О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1263, 13 января 2004 г. ****************## ################################################################## Право на разумные законы КАЗАХСТАН: ТУРИЗМ, МОНОЛОГ О ЗАКОНЕ Туристская деятельность регулируется законом <О туристской деятельности в Республике Казахстан> (13.06.2001 г.), который должен отвечать ряду требований, предъявляемых к <нормативным правовым актам> одноименным законом республики (от 24.03.1998 г.). В частности, пользователь не должен строить догадки о сфере действия и месте той или иной деятельности в общественных отношениях, путаться в терминах, самому давать им определения, читать в законе беллетристику, не имеющую непосредственного отношения к делу, особенно, если закон прямого действия. Закон <О туристской деятельности:> именно такой закон. Терминология. В законе приведены три термина, определяющие предмет регулирования. Первый: <туристская деятельность - деятельность физических и юридических лиц по предоставлению туристских услуг> (ст. 1.); заметим слова <юридическое лицо> и <услуга>. Последнее - стержень всего закона, все остальное - антураж, мебель. Второй термин: <отрасль экономики> в законе не определен. Третий термин: <туристская индустрия - совокупность мест размещения туристов, транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, оздоровительного, делового, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих туристскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов...> В этом определении две части. Первая относится к юридическим лицам, производящим на своих предприятиях рекреационную, культурную, бытовую, транспортную и прочую продукцию (включая услуги) в ответ на рекреационный спрос. Вторая относится к юридическим лицам, не нуждающимся в собственном рекреационном и ином производстве, потому что, как сказано в определении первого термина, они оказывают услуги находясь между рекреантом (спрос) и рекреационным предприятием (предложение), что во все времена называется посредничеством. Можно допустить существование туристской отрасли в, говоря советским языком, народнохозяйственном комплексе и в ее составе необязательного, но достаточно амбициозного звена в лице туристского ведомства. Однако, что это за отрасль, закон не раскрывает. Перемежающееся употребление слов <деятельность>, <отрасль>, <индустрия> с меняющимися по тексту смысловыми оттенками делает их еще менее определенными в нарушение требований к стилю изложения текстов нормативных правовых актов. Относительно сочетаний <туристская деятельность> и <туристская индустрия>: в дословном переводе это синонимы; в устоявшейся трактовке слово <индустрия> означает <промышленность>, т.е. производство орудий и средств производства, предметов потребления и т.п.; на ее фоне скромное туристское подразделение сферы услуг явно <не дотягивает> до масштаба <индустрии>. Употребление эпитетов и метафор в тексте нормативных правовых актов недопустимо. Вообще, с указанной тройкой терминов не все в порядке. И не только с ней, к чему мы вернемся после следующего пояснения. В классических постановках категории социального времени туризм выступает в составе рекреации и определяется как активная разновидность отдыха в свободное время разумеется. Рекреационная (туристская) услуга имеет ту особенность, что она не принимает вещной формы и не воплощается в стоимость материальной продукции. А рекреационное потребление со стороны покупателя состоит в расходовании своего свободного времени на свое воспроизводство и развитие (Попова Р.Ю., 1999 г.). То есть, рекреационная (туристская) услуга неосязаема, ее невозможно хранить, накапливать, осуществлять заранее и заочно. Эту услугу можно оказать только в личном контакте потребителя и производителя. Указанный автор справедливо указывает на то, что рекреационные услуги происходят одновременно во времени и пространстве, тогда как производство товара отделено от потребителя, товар можно транспортировать, перемещать, с его продажей меняется собственник: У турагента рекреант получает одно право - на качество и безопасность услуг, это же он получает, если напрямую контактирует с рекреационным или лечебным предприятием (учреждением) без посредника, причем с меньшим риском. Коротко говоря, перед нами агентская, посредническая деятельность лиц, подвизающихся между потребителями лечебно-оздоровительных и рекреационных услуг и их производителями. Примерно так можно обозначить в законе подлинную функцию <туристской деятельности> (безо всяких там <отраслей> и <индустрий>). Тогда сами собой отпадут новеллы, не имеющие отношения к делу, термины без определений и определения терминов, похожие на головоломки. Возьмем, к примеру, термины <турист> и <экскурсант>. Первый - это человек, явившийся на место временного пребывания и проведший там не менее 24 часов с не менее, чем одной ночевкой, но <без занятия оплачиваемой деятельностью>. Второй - то же самое, но пребывающий там же не более 24 часов и без ночевки. Трудно понять, зачем нагрузили закон 24-часовым нормативом <пребывания> и нормативом запрета на <оплачиваемую деятельность> туриста (экскурсанта). Такие технические вещи, как пребывание человека на месте получения услуги в течение 23 часов 59 минут и 59 секунд (экскурсант), или 24 часов и одной секунды с ночевкой, дневкой или без них регулируются договором между потребителем и производителем лечебных и рекреационных услуг и ничего больше не надо. Будет ли платить производитель рекреанту за мудрые советы или за восторженную статью в газете о достоинствах предприятия - это их двоих интимное дело под эгидой налогового кодекса. Должен ли гид в свете закона не давать спать экскурсантам почти сутки или приковывать к койке туриста страдающего бессонницей - неясно. Самодеятельные туристы (экскурсанты) прекрасно обходятся без критериев 24 часов и бескорыстия, но не нарушают ли они тем самым закон - неясно. Кстати говоря, и туризм и все что делает человек изначально и всегда материально и в конечном счете связано с извлечением какой-нибудь пользы, выгоды. Наконец, в точном (дословном) соответствии с законом, идейный террорист, пребывающий в каком-нибудь городе больше 24 часов с ночевкой - чистейшей воды турист. О субъектах и объектах. Как сказано, человек, располагающий свободным временем (субъект), может потратить часть его на свое воспроизводство и развитие у того, кто производит и предлагает лечебные и рекреационные продукты (объект). В свою очередь, этот объект (производитель) является субъектом, работающим с лечебными и рекреационными ресурсами ландшафта (объект). Когда мы говорим о продукте производителя, то подразумеваем полный комплект услуг: информация, жилье, лечение, отдых.., обслуживание, питание, связь и т.д. <Индустрия> туризма <втискивается> между спросом и предложением, для этого субъекта и <турист> и производитель - объекты охоты, возмездных услуг. В самодеятельном туризме этот посредник, грубо говоря, исчезает, а что касается его информации об объектах, нужных туристу, сошлюсь на свидетельство И.Ильфа и Е.Петрова (1936 г.), которые, путешествуя по США, писали, что на их бензозаправках <путешественник получает превосходную карту штата, напечатанную какой-нибудь нефтяной компанией, торгующей бензином на дорогах>, где помимо <абсолютно точных и самых последних сведений> о дорогах, <перечислены гостиницы и туристские домики: достопримечательности.., рестораны> и т.п., <Весь сервис есть бесплатное приложение к купленному бензину> - заключают они. Кто знает, найдет ли этот давний опыт применение в Казахстане, где нефтяным бизнесом заправляют иностранные корпорации (включая и те, что были в 1936 г.), или производители лечебного и рекреационного товара организуются в, скажем, пул с собственным менеджментом совместным с мировым, или ведомство здравоохранения в союзе с другими ведомствами, практически занимающимися здоровьем, трудсоцзащитой и ландшафтами займется организацией и использованием бесхозных сегодня богатейших рекреационных <ресурсов>, или найдутся альтернативы... Ситуация темная, поскольку в независимой стране никто ни дня не занимался рациональной организацией природно-хозяйственных комплексов, но ясно, что туристская <отрасль> тут ни при чем: в ее законе нет даже слов таких, как <лечение> и <рекреация>. Чем или кем <командует> какое-нибудь ведомство легко определить по его праву лицензирования, квотирования, лимитирования... Например, лицензиями и контрактами на добычу лечебных вод и грязей у нас ведает главный загрязнитель атмосферы - Министерство энергетики и (природных) минеральных ресурсов. Министерство здравоохранения подвизается на ниве санаторно-курортного лечения, Министерство охраны окружающей среды - <экологии> и т.д. Туристское ведомство лицензирует туроператорскую, турагентскую, экскурсионную деятельность и услуги инструктора туризма, и эти четыре столпа <индустрии>, как и 200 лет назад, занимаются обыкновенным туристско-экскурсионным обслуживанием. К объектам туристской деятельности (ведомства, а не самого туриста) закон отнес: <природные объекты и природно-климатические зоны, достопримечательности, исторические и социально-культурные объекты показа и иные объекты, способные удовлетворить потребности туриста во время путешествия>. В этой эклектике природно-климатические (физико-географические) зоны, как объект показа и удовлетворения, - слишком много для турагента, но слишком мало для утверждения величия <индустрии>, поэтому без ущерба для логики я бы присоединил к этому списку, скажем, солнечную радиацию, палеозой, мироздание и материю, для солидности. Это чтобы кто-нибудь не подумал, что у ведомства нет других дел, кроме как пасти своих лицензиатов, которые могут лишиться лицензии за нарушение нормативов закона, к числу которых относятся норматив 24-х часов с ночевкой и норматив <без занятия оплачиваемой деятельностью>. Новелла о нормах и нормативах в законе отсутствует. Чтобы больше не касаться мелочей, замечу, что в обязанностях туриста записано соблюдение им законодательства страны (ст.25.), а право получить соответствующую информацию не записано (ст.24.), и в обязанности туристских организаций - не входит (ст.17-20). О видах туризма. Закон называет виды: <социальный, экономический, приключенческий, спортивный, деловой, конгрессный, лечебно-оздоровительный, культурно-познавательный, религиозный и другие>. Перед нами еще один урок эклектики, т.е. механического смешения многозначных, неточных утверждений и понятий, ни одно из которых в законе не определено. Туризм - явление одновременно и обязательно социальное, историческое, экономическое, культурное, политическое, географическое, биологическое, как и другие явления, присущие человеческому обществу. В последние годы появились публикации, авторы которых в меру сил пытаются как-то пояснить пресловутые <социальные> и <экологические> фантомы закона. Например, <социальный туризм> определяют как путешествия, финансируемые (субсидируемые) из средств, выделяемых государством на социальные нужды, проще говоря - по ведомству трудсоцзащиты. По этому критерию <экологический туризм> должен проходить по природоохранному ведомству, а <приключенческий> - на пожертвования элиты власти, из-за авантюр которой бедное, нищее, безработное, ювенальное и престарелое абсолютное большинство жителей страны утратило вкус к благородному, цивилизованному туризму и сосредоточилось на бродяжничестве и прочих <цыганских> разновидностях туризма, упущенных в перечне закона (в конце перечня стоит: <и другие>). Если учесть новейшие веяния в мировом сообществе, то перечень надо дополнить <террористическим туризмом> с разновидностями: государственный, неправительственный, этнический, религиозный и прочие. Лечебно-оздоровительный туризм это миф - человек, который лечится - пациент, а не турист и путешествует он либо в дальнейшую жизнь, либо в могилу. Санаторно-курортное дело по закону <О системе здравоохранения> (04.06.2003 г.) - это медицинская вотчина Минздрава республики, которое выдает лицензии на право заниматься этим делом. А тут еще ведомство трудсоцзащиты, на плечах которого где-то 4 млн. населения (пенсионеры, инвалиды:), и которое, с участием ведомства здравоохранения, без турпосредников, напрямую работает с учреждениями санаторно-курортного лечения, реабилитации, оздоровления: устраивает тендеры на обслуживание своего контингента, выдает путевки и т.д. Стало быть, этому виду <туризма> не место в перечне. Сомнения насчет потенциала внутреннего туризма возникают в связи с религиозностью жителей Казахстана: по данным Президента и верховного муфтия 70% населения республики (до 11 млн. чел.) - правоверные мусульмане, а у них туристами всегда были кучка дервишей и паломников, причем последние приходили в движение считанные разы в год. И еще одно соображение: специалисты-рекреологи относят конгрессный туризм, посещения выставок, ярмарок, фестивалей, форумов, святых мест, <всенародных> юбилеев и <торжеств> к познавательной рекреации. Несколько слов о беллетристике закона. Закон о туристской деятельности типичен в том отношении, что во-первых, воспроизводит тексты, которым место где-нибудь в концепциях, программах и рекламных проспектах (ст. 9.), а во-вторых, сведения о компетентных и уполномоченных органах, занятых в <индустрии>, - это адаптированные извлечения (или что-то в этом роде) из производных нормативных актов, определяющих статус, полномочия, порядок деятельности, организацию и иные атрибуты государственных органов. И первые и вторые - эрзацы, нам они неинтересны, а подлинные акты недоступны. Вероятнее всего туристу статьи 10-12 тоже малополезны. В целом закон надо бы хорошенько почистить, а с учетом принятых в 2003 году земельного, лесного, водного кодексов и других законов - переработать. О стандартах <индустрии>. Стандарт Республики Казахстан <Туристско- экскурсионное обслуживание. Термины и определения> (2002 г.) несет все огрехи закона по этой части, поэтому говорить о нем не стоит. Стандарт Республики Казахстан <Туристско-экскурсионное обслуживание. Средства размещения. Классификация и общие технические требования>. (2002 г.) тоже несет в себе злосчастные гены закона. Но и это не все: стандарт уже в момент появления его на свет был непригоден для использования потому, что в нем проигнорированы нормативные документы Республики Казахстан, действовавшие и во время разработки и во время утверждения стандарта (ноябрь 2002 г.), и действующие по сей день (строительные нормы, санитарные правила и др.). А ошибки в ссылках на устаревшую <библиографию> лишь подчеркивают неразборчивость или некомпетентность творцов стандарта. Подводя итог краткого и по необходимости беглого обзора скажу, что подобные законотворческие конфузы в суверенной республике - типичное явление, следствие глубокого упадка профессионализма практически во всех сферах деятельности. Не случайно известный педагог Архимед Искаков в декабре 2003 года озвучил набившую оскомину истину: <Мы сразу после развала СССР говорили, что образование - наиболее хрупкая часть и через 10 лет мы получим ужасающий результат, исправлять который потом будем лет 20. Результаты нашего образования в последние 15 лет - некомпетентные врачи, плотники и инженеры. Не говоря уже о педагогических кадрах.> Эта же проблема, как видно, стоит перед туристским ведомством, в том числе и потому, что оно без достаточных оснований и тщательной подготовки формально заявило виды на объекты ряда уполномоченных природопользователей, у которых те же проблемы с профессионализмом, например, по наукам рационального природопользования, экологии, рекреации. Но <туристы> не должны унывать, ведь сегодня и более солидные ведомства не могут получить правильные ответы оттого, что не умеют задавать правильные вопросы. По-моему, закон смонтирован из четырех деталей: сомнительной терминологии, извлечений из положений об органах исполнительной власти, державных околотуристских лозунгов и ведомственных указаний по оказанию услуг путешественникам, доверившимся агентствам, точно отличающим туриста от экскурсанта и их обоих от номада, ищущего поживу на стороне. Как писал Мартти Ларни: <Закон как ходовая колбаса - чувствуешь отвращение, узнав из чего он состряпан>. Из плохого легко сделать худшее, что и случилось со стандартами <отрасли>. Я не стану поверять этот закон на Программе развития <отрасли> на 2003-2005 годы, а отмечу только отсутствие в ней тематики, касающейся устранения дефектов и совершенствования нормативных актов (методологические аспекты, приведение в соответствие с другими видами деятельности и их законами...). Не уверен, что надо было загружать правительство разработкой программ развития туризма и <иными вопросами>, а также - <Советом по туризму>. Ведомства должны сами разрабатывать свои программы (а не планы, какие штампуются в стране 10 лет под названием <программа>), согласовывать их с заинтересованными ведомствами и двигать дальше. Правда, тут опять загвоздка со специалистами, знающими, что такое программа и умеющими их составлять... Как бы то ни было, но я не вижу у <туристской отрасли> более актуальной задачи, чем наведение порядка в своих нормативных актах и разработке методически грамотной программы своей деятельности потому, что пионерные системные ошибки имеют свойство быстро размножаясь заводить дело в тупик провалов и бросовых затрат сил и средств. Предупредить или по горячим следам исправить ошибки в живом деле (к каким я отношу туризм) стоит на несколько порядков дешевле исправления и компенсации их вредных последствий. В.А.Яковлев, Казахстан ***************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров * * Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco * * и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется только * * "UCS-PRESS" 2004 г. * по электронной почте * ***************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |