О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1315, 5 марта 2004 г. ****************## ################################################################## Право на живую природу ЛЕСНОЙ КОДЕКС И АМУРСКАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ КРУГЛЫЙ СТОЛ 2 марта в Благовещенске прошел круглый стол, посвященный обсуждению проекта нового Лесного кодекса, разработанного Министерством природных ресурсов России совместно с Минэкономразвития России и представленного на сайте последней организации. Организатором его выступил АмурСоЭС. В круглом столе приняли участие заместитель Губернатора Амурской области Николай Григорьевич Кулешов, заместитель Председателя областного Совета народных депутатов Олег Александрович Турков, представители ГУПР по Амурской области, лесопромышленного комплекса, учебных и научных заведений города, работники аппарата областной Администрации, журналисты. Собравшиеся признали, что реформирование лесной отрасли страны на сегодняшний день является необходимостью. Ситуация здесь достигла кризисного состояния. Государство теряет миллионы долларов доходов в результате нелегальных рубок, пожаров, коррупции. Поэтому необходимы экономические механизмы стимуляции отрасли. Однако проект нового Лесного кодекса в представленном варианте не решает эти проблемы, а создает новые. Его принятие вызовет разрушение всей сложившейся в стране системы лесного хозяйства, создаст угрозу вырубки особо ценных и защитных лесов. В кодексе недостаточно четко прописаны механизмы финансирования лесоустройства, охраны и воспроизводства лесов. По сути, из процесса управления лесами исключены муниципальные образования и субъекты Федерации. На их долю оставлены лишь восстановление лесов, охрана их от пожаров и другие затратные виды деятельности. Вся же деятельность, связанная с получением прибыли - распределение участков в аренду, передача лесов в частную собственность, оказывается в руках федерального ведомства. Вопросы собравшихся вызвала и возможная приватизация лесов. Ведь кодекс предоставляет неограниченную возможность собственникам лесных участков ограничивать доступ населения в частные леса. Впрочем, сам механизм приватизации лесов, по мнению участников круглого стола, является крайне недоработанным. По словам юриста Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Амурской области Дениса Сафронова, проект Лесного кодекса создает угрозу эвенкам, проживающим на севере области, так как в нем не прописаны механизмы защиты прав коренных народов, чья жизнь связана с лесами. Отдельный вопрос, поднятый на круглом столе - угроза, которую создает новый кодекс для защитных лесов вокруг городов и водоемов, а также - особо охраняемых природных территорий. Ведь, согласно проекту, городские леса отныне должны выполнять функцию не только рекреационную и защитную, но служить источником дров для местного населения. По сути, проект Лесного кодекса узаконивает нелегальные вырубки лесов в зеленых зонах населенных пунктов. Нарекания к проекту имеются и у лесопромышленников. Так, Ф.Ф.Дмитрук, президент ОАО "Амурлеспром - ЛХК" отметил, что проект чрезвычайно усложняет процедуру получения лесов в аренду. По сути, участки в аренду придется получать в Москве. Результатом "круглого стола" стало единогласное принятие резолюции, в которой участники, признавая необходимость реформирования лесной отрасли, отмечают несоответствие проекта Лесного кодекса целям сохранения лесов и устойчивого лесопользования. В резолюции содержится призыв всем областным органам власти, депутатам от Амурской области в Государственной Думе и Совете Федерации РФ сделать замечания и дополнения к проекту кодекса и принять меры по недопущению принятия его в существующем виде. Кроме того, участниками круглого стола принято обращение к Президенту РФ с требованиями проведения референдума по вопросу приватизации лесов, общественных обсуждений и государственной экологической экспертизы проекта кодекса. За день до этого с аналогичным обращением выступили двадцать организаций - членов Клуба лидеров общественных организаций г.Благовещенска. Они посвятили обсуждению проекта Лесного кодекса одно из своих заседаний. РЕЗОЛЮЦИЯ "круглого стола", посвященного обсуждению проекта Лесного Кодекса. Необходимость реформирования лесной отрасли России назрела давно и обусловлена объективными причинами и требованиями развития экономики страны. Не вызывает сомнения, что лесная отрасль является одной из важнейших в экономике страны и способна приносить высокие доходы в государственный бюджет. С лесом связана жизнь огромного числа жителей России. Лес обеспечивает их дровами, ягодой, грибами, некоторым стабильным доходом, позволяя, в ряде случаев, говорить о выживании людей. Поэтому необходимы механизмы, позволяющие обеспечить для людей и государства стабильно высокий уровень дохода от эксплуатации лесных ресурсов, и, в то же время, сохранить леса для будущих поколений. Учитывая важность лесов для России, любые действия и законодательные акты в отношении лесов должны быть проработаны с особой тщательностью, с учетом отдаленных последствий их принятия. В процесс разработки и принятия этих действий и законов должны быть вовлечены максимально широкие круги населения. Предложенный Минэкономразвития и МПР проект Лесного кодекса не соответствует требованиям ни устойчивого пользования природными ресурсами, ни учета интересов граждан, ни привлечения населения к процессу принятия решений. В связи с этим, участники "круглого стола" рекомендуют 1. Совету народных депутатов Амурской области - внести замечания к проекту Лесного кодекса и потребовать проведения государственной экологической экспертизы данного проекта с проведением общественных слушаний и обсуждений в субъектах Федерации. 2. Главному управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Амурской области - внести замечания к проекту Лесного кодекса и обеспечить доступ общественности к его обсуждению. 3. Губернатору и Администрации области - внести замечания к проекту Лесного кодекса в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу Российской Федерации. 4. Депутатам Государственной Думы и Совета Федерации Российской Федерации от Амурской области - проголосовать против Лесного кодекса, в случае, если он будет представлен на рассмотрение Государственной Думы или Совета Федерации в существующей редакции. Участники "круглого стола" обращаются к Президенту Российской Федерации В.В. Путину и призывают всех жителей Амурской области поддержать это обращение. Президенту Российской Федерации Путину В.В. ОБРАЩЕНИЕ Господин Президент! Леса являются одним из основных богатств России. Они принадлежат всему народу. Благополучие многих россиян напрямую зависит от состояния лесов, которые обеспечивают им достойный уровень жизни. Поэтому любые реформы в области лесного хозяйства должны вестись с учетом этого огромного значения лесов и содействовать достижению целей эффективного управления лесами в интересах ныне живущего и последующих поколений россиян. Помимо этого, леса являются "визитной карточкой" России. Их ценность определяется международным сообществом не в качестве источника древесины, а именно как природного объекта, выполняющего функции стабилизации природных процессов. И в условиях нарастающего глобального экологического кризиса ценность российских лесов с каждым годом стремительно возрастает. Поэтому сохранение лесов - еще и вопрос имиджа России в глазах международного сообщества. Мы считаем, что проект нового Лесного кодекса противоречит выполнению этих задач. Целью его является создание условий для получения отдельными экономическими группами огромных прибылей от экспорта российской древесины и беспощадной эксплуатации иных лесных ресурсов без учета экологического и социального значения лесов. Ряд пунктов проекта Лесного кодекса создает угрозу вырубок и застройки защитных лесов населенных пунктов, водоемов, санитарных зон курортов. Под угрозу ставится само существование системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ), так как в их лесах, согласно проекту, разрешается хозяйственная деятельность, противоречащая режимам и целям создания ООПТ. Множество вопросов вызывает процесс реформирования системы лесного хозяйства, заложенный в проекте Лесного кодекса. Все положения этого процесса прописаны декларативно, без конкретизации механизмов их реализации, что может вызвать хаос в системе управления и охраны лесов и контроля за соблюдением лесного законодательства. Одна из серьезных потенциальных проблем, заложенных в проекте Лесного кодекса - возможность приватизации лесов. Передача в частные руки лесов, всегда являвшихся общенародным достоянием, может серьезно ограничить права граждан на пользование лесными ресурсами и вызвать социальную напряженность в обществе. Несмотря на декларируемую в проекте Лесного кодекса общедоступность пользования частными лесами, ряд его положений дает собственнику возможность ограничивать доступ граждан в приватизированный лес. Кроме того, неясность механизмов передачи лесов в частную собственность создает условия для приватизации по образцу приватизации начала 90-х годов, когда все крупные промышленные предприятия оказались в руках отдельных лиц и финансовых группировок. Разработка проекта Лесного кодекса шла без привлечения специалистов лесного хозяйства и участия общественности. Во многом, этим объясняется присутствие в нем серьезных ошибок и недоработок. В связи с вышеизложенным мы просим Вас: 1. Восстановить независимый федеральный орган по охране окружающей природной среды. 2. Остановить процесс принятия нового Лесного кодекса в существующей редакции и отправить его на доработку с привлечением специалистов лесного хозяйства. 3. Инициировать проведение референдума по вопросам приватизации лесов. 4. Провести государственную экологическую экспертизу проекта Лесного кодекса, включающую проведение общественных обсуждений и слушаний в регионах и в Москве с привлечением специалистов лесного хозяйства и экологов - общественников. Ю.Гафаров, AmurSEU@tsl.ru, 4 марта 2004 г. ***************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров * * Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco * * и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется только * * "UCS-PRESS" 2004 г. * по электронной почте * ***************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |