О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1369, 28 апреля 2004 г. ****************## ################################################################## 28 апреля - День химической безопасности 28 апреля 1974 года - пожар на заводе химического оружия в Чувашии и большая "утечка" ХИМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - ЭТО СЕРЬЕЗНО (два сюжета на одну тему) АПРЕЛЬСКИЕ ТЕЗИСЫ ГРАЖДАН ГОРОДА КОТЕЛЬНИЧ Решение собрания граждан, представителей трудовых коллективов, администрации и природоохранных служб города Котельнича и Котельничского района. Собрание отмечает, что нарушение прав граждан при проведении работ с химическим оружием стало в Российской Федерации постоянной практикой. В частности в последние годы Федеральное агентство по боеприпасам за спиной жителей Кировской области активно проводит уничтожение отравляющих веществ (ОВ) на арсенале "Марадыковский" (поселок Мирный) в авиационных химических боеприпасах экологически опасными способами, в том числе с помощью установки КУАСИ и ликвидации ОВ непосредственно в химических боеприпасах. Эти действия не имеют необходимых научных оснований и были совершены в нарушение Федерального закона РФ от 2 мая 1997 года No 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия". Собрание постановляет обратиться в правительство Кировской области, к Полномочному представителю Президента, в ГУПР по Кировской области, в Федеральное агентство по промышленности, в Законодательное Собрание Кировской области со следующими требованиями: 1. Запретить несанкционированные, противоправные и опасные эксперименты по уничтожению ОВ типа V-газа в Мирном (арсенал Марадыковский). 2. Запретить использование установок типа КУАСИ, не прошедших государственную экологическую экспертизу и не имеющих сертификата соответствия, для уничтожения химического оружия. 3. Отозвать согласованный с губернатором, Председателем Правительства Кировской области проект 3-й редакции ФЦП "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" как не отвечающий интересам жителей Кировской области. 4. Выполнить рекомендации заключения комиссии общественной экологической экспертизы документации ТЭО строительства ОУХО на территории Оричевского района Кировской области о невозможности использования для строительства объекта уничтожения химического оружия участка, прилегающего к нынешнему складу хранения ОВ в поселке Мирном (арсенал Марадыковский). 5. Запретить проведение на арсенале "Марадыковский" любых работ с химическим оружием, кроме хранения, до утверждения в установленном порядке зоны защитных мероприятий. 6. Немедленно принять план отселения жителей п. Мирный, проживающих в санитарно-защитной зоне арсенала хранения химического оружия "Марадыковский". План должен быть исполнен до начала практических работ с химическим оружием. 7. Предусмотреть в новой версии Федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" реабилитацию участков территории Кировской области, где в прежние годы происходило уничтожение химического оружия. 8. Потребовать составления трехстороннего Гражданского соглашения между населением, Правительством области и Федеральным агентством по промышленности по всем вопросам, связанным с нахождением химического оружия на территории Кировской области. 9. Прекратить нарушение постановления Правительства РФ от 8 февраля 1999 года No 143 "О порядке посещения объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия" и предоставить постоянный доступ на объект хранения и уничтожения химического оружия представителям общественных организаций районов, прилегающих к арсеналу "Марадыковский". 10. Предупредить Федеральное агентство по промышленности о необходимости немедленно прекратить практику сокрытия от населения информации о деятельности арсенала "Марадыковский" по любым вопросам, затрагивающим интересы жителей Кировской области. 11. Организовать учения по ГО и ЧС с населением города и района. 12. Обеспечить все население города и района средствами защиты от ОВ - как средствами защиты органов дыхания, так и средствами защиты кожи. 13. Включить г.Котельнич в схему оповещения, оборудовать посты оповещения через громкоговорители на территории города, установить радио точки с системами оповещения для всего населения города и района. 14. Оборудовать в здании бывшего сборного пункта по адресу г.Котельнич ул, Советская 27 межрайонный консультационно-диагностический центр для оказания населению необходимых медицинских услуг. 15. Предложить администрации города Котельнич и Котельничского района в мае 2004 провести объединённую Думу по решению вопросов безопасности населения в связи с принятием третьей редакции проекта ФЦП УХО в РФ. Собрание подчеркивает, что при невыполнении данных требований население оставляет за собой право потребовать полного вывоза химического оружия с территории Кировской области. Собрание обращает внимание органов власти Российской Федерации и Кировской области о неправильно избранных приоритетах в сложившейся практике химического разоружения. Необходимо в первую очередь безусловное обеспечение безопасности населения и окружающей среды, а не выполнение международных обязательств. Собрание устанавливает срок выполнения требований к 26 мая 2004 года. Председатель собрания А.И.Таранов Секретарь Е.Н.Бурова 26 апреля 2004 года, г.Котельнич, Кировская область О ЗАКОПАННОМ ХИМИЧЕСКОМ ОРУЖИИ ИЗБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ПРЕЗИДЕНТОМ Итак, захотят ли российские генералы вспомнить об обязательствах перед своей собственной страной? Вряд ли. Будут ли им напоминать об этом господа из Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) в Гааге? Тоже вряд ли. Вот почему экологической общественности России пришлось взять на себя первый шаг в решении проблемы старого (закопанного и затопленного) химоружия. В письме от 28 декабря 2000 года Союз "За химическую безопасность" информировал президента России В.В.Путина о принципиальной ошибке министерства обороны, решившего не предоставлять в Гаагу данные о старом химоружии России. В конце письма была выражена надежда, что высший руководитель страны располагает "средствами направить Минобороны России на путь уважения интересов граждан России, а также строгого исполнения законов и международных обязательств нашей страны". Вместо ответа по существу дела получена невразумительная отписка от какого-то химического генерала ("на решение этой проблемы потребуются значительные финансовые средства"). Похоже, нашему генералитету, так и невдомек, что он обязан уважать права сограждан на здоровую окружающую среду, не говоря уж о том, что на него тоже распространяются обязанности строго исполнять законы страны и ее международные обязательства. И тогда письмом от 1 июня 2001 года Союз "За химическую безопасность" отправил президенту страны необходимые документальные доказательства, вновь выразив надежду, что он "найдет силы поставить наш генералитет на службу интересам населения вскормившей его страны". Продолжение последовало 29 сентября 2001 года. В тот день Союз "За химическую безопасность" отправил президенту России В.В.Путину очередное послание. К письму был приложен "документ, из которого однозначно следует, что старое химическое оружие до наших дней находится в закопанном состоянии на территории Москвы в трех точках - в районе лесопарка Кузьминки, на Очаковском шоссе и на Богородском валу. И захоронено это оружие было до 1946 года". Документ этот был опубликован в газете "Время-MN" за 5 сентября 2001 года и, в соответствии с Конвенцией о запрещении химоружия, после этой даты Россия была обязана официально известить ОЗХО в Гааге о вновь обнаруженных данных о старом химоружии в течение 180 дней, то есть до 6 марта 2002 года. В письме была выражена надежда, что президент "располагает силами направить Минобороны России на путь уважения обязательств России, а также на путь уважения интересов граждан России и всего мирового сообщества". Тем же письмом президент России был информирован, что если до 6 марта 2002 года министерство обороны не известит о передаче опубликованной информации в ОЗХО в Гааге, мы найдем возможность сообщить ОЗХО о новых данных сами, поскольку к Конвенции о запрещении химоружия присоединились не генералы, а страна, и ответственность за ее исполнение во всех частях несет тоже вся страна. Ну а 7 марта 2002 года президент России был извещен о том, что ни министерство обороны, ни какой-либо иной правительственный орган России не сообщили общественному экологическому движению страны о факте передачи в Гаагу информации о химоружии, закопанном в Москве. Гарант конституции РФ был извещен также о том, что Союз "За химическю безопасность" обобщил весь материал о старом химоружии, из которого "следует, что старое химическое оружие может быть закопано по крайней мере в 350 местах России". На это была получена отписка от очередного химического генерала, который счел, что "решение экологических вопросов при ликвидации наследия прошлого является чрезвычайно сложным в организационном плане и требует значительных затрат". И все, и обязательства по Конвенции о химоружии ему ни к чему. В следующем письме от 3 июля 2002 года президент России получил от Союза "За химическую безопасность" сообщение о состоянии дел с химическим разоружением в России, Среди прочего, он был информирован и насчет старого химоружия: "Доклад на эту тему с перечислением 350 мест России, где старое химическое оружие имеется (в частности в мемориальном московском комплексе Кузьминки), в настоящее время готовится и он будет передан в Организацию по запрещению химического оружия. Пусть в Гааге решают, имеется в России старое химическое оружие или не имеется. Нам здесь жить". Отписка на это обращение была получена лично от полковника А.Д.Горбовского (это - очень важная птица в Росбоеприпасах): "Что касается подготовки Вами информации о местах расположения старого химического оружия для представления в Гаагу, то Организацией по запрещению химического оружия эти данные будут расценены как неподтвержденные публикации средств массовой информации". Вот так и живем. В свое время генерал-полковник Д.Горбовский, будучи еще молодым и по-советски старательным, немало побегал по химическим полигонам в Шиханах и Фролищах в поисках мест для закапывания химоружия. Теперь вот спесивый полковник А.Д.Горбовский решает за международную организацию в Гааге, как ей реагировать на насущные экологические проблемы России. Ну а 3 августа 2002 года президент России был побеспокоен вновь. На этот раз Союз "За химическую безопасность" направил ему черновик доклада о старом химоружии России с просьбой "поручить министру иностранных дел России И.Иванову сделать предварительный технический просмотр проекта доклада России в ОЗХО. Нам хотелось бы избежать шероховатостей, неизбежно возникающих при переводе столь сложных технических текстов". В заключение письма была выражена надежда, что "звание великой державы, на которое претендует Россия, требует более ответственного отношения к исполнению добровольно принятых на себя международных обязательств, чем это демонстрируют наши официальные ведомства - МИД России и МО России". Ответа не последовало ниоткуда. После всего этого Союз "За химическую безопасность" были вынужден в первых числах марта 2003 года сдать прямо в ОЗХО в Гааге доклад России по вопросам старого химоружия598. О чем президент России был извещен письменно. Заодно в письме президенту было отмечено: "В случае если МО РФ или Росбоеприпасы РФ интересуют перечни мест России, Украины, Беларуси и др. государств, где было закопано старое химоружие, они могут получить необходимые данные в Гааге. Всего из более 500. И все они экологически опасны для людей". Разумеется, из ОЗХО в Гааге не последовало ни малейшей реакции. Ну что ж, двойной стандарт в отношениях между государствами, а также между странами и международными организациями появился не вчера. Тем не менее экологические активисты не собираются опускать руки. Если проблема старого химоружия не интересует никого в России и Гааге как предмет международной Конвенции, ей надо придать сугубо внутренний характер и решать в качестве национального экологического приоритета. Усилия, которые были предприняты в период многомесячной подготовки одного из базовых экологических документов страны, не пропали даром. 31 августа 2002 года правительство одобрило Экологическую доктрину Российской Федерации. И "решение проблемы старого химического оружия" было записано в числе одной из экологических задач страны. Из неопубликованного ***************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров * * Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco * * и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется только * * "UCS-PRESS" 2004 г. * по электронной почте * ***************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |