Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####      Сообщение ECO-HR.1387, 20 мая 2004 г. ****************##
 ##################################################################
                                             Право на живую природу


        ПРОТЕСТ ПРОТИВ НАЧАЛА СТРОИТЕЛЬСТВА КАНАЛА НА ДУНАЕ


    ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ХАРЬКОВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА
ОХРАНЫ ПТИЦ
    12 мая 2004 г. Минтрансом Украины начато строительство канала Дунай-
Черное море, который пройдет по гирлу Быстрое через центральную часть
Дунайского биосферного заповедника. Это означает, что бесцеремонно
нарушены законы Украины об охране окружающей природной среды, о животном
мире, о природно-заповедном фонде Украины, о Красной Книге Украины,
Земельный Кодекс Украины, а также попраны ее международные обязательства,
а именно, Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях международного
значения как среде существования водоплавающих птиц, Конвенция по охране
биологического разнообразия, Конвенция по охране мигрирующих видов диких
животных (Боннская Конвенция), Конвенция по охране дикой флоры и фауны и
природных местообитаний в Европе (Бернская Конвенция), Конвенция по охране
мирового культурного наследия (в рамках ЮНЕСКО), Соглашение об охране
афро-азиатских мигрирующих водно-болотных птиц, Конвенция по оценке
воздействия на окружающую природную среду в трансграничном контексте,
Конвенция по сотрудничеству в области охраны и неистощительного
использования реки Дунай, Конвенция о защите Черного моря от загрязнения.
    Поэтому заявления Украины о ее усилиях в области охраны природы не более
чем удобная ширма, пригодная для успокоения западных партнеров и собственной
общественности. На самом деле, наша страна потеряла свой имидж и перед лицом
Европы, и перед лицом всего мирового сообщества. Она неспособна выполнять
свои международные обязательства по сохранению экосистем, значимых в мировом
масштабе.
    Начало строительства демонстрирует слабость и бессилие гражданского
общества в Украине перед произволом государственных структур. Оно указывает,
что в украинской государственной политике до сих пор нет такого приоритета,
как охрана окружающей среды. Игнорирование интересов сохранения уникальных
природных экосистем для будущих поколений - тяжкое наследие, от которого
государственные чиновники Украины никак не могут избавиться.
    Можно поздравить Министерство охраны окружающей природной среды,
которое по праву следовало бы переименовать в Министерство содействия
развитию транспорта Украины. Поздравляем также стильный телеканал "1+1" и
его службу новостей с очередной порцией высококачественной лжи. В сюжете о
начале строительства не было и тени упоминания о каком-то там заповеднике,
зато прозвучала замечательная сентенция о том, что "Закончились более чем
двухлетние споры о месте прохождения канала". Действительно, какие могут
быть споры, если этого хочет Минтранс? А наряду с этим прошел другой сюжет -
о 50-летии вступления Украины в ЮНЕСКО, где произносились слова о
необходимости сохранения объектов ЮНЕСКО. Одним из таких объектов как раз и
является разрушаемый сейчас Дунайский биосферный заповедник.
    Псевдоэкспертиза, благодаря которой начато строительство, проведена
без участия специалистов-биологов. Мы хотели бы особо подчеркнуть это
обстоятельство. Мнение орнитологов, ихтиологов, гидробиологов, осознающих
ценность и уникальность экосистемы Дунайской дельты, заказчики строительства
сознательно и постоянно игнорируют. Не принимается во внимание точка зрения
специалистов Национальной Академии Наук, представителей многих научных
коллективов вузов и исследовательских институтов, общественных и
природоохранных организаций. Не случайно в составе тех комиссий, которые
давали положительные заключения о возможности строительства канала, вообще
не было биологов. Что же тогда охраняется в Дунайском заповеднике? Речной
сток?
    Похоже, никто толком не знает, что за мифическую экспертную комиссию,
давшую положительное заключение о строительстве канала, возглавил В.Е.Некос,
зав. кафедрой геоэкологии и конструктивной географии Харьковского
национального университета. Единственное, что нам точно известно: ученый
совет университета заключение экспертной комиссии под руководством В.Е.Некоса
не утверждал.
    Почему мы выступаем против строительства канала? В широких общественных
выступлениях сторонников строительства много лжи и демагогии. Ведь те, кто
ратует за выполнение проекта Минтранса, аргументируют свою точку зрения тем,
что вмешательство в природную среду будет минимальным, затронет
незначительную по площади территорию и т.п.
    Если не рассматривать экономические аспекты строительства, которые,
кстати, весьма сомнительны, а обратить внимание на экологические
последствия, то можно подчеркнуть следующее:
 1. Строительство канала не является однократным актом вмешательства
человека в экосистему Дунайской дельты. Глубина канала должна поддерживаться
на определенном уровне, а это означает постоянное, ежегодное проведение
работ по углублению дна и удалению осадочного материала. Таким образом,
присутствие человека и соответствующей техники в центре дельты будет
постоянным.
 2. Регулярный проход торговых судов через дельту Дуная означает
многократное увеличение вероятности химического и нефтяного загрязнения,
а также обязательно повлечет за собой загрязнение сбросными водами.
 3. Извлеченный при строительстве канала грунт будет перемещен на
соседние мелководья, что приведет к уничтожению местообитаний многих редких
и исчезающих видов птиц.
 4. Строительство канала приведет к изменению условий нереста ценных
промысловых, а также редких видов рыб.
 5. Акватория устья Быстрое - основное место вылова дунайской сельди.
Строительство канала именно в этом месте может катастрофическим образом
изменить местообитания вида.
 6. Проход большого количества судов повышает вероятность проникновения
инвазионных видов растений и животных, внедрение которых в экосистему может
привести к катастрофическим последствиям.
 7. Вмешательство человека может привести к изменению естественных
эволюционных процессов в дельтовой экосистеме. В результате может
существенно измениться морфология дельты. Возможные последствия этих
изменений неясны до сих пор.
    В отчете экспертов ЮНЕСКО и Секретариата Рамсарской конвенции, Яна
Квета и Тобиаса Салате, побывавших с консультативной миссией в дельте Дуная
в октябре 2003 года, черным по белому написано, что среди трех рассмотренных
ими проектов прохождения канала именно вариант, предложенный Минтрансом,
является наихудшим с точки зрения возможных экологических последствий. Все
три проекта, так или иначе, затрагивают территорию заповедника, и
осуществление любого из них негативно отразится на состоянии Дунайской
дельты. Однако для того, чтобы сделать осознанный выбор, необходимо для
каждого проекта провести всестороннюю экологическую экспертизу именно в
отношении влияния на биологическое разнообразие и уникальные местообитания
дельты. Кроме того, негативные последствия могут быть смягчены путем
проведения специальных компенсаторных биотехнических мероприятий до начала
строительства. Эксперты предлагали Правительству Украины именно такой путь.
Однако их выводы были проигнорированы Минтрансом с той же легкостью, с какой
были отброшены предостережения отечественных ученых. С отчетом экспертов
можно ознакомиться на официальном сайте Секретариата Рамсарской конвенции в
Интернете: www.ramsar.org/w.n.ukraine_danube_ram53.htm.
    Дельта Дуная, самое крупное водно-болотное угодье Европы, в сравнении с
другими дельтовыми системами крупных европейских рек сохранилась в
относительно неизменном состоянии. Это особенно касается украинской части
дельты. Канал, который пройдет через гирло Быстрое, разрежет заповедник на
две части. Это будет начало серьезного, промышленного вторжения в пока еще
слабо затронутую деятельностью человека уникальную экосистему.
    Известно, что молчание равносильно согласию с тем, что происходит.
    МЫ ОТКРЫТО ЗАЯВЛЯЕМ О СВОЕМ ПРОТЕСТЕ ПРОТИВ СТРОИТЕЛЬСТВА КАНАЛА
ДУНАЙ - ЧЕРНОЕ МОРЕ.
    14. 05. 04 г., atemasov@mail.ru


*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*   Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83               *
*   Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru             *
**************************          Распространяется только     *
* "UCS-PRESS" 2004 г.    *          по электронной почте        *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.24.0 (Ubuntu)

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность