О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1260, 10 января 2004 г. ****************## ################################################################## Право на общественную активность ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАЗАХСТАНА: МЫСЛИ О НАСУЩНОМ ОТ РАЗОБЩЕННОСТИ - К ПАРТНЕРСТВУ На вопросы <Экологических вестей> отвечает председатель Координационного Совета Экофорума НПО Казахстана Александр ПОЛЯКОВ - Уважаемый Александр Петрович, минувший год был богат событиями, которые открыли новые перспективы для неправительственных организаций нашей страны, в том числе и для тех, что объединились в казахстанский Экофорум. И все же, откуда целесообразнее всего брать ориентиры в будущее? - Вы правы, запоминающихся событий было много. Но два из них выделил бы особо. Это Гражданский форум, впервые состоявшийся в нашей стране в середине октября прошлого года, и Пятую Общеевропейскую конференцию министров охраны окружающей среды, прошедшую в рамках процесса "Окружающая среда для Европы" в регионе Европейской экономической комиссии ООН в мае в Киеве. В работе Киевской конференции, как известно, помимо официальных делегаций всех пяти стран Центральной Азии участвовали и представители РЭЦ Центральной Азии, Исполнительного Комитета Международного фонда спасения Арала, Межгосударственной комиссии по устойчивому развитию и Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии. Свой вклад в работу конференции внесли и приглашенные сюда 26 представителей неправительственных организаций из Центральной Азии. Здесь активно действовали и члены Экофорума НПО Казахстана. Вместе с представителями других пятнадцати делегаций мы подписали Меморандум о взаимопомощи и партнерстве по достижению целей устойчивого развития в Центральной Азии. Он обязывает нас в тесном взаимодействии с партнерами трудиться над достижением целей, принятых Декларацией Тысячелетия и Планом осуществления решений Йоханнесбургского саммита и другими согласованными на международном уровне решениями. В частности, способствовать участию общественности в принятии решений и свободному обмену информацией путем совместной разработки и реализации программ и проектов, передачи знаний и опыта, проведения совместных акций по защите природы. На мой взгляд, в принятой в Киеве Декларации министры окружающей среды и главы делегаций из 51 страны региона Европейской комиссии ООН, приветствуя решения, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в Йоханнесбурге, очень верно и своевременно сделали акцент на дальнейшее укрепление экологической составляющей устойчивого развития на глобальном, региональном, субрегиональном и национальном уровнях. И это понятно. Всюду наблюдается ухудшение состояния окружающей среды. Это касается и Казахстана, всех его регионов. Возьмите водно-болотные и сельскохозяйственные угодья, лесные богатства, водоисточники. Эти важные экосистемы продолжают подвергаться риску. Чрезмерный вылов некоторых видов рыб, истребление краснокнижных птиц и животных ставят под угрозу само существование этих видов. Или возьмите растущую численность транспортных средств, увеличение выбросов парниковых газов. Все это губительно сказывается на окружающей среде и здоровье людей. Экологическим НПО Казахстана знакома и проблема стойких органических загрязнителей. Мы вели и будем вести борьбу за принятие решительных мер по нейтрализации химических средств с истекшим сроком годности, а также очистку от химических загрязнителей территорий, использующихся промышленными предприятиями. В Киеве поставлен вопрос о повышении статуса экологических вопросов в правительствах. В упомянутой мной Декларации содержится призыв ко всем государствам поднять роль общественности в процессах принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды. Всемерно добиваться осуществления Орхусской конвенции, обеспечивая свободный доступ к экологической информации и эффективность судебных и административных процедур по экологическим вопросам. Экологические неправительственные организации нашей страны, в том числе и те, которые составляют Экофорум, с одобрением встретили сделанные в Киеве выводы относительно необходимости принятия мер для обеспечения устойчивого развития энергетики путем разработки передовых, чистых, более эффективных энергетических технологий, стимулирования использования возобновляемых источников энергии. Приоритетами в нашей деятельности по-прежнему будут оставаться борьба за обеспечение нормального водоснабжения населения, особенно в экстремальных зонах, сохранение лесов, биоразнообразия, активные действия против хозяйственной деятельности, ведущей к опустыниванию, экологическое образование. Экологические НПО убежденно наращивают свои усилия в деле экологического образования граждан, видя в этом важнейший инструмент защиты окружающей среды, достижения устойчивого развития, а также свой вклад в реализацию целей Повестки дня на ХХI век. Это наш ответ на провозглашение пятьдесят седьмой сессией Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 2002 Десятилетия образования в интересах устойчивого развития, начиная с 2005 года, и мы будем активно готовиться к реализации его целей. Теперь о Гражданском форуме. Впервые прямо и твердо здесь звучали слова, выражающие признание неправительственного сектора как неотъемлемой части демократии, как единения активных приверженцев реформ. Возможности, потенциал НПО сегодня таковы, что со стороны государства выдвигается идея формирования такой модели отношений, где государство и НПО выступали бы равноправными партнерами. Это нельзя не приветствовать. Такой курс, несомненно, позволит сообща, продуманно и с наибольшей отдачей работать на благо построения сильного правового государства, с развитым гражданским обществом. Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев подчеркнул в своей речи на форуме, что взаимодействие государственных органов и НПО необходимо обеспечить на стратегических направлениях общественных реформ. И это не может не привлекать внимание неправительственных, в том числе и экологических, организаций. Вместе с тем, очевидна необходимость совершенствования отечественного законодательства. Чтобы дух взаимодоверия, партнерства между государством и НПО, получивший развитие на Гражданском форуме и выводящий эти отношения на качественно новый уровень, нашел отражение и закрепление в реальных законодательных нормах. Это открыло бы новые возможности для НПО в решении общественно значимых проблем. Экологические НПО готовы к принятию ответственности за решение дел государственной важности. - В любой точке нашей страны? - В принципе - да. Ведь если речь будет касаться, скажем, государственного социального заказа по осуществлению общественной экспертизы или совершенствования экологического законодательства, осуществления общественного контроля или реализации проектов, связанных с экологической пропагандой и просвещением, экологическим туризмом, то место расположения НПО не играет большого значения. Но развитию и укреплению сети экологических НПО по всей стране мы по-прежнему должны уделять серьезное внимание. Мы имеем сегодня в Алматы Ресурсный центр Экофорума с достаточно прочной материальной базой и квалифицированными специалистами. Идет анализ опыта лучших экологических неправительственных организаций и его распространение, особенно в среде недавно созданных НПО. Очевидно, что аналогичные Ресурсные центры учебно-методической, информационной направленности должны быть созданы во многих регионах Казахстана, прежде всего, наиболее удаленных от центров. Они явятся опорными, связующими узелками в НПОшной сети. Мне думается, что постепенно надо наращивать движение от <всеохватной> деятельности экологических НПО к конкретной их специализации. И на этой основе - к наращиванию профессионального мастерства сотрудников в конкретных областях знаний. Авторитет наших специалистов должен быть таков, чтобы без всяких сомнений, наравне с госслужащими, им доверялись бы сложнейшие задачи по разработке и реализации любых экологических проектов, проведению научно-исследовательских разработок, мониторинга экологической ситуации. Пока что мы имеем и слабое, разрозненное юридическое обеспечение экологического контроля и мониторинга, реализации гражданских инициатив в области защиты природы и поддержания окружающей среды в состоянии, обеспечивающем здоровый образ жизни. Нет и такой группы опытных специалистов, постоянным делом которых была бы законопроектная деятельность, выдвижение инициатив по совершенствованию отечественного законодательства и участие в подготовке соответствующих предложений в партнерстве с коллегами из государственных структур. Нельзя мириться, что по собственной неорганизованности мы пока что участвуем в этой работе от случая к случаю и не придаем значения повышению собственной востребованности в свете тех новаций, которые выдвинуты на Гражданском форуме. - Какими будут ближайшие шаги Экофорума по укреплению взаимодействия между государством и НПО, о чем неоднократно говорилось на Гражданском форуме? - Прежде всего, будем стремиться к расширению участия представителей НПО в общественных советах разного уровня, начиная с президентского. После Гражданского форума акимы областей и некоторых городов уже начали формирование таких советов, о необходимости которых говорилось на самом форуме. Здесь очень важно, чтобы инициатива местных властей была вовремя замечена и поддержана общественными организациями. Самоизоляция, которую исповедуют некоторые НПО, вряд ли будет способствовать дальнейшему укреплению авторитета в обществе. Вместе с тем понятно, что <музыку>, говоря образно, в выработке главной линии формирования гражданского общества и его деятельности заказывают государственные институты. В упомянутых мной общественных советах прежде оказываются, как мы видим, представители <угодных>, скажем так, властям общественных организаций. Вероятно, они могут рассчитывать на привилегии не по заслугам. Но стоит ли отчаиваться? Экологические НПО, действующие принципиально, честно, неподкупно, всегда за счет такой позиции завоевывали уважительное отношение общества и властей. Их преимущество было и останется в подлинной заботе о здоровом образе жизни сограждан, в постоянной готовности вступить в борьбу за чистоту окружающей среды, за обеспечение людей чистыми водой, воздухом, продуктами питания, заставить нарушителей экологического порядка ответить за нарушения по закону и уважительно относиться к жизненной среде окружающих их людей. Еще об одной проблеме стоит упомянуть. Вот уже на протяжении трех, если я не ошибаюсь, лет идет работа над проектом Соглашения по межсекторальному сотрудничеству в реализации международных конвенций, подписанных Казахстаном. Наряду с депутатами Мажилиса - экологами, представителями прежнего состава природоохранного министерства и уже нынешнего в консультациях участвуют и эксперты от общественных неправительственных организаций. Рабочая группа пользуется поддержкой нынешнего министра охраны окружающей среды г-жи Айткуль Самаковой. Хотелось бы надеяться, что в наступившем году будет импульс, достаточный для завершения этого важного дела. Есть еще одно важное направление, которое предстоит осваивать третьему сектору в ближайшее время. Нередко эту задачу называют <паблик полиси>, что означает включение формата общественной политики в деятельность общественных организаций. А в общем - то - это участие общественности и ее институтов, значит и НПО, в процессе принятия решений на местном уровне. НПО не должны, как прежде, оставаться в стороне от обсуждения местных программ развития, участия в их реализации, мониторинге эффективности и качества выполнения. С опытом успешного участия НПО в принятии решений можно уже сегодня ознакомиться в Усть-Каменогорске, Павлодаре и некоторых других городах. Многому можно нам поучиться на этот счет у украинских коллег. Изучив его и выбрав наиболее рациональные методы, будем активно внедрять их во всех организациях Экофорума Казахстана. - Изменится ли политика привлечения донорской поддержки и ее целенаправленного использования экологическими НПО на решение неотложных проблем экологической безопасности страны и всего Центрально-Азиатского региона? - Кардинально, насколько мне известно, не изменится. Как и в прошлом, 2003 году, большинство международных организаций, предоставляющих донорскую поддержку, стремятся содействовать повышению экологической безопасности центрально - азиатских стран, всего региона. Приоритет отдается проектам, партнерским по своему духу и смыслу, которые выполняются совместными усилиями НПО соседних стран. Все реже слышим теперь фразы, которые раньше звучали часто: мол <мы работаем только в Казахстане>. Или только в Узбекистане или Таджикистане. Теперь наоборот, лучше, если одну и ту же проблему решают НПО сразу нескольких стран Центральной Азии. Например, по опустыниванию или сбережению воды в зоне Приаралья. Такой политики оказания донорской поддержки проектам, осуществляемым НПО, придерживаются Центр ОБСЕ в Алматы, ПРООН, Фонд <Сорос-Казахстан>. С этими организациями, прежде всего, Экофорум намерен и далее развивать взаимодействие и сотрудничество. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ В Е С Т И, No 1 (36), 9 января 2004 года, rc-ecoforum@carec.kz ***************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров * * Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco * * и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется только * * "UCS-PRESS" 2004 г. * по электронной почте * ***************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |