О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1418, 20 июня 2004 г. ****************## ################################################################## Право на чистые моря и океаны КОНВЕНЦИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ БАЛЛАСТНЫМИ ВОДАМИ СУДОВ НОВАЯ КОНВЕНЦИЯ - НОВЫЙ ШАГ В ЗАЩИТЕ МОРСКОЙ СРЕДЫ 9-13 февраля 2004 года в штаб-квартире Международной морской организации (ИМО) состоялась Международная конференция по управлению балластными водами судов (далее - Конференция). Конференция созывалась ИМО для рассмотрения и одобрения текста Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими (далее - Конвенция). Проект указанной Конвенции в течение ряда лет разрабатывался в рамках Комитета по защите морской среды (КЗМС) ИМО, а последние годы являлся приоритетным вопросом его повестки дня. В настоящее время не существует международных правил по контролю над переносом и внесением вредных водных и патогенных организмов посредством водяного балласта судов. Водяной балласт необходим для безопасной и эффективной эксплуатации современного судна, но в то же время он может представлять серьезную угрозу экологии, экономике и здоровью. Внесение нежелательных видов в новые экосистемы признано международным сообществом одной из угроз Мировому океану. Результаты исследований показывают, что за время, достаточное для перехода морского судна из одного региона Европы в другой, например, из Балтийского моря в Северное (3-4 дня), в водяном балласте переносится все сообщество планктона без существенных изменений. В трансатлантических рейсах (10-14 дней) численность организмов в водяном балласте снижается, но некоторые виды сохраняются и вполне способны для активной жизнедеятельности. Значительное увеличение тоннажа морского флота и сокращение времени перевозок нарушило существование биогеографических барьеров и во много раз повысило опасность переноса видов - вселенцев в новую среду обитания. Участились случаи катастрофических "балластных" инвазий, вызвавших тяжелые экологические и экономические последствия. К сожалению, Черное и Азовское моря входят в число лидеров по числу и последствиям таких инвазий. Наиболее яркий тому пример - изменения в экосистемах Черного и Азовского морей, которые произошли после заноса с водяным балластом судов из северо-западных прибрежных районов Атлантического океана хищного гребневика мнемиопсиса (Mnemiopsis leydyi). Будучи быстроразмножающимся организмом, имеющим широкий пищевой спектр, новый вселенец явился идеальным объектом для колонизации Черного моря. Впервые появившись в Черном море в 1982 году, в 1989 году он дал колоссальную вспышку численности и биомассы, которая достигла миллиарда тонн. В результате хищничества нового вселенца численность и биомасса кормового зоопланктона резко снизилась. Значительно уменьшился его качественный состав. Став пищевым конкурентом, а также потребителем икры и личинок планктоноядных рыб (хамсы, ставриды, шпроты), мнемиопсис нанес огромный ущерб их запасам. В результате уловы этих видов значительно снизились, что ежегодно наносит значительный ущерб экономике. На предотвращение, сокращение и ликвидацию такого переноса вредных водных и патогенных организмов путем установления и осуществления правил контроля судовых балластных вод и осадков и управления ими нацелена Международная конвенция о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими. Новая Конвенция дополняет существующие международные правила в части охраны морской среды, в частности Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененную протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78). Российская Федерация является участницей указанной Конвенции. В работе Конференции принли участие делегации 74 стран, в том числе делегация Российской Федерации под руководством первого заместителя министра транспорта Российской Федерации В.В.Рукши. В состав делегации, которая в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации имела должным образом оформленные полномочия, вошли представители различных заинтересованных ведомств и организаций, в том числе и крупных российских судовладельцев. Участие российской делегации в работе Конференции позволило вносить и отстаивать, в ходе дискуссии во время работы Конференции, предложения по поправкам в текст Конвенции, которые отражали интересы российских судовладельцев и защиты морской среды. После проведения обсуждения и принятия решений по формальным вопросам повестки дня: одобрение повестки дня, выборы президента и двух вице-президентов Конференции, учреждение Комитета по полномочиям, на пленарном заседании было решено учредить Комитет полного состава и Редакционный комитет, в состав которого вошли и представители Российской Федерации. В соответствии с полученным от Конференции мандатом Комитет полного состава провел детальное постатейное обсуждение проекта текста новой Конвенции, на основании которого Редакционный комитет проработал окончательный текст проекта Конвенции. В результате в текст Конвенции были внесены некоторые изменения и удалены все квадратные скобки со спорными положениями. Надо отметить, что в квадратных скобках были вынесены на Конференцию настолько спорные и нерешенные вопросы, что временами складывалось впечатление, что компромисс по ним не сможет быть достигнут. Редакционный комитет, выполняя поставленную Комитетом полного состава задачу, в один из дней работы Конференции продолжал свою работу далеко за полночь, редактируя и выверяя статью за статьей текст проекта Конвенции. Подчеркивая это, одна из делегаций в последний день работы Конференции обратила внимание организации, что нельзя выделять на проведение мероприятия такого уровня столь ограниченное время работы, ставя под угрозу результаты многолетней работы комитета. То, что в последний день работы, в пятницу, Конференции был представлен "чистый" текст проекта Конвенции, явилось результатом напряженного труда всех делегаций, присутствовавших на Конференции. При обсуждении проекта Конвенции наиболее острыми и дискуссионными были вопросы ее вступления в силу, правила управлени судовыми балластными водами и стандарты их замены. Мнения стран по вопросу вступления в силу Конвенции разделились. Группа стран Европейского союза предпочитала максимально возможно снизить количество присоединившихся стран и их тоннаж для обеспечения ускоренного вступления в силу Конвенции. Другая группа стран, в том числе и делегация Российской Федерации, имела мнение, что Конвенция должна носить глобальный характер и поэтому тоннаж торгового флота должен быть одним из условий ее вступления в силу. При первом варианте явно прослеживалось скорое вступление Конвенции в силу, особенно, если за основу брать количество стран, например, членов Европейского союза, что позволило бы им договориться. В то же время при условии вступления в силу, основанном, как все приложения Конвенции МАРПОЛ, на присоединении не менее 15 государств с общей валовой вместимостью торговых судов не менее 50% валовой вместимости мирового торгового флота, было очевидно, что Конвенцию ждет долгий путь вступления в силу. Ведь именно на судовладельцев ляжет финансовая тяжесть по выполнению требований Конвенции. Было проведено неформальное заседание глав делегаций, присутствовавших на Конференции, для дополнительного обмена мнениями и обсуждения этого вопроса. В результате продолжительной и напряженной дискуссии было принято, что Конвенция вступит в силу по истечении 12 месяцев с того дня, когда ее сторонами станут не менее 30 государств, общая валовая вместимость торговых судов которых составляет не менее 35% валовой вместимости судов мирового торгового флота. Еще одним вопросом, вокруг которого развернулась напряженная дискуссия, было приложение к Конвенции, касающееся правил контроля судовых балластных вод и осадков и управления ими для предотвращения, сокращения и ликвидации переноса вредных водных и патогенных организмов. Собственно именно в этом приложении и содержатся все основные требования, которые будут предъявляться Конвенцией к судам. Управление судовыми балластными водами Суда, построенные до 2009 года: 1) с объемом балластных вод от 1500 до 5000 куб. м осуществляют управление балластными водами, которое отвечает стандарту, описанному в правиле D-1 или в правиле D-2, либо превышает его, до 2004 года, после чего оно отвечает стандарту, описанному в правиле D-2, или превышает его; 2) с объемом балластных вод менее 1500 и более 5000 куб. м осуществляют управление балластными водами, которое отвечает стандарту в правилах D-1 или D-2 до 2006 года, после чего оно отвечает стандарту, описанному в правиле D-2, или превышает его. Суда, построенные в 2009 году или позднее этой даты, с объемом балластных вод менее 5000 куб. м осуществляют управление балластными водами, которое отвечает стандарту, описанному в правиле D-2, или превышает его. Суда, построенные в 2012 году или позднее этой даты, с объемом балластных вод 5000 куб. м и более осуществляют управление балластными водами, которое отвечает стандарту, описанному в правиле D-2, или превышает его. Надо обратить внимание, что только в указанных выше положениях Конвенции указаны конкретные даты их применения, которые, по сути, не связаны с датой вступления в силу самой Конвенции. Правилами D-1 и D-2 Конвенции определены следующие стандарты замены судовых балластных вод. Правило D-1 - суда, производящие замену балластных вод в соответствии с настоящим правилом, выполняют это с эффективностью замены балластных вод, составляющей 95% от объема. Прокачка трехкратного объема каждого танка водяного балласта считается равноценной указанному стандарту. Правило D-2 - суда, осуществляющие управление балластными водами в соответствии с настоящим правилом, сбрасывают на 1 куб. м менее 10 жизнеспособных организмов размерами более 50 мкм и на 1 мл менее 10 жизнеспособных организмов размерами менее 50 мкм и более 10 мкм. Указанное правило было предметом напряженных дискуссий как во время работы Комитета полного состава, так и неформальных рабочих групп. В результате удалось отклонить предложение группы стран во главе с делегацией США о назначении стандарта на сто порядков ниже, т.е. показатель предельно допустимой концентрации в размере 0,01 живых организмов на 1 мл. Одновременно в ходе дискуссии достигнута договоренность о том, что правило D-2 будет пересматриваться перед вступлением в силу Конвенции с целью анализа достаточности и доступности имеющихся к тому времени технологий обработки судовых балластных вод. Для выполнения стандартов, указанных в правиле D-2, суда по возможности производят замену балластных вод на расстоянии, по меньшей мере, 200 морских миль от ближайшего берега и на глубине, по меньшей мере, 200 метров, принимая во внимание руководство, разработанное организацией. В случае, когда судно не может произвести замену балластных вод на таком расстоянии и глубине, такая замена должна производиться с учетом руководства и настолько далеко от берега, как это возможно, но не меньше 50 морских миль от ближайшего берега и на глубине не меньше 200 метров. В случае если установленные расстояние от ближайшего берега или глубина не могут быть соблюдены, государство порта назначает районы для замены балластных вод. Для выполнения указанных требований, так же как и некоторых других положений Конвенции, организацией должны быть разработаны 10 руководств, касающихся приемных сооружений для осадков с судов, взятия образцов балластных вод, разработки плана управления балластными водами, обмену водяного балласта, по управлению системами обработки балластных вод. Что касается приемных сооружений, то согласно статье 5 Конвенции каждая сторона обязуется как можно скорее обеспечить, чтобы в портах и на терминалах, где производится очистка или ремонт балластных танков, имелись достаточные приемные сооружения для осадков. Отдельный раздел Конвенции содержит требования к освидетельствованию и выдаче свидетельств в отношении управления балластными водами, а в приложении к Конвенции приводится форма Международного свидетельства об управлении балластными водами. Также все суда, подпадающие под действие Конвенции, должны будут иметь планы управления балластными водами и журналы операций с балластными водами. В обязанности государства порта также входит осуществление проверок судов, согласно устанавливаемым процедурам, на соответствие требованиям Конвенции. Отдельный раздел приложения: раздел С вводит дополнительные меры в определенных районах, о которых государство порта обязано информировать мореплавателей, а также организацию и любые потенциально затронутые прибрежные государства. Конференция успешно завершила свою работу 13 февраля 2004 г., когда представителями стран-участниц, в том числе и представителем Российской Федерации, был подписан Заключительный акт, в котором были отражены итоги ее работы. В приложении к Заключительному акту содержится текст Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими, а также принятые Конференцией следующие резолюции: 1. Будущая работа организации, относящаяся к Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими; 2. Использование механизмов принятия решений при обзоре стандартов согласно правилу D-5; 3. Содействие техническому сотрудничеству; 4. Пересмотр приложения к Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими. Конвенция будет открыта для подписания в штаб-квартире ИМО с 1 июня 2004 г. по 31 мая 2005 г. и после этой даты остается открытой для присоединения любого государства. Подводя итоги работы Конференции, можно сказать, что пройден первый этап. Многие европейские страны обеспокоены скорейшим вступлением в силу новой Конвенции и имеют намерения ее скорейшего подписания или присоединения к ней. Значительная работа в связи с одобрением ИМО новой Конвенции должны быть проведена и в нашей стране. Должна быть проведена работа по изучению возможности по ратификации Россией Конвенции, последствий для российского морского торгового флота от вступления ее в силу, анализу действующих национальных нормативных актов для внесения необходимых изменений. Потребуется проведение необходимой работы по вводу в практику международных свидетельств. Необходимо также определить ту компетентную организацию, которая будет ответственна за проведение освидетельствований и инспекций судов. Отдельный и довольно затратный вопрос - положение Конвенции о наличии приемных сооружений для осадков с судов, что также должно стать предметом внимательного изучения и проработки. Таким образом, подписание Заключительного акта Конференции открыло новое направление работы в части предотвращения загрязнения морской среды. Н.Кутаева, заместитель руководителя - начальник отдела охраны морской среды Госморспасслужбы "Морские вести России", Москва, 26 апреля 2004 г. Источник: ies@nc.ru, 19 июня 2004 г. ***************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров * * Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco * * и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется только * * "UCS-PRESS" 2004 г. * по электронной почте * ***************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |