О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1373, 2 мая 2004 г. ****************## ################################################################## Право на общественную активность УЗБЕКИСТАН: РЕКИ, ЗАГРЯЗНЕНИЯ, ЗАКОНЫ, ВЛАСТЬ СООБЩЕНИЕ СОЮЗА ЗАЩИТЫ АРАЛА И АМУДАРЬИ Анализ первого этапа кампании по предотвращению загрязнения водных ресурсов <Река для всех - все для реки!> Начиная с марта 2004 года, коалиция Негосударственных Неправительственных Организаций (ННО) Узбекистана при поддержке международной организации Каунтерпарт Интернэйшнл начала проведение кампании <Река для всех - все для реки!>. Кампания направлена на изменение положений в нормативно-правовых актах Республики Узбекистан. Целью этих изменений является достижение действенности механизмов исполнения законодательных и других нормативно-правовых актов, касающихся охраны водных ресурсов от загрязнений. Согласно рабочему плану на первом этапе работ были собраны доступные нормативно-правовые акты (НПА) касающиеся защиты водных ресурсов от загрязнений. Всего 28 документов. Среди них напрямую касаются водных ресурсов 12 документов. Косвенно имеют отношение к водным ресурсам 16 документов. Был проведен предварительный анализ этих НПА и, на основе этого анализа были подготовлены программы первого раунда круглых столов. Круглые столы проведены в городах Нукус, Ташкент, Самарканд, Фергана. Всего будет проведено 3 раунда круглых столов в тех же городах, а завершится кампания в конце августа 2004 года большой конференцией в Ташкенте, на которую мы пригласим заинтересованные лица и организации со всех областей Узбекистана. Основной целью проведения этих обсуждений является выяснение причин, по которым НПА не работают должным образом и выработка предложений по улучшению существующих НПА и/или разработке новых. Одним из главных выводов по итогам предварительных консультаций и непосредственных обсуждений за круглым столом стало то, что дренажно-коллекторные воды, как оказалось, не включены в список загрязнителей и считаются <условно чистыми>. То есть, фактически каналы, сбрасывающие коллекторно-дренажные воды в реки, рассматриваются как притоки этих рек. Юрист Госкомприроды РУз Т.Тилляев на круглом столе в Ташкенте дал качественную оценку НПА РУз. в отношении к охране природы. Он отметил, что общий подход в формулировании законодательных актов построен на отношении к природе как к складу ресурсов и никак не учитывает то, что природа сама по себе является ценностью и имеет <право> на свою долю ресурсов. Например, природные экосистемы должны были бы в первую очередь получать причитающуюся им часть воды, и уже затем человек имеет право брать воду на свои нужды. Возражения <водников> показали, что менталитет госслужащих все еще атнропоцентричен и не приемлет другого подхода. Кроме этого, на круглом столе в Ташкенте было указано, что многие законы РУз грешат ссылками на другие законы (так называемые <бланкетные позиции>), что оставляет возможность для вольной интерпретации статей конкретного закона. Почти на всех круглых столах было отмечено, что существующая законодательная база вполне достаточна для контроля уровня загрязнений. Однако реальное положение дел вызывает большую тревогу. Уровень загрязнений, обнаруживаемый во всех реках хоть и уменьшился за последние десять лет, по-прежнему высок и по многим показателям превышает предельно допустимые концентрации (ПДК). Причиной недейственности НПА называлось отсутствие должной решимости, воли у работников контролирующих организаций, не решающихся идти на конфликт с местными и республиканскими властями. Вместе с тем, представители ферганской облкомприроды доложили о решительных мерах, применяемых ими в области к нарушителям Положения о водоохранной зоне. Предложения, выдвинутые на круглых столах можно разделить на две группы - направленные непосредственно на решение проблем загрязнения вод, и косвенно решающие эту проблему. Всего было выдвинуто 56 предложений, из них в Нукусе -7, в Ташкенте - 12, Самарканде - 16 и в Фергане - 21. Некоторые предложения касаются проблем, которые могут быть решены без каких-либо постановлений и указов, однако по условиям мозгового штурма принимались все предложения, поэтому они и попали в списки. Некоторые предложения повторялись на разных круглых столах, так как проблемы оказались одни и те же на всю страну. Например, предложение восстановить статистическую отчетность, так называемый 2ТП-Водхоз, прозвучало в Самарканде, а затем в Фергане. О необходимости создания экологической полиции высказались в Ташкенте и в Самарканде. О необходимости присоединения Узбекистана к международным конвенциям говорилось в Нукусе, Ташкенте, Фергане. Также предложения можно классифицировать по затрагиванию ими сути НПА. Например, в Ташкенте прозвучало предложение закрыть возможность для других структур, кроме Олий Мажлиса, утверждать НПА. В Нукусе обсуждался вопрос о соответствии НПА реалиям сегодняшнего дня. На примере заповедника <Бадай тугай> участники показали, что в действительности реальный статус этого заповедника не соответствует статусу особо охраняемой территории. На территории этого <заповедника> построены здания, вольеры, ведется рубка дров, проходит дренажный коллектор и пр. Даже национальным парком его можно назвать с большой натяжкой. Значит надо менять либо статус данного заповедника, либо менять <Закон об особо охраняемых территориях>. Если обобщить все высказывания на эту тему, то можно сказать, что законы должны соответствовать не столько мировым стандартам, сколько реальному экономическому положению РУз. Тогда законы могут быть выполнимы и субъекты отношений не будут находиться в двойственном положении, когда одни не могут не нарушать законы, а другие вынуждены закрывать глаза на эти нарушения. Во всех встречах было высказано мнение, что имеется серьезная нехватка средств у контролирующих органов для выполнения на должном уровне своих обязанностей, для исполнения законов. Участники обсуждений понимали, что ждать милостей от госбюджета не приходится, поэтому выдвигали предложения по путям финансирования. Например, в Самарканде прозвучало предложение по перечислению 1% экологического налога не в бюджет государства, а в Фонд Охраны Природы (ФОП) откуда можно было бы брать средства на природоохранные мероприятия. Прозрачность работы этого Фонда должны обеспечить представители общественности, которые обязательно должны входить в состав правления Фонда. Вместе с тем, если в полной мере применить все возможные законные меры по предотвращению загрязнения вод, то экономика Узбекистана может остановиться. Особенно это касается сельского хозяйства. Понимая это, участники круглых столов подчеркивали необходимость постепенного внедрения рыночных отношений в сельском хозяйстве, освобождении фермеров от госзаказа, отказа от монополии государства на свободную торговлю хлопком. В связи с этим большие надежды рождает Постановление Кабинета министров РУз. от 21 июля 2003 ?320 <О совершенствовании организации управления водного хозяйства>, в котором подчеркивается приоритет рыночных отношений. Согласно этому Постановлению все водохозяйственные структуры должны быть перестроены по бассейновому принципу. Перестройка началась, но еще далека от завершения и для работников водного хозяйства многое непонятно. К трудностям, возникшим при выполнении проекта можно отнести необходимость преодоления устоявшегося неверия, как ряда чиновников, так и некоторых представителей ННО в возможность что-либо изменить в сложившемся механизме исполнения/неисполнения законов. На всех круглых столах в своем вступительном слове я предупреждал участников, что если мы все вместе придем к выводу, что в современном Узбекистане ничего нельзя изменить вообще, то это тоже будет результатом нашей кампании. РЕЗЮМЕ Анализ итогов 1-го раунда круглых столов показал, что основной причиной неисполнения законов является недостаточный контроль со стороны государственных организаций, вызванный недостатком средств. В то же время субъекты хозяйствования идут на нарушения из-за невозможности исполнения положений НПА в сложившихся экономических условиях. Под давлением административных органов они вынуждены выполнять экономические задания, пренебрегая соблюдением природоохранного законодательства. Требования природоохранных организаций идут вразрез с экономическими интересами хозяйствующих субъектов. Было бы логично сначала создать условия для хозяйствующих субъектов, в которых они бы имели физическую возможность соблюдать положения НПА, а уже затем требовать их исполнения. Нами предлагается составить государственную программу по постепенному, поочередному выводу хозяйствующих субъектов на такой уровень производства, когда они могли бы выполнять требования законов об охране водных ресурсов. Ввиду ограниченности средств в государственном бюджете, предлагается составить реестр хозяйствующих субъектов, в наибольшей степени загрязняющих водные объекты. Затем целевым назначением поочередно выделить этим субъектам беспроцентный кредит для устранения причин загрязнения. На эти средства должны будут быть внедрены современные технологии, ликвидированы источники загрязнений, построены современные очистные сооружения, хозяйственные объекты будут выведены из водоохранных зон. После достижения субъектом уровня, когда он сможет исполнять существующие НПА, данный субъект начнет возвращать кредит, средства которого пойдут на подтягивание следующего субъекта хозяйствования и т.д. Одновременно необходимо усилить возможности государственных контролирующих организаций за счет постепенного повышения собираемости штрафов за загрязнение воды. Размер и количество штрафов должны расти постепенно, по утвержденному и обнародованному плану, чтобы заставить субъекты, не получившие пока госкредита, начать изменения в своих хозяйствах. Госкомприрода, Санэпидемслужба, Природоохранная прокуратура должны иметь современную базу для эффективного проведения контролирующих мероприятий. Эти организации также должны иметь реальную, а не декларируемую возможность препятствовать вводу новых предприятий, не имеющих очистных сооружений и не прошедших экологическую экспертизу. Мы рассчитываем, что данное предложение будет основной темой следующего раунда обсуждений за круглым столом, который состоится в конце мая - начале июня. Тем не менее, мы ждем от вас новых предложений, а также активного участия в их обсуждении. Юсуп Камалов, руководитель проекта <Река для всех - все для реки!>, председатель Союза Защиты Арала и Амударьи. Узбекистан, Каракалпакстан, 742000 г. Нукус udasa@nukus.freenet.uz win.cango.net.kg/homepages/uz/udasa/ Прислал И.Домуладжанов, ekofergana@vodiy.uz, 1 мая 2004 г. ***************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров * * Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco * * и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется только * * "UCS-PRESS" 2004 г. * по электронной почте * ***************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |