О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1348, 7 апреля 2004 г. ****************## ################################################################## Право на общественную активность РОССИЯ: ПИСЬМО СИЯТЕЛЬНОМУ ЛИЦУ "ЗА ЗАПОВЕДНИКИ" (за кулисами административных реформ) Председателю Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадкову Уважаемый Михаил Ефимович! Обращаемся к Вам в связи с тем, что в современной структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации осталось неопределенным место органов управления федеральной системой особо охраняемых природных территорий - государственными природными заповедниками, национальными парками и федеральными заказниками. В России создание особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) является традиционной и высокоэффективной формой природоохранной деятельности. Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. No 1225-р) рассматривает создание и развитие ООПТ разного уровня и режима в числе основных направлений государственной политики в области экологии. Такие территории, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы функционирования биосферы. При этом наиболее значимые для этих целей природные комплексы и объекты, как эталонные, так и уникальные, представлены именно в масштабах федеральной системы ООПТ, основу которой составляют государственные природные заповедники и национальные парки Российской Федерации. Создание этой уникальной системы, сформированной в течение 85 лет, у истоков которой стояли выдающиеся российские ученые-естествоиспытатели и энтузиасты-экологи, является одним из наиболее значимых природоохранных достижений нашего Отечества. На сегодняшний день в ведении и управлении МПР России находятся все 35 национальных парков, 95 государственных природных заповедников, 11 федеральных заказников. Их площадь составляет более 2% территории Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством государственные природные заповедники и национальные парки имеют статус федеральных государственных учреждений, в которых трудятся свыше 9 тысяч штатных работников, реализующих поставленные законом задачи в области охраны природных комплексов и объектов, научных исследований и экологического просвещения. Однако судьба системы федеральных заповедников и национальных парков в складывающейся на сегодняшний день структуре государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования вызывает существенную обеспокоенность. Дело в том, что в соответствии с буквой Указа Президента России от 09.03.2004 г. No 314 <О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти> ни само Министерство Природных Ресурсов России, ни Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования, ни Федеральное агентство лесного хозяйства (и тем более другие агентства) в силу поставленных перед ними задач и установленных функциональных ограничений в сфере управления не предназначены в полной мере для непосредственного руководства и управления системой ООПТ, основу которой составляет сеть государственных природных заповедников и национальных парков. Так, в подготовленном проекте Положения о Федеральной службе по надзору в сфере экологии и природопользования предусмотрено, что в ведении службы находятся особо охраняемые природные территории. При этом к числу основных функций этой Федеральной службы отнесен лишь государственный контроль за соблюдением режима особо охраняемых природных территорий. Таким образом, осуществление государственного управления этими объектами (т.е. многофункциональными учреждениями, к тому же ведущими научную и хозяйственную деятельность) из функций Федеральной службы выпадает (действующим Положением о МПР России эта функция, разумеется, предусмотрена). В проектах положений о других органах власти в структуре <природно-ресурсного блока> данная функция также отсутствует. Нерешенность этого вопроса создает угрозу паралича государственного управления федеральной системой заповедников и национальных парков, что крайне опасно и недопустимо в условиях глубокой реформы отношений собственности на землю и природные ресурсы, поскольку это ставит под угрозу само существование и эффективное функционирование всей системы ООПТ в целом. В этой связи представляется необходимым: * принять взвешенное решение о том, какой именно орган <природно-ресурсного> блока будет осуществлять государственное управление в области организации и функционирования государственных природных заповедников, национальных парков и государственных природных заказников федерального значения, ранее находившихся в ведении МПР России; * сформировать в структуре этого органа соответствующее структурное подразделение (аналогичное ныне действующему Департаменту особо охраняемых природных территорий МПР России) со всеми необходимыми полномочиями, укомплектовав его достаточным количеством квалифицированных специалистов, имеющих практический опыт работы в данной сфере и необходимую профессиональную подготовку; * сохранить преемственность и позитивные традиции управленческой работы в данной сфере. Представляется, что возможным оптимальным вариантом было бы решение в установленном порядке вопроса о создании специализированного федерального агентства по особо охраняемым природным территориям, специально уполномоченного осуществлять государственное управление в данной сфере. В современном цивилизованном мире накоплен 100-летний опыт эффективного государственного управления общенациональными системами природных резерватов, в том числе - в крупных по площади федеративных государствах. При этом в США и Канаде, Австралии и Новой Зеландии, ЮАР и многих других государствах, снискавших мировую известность своими национальными природными резерватами, государственное управление ими осуществляется через специализированные службы. Причем в большинстве случаев эти службы находятся в составе национальных природоохранных либо природноресурсных министерств, т.е. функционируют под политическим руководством министерства, но при этом в полной мере обладают юридической обособленностью и управленческой самостоятельностью. Такая управленческая модель начинает реализовываться в Украине, по этому пути пытается идти Грузия. К сожалению, этот наглядный и доступный мировой опыт не был в должной мере учтен и использован в ходе реформирования федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации и административной реформы. Реализация успешной и апробированной во многих федеративных государствах мира управленческой модели, по нашему убеждению, должно существенно повысить эффективность государственного управления в области охраны живой природы и в первую очередь - федеральной системой государственных заповедников, национальных парков и заказников. Мы считаем, что сформировать систему эффективного государственного управления особо охраняемыми природными территориями России на федеральном уровне - веление времени. Президент Центра экологической политики России, член-корреспондент РАН А.В.Яблоков Сопредседатель Международного социально-экологического союза, Член Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации С.И. Забелин Директор по охране природы Всемирный фонд дикой природы (WWF) России, доктор географических наук Е.А.Шварц Источник: svet@seu.ru, 6 апреля 2004 г. ***************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров * * Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco * * и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется только * * "UCS-PRESS" 2004 г. * по электронной почте * ***************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |