ru, 14 июля 2004 г.
     Амурское региональное общественное учреждение <Экологическая
инициатива>, Россия, 675000 г. Благовещенск, ул. Ленина, 165, oosei@amur.ru
     13.07.2004 No 245
     Заказчику ОАО <АК<Транснефть>
     Ген. подрядчику ОАО <ВНИИСТ>-
     заказчику проекта обоснование инвестиций, г. Москва
     Замечания и предложения по ОВОС проекта ВСТО
     К общественным обсуждениям и слушаниям 13 июля 2004 г. в
г.Благовещенске в общественной приемной заказчиком были представлены
общественности и заинтересованным лицам для ознакомления с проектом
<Обоснование инвестиций в строительство нефтепроводной системы Восточная
Сибирь - Тихий океан> (далее - проект ВСТО) следующие проектные
материалы:
 - Том 7 Оценка воздействия на окружающую среду (далее - ОВОС)
   Книга 2 Восточный участок нефтепровода (Амурская обл., Еврейская АО,
Хабаровский край, Приморский край),
части 1-7
Книга 4 Резюме нетехнического характера
- Техническое задание на проведение ОВОС (далее - ТЗ на ОВОС)
Примечание: Не были представлены проектные материалы:
- Том 7: Книга 1, Книга 2 (часть 8), Книга 3
- Тома 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10
    Краткая характеристика объекта:
    Тайшет (Казачинское) - бухта Перевозная
- протяженность трассы 4188 км, по Амурской области - 1406 км
- диаметр трубы D 1220 мм
- экспорт нефти до 80 млн. тонн в год
- задвижки через 20-30 км
- количество нефти, которое будет находиться в трубопроводе - 4042 тыс.тонн
- количество нефти, которое будет находиться между задвижками: 23-30 т
- максимальное давление в трубопроводе - 8 атм.
- плотность нефти: 0,850 т/м3
- 1 н баррель=160л
    Техническое задание (ТЗ) на ОВОС
    По законодательству ТЗ является частью материалов ОВОС, поэтому
анализировалось в первую очередь на соответствие требованиям Положения
об ОВОС в РФ, утвержденного 16 мая 2000 г. No 372 и зарегистрированного
в Минюсте РФ 4 июля 2000 г., рег. No 2302 (далее - Положение).
  1. В соответствии с п. 3.1.2 в ТЗ должны быть, но отсутствуют методы
проведения ОВОС, в том числе план проведения консультаций с общественностью;
не указано место размещения объекта.
  2. В соответствии с п. 3.2.1 Положения заказчиком (исполнителем) не
приведены исследования по ОВОС с учетом альтернатив реализации, целей
деятельности, способов их достижения.
    В частности, не рассматривались альтернативные варианты размещения
трассы нефтепровода, минуя территорию Ботанического заказника областного
значения <Имангра>, удаление трассы на более безопасное расстояние от
эталонного зоологического заказника <Лопчинский> и других ООПТ (хотя в
ТЗ декларируется сохранение ООПТ). Далее, не рассматривался вариант по
конечному пункту трассы в порте Находка, что экономически и экологически
более целесообразно.
    Так же не рассматривался вариант прокладки труб надземным способом
(мостовым, на опорах и т.п.) по переходам рек, районам вечной мерзлоты,
водно-болотным угодьям, зонам расположения минеральных бассейнов и
питьевых источников. Отказ (нулевой вариант) прописан слабо и необъективно,
без учета сохранения среды обитания человека, флоры и фауны,
биоразнообразия, воспроизводимых ресурсов, источников питьевого и
минерального водоснабжения; без учета условно-экономической эффективности.
    Вывод:
    ТЗ на ОВОС не соответствует требованиям Положения соответственно и
проектные материалы ОВОС выполнены не должным образом.
    Кроме того, из заявленного и декларированного в ТЗ в материалах по
ОВОС отсутствуют важнейшие сведения. Например, практически отсутствуют
материалы по оценке вероятностей и рисков разливов нефти, нет мероприятий
по упреждению разливов нефти, ликвидаций аварийных ситуаций
природно-техногенного характера. Или, например, вместо оценки влияния на
культуру коренных малочисленных народов Севера (КМНС) описаны влияния на
памятники историко-культурного наследия, что не одно и тоже.
    Не прописаны вероятности разливов нефти по варианту строительства в
4 этапа, когда пункты налива и слива нефти из ж/д цистерн выводятся из
эксплуатации. Неясна их дальнейшая судьба (демонтаж, использование как
резервных и т.п.). Неясно, учтено ли это при расчете экономической
эффективности проекта. Не проведены многие необходимые исследования и
расчеты.
    Предложения
  1. Проведение дополнительных исследований и расчетов по ОВОС с учетом
альтернатив и последствий вдоль проектируемой трассы трубопровода по
следующим направлениям:
  инженерно-экологические изыскания
  анализ современной ситуации и разработка мероприятий по защите, как
подземных бассейнов минеральных вод, так и питьевых источников, особенно
для населенных пунктов, находящихся ниже трассы
  прогнозные оценки аварийных ситуаций природно-техногенного характера
  прогнозные оценки проливов нефти, мероприятия по их упреждению и
ликвидации
  прогнозная оценка влияния штатной и аварийной ситуации на ООПТ
   расчеты ущерба рыбным запасам по всем водотокам
   расчеты загрязнения земель от проливов нефти
   эколого-экономическая оценка территорий 13 районов Амурской области
по трассе нефтепровода
  инвентаризация оленьих пастбищ и охотничьих угодий (в Тындинском районе
Амурской области)
  проведение оценки эколого-экономических и социальных последствий объекта
на хозяйственную деятельность, культуру и здоровье коренных малочисленных
народов Севера (КМНС) Тындинского района Амурской области; затем -
этнологической экспертизы
    К работам рекомендуется привлечь организации хорошо знающие местные
условия и имеющие опыт проведения ОВОС объектов федерального уровня.
Например, ООО <НПП Природоохранный центр> г. Благовещенск, специалистов
Мерзлотной станции г. Тында и др.
  2. В экономических расчетах учесть экологические аспекты:
  затраты на экологическое страхование
  подготовку специалистов из числа местных жителей для строительства и
эксплуатации объекта
  подготовку из местных жителей-активистов мобильных бригад для оперативного
реагирования на разливы нефти и ликвидацию последствий, а так же обеспечение
их необходимыми средствами
  расчеты общественной эффективности проекта
  создание фонда (аккумулирование средств) для демонтажа нефтепровода,
утилизации всех узлов и элементов после окончания его эксплуатации; а также
рекультивации и других природоохранных мероприятий
  расчеты по альтернативам в обход ООПТ
  расчеты по надземной прокладке трубы в случаях, указанных на стр.2 п.2
  расчеты по конечному пункту трассы в порте Находка
  эксплуатации танкеров с двойными стенками и оборотным водоснабжением
  разработка программы по сохранению здоровья населения, в которой
предусмотреть оказание бесплатной медицинской помощи населению и
ветеринарной помощи животным.
  3. В Томе 9 предусмотреть категорическое запрещение охоты, сбора
дикоросов и других видов природопользования всем категориям работников,
связанным с проектом ВСТО
  4. В соответствии с п. 3.3.2 Положения, ст. 20-25 ФЗ <Об экологической
экспертизе>, заказчику проявить добрую волю и предоставить на общественную
экологическую экспертизу (ОЭЭ) в г. Благовещенск окончательный вариант
ОВОС в составе обосновывающей документации. ОЭЭ зарегистрирована
Администрацией г. Благовещенска No 3338 от 28 мая 2004 г. и разработана
соответствующая организационно-нормативная документация.
     Директор АРОУ <Экологическая инициатива>    Л.Е.Федоровская

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*   Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83               *
*   Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru             *
**************************          Распространяется только     *
* "UCS-PRESS" 2004 г.    *          по электронной почте        *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.24.0

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность