Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####    Сообщение ECO-HR.1345, 4 апреля 2004 г. ****************##
 ##################################################################
                                             Право на чистые города



                   МЕГАПОЛИС И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
                [ Радио Свобода Экология, 29-03-04]


    Мегаполис и окружающая среда
    Ведущая Марина Катыс
  Марина Катыс: По оценкам специалистов, через 20 лет 5 миллиардов человек
будут жить в мегаполисах, а после 2025 года - 100 городов Земли будут иметь
население более 10 миллионов человек.
Чем это грозит человечеству? И сможет ли оно существовать в мегаполисах,
среди промышленных предприятий и механизмов? Сумеет ли человек сохранить в
своих городах хотя бы часть живой природы?
    Сегодня в Москве проживают 10 с половиной миллионов человек. В городе
площадью чуть более тысячи квадратных километров сосредоточено около 4 тысяч
промышленных предприятий. В черте города находятся 71 промышленная зона, 14
ТЭЦ, 63 тепловых станции и более тысячи котельных. В Москве зарегистрировано
около 3 миллионов автомашин, на территории города расположено более 2,5
тысяч автобаз.
    В 2003 году в Москве суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный
воздух составил 1 миллион 84 тысячи тонн. При этом на выбросы промышленных
объектов и топливно-энергетического комплекса приходится 17 процентов от
суммарного выброса или 184 тысячи тонн, остальное - заслуга автотранспорта.
И уже несколько лет такой уровень выбросов в атмосферу сохраняется
неизменным.
    Для того чтобы "окружающая среда" не перешла в категорию "среды
выживания", необходимо, чтобы затраты на ее сохранения составляли не менее
5 процентов от городского бюджета.
    Недавно в московской мэрии состоялась коллегия Департамента
природопользования и охраны окружающей среды города, на которой обсуждалось
состояние окружающей среды в города в 2003 году. Главными показателями
состояния окружающей среды, как известно, являются качество воздуха, воды,
сохранение биоразнообразия, количество зеленых насаждений и состояние почвы.
Кстати, Москва является единственным городом в мире, имеющим собственную
Концепцию обеспечения экологической безопасности (она была принята в 1999
году).
    Руководитель московского Департамента природопользования и охраны
окружающей среды Леонид Бочин полагает, что Москва может считаться
относительно чистым городом.
 Леонид Бочин: По данным федерального Росгидромета, уровень загрязнения
атмосферы на территории города Москвы в течение последних лет имеет
тенденцию к снижению. А по оценке института Гэлопа, в Москве за последние 5
лет в два раза увеличилось количество положительных отзывов москвичей о
городе как о месте проживания.
 Марина Катыс: Это - официальная точка зрения.
    Как известно, основными загрязнителями воздуха в городе являются
автомашины. В Москве ситуация усугубляется большим числом подержанных
автомобилей и некачественным бензином. Особенно высокие уровни загрязнения
атмосферного воздуха регистрируются рядом с крупными автомагистралями и в
центральной части города, то есть примерно на 40 процентах городской
территории.
    Продолжает Леонид Бочин.
 Леонид Бочин: Снижение загрязнения выбросами от автомобильного транспорта
можно обеспечить несколькими путями. Первый и вполне естественный - это
ограничение движения автомобильного транспорта, особенно в центральной части
города. Внедрение подобной схемы в Лондоне позволило на 13 процентов снизить
потерю времени водителям легковых автомобилей в пробках, на 50 процентов
снизить задержки движения автобусов, существенно снизить число поездок на
легковых автомобилях в пределах зоны ограниченного доступа. 73 процента
жителей Лондона поддержали реализацию данной схемы.
 Марина Катыс: Между прочим, в Лондоне в 2003 году суммарный доход от
реализации этой программы составил 68 миллионов фунтов стерлингов.
Неудивительно, что московское правительство намерено пойти именно этим
путем.
    Но есть и другие направления - например, навести порядок на рынке
моторного топлива. В частности, сейчас разрабатывается план перевода
московского автотранспорта на топливо, соответствующее европейским
нормативам выбросов ЕВРО-3.
 Леонид Бочин: Экологизация отечественного автотранспорта тормозится
отсутствием внятной государственной политики. Это не стимулирует
отечественное автомобилестроение выпускать автомобили, отвечающие
современным экологическим требованиям.
    Современный автомобиль, изготовленный в странах Европейского союза,
дает только 5 процентов от выбросов автомобиля, изготовленного в Европе
в 70-е годы.
    В Москве, по экспертным оценкам, мене 30 % автомобилей удовлетворяют
требованиям 1 и ЕВРО-3. Притом, что все вновь закупаемые муниципальные
автобусы комплектуются двигателями, соответствующими ЕВРО-2. Сегодня в
городе ( как и во всей стране) отсутствует контроль за качеством
реализуемого моторного топлива.
 Марина Катыс: Специалисты считают, что строительство дополнительных
скоростных дорог для Москвы не является выходом из положения, потому что
(при наличии в городе около 3 миллионов автомобилей) пропускная способность
московских улиц приближается к предельной, когда на дорогах находятся около
400 тысяч автомашин (то есть - одна шестая часть городского автопарка).
Директор НИИ Автомобильного транспорта Валерий Донченко считает, что
городским властям удалось спасти Москву от надвигавшейся экологической
катастрофы.
 Валерий Донченко: Москва сегодня рассчитывается за те серьезнейшие промахи,
которые были допущены в градостроительных подходах к развитию нашего
мегаполиса. Сегодня требуется решение дорожной сети совершенно иной
конфигурации. В частности, по инициативе префекта Северо-западного округа
будет создаваться транспортный пересадочный узел в районе станции метро
"Планерная".
 Марина Катыс: Второй путь решения проблемы загрязнения атмосферного
воздуха - это модернизация автотранспорта, его регулярное техническое
обслуживание и меры, принуждающие частных автовладельцев к замене устаревших
автомобилей на более новые модели.
Слово - декану экономического факультета Российского химико-технологического
университета имени Менделеева Александру Хачатурову.
 Александр Хачатуров: Мы пытаемся решить в городе экологические проблемы
транспорта на основе внедрения отдельных инженерных или административных
решений, которые устраняют последствия транспортной деятельности. К
сожалению, проблема воздействия транспорта на окружающую среду города
настолько много аспектна и сложна, что такими простыми и достаточно
красивыми решениями ее решить невозможно - это показывает и зарубежный опыт.
Сейчас во всех государствах, во всех крупных городах идет разговор о
внедрении экологически устойчивой транспортной политики, то есть внедрении
элементов управления охраной окружающей среды на уровне принятия решений.
Нужны превентивные меры: не ждать, пока мы должны будем устранять ту грязь,
которую мы создаем, а принимать решения с учетом ожидаемых последствий.
 Марина Катыс: За последние 12 лет число автомашин в Москве выросло более чем
в три раза, а потребление моторного топлива достигло 4 миллионов тонн в год.
Заместитель директора НИИ Автомобильного транспорта Валерий Донченко
считает, что выход только в одном: уже в ближайшие годы городской автопарк
должен быть переведен на более современные автомобили.
 Валерий Донченко: Было бы наивно полагать, что число автомашин в Москве
перестанет расти. Сегодня мы готовим решение конкурсных задач по привлечению
частных операторов для перевозки пассажиров, и допускаются к конкурсу только
те операторы, которые в 2005 году предоставят транспорт с характеристиками
не ниже ЕВРО-2, а начиная с 2006 года - с характеристиками ЕВРО-3.
 Марина Катыс: В то же время заместитель министра природопользования и
охраны окружающей среды Кирилл Янков полагает, что за 10 лет невозможно
будет решить проблему загрязнения атмосферного воздуха.
 Кирилл Янков: Если в 80-е годы, - когда вводились жесткие экологические
стандарты на автотранспорт в Европе, - мы видели, что это быстро приводило к
ощутимым результатам, то надо делать скидку на то, что в Европе и в Северной
Америке срок эксплуатации автомобиля 7, 8, 9 лет, а у нас этот срок - 20-30
лет. Поэтому если там автопарк обновляется практически за 10 лет, у нас
автопарк обновляется за значительно больший период времени. Следовательно,
меры по внедрению жестких стандартов двигателей, которые, конечно, должны
приниматься, дадут ощутимый эффект не сейчас и не через 10 лет, а только
через 15-20 лет.
 Марина Катыс: Не менее важной проблемой любого большого города являются
бытовые отходы. Ежегодно Москва производит более 18 миллионов тонн отходов,
и сегодня перед городскими властями стоит задача резко сократить количество
отходов, направляемых на захоронение на полигоны.
    Однако часть отходов нужно и можно перерабатывать. Но как обеспечить
сортировку?
    Продолжает Кирилл Янков.
 Кирилл Янков: Емкость имеющихся полигонов бытовых отходов в Московской
области будет исчерпана в ближайшие 2-3 года. К сожалению, в Московском
регионе отстают темпы внедрения современных методов мусоропереработки и
сбора мусора.
    Честно говоря, не верится, что наше население всерьез будет сортировать
мусор по трем категориям. Во всех ранее построенных домах все мусоропроводы
состоят из одной нитки. И что население из одного ведерка выбросит мусор в
мусоропровод, а два других ведерка отнесет в другое место и выбросит там - в
это, честного говоря, верится с трудом. Надо в тех условиях, которые у нас
есть, активнее внедрять мусоропереработку.
Потому что новые полигоны будут еще дальше от Москвы, чем Тимохово и
Хметьево. Плечо перевозки будет больше, следовательно больше будут затраты
(кстати, автомобили, которые возят мусор, не относятся к экологически
чистым), и так далее.
 Марина Катыс: Но у мегаполисов есть и другая проблема: как долго может
продолжаться неконтролируемый рост городского населения?
Заместитель министра природопользования и охраны окружающей среды Кирилл
Янков считает, что рост населения мегаполиса можно регулировать
экономическими способами.
 Кирилл Янков: Никто и никогда не устанавливал норматива - какова вообще
может быть предельная нагрузка по населению, проживающему на территории
города Москвы? Сколько будет увеличиваться население - 10 миллионов, 12
миллионов, 15 миллионов?
    Есть примеры столиц, которые шли по пути увеличения численности
населения. Мехико - самый худший пример. Это город, где многие люди
постоянно ходят по улицам в респираторах из-за того, что численность
населения и автотранспорта возрастала и возрастала неконтролируемо.
    Росту численности населения тоже должен класться предел. Не только
административными, но, возможно, и экономическими методами. В частности,
когда в Москве некоторые говорят о том, что стоимость метра жилья должна
быть снижена, - мне это непонятно. Чем ниже стоимость метра жилья в Москве -
тем больше Москва работает как пылесос, который привлекает население из
других городов. Иногороднее население и покупает то жилье, которое строится
для социально незащищенных москвичей. Может быть, стоимость метра жилья в
Москве должна быть еще в два-три раза выше, чем она есть сейчас, для того
чтобы это был экономический регулятор прироста численности иногороднего
населения в городе.
    Поверьте, если на территории Москвы будет жить 15-20 миллионов человек,
а то и больше - о всякой экологии можно будет забыть. Все равно жить мы
здесь не сможем.
 Марина Катыс: На территории Москвы находятся 360 водоемов и 140 малых рек и
ручьев. Это - не считая Москвы-реки. И все они постоянно загрязняются
поверхностными стоками с городских улиц и промышленных объектов. При этом 70
процентов стоков попадают в водоемы, минуя очистные сооружения.
По словам руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей
среды Леонида Бочина, городские власти ведут работы по восстановлению малых
рек и ручьев.
 Леонид Бочин: В 2003 году начаты работы по прочистке рек Яузы, Чермянки,
Икчи, Лихоборки, Каменки при одновременном ремонте набережных. Очищено около
7 километров русла и берегов рек, спилено и вывезено более полутора тысяч
аварийных и сухостойных деревьев.
    Проведена проверка всей природоохранной зоны реки Сетунь - это без
малого 103 предприятия. Предъявлено штрафов более чем на миллион рублей.
Совместной с префектурой Западного округа завершается согласование проекта
постановления о выводе 48 предприятий, который находятся в водо-охранной
зоне Сетуни. Проверено более 80 участков водо-охранных зон Яузы, реки
Москвы, Сходни, Икчи, ликвидировано захламление на их берегах.
Утверждены границы водо-охранных зон рек Котловки, Городни, Яузы.
Разработаны проектные предложения по установлению границ водо-охранных зон
рек Смородинки, Раменки, Очаковки, Клязьмы.
На городских водоочистных сооружениях очищается только 30 процентов
поверхностного стока. Большая часть очистных сооружений технически изношена
и не обеспечивает нормативной очистки.
 Марина Катыс: По мнению специалистов, тарифы на сброс стоков должны отражать
реальную стоимость загрязнения и наносимого окружающей среде ущерба, они
должны стимулировать сокращение объема загрязнений. А сегодня в тарифах
учтено лишь 5 процентов затрат на содержание и строительство очистных
сооружений.
    Городские парки и скверы помогают сохранить Москву в состоянии, пригодном
для жизни человека. Но строительный бум и высокие цены на жилье в зеленых
зонах (особенно - в престижных районах) грозят уничтожить небольшие скверы
внутри старой застройки.
    Говорит руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей
среды Леонид Бочин.
 Леонид Бочин: Сложившаяся система управления природным комплексом, по нашему
мнению, хронически недофинансируется. Бюджетные ассигнования составляют
менее 10 процентов от минимально допустимого уровня. Но даже выделяемые
средства нельзя признать потраченными эффективно. Сегодня, к сожалению,
утрачена та городская служба, которая контролировала и регулировала эту
деятельность.
    Мы можем столкнуться с утратой тех памятников природы, которые нам
оставили в наследство.
 Марина Катыс: По мнению же главного архитектора Москвы Александра Кузмина,
основное уже сделано - решен вопрос о сохранении территорий природного
комплекса Москвы.
 Александр Кузмин: Благодаря принятым Московской городской Думой законам по
этим территориям у меня - как у главного архитектора города - теперь нет
головной боли. Если ко мне кто-то приходит с желанием построить что-нибудь
на Воробьевых горах, я говорю: "Товарищи, встретимся в Природоохранной
прокуратуре..." - и вопрос закрывается, независимо от того - федералы это,
местные наши ребята или кто-то со стороны приехал.
 Марина Катыс: Но наиболее зримыми последствия деятельности московского
Департамента природопользования для москвичей являются посадка новых
деревьев и в 4 раза увеличившиеся по площади цветники в скверах и парках.
Но у главного архитектора Москвы Александра Кузмина свои претензии к
озеленителям, вернее - к их отсутствию.
 Александр Кузмин: Сегодня у нас просто не хватает кадров: не хватает
ландшафтных архитекторов, экологов, тех, которые могут грамотно работать.
Впрочем кадры - есть, только они почему-то предпочитают оформлять дачи в
ближнем Подмосковье конкретным лицам, а не работать на просторах нашего
любимого города. Деньги "природники" выделяют, все вопросы вроде бы решены,
но мы уперлись в то, что у нас просто нет квалифицированных кадров. Пример -
Куркино. Мы не можем осилить даже те 10 парков, которые должны были сделать
в этом жилом районе.
 Марина Катыс: Почему сегодня - при рыночных отношениях - ландшафтные
архитекторы предпочитают работодателя, который платит больше,
действительно - загадка.
    Но как бы то ни было, в разных районах Москвы на одного жителя приходится
от 40 до 2 квадратных метров озелененных территорий. Понятно, что в
Центральном округе и в промышленных зонах число "зеленых" квадратных метров
гораздо ближе к цифре 2, чем к цифре 40.
    В основном в скверах и парках Москвы - по данным Департамента
природопользования - преобладают липа, клен остролистный, тополь
бальзамический и ясень пенсильванский. Почему-то в этом списке отсутствует
тополь обыкновенный, давно ставший бичом всех москвичей из-за тополиного
пуха в июне и тополиной моли в остальные летние месяцы.
И последнее - состояние здоровья москвичей, живущих в городе с более чем
10-миллионным населением. Предлагаю послушать мнение главного
государственного санитарного врача по городу Москве Николая Филатова.
    Николай Филатов: Интенсивное жилищное строительство в городе Москве
ведется в условиях дефицита городской территории, в порядке уплотнения
существующей застройки - на участках, приближенных к промышленным
предприятиям. А это приводит к сокращению естественной освещенности,
сокращению дворовой территории, зеленых насаждений и усилению влияния
производственных факторов на здоровье москвичей.
    Ведение социально-гигиенического мониторинга показало, что основным
источником загрязнения атмосферного воздуха является автотранспорт.
За последние 10 лет заболеваемость населения города бронхиальной астмой
возросла - в два раза. Увеличилась распространенность болезней системы
кровообращения, которые занимают в структуре общей заболеваемости взрослого
населения первое ранговое место и находятся в тесной корреляционной связи с
загрязнением воздушной среды и шумом.
    Урбанизированная среда влияет на уровень здоровья детей и подростков, у
которых также регистрируется увеличение функциональных расстройств
сердечно-сосудистой системы. У детского населения, проживающего на
территориях, приближенных к магистралям с интенсивным движением
автотранспорта, заболевания глубоких отделов респираторной системы
регистрируются в 1,5-3 раза чаще, чем в районах, отделанных от
автомагистралей.
    Приоритетными загрязнителями городских почв - по данным наблюдений за три
года - являются: свинец, цинк, кадмий, формальдегид. А основным источником
загрязнения наших почв является автотранспорт и использование этилированного
бензина, который запрещен на территории города. Нужна система реабилитации
почв в городе. Мы не сможем их завозить с других территорий. Тем более, что
и на других территориях обстановка ненамного лучше, чем в Москве, и мы
привозим к себе такой же плохой грунт.
Акустическая обстановка в городе продолжает оставаться весьма напряженной.
Основным источником опять-таки является автомобильный транспорт. Сегодня
фактически 70 процентов москвичей проживают в зоне акустического
дискомфорта.
 Марина Катыс: Десятилетие с 2005 по 2015 год объявлено ООН "Десятилетием
образования для устойчивого развития". В связи с этим в разных странах идет
обсуждение: что же такое "образование для устойчивого развития" и кто должен
этим образованием заниматься?
    Член-корреспондент Российской Академии наук Наталья Тарасова - директор
Института проблем устойчивого развития.
 Наталья Тарасова: В 1999 году Министерство образования Российской Федерации
прекратило подготовку учителей-экологов для средней школы. Те педагоги,
которые в этом году закончат университеты и педагогические институты, - это
будут последние учителя-экологи, которые могут профессионально преподавать
этот предмет в средней школе.
    Скорее всего, это решение связано с обыденным пониманием термина
"экология". Когда почти 5 лет назад обсуждался этот вопрос, лица,
принимающие решения в сфере образования, сказали: "Экология - это идеология,
это - не естественнонаучная дисциплина. Идеологию пусть готовят все
предметники, каждый чуть-чуть в своем предмете об этом говорит". Таким
образом, предмет "экология" был исключен из федерального компонента средней
школы.
    И можно говорить о каких угодно действиях московского правительства, но
если население не будет эти действия поддерживать, понятно, что правительство
будет испытывать серьезные проблемы. Если сейчас дети будут учиться в
школах, не понимая, что такое окружающая среда и как себя в ней вести
разумному человеку, то последствия скажутся на всех уровнях через 10, 15,
20 лет.
    В Москве при поддержке Департамента природопользования вместе с Комитетом
образования Москвы создана так называемая экспериментальная площадка из 26
школ различных московских округов. Там собираются все учителя и получают
знания, необходимые для того, чтобы освещать в своих школьных программах
проблемы окружающей среды. Департамент поддерживает три проекта, связанные с
организацией школьного экологического мониторинга. Таким образом Москва
закрывает все уровни экологического образования, начиная с детского сада и
заканчивая средними специальными учебными заведениями.
 Марина Катыс: Не менее важно обучать экологическим подходам к решению
вопросов городского управления не только детей, но и чиновников.
 Наталья Тарасова: Должна быть московская программа ликвидации неграмотности
вновь избранных членов самоуправления в области проблем окружающей среды.
Потому что, когда эти люди войдут в курс дела и начнут принимать решения,
они должны понимать, о чем идет речь, как связаны проблемы окружающей среды
со всеми областями деятельности городского хозяйства.
    В XXI веке не природные ресурсы будут определять положение страны на
международной арене (или - положение региона на карте нашей страны), а
качество человеческого капитала. И образование - это важнейший фактор
(помимо здоровья), который определяет качество человеческого капитала.

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*   Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83               *
*   Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru             *
**************************          Распространяется только     *
* "UCS-PRESS" 2004 г.    *          по электронной почте        *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.24.0

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность