О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1360, 19 апреля 2004 г. ****************## ################################################################## Право на общественную активность НПО ЕВРОПЫ ПОГОВОРИЛИ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ И ЗДОРОВЬЕ (сообщение из Армении) Армянские НПО "Зеленая дорога поколениям", "Женщины во имя здоровья и здоровой окружающей среды", "Союз будущее поколение" и Эко-клуб "Лоре" информируют о "Брюссельском заявлении НПО", принятом на "Стратегической встрече НПО: Окружающая среда для здоровья наших детей", состоявшейся 15-16 декабря 2003 г., в Брюсселе (Бельгия). В работе "Стратегиеской встречи" в Брюсселе, прошедшей под эгидой Европейского альянса по здравоохранению и окружающей среде и Европейского ЭКО-Форума, принимали участие 70 представителей 50 международных, европейских и национальных общественных организаций, занимающихся вопросами здравоохранения и охраны окружающей среды и представителей основных групп из 29 стран. Участники встречи обсудили требования и предложения для правительств стран общеевропейского региона в преддверии Четвертой конференции на уровне министров окружающей среды и здравоохранения "Будущее для наших детей", которая состоится в Будапеште в июне 2004 г... Обращаться: Карине Манукян НПО "Зеленая дорога поколениям" БРЮССЕЛЬСКОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ НПО по общеевропейской повестке дня предстоящей Четвертой конференции на уровне министров "Окружающая среда и здоровье" Принято участниками Стратегической встречи НПО: "Окружающая среда для здоровья наших детей" 15-16 декабря 2003 г., Брюссель, Бельгия 70 представителей 50 международных, европейских и национальных общественных организаций, занимающимися вопросами здравоохранения и охраны окружающей среды и представителей основных групп из 29 стран провели встречу под эгидой Европейского альянса по здравоохранению и окружающей среде и Европейского ЭКО-Форума в Брюсселе, Бельгия, 15-16 декабря 2003 г. Мы провели эту встречу, чтобы обсудить требования и предложения для правительств стран общеевропейского региона в преддверии Четвертой конференции на уровне министров окружающей среды и здравоохранения "Будущее для наших детей", которая состоится в Будапеште 23-25 июня 2004 г. Мы достигли согласия по следующему заявлению. Мы намереваемся дополнить это заявление Декларацией НПО и гражданского общества, которая будет представлена в Будапеште, и будет основываться на окончательном варианте документов Будапештской конференции. Ключевые вопросы 1. Мы приветствуем усилия Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Европейского комитета по окружающей среде и охране здоровья (ЕКОСОЗ), ЕС, международных организаций и стран-членов, направленные на помещение проблем здоровья детей в центр политического внимания в области гигиены окружающей среды; по улучшению и унификации данных по гигиене окружающей среды; и по включению принципа предосторожности. Мы поддерживаем большинство рекомендаций и действий, в частности, особое внимание к группам риска и применению принципа равенства. Мы также поддерживаем целевой показатель, предусматривающий доступ ВСЕХ детей к чистой воде и услугам канализации к 2015 г. 2. Однако, учитывая масштаб проблем, которые всесторонне рассмотрены в информационных аналитических документах, мы отмечаем отсутствие амбициозных целей, количественных целевых показателей и графиков их достижения в декларации министров и в Европейском плане действий "Окружающая среда и здоровье детей" (план ОСЗД). 3. Мы видим необходимость солидарности стран региона и полагаем, что страны, располагающие наибольшими ресурсами, должны помогать странам, которые сталкиваются с наиболее серьезными проблемами заболеваемости, вызванной экологическими факторами. Поэтому, мы выражаем сожаление по поводу отсутствующих к настоящему времени финансовых обязательств и призываем правительства взять на себя конкретные обязательства по оказанию финансовой помощи для реализации решений Будапештской конференции, особенно для стран ННГ и ЦВЕ. Мы предлагаем министрам здравоохранения всех стран региона принять решение о перераспределении к 2007 г. 2,5% расходов на здравоохранение из сферы лечения в сферу профилактики и предотвращения. 4. Мы выражаем сожаление по поводу отсутствия юридически обязательных результатов Будапештской конференции, включая, в частности, план ОСЗД, и призываем, в дальнейшем разрабатывать и принимать юридически обязательные документы. 5. У нас вызывает серьезную озабоченность тот факт, что почти через четыре года после завершения Лондонской конференции Протокол по воде и здоровью к Хельсинкской конвенции по водотокам все еще не вступил в силу. Мы настоятельно рекомендуем правительствам, которые еще не ратифицировали этот протокол, сделать это до Будапештской конференции, чтобы подтвердить жизнеспособность процесса "Окружающая среда и здоровье" и способствовать подписанию Протокола другими странами. 6. Мы с сожалением отмечаем отсутствие правозащитного подхода к здоровью детей. В рамках существующих законодательных систем, дети менее защищены по сравнению с другими группами. Мы призываем предоставить детям право на максимально возможный уровень защиты. Мы предлагаем разработать системы назначения национальных уполномоченных по правам детей (Омбудсмен). 7. Мы с сожалением отмечаем отсутствие гендерной перспективы, которая была бы наиболее целесообразной в контексте гигиены окружающей среды и с учетом различий как в воздействии на здоровье, так и в типах экспозиции для женщин, а также учитывая роль женщин, несущих основную ответственность за ведение хозяйства и являющихся движущей силой перемен. 8. У нас вызывает озабоченность тот факт, что Таблица мероприятий может не рассматриваться в качестве интегральной составной части плана ОСЗД. Мы полагаем, что снижение статуса этой таблицы окажет значительное негативное влияние на реализацию самого плана ОСЗД. Вовлечение НПО и гражданского общества 9. Мы приветствуем представленные НПО возможности для участия в этом очень важном процессе, хотя и отмечаем с сожалением недостаточный объем финансовых ресурсов для последовательного участия во всех встречах, а также возможности для проведения текущих и более широких консультаций в ходе подготовки Будапештской конференции. У нас вызывает серьезную обеспокоенность по-прежнему недостаточное финансирование для проведения параллельного мероприятия НПО - форума "Здоровая планета". Мы опасаемся, что обеспечение права на участие, не подкрепленное реальными возможностями для полномасштабного участия неприбыльных НПО и других основных групп, поставит под угрозу этот и другие процессы, направленные на устойчивое развитие, поскольку принятие решений в области охраны окружающей среды подвергается растущему давлению лоббистов рыночного сектора, не испытывающих недостатка в средствах. 10. Мы настоятельно рекомендуем всем правительствам, межправительственным и другим международным организациям помочь в обеспечении участия экологических, медицинских и молодежных неправительственных организаций за счет предоставления помощи для их участия в подготовительных встречах; путем поддержки деятельности по повышению уровня информированности гражданского общества, работников здравоохранения, молодежных групп и СМИ; и за счет поддержки их участия и самой Будапештской конференции и в форуме "Здоровая планета". 11. Мы требуем возможностей для полномасштабного участия НПО и других групп гражданского общества в самой конференции на уровне министров, а поэтому рекомендуем, чтобы, по меньшей мере один представитель от каждой страны смог принять участие в работе конференции на основе ротации (52 человека в первый день утром, 52 человека в первый день во второй половине дня и т.д.) и чтобы все они могли присутствовать в качестве наблюдателей на круглом столе министров, аналогично тому, как это делали в ходе конференций на уровне министров в Орхусе и Киеве. Отсутствующие и слабые положения 12. Мы призываем правительства поддержать разработку Стратегии по образования в интересах устойчивого развития ЕЭК ООН и включить гигиену окружающей среды в учебные программы на всех уровнях образования (дошкольное образование, школы, высшие учебные заведения, профессиональная подготовка, подготовка медицинских кадров). Мы готовы заняться реализацией стратегии пропаганды, образования и информирования по вопросам гигиены окружающей среды. 13. Мы возражаем против идеи разработки новых, юридически необязательных руководящих принципов в области распространения информации. Мы признаем необходимость подготовки юридически обязательных документов по доступу к информации о здоровье (т.е. Орхусская конвенция для сектора здравоохранения) и требуем, чтобы такие документы были подготовлены для следующей конференции на уровне министров. 14. Мы отмечаем, что план ОСЗД по-прежнему остается слишком слабым в области безопасности продуктов питания, пестицидов, веществ, вызывающих эндокринные расстройства, ГМО и радиоактивного загрязнения. Мы рекомендуем, чтобы эти вопросы рассматривались более подробно в рамках первой приоритетной цели для региона или в рамках отдельной, новой приоритетной цели для региона. 15. Мы призываем запретить использование ГМО в продуктах питания для младенцев и детей. Чтобы обеспечить это, мы призываем ввести 5-летний мораторий на ГМО в общеевропейском регионе ВОЗ. Мы считаем, что в случае продуктов детского питания одних лишь мер маркировки будет недостаточно. 16. Одной из наиболее серьезных угроз для здоровья наших детей являются пестициды в воде и продуктах питания. Мы призываем к поэтапному выведению из обращения пестицидов, относящихся к канцерогенам, мутагенам, репродуктивным ядам, веществам, вызывающим эндокринные расстройства, стойким загрязнителям, склонным к биоаккумуляции или представляющим аналогичную опасность и призываем к систематическому применению принципа замещения, включая использование нехимических методов контроля вредителей. Мы призываем к проведению политики значительного сокращения пестицидной зависимости и требуем принятия законодательства по сокращению применения пестицидов в Европе. Мы рекомендуем приступить к ранней реализации Стокгольмской конвенции по СОЗ и к мониторингу и ликвидации устаревших пестицидов с использованием экологически приемлемых альтернатив методам сжигания пестицидов. Правительствам следует включить новые токсичные пестициды, такие как линдан и эндосульфан, в список веществ, подлежащих ликвидации в рамках Стокгольмской конвенции по СОЗ. 17. Мы полагаем, что план ОСЗД отличается крайней слабостью в области ядерной безопасности. Радиоактивное загрязнение является одной из основных угроз для здоровья населения многих европейских стран. Оно может приводить к врожденным аномалиям у 7-го поколения. Мы подтверждаем нашу рекомендацию по поэтапному отказу от ядерной энергетики и призываем правительства приступить к установлению. конкретных национальных и региональных целевых показателей по возобновляемым источникам энергии. Мы настоятельно рекомендуем правительствам прекратить поддержку ядерной энергетики и субсидирование добычи ископаемого топлива. Доступные средства следует перенацелить на развитие возобновляемых источников энергии и на повышение энергоэффективности. Приоритетная региональная цель I: Безопасное водоснабжение и канализация 18. Мы призываем к ратификации и выполнению ранее достигнутых соглашений, в частности Лондонского протокола по воде и здоровью. 19. Мы призываем обеспечить доступ к безопасной и доступной по цене воде для всех, для детей и взрослых, но мы призываем к осторожности в поддержке приватизации в качестве единственного средства для достижения этой цели. Во многих случаях, приватизация водоснабжения оказалась неэффективной в обеспечении доступа для бедных групп. Необходимы законодательные меры защиты. Необходимы инструменты для обеспечения корпоративной ответственности и для предотвращения перехода к частному сектору прав на принятие решений, относящихся к прерогативам государства. 20. Мы призываем к разработке и реализации решений уровня местных сообществ для улучшения водоснабжения и канализации, таких как малозатратная эко-канализация (туалеты с сухой сепарацией, которые не загрязняют грунтовые воды). Приоритетная региональная цель II: безопасные и удобные человеческие поселения 21. У нас вызывает беспокойство негативное воздействие стратегий городского планирования и транспорта на здоровье и развитие детей. Необходимо обратить особое внимание на эффективные стратегии для удовлетворения потребностей малообеспеченных групп и инвалидов, которые подвергаются непропорционально значительному воздействию. 22. Мы обращаем внимание на влияние социальной среды обитания на физическую активность детей. 23. Мы указываем на необходимость реализации существующих международных соглашений, таких как Лондонская и Венская декларации, и на необходимость развития позитивного имиджа активной независимой мобильности. Мы, как представители НПО и гражданского общества, готовы помочь в решении этой задачи, существует немало примеров, показывающих, что это вполне возможно. Приоритетная региональная цель III: загрязнение воздуха в помещениях и вне помещений 24. Мы призываем к более жесткому контролю за курением в общественных местах, особенно в общественном транспорте, школьных автобусах, а также к ратификации и реализации Рамочной конвенции по контролю табака, поскольку большинство стран ЦВЕ/ННГ еще не ратифицировали эту конвенцию. 25. Мы отмечаем необходимость улучшения мониторинга и контроля воздействия загрязнения воздуха (особенно промышленных выбросов и выбросов при сжигании отходов) на здоровье детей. 26. Необходимо улучшить мониторинг и исследования реальной экспозиции, высоко- и низкоуровневой радиационной экспозиции, включая мониторинг на уровне местных сообществ с непосредственным участием общественности. Следует также развивать программы аналитических измерений и проверки данных, чтобы оценивать выбросы на источниках, уровни в организме человека и в компонентах окружающей среды для анализа мер и стратегий охраны окружающей среды и здоровья населения. 27. Мы призываем правительства разработать и реализовать общеевропейскую стратегию по поэтапному отказу от этилированного бензина, улучшить контроль за газовыми и аэрозольными выбросами автомобилей и стимулировать альтернативные виды транспорта. Приоритетная региональная цель IV: химические вещества, биологические агенты и опасные работы 28. Химические вещества применяются во всех секторах и оказывают особе воздействие на здоровье детей. Поэтому нам следует перейти от принципа профилактики к принципу предосторожности. Все химические вещества должны проходить оценку на безопасность до их выпуска на рынки и применения, учитывая при этом особую уязвимость детей. Если имеются данные о потенциальной опасности, о серьезных необратимых или долгосрочных негативных воздействиях химических веществ на здоровье, включая химические вещества, устойчивые в окружающей среде или склонные к биоаккумуляции в организме человека, то вместо них следует использовать более безопасные альтернативные вещества или технологии. 29. Мы настоятельно рекомендуем правительствам сократить применение выпускаемых или обращаемых на рынке опасных и потенциально опасных химических веществ путем их обязательной замены доступными более безопасными альтернативами, или обеспечить постепенный отказ от применения опасных или потенциально опасных химических веществ в продуктах и процессах. 30. Мы призываем правительства ратифицировать конвенции МОТ - Конвенцию 183 по охране материнства и Конвенцию 184 по безопасности в сельском хозяйстве 31. Мы призываем правительства к реализации принципа предосторожности в области политики обращения с химическими веществами и пестицидами. Мы выражаем благодарность Министерству здравоохранения Великобритании за финансовую поддержку координации и транспортных расходов для участия представителей стран восточной и южной Европы в Брюссельской стратегической встрече НПО. Мы также благодарим Министерство охраны окружающей среды и здравоохранения Бельгии, которое было принимающей стороной этой встречи, оплатило питание и оказало поддержку участникам в получении виз. Источник: ngoc@ngoc.am, 17 апреля 2004 г. ***************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров * * Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco * * и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется только * * "UCS-PRESS" 2004 г. * по электронной почте * ***************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |