О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1288, 7 февраля 2004 г. ****************## ################################################################## Право на ответственный бизнес ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕФТЕГАЗОВОЙ ИНДУСТРИИ Неправительственным природоохранным организациям Российской Федерации Уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение выставляется документ Совместные требования неправительственных природоохранных организаций России к нефтяным и газовым компаниям, осуществляющим свою деятельность на территории России, ее континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. Создание данного документа является важным этапом сотрудничества неправительственных природоохранных организаций России, направленного на повышение экологической ответственности нефтяных и газовых компаний, работающих на территории России и, тем самым, на предотвращение и минимизацию негативного воздействия нефтегазового сектора на окружающую среду. Мы надеемся, что общим конечным результатом работы станет создание согласованного фундамента для формирования действенной экологической политики нефтегазовых компаний, отвечающей наивысшим современным международным критериям. Мы рассчитываем, что после обсуждения, доработки и подписания ведущими неправительственными природоохранными организациями этот документ сможет быть использован в качестве основы международно-признанного рейтинга экологической ответственности компаний, созданного на основе Требований в качестве компонента проекта Всемирного фонда дикой природы (WWF) России. Требования являются результатом совместного труда рабочей группы, созданной в рамках нефтегазовой программы Всемирного фонда дикой природы (WWF) России из представителей WWF, Социально-экологического Союза, GREENPEACE России, Crude Accountability, НПО Мониторинг Балтийской трубопроводной системы (БТС), Института эколого-правовых проблем Экоюрис. Замечания и предложения к Требованиям были высказаны ключевыми российскими природоохранными неправительственными организациями, имеющими практический опыт работы по нефтегазовой проблематике, см. ниже. От имени данной рабочей группы и от имени WWF России мы обращаемся к Вам с просьбой высказать замечания и предложения к тексту документа в рамках общей открытой электронной дискуссии. 22-24 марта 2004 г. мы планируем провести в Москве конференцию для очного обсуждения и принятия настоящих Требований неправительственными природоохранными организациями. Отбор участников конференции будет осуществляться членами организационного комитета, состоящего из участников рабочей группы, на основе принципа обеспечения сбалансированного регионального представительства и по результатам участия в дискуссии. УЧАСТНИКИ обсуждения требований: * Экозащита (Ecodefense, Калининград), * Бурятское Региональное Объединение по Байкалу (Улан-Удэ), * Экологическая Вахта Сахалина (Южно-Сахалинск), * Байкальская Экологическая Волна (Иркутск), * Центр Экологической Политики России (Москва), * Дальневосточный Республиканский Центр ИСАР (Владивосток), * Приморский Зеленый Крест (Владивосток), * Экодаль (Хабаровск), * Российская ассоциация коренных и малочисленных народов Севера (РАЙПОН), * Архангельская ассоциации общественных экологических организаций. Совместные ТРЕБОВАНИЯ неправительственных природоохранных организаций России к компаниям нефтегазового сектора, осуществляющим свою деятельность на территории России, ее континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. 1. Экологическая политика Компания разрабатывает и осуществляет на практике открытую экологическую политику, направленную на обеспечение экологической безопасности. Основополагающими принципами экологической политики компании являются: 1.1. Презумпция потенциальной экологической опасности деятельности компании. 1.2. Отказ от деятельности на территориях и акваториях высокой природоохранной ценности. 1.3. Учет особенностей природной среды в зоне деятельности компании (сложная ледовая обстановка, мерзлота, сейсмичность, активные склоновые процессы и т.д.). 1.4. Свобода доступа и открытость социально-экологической информации. 1.5. Обеспечение общественного контроля за социально-экологическими аспектами деятельности компаний. 1.6. Компенсация ущерба в соответствии с российским законодательством. 1.7. Предотвращение аварий и обеспечение ликвидации их последствий. 1.8. Применение наилучших доступных технологий. 1.9. Экологически безопасная утилизация отходов. Анализ и учет связи деятельности компании и глобальных изменений климата. 1.10. Оформление в виде отдельного документа экологической политики компании. 1.11. Определение в руководстве компании лица, ответственного за реализацию экологической политики. 2. Соблюдение законодательства 2.1. Компания неукоснительно выполняет российское законодательство об охране окружающей среды. 2.2. Компания не инициирует и не поддерживает изменение российского законодательства в сторону снижения экологических требований ниже стандартов Европейского Союза. 3. Ценные территории и акватории 3.1. Компания не осуществляет деятельность на приведенных ниже территориях и акваториях, а также деятельность вне этих территорий и акваторий, которая может оказать негативное воздействие на охраняемые в них природные комплексы и объекты: 3.1.1. Объекты всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. 3.1.2. Особо охраняемые природные территории, созданные на основе федерального закона Об особо охраняемых природных территориях и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, заказники, лечебно-оздоровительные местности и курорты, памятники природы, биосферные полигоны резерватов ЮНЕСКО, иные категории особо охраняемых природных территорий), а также их буферные и охранные зоны. 3.1.3. Территории и акватории, включенные в перспективные планы создания особо охраняемых территорий и/или зарезервированные на основании решений правительства Российской Федерации или органов государственной власти субъектов Российской Федерации для целей создания ООПТ. 3.1.4. Участки водно-болотных угодий международного значения (Рамсарские угодья). 3.1.5. Местообитания видов, занесенных в Красные книги Международного союза охраны природы, Российской Федерации и ее субъектов, а также видов, подпадающих под действие международных конвенций и соглашений. 3.1.6. Ключевые орнитологические территории. 3.1.7. Особо чувствительные морские зоны. 3.1.8. Зоны охраны морских млекопитающих. 3.1.9. Крупные малонарушенные природные экосистемы до тех пор, пока всеми заинтересованными сторонами не будет найдено взаимоприемлемое социально, экономически и экологически обоснованное решение по сохранению/ использованию этих экосистем. 3.1.10. Территории традиционного природопользования и священные места коренных малочисленных народов. 3.2. На особо чувствительных природных экосистемах (притундровые леса, водоохранные зоны, лесозащитные полосы, водоемы и их участки, отнесенные к высшей рыбохозяйственной категории), других природных экосистемах, включенных в существующие обоснованные схемы предлагаемых к охране территорий и акваторий, признаваемыми научным сообществом и неправительственными природоохранными организациями на региональном уровне, компания осуществляет свою деятельность при условии, что она не приводит к деградации природных комплексов и снижению природных функций указанных экосистем. 4. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза 4.1. Компания проводит оценку воздействия проектов на окружающую среду на следующих принципах: 4.1.1. Многовариантность сценариев проекта, в том числе, в обязательном порядке оценка нулевого варианта (полный отказ от проекта). 4.1.2. Комплексность ОВОС (проведение анализа влияния реализации намечаемой деятельности на экосистемной основе и на все компоненты окружающей среды). 4.1.3. Проведения ОВОС всего проекта или групп взаимосвязанных проектов с учетом особенностей технологической цепочки нефтегазового комплекса (добыча, переработка, хранение, транспортировка). 4.1.4. Полный и детальный анализ всех возможных рисков возникновения аварийных ситуаций, включая сценарий максимального разрушения конструкций, а также их последствий. 4.1.5. Доступность и открытость материалов ОВОС (анонсирование материалов ОВОС в СМИ, в том числе, в Интернет, обязательное размещение на сайте компании материалов ОВОС и аргументированных замечаний и ответов компании на вопросы общественности). 4.2. Компания планирует и осуществляет свою деятельность на основе результатов проведения стратегической экологической оценки воздействия на окружающую среду. 4.3. Компания проводит общественные обсуждения своих проектов, информирует общественность и заинтересованных лиц (размещает на Интернет сайте компании информацию в общедоступной форме) о предоставлении проектов на государственную экологическую экспертизу и предоставляет по первому требованию документацию для общественной экологической экспертизы общественными объединениям в соответствии с действующим законодательством. 5. Открытость социально-экологической информации 5.1. Компания незамедлительно информирует местное население, общественность и органы местного самоуправления о произошедших аварийных ситуациях, их последствиях и мерах по их ликвидации. 5.2. Компания предоставляет общественности экологически значимую информацию, в том числе, планы ликвидации аварийных разливов нефти и декларации по промышленной безопасности. 5.3. Компания регулярно проводит независимый экологический аудит, заключение которого открыто для общественности, и предоставляет необходимую информацию для его проведения третьими лицами. 5.4. Компания не препятствует и содействует проведению мероприятий по контрольной деятельности, осуществляемой общественными организациями и уполномоченными на то государственными органами. 5.5. Компания контролирует и информирует общественность о результатах использования средств, добровольно направляемых компанией на социально-экономическое развитие регионов и охрану окружающей среды. 6. Компенсация ущерба и потерь 6.1. Компания производит детальную оценку и включает в расчет экономической эффективности проекта потери от утраты природных ресурсов, которые будут изъяты в результате реализации проекта, а также производит оценку и включает в расчет экономической эффективности потери, которые в этом случае произойдут или могут произойти в отраслях экономики, основанных на устойчивом использовании природных ресурсов (туризм, рыболовство, лесная промышленность и т.д.). Информация об оценках объемов потерь и стоимости ресурсов, которые могут быть утрачены, является открытой. 6.2. Компания компенсирует в полном объеме ущерб, как окружающей среде, так и населению, испытывающему негативное влияние деятельности компании и ее подрядных и субподрядных организаций. 6.3. Компания обеспечивает и несет ответственность за вывод из эксплуатации производственных объектов и последующую рекультивацию территории. Средства на данные цели закладываются уже на стадии обоснования инвестиций проекта. 7. Предотвращение и ликвидация разливов и утечек нефти и нефтепродуктов 7.1. Компания имеет план предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций и необходимые средства для ликвидации последствий аварий, как собственных, так и произошедших по вине подрядчиков и субподрядчиков. Компания в полном объеме страхует риски у независимых страховых компаний и резервирует собственные средства для этих целей. Информация о страховых компаниях, размерах страхового покрытия и процедуре их выплаты является открытой. 7.2. Компания официально публикует набор сценариев ликвидации разливов нефти для основного набора вероятных аварийных ситуаций, связанных с разливами, источниками которых могут стать объекты компании, связанные с этими объектами операции партнеров или третьих сторон, либо операции по транспортировке нефти компании до первого пункта потребления или перегрузки. 7.3. Компания осуществляет транспортировку продукции при соблюдении следующих условий: 7.3.1. Наличие плана предотвращения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов для танкерной транспортировки. 7.3.2. Проведение ОВОС полного цикла транспортировки продукции. 7.3.3. Наличие плана перехода на использование для перевозки водным транспортом танкеров с двойным корпусом. 7.3.4. Компания обеспечивает безаварийное функционирование своей трубопроводной системы, в том числе внутрипромысловых и межпромысловых трубопроводов. 8. Предотвращение и минимизация негативного воздействия на окружающую среду 8.1. Компания имеет план-график внедрения лучших доступных технологий, направленных на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду. 8.2. Компания проводит буровые работы на основе принципа нулевого сброса в любую водную среду. 8.3. Компания сотрудничает с другими компаниями по объединению и совместному использованию инфраструктуры, необходимой для реализации их проектов, если это снижает воздействие на окружающую среду. 8.4. Компания принимает меры по снижению фрагментации ландшафтов и площади нарушенных территорий, в первую очередь, при строительстве инженерных линейных сооружений (нефте- и газопроводы, дороги, линии электропередач и т.д.). 8.5. Компания в зоне ее деятельности не допускает незаконную охоту, рыбную ловлю, сбор недревесных лесных продуктов, и другого использования объектов растительного и животного мира. 8.6. Компания не допускает ущемления законных интересов традиционных пользователей местных природных ресурсов. 8.7. Компания информирует подрядчиков и субподрядчиков о требованиях по охране окружающей среды и осуществляет контроль за их выполнением. 9. Природоохранные инициативы 9.1. Компания субсидирует и/или имеет собственные программы развития возобновимых источников энергии. 9.2. Компания способствует развитию природоохранных инициатив в регионах, где осуществляется деятельность компании, в том числе, способствует развитию сети ООПТ. 10. Выбросы парниковых газов 10.1. Компания имеет и публикует в открытой печати данные о собственных выбросах парниковых газов в соответствии с международной методикой, принятой Рамочной конвенцией ООН по изменению климата. 10.2. Компания берет на себя добровольные обязательства по снижению или ограничению выбросов парниковых газов. Источник: greenalex99@mail.ru, 7 февраля 2004 г. ***************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров * * Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco * * и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется только * * "UCS-PRESS" 2004 г. * по электронной почте * ***************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |