О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1266, 16 января 2004 г. ****************## ################################################################## Право на общественную активность КАЗАХСТАН: ОБСУЖДАЕТСЯ МЕСТО НПО В ОБЩЕСТВЕ КОНФЕРЕНЦИЯ По инициативе акимата Алматы 28 ноября состоялась городская научно-практическая конференция, на которой шла речь о том, что не так давно было в центре внимания участников Гражданского форума: как добиться взаимодействия органов власти и НПО. С основным докладом на конференции выступил заместитель акима Алматы А.БИЖАНОВ. Он подчеркнул, что развитие демократии, создание эффективной экономики тесно связано с укреплением гражданского общества, основой, несущей конструкцией которого выступают неправительственные организации (НПО). Именно они являются своеобразным регулятором общественных отношеий, выполняют роль посредников между государством и гражданами, берут на себя выполнение многих социальных преобразований, способствуют росту гражданской активности. В числе основных направлений, по которым работают алматинские НПО, докладчик назвал правозащитное, экологическое, социально - культурное, здравоохранение и образование. Продолжается формирование законодательной базы, регулирующей деятельность третьего сектора. В 2002 году принят Закон о некоммерческих организациях. На основании постановления Правительства Республики Казахстан от 23 января 2002 года , одобрившего "Концепцию государственной поддержки неправительственных организаций Республики Казахстан" и апрельского (2002 года) постановления "О Плане мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2002 - 2004 годы" уже реализуется государственная поддержка НПО. Вместе с тем необходим Закон о государственном социальном заказе. Его ждут наши НПО. Далее в докладе отмечено, что по-прежнему неправительственные организации существуют за счет финансирования со стороны международных донорских организаций. Они не сотрудничают с отечественным коммерческим сектором. Слабо используют в своих интересах спонсорство, меценатство. Теперь, когда наступил этап укрепления гражданского общества, надо всемерно укреплять сотрудничество между властными структурами и НПО, находить и применять механизмы оперативных и беспрепятственных связей между ними. Неправительственные организации должны активнее привлекаться к подготовке и обсуждению вопросов государственной политики, имея возможность свободно высказывать свое мнение, даже если оно не всегда совпадает с официальной государственной линией. НПО должны иметь больше возможностей для разработки и осуществления различных проектов с участием государства. НПО имеют достаточный потенциал для участия в разработке программ социально - экономического развития на районном и городском уровнях. Но именно здесь, в районном звене, неправительственные организации развиваются пока неравномерно. Необходимо прилагать усилия для создания разветвленной системы НПО. Пока что среди них больше организаций, работающих с крупномасштабными проектами национального уровня. Надо больше уделять внимания их приобщению к решению проблем на местном уровне. А.Бижанов подверг критике "профессиональных грантополучателей", которые четко усвоили порядок взаимоотношений с донорами, мастерски составляют проекты, овладев методикой их написания, и готовы отрабатывать любое направление. К этой категории он отнес до 50% ныне существующих казахстанских НПО. Докладчик считает, что доноры должны с большей требовательностью относиться к мониторингу и оценке проектов, поступающих от НПО, внимательнее наблюдать за эффективностью освоения выделяемых ими грантов. Пока что есть случаи финансирования слабых, малополезных проектов. Далее речь шла о совершенствовании системы регистрации НПО, о созданных при акимате Совете по взаимодействию государственных органов и общественных организаций и Информационном центре неправительственных организаций. Они призваны способствовать развитию партнерских отношений между государственными структурами и НПО и укреплению позиций третьего сектора в обществе. В заключение А.Бижанов остановился на ближайших задачах, в числе которых он назвал расширение совместной деятельности городского и районных акиматов Алматы и НПО, содействие становлению нового акиматовского отдела по связям с неправительственными организациями. Позднее будут создаваться аналогичного направления секторы в районных властных структурах. Предстоит оказать большую информационную поддержку третьему сектору, ибо, по словам докладчика о деятельности НПО алматинцы знают мало. Он также высказал ряд предложений относительно укрепления экономической независимости НПО. Поставил вопрос о возможном их самофинансировании посредством предоставления определенных услуг, взимания членских взносов, реализации печатной продукции, создания собственных коммерческих организаций. КРУГЛЫЙ СТОЛ 3 декабря в южной столице состоялось заседание "круглого стола" "Европейский и центрально-азиатский опыт сетей НПО по предотвращению конфликтов". Мероприятие организовано Фондом Фридриха Эберта и Европейской Делегацией в Алматы при участии специалистов из Германии и Италии, стран Центральной Азии. Внимание присутствовавших привлекло выступление Елены САДОВСКОЙ - президента Конфликтологического центра (Алматы) - неправительственной некоммерческой организации, миссия которой направлена на предупреждение насильственных конфликтов и их разрешение в Казахстане и Центральной Азии, а также на оказание содействия становлению гражданского общества. Центр существует с 1995 года, удостоен в 1998 году награды Европейского Союза и США "За укрепление демократии и построение гражданского общества". Елена Садовская начала свое выступление с полемического замечания о том, что ни в регионе Центральной Азии, ни в Казахстане в частности, гражданского общества в полном смысле этого слова еще нет. По определению выступавшей, гражданское общество - это организации и институты современного социального порядка, которые независимы от государства и определяют форму взаимоотношений с государством. Гражданское общество представляет собой модели различных объединений, таких, как общественные фонды, движения, ассоциации, иные группы и союзы, которые существуют для выражения интересов и потребностей, решения проблем различных общественных групп. В настоящее время идет процесс формирования гражданского общества: где-то более, где-то менее активный. В Казахстане сделано немало. И состоявшийся в октябре 2003 года Гражданский форум - яркое тому свидетельство. Это событие явилось итогом взаимодействия различных сил: инициативы гражданского общества, влияния международных организаций и политической воли высшего руководства. Формат форума был таков, что на всех переговорных площадках представители НПО имели возможность встречаться и вести дискуссии с министрами, их заместителями, руководителями департаментов. Говорили о наболевших проблемах, предлагали пути взаимодействия. Форум подвел итог 15-летнего развития гражданских инициатив в Казахстане и свидетельствовал о закреплении, легитимизации процесса взаимодействия власти и третьего сектора. Есть надежда, что достигнутые рубежи позволят разработать конкретные, практические механизмы сотрудничества и сообща двигаться дальше, по пути устойчивого общественного развития. Вместе с тем, по мнению выступавшей, слабость неправительственного сектора заключается в том, что подавляющая часть его организаций действуют, в основном, благодаря помощи западных доноров. И они, эти организации, вполне могут перестать существовать, если такая поддержка прекратится. Вторая причина недостаточной силы четырехтысячного, по числу зарегистрированных организаций, третьего сектора Казахстана, - подчеркнула Е.Садовская, - в том, что лишь 20-30 % из них действуют активно, профессионально, принося реальную пользу обществу. По этой причине не приходится говорить о полнокровных, дееспособных, саморазвивающихся сетях НПО, так как эти сети просто некому пока формировать. Еще мало у НПО высокопрофессиональных специалистов в конкретных областях. Пока что большинство НПО, особенно в глубинках, не имеют технического оснащения, доступа в Интернет, страдают от информационной ограниченности. Здесь привычен неквалифицированный менеджмент и неотлаженная бухгалтерская отчетность. Развитию сетевого сотрудничества мешает укоренившая в среде отечественных НПО практика замкнутого существования. А ведь много можно сделать за счет взаимообмена интеллектуальными, техническими, информационными и другими ресурсами. К сожалению, НПО конкурируют в борьбе за ресурсы. Скрывают друг от друга информацию о донорах, проектах, о своих возможностях. И потому в их среде нет той открытости, которая позволяет создавать прозрачные, успешно действующие на принципах взаимного доверия партнерские системы. Существуют сети информационного обмена среди экологических организаций, гендерных, правозащитных, но в других областях происходит в основном виртуальное общение. В 1999 году Конфликтологический центр был одним из инициаторов и организаторов Центрально-Азиатской сети по предупреждению конфликтов. Международная встреча в Алматы позволила наладить контакты между многими центрально-азиатскими, восточноевропейскими, другими западными организациями, инициировать двухсторонние проекты. Центр выпустил международный справочник, посвященный организациям, работающим в области разрешения и предупреждения конфликтов в СНГ, поддерживал в течение года информационный обмен. Однако функционирование сети требует большой финансовой поддержки. Сети как саморазвивающиеся и устойчивые системы могут сформироваться в будущем, когда институты гражданского общества сами достигнут определенного уровня развития и устойчивости. Это не значит, что над созданием и/или укреплением сетей не следует работать уже сейчас. Создание Ресурсного центра для обмена информацией - это один из реальных и назревших проектов для нашего региона и в целом СНГ. На сегодняшний день почти нет системной оценки возможностей реально действующих НПО. Отсутствует анализ информации о том, насколько успешно действует каждая из них, что сделано за год. Если посмотреть, кто присутствует на конференциях, семинарах, "круглых столах", кто участвует в общественных дебатах и дискуссиях, то обнаружится множество одних тех же лиц, которые "кочуют" с одного мероприятия на другое. Произошла своеобразная <приватизация> процесса. В то время, как существует много успешно занимающихся своим делом специалистов из других НПО, которые не привыкли "светиться" на публике. Наибольшее количество работоспособных НПО сосредоточено сейчас в Алматы, Астане, областных центрах. Это характерно не только для Казахстана, но и для других стран Центральной Азии. Зачастую НПО действуют вдали от целевых групп. А между тем конфликты назревают там, где невыносимыми становятся бедность, отсутствие элементарных условий жизни. Значит, больше внимания должно уделяться развитию неправительственного сектора непосредственно в сельской местности. И чтобы государственные социальные заказы в первую очередь для них стали бы ощутимой поддерживающей силой. Елена Садовская заметила, что в связи с подготовкой проекта Закона о государственном социальном заказе приходится думать, что принесет он НПО. Наряду со многими положительными последствиями принятия этого законодательного акта, не исключено, что некоторые НПО, особенно социальные, вынуждены будут стать более лояльными к требованиям чиновников, легко управляемыми. И незаметно могут превратиться как бы в часть государственной системы. А затем использоваться в нужных для функционеров госсистемы целях пропагандистского характера, в предвыборных кампаниях. В последнее время, когда в стране стабилизировалась экономическая ситуация, через акиматы пошли бюджетные средства на цели государственных социальных заказов. И то, как они распределяются, родило шутку, что будущий Закон создается для <жен акимов>. Люди не злословят, а наблюдая, делают предположения, что государственные гранты, поступающие в акиматы, будут распределяться <по своим каналам>. Такого рода тенденция не желательна. Она не позволит эффективно расходовать государственные средства. Надо уже сейчас создавать прозрачные процедуры информирования о грантах, проведения открытых конкурсов, контроля за распределением средств, для того, чтобы госзаказы действительно доставались тем НПО, которые способны выполнить заказ наиболее качественно и максимально эффективно. Заключая свое выступление, Садовская высказала мнение относительно развития взаимодействия отечественных неправительственных организаций и казахстанского бизнеса, - таких связей реально пока очень мало. Она видит в налаживании партнерства с бизнес - структурами один из путей сохранения самостоятельности третьего сектора, его устойчивого развития, укрепления гражданского обществ в целом. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ В Е С Т И, No 35, rc-ecoforum@carec.kz, 19 декабря 2003 года ***************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров * * Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco * * и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется только * * "UCS-PRESS" 2004 г. * по электронной почте * ***************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |