О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1213, 19 ноября 2003 г. ****************## ################################################################## Право на общественную активность РОССИЯ: ОФИЦИАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИ ОТКРЫЛИ ПОСИДЕЛКИ "ХРАНИТЕЛИ" ВЕШАЮТСЯ Экологи вешаются на деревьях 18 ноября в концертном зале "Измайлово" в Москве открылся съезд по охране природы, организованный Министерством природных ресурсов. Пока "официальные экологи" собирались и регистрировались в холле концертного зала, "неофициальные" выразили свое отношение к российской экологической политике уличной акцией протеста. Два человека с табличками "Азов" и "Тамань" "повесились" на растущих рядом с концертным залом деревьях. Еще шесть участников акции держали транспарант "Люди важнее прибыли". Акция была организована движениями "Хранители Радуги" и "Автономное действие". Символическое "повешение" было призвано привлечь внимание к строительству экологически опасных терминалов на побережье Азовского и Черного морей. Жителям территорий, примыкающих к промышленным объектам, скоро не останется ничего, кроме как уйти в мир иной. Сразу и безболезненно, не дожидаясь медленной смерти от многочисленных загрязнений. МПР считает, что абстрактное "экономическое развитие России" сейчас важнее, чем жизни конкретных людей. Но мы не верим, что простые люди получат хотя бы что-то, вся прибыль как всегда достанется корпорациям", - говорит Юля, участница акции протеста. 31 октября 2003 г. Министерством природных ресурсов РФ была принята положительная экологическая экспертиза проекта терминала по перевалке метанола в г.Азове (Краснодарский край). Против его строительства в течение более шести лет выступают местные жители и экологические организации, летом 2003 г. в Азове регулярно проходили митинги и блокады дорог. Несмотря на то, что для объектов такого уровня опасности предусмотрена санитарно-защитная зона в размере 1000 метров, три недели назад МПР разрешило эксплуатировать терминал при санитарной зоне в 500 метров. Более того, заказчик строительства Азовпродукт" открыто заявляет, что объект будет строиться на расстоянии 300 метров от жилых домов. В августе 2003 г. МПР был одобрен проект строительства аммиачного терминала на Таманском полуострове, уникальной природной и культурной территории. Этот проект несет огромную опасность природным ресурсам Черного моря. Крупная авария танкера может стать колоссальной экологической катастрофой для замкнутой акватории моря с ее ограниченными восстановительными возможностями. Против реализации проекта выступают все общественные организации региона и жители Тамани. Дополнительная информация: "Хранители радуги", kuzja@ecoline.ru Экосводка No 41 (303), seupress@seu.ru, 18 ноября 2003 года ЭКОЛОГИ ПРОТЕСТУЮТ РБК. 18.11.2003, Москва 08:02:45. Сегодня открывается III Всероссийский съезд по охране природы. Форум состоится несмотря на возражения ряда международных и российских экологических организаций, которые скептически и с недоумением относятся к идее проведения данного мероприятия в настоящий момент. 17 ноября Гринпис России, Всемирный фонд дикой природы (WWF) России, Международный социально-экологический союз, Центр охраны дикой природы и Центр экологической политики России провели пресс-конференцию, посвященную последствиям ликвидации в стране независимого государственного природоохранного ведомства - Госкомэкологии. Он был упразднен в 2000 г. в соответствии с идеей "повышения инвестиционной привлекательности экономики России за счет снижения экологических требований и барьеров". По мнению независимых экологов, прошедшие три с половиной года показали, что такая идеология несостоятельна, а ее реализация привела к развалу системы экологического контроля и лесной службы, ангажированности государственной экологической экспертизы, прекращению создания новых охраняемых природных территорий, ухудшению экологической обстановки в России. Произошло усиление экономического и политического влияния экологически "грязного" бизнеса, оказались блокированными экономические механизмы охраны природы. Несмотря на возражения природоохранных организаций России, Министерство природных ресурсов (МПР) страны приняло решение о проведении съезда. При этом в качестве спонсоров его проведения выступают "Норильский никель" и ЛУКОЙЛ. Участники пресс-конференции напомнили, что именно дочерняя компания "Норильского никеля" добилась прекращения платежей за загрязнение окружающей среды, а ЛУКОЙЛ проводил незаконные буровые работы в заказнике "Саратовский" - в месте обитания дрофы. По мнению экологов, проведение съезда в настоящий момент связано с предстоящими выборами. "Перед выборами необходимо сделать вид, что в плане экологии у нас "все под контролем", отметили участники пресс-конференции, назвав предстоящее мероприятие "пиром во время чумы". Съезд - явная попытка не допустить "прозрачности" использования природных ресурсов и плановой административной реформы, которая могла бы восстановить эффективное государственное управление в области охраны природы. На пресс-конференции были приведены факты, свидетельствующие о развале системы государственного экологического контроля в России. Это, в частности, разрешение ввоза на переработку и захоронение в России иностранного отработавшего ядерного топлива несмотря на то, что, по социологическим опросам, 93% россиян высказались против данного проекта. Кроме того, были названы разрушение экономических и финансовых механизмов охраны окружающей среды и компенсации за ее деградацию, а также ликвидация основополагающей законодательной базы, появление реальной угрозы уничтожения всех 15 тысяч региональных особо охраняемых природных территорий. Экологи указали и на тот факт, что в Лесной кодекс вносятся поправки, которые позволят приватизировать для строительства элитных коттеджей леса "зеленой зоны" Москвы и Санкт-Петербурга, а также рекреационные зоны всех крупных городов России. Кроме того, наблюдается рост коррупции, частым явлением становится ангажированность принимаемых решений; снижается уровень профессионализма кадров в среде ответственных работников. По мнению экологов, не уделяется должного внимания соблюдению российского природоохранного законодательства и требований международных конвенций, что приводит к ослаблению внешнеполитической позиции России по многим природоохранным вопросам. Кроме того, впервые с 1988г. происходит рост выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников; возросло образование токсичных отходов; не снижаются сбросы загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы. Число проверок (а вместе с ними - и выявленных нарушений) в 2002 г. снизилось более чем в 5 раз по сравнению с 1999 г. (с 217 тыс. до 40 тыс.). Число инспекторов неуклонно сокращается, достигнув в 2003 г. рекордного минимума - 2 тыс. человек на 17 млн кв км территории. Одновременно была полностью ликвидирована правовая база деятельности всех общественных природоохранных инспекций. Впервые с 1950-х гг в стране в течение трех лет не было создано ни одного федерального заповедника и национального парка. Источник: ask@spbsn2.spb.org, 18 ноября 2003 г. ЗАБЕЛИН ПИШЕТ ПРЕЗИДЕНТУ Президенту Российской Федерации В.В.Путину Уважаемый Владимир Владимирович! Почти год назад, 10 декабря 2002 года, я информировал Вас о том, что реформа системы охраны окружающей среды, предпринятая 17 мая 2000 года руководством страны, привела к ухудшению ситуации в этой сфере. В моем докладе, а также в рекомендациях Президиума Государственного Совета РФ на заседании 4 июня 2003 года, содержались предложения по созданию самостоятельного федерального органа исполнительной власти по охране окружающей среды. Судя по публикациям в российских средствах массовой информации, это предложение поддерживает также отечественный бизнес в лице Российского союза промышленников и предпринимателей. Вынужден констатировать, что эти рекомендации были проигнорированы органами исполнительной власти Российской Федерации, в результате чего в 2003 году состояние окружающей природный среды в России продолжало ухудшаться, что является нарушением прав ее граждан на благоприятную окружающую среду, в том числе: * с 2001 года неуклонно растут выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных источников, снижавшиеся в 1991-2000 годах; * прекратилось сокращение сбросов загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы, наблюдавшееся с 1993 года. Министерство природных ресурсов РФ, под руководством г-на Артюхова, во взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами, как правило, решало вопросы собственности и прав на пользование природными ресурсами, а во взаимоотношениях с субъектами гражданского общества стремилось к созданию дополнительных барьеров на пути участия граждан в охране природы. Иллюстрирующую эти утверждения информацию Вы найдете в прилагаемой "Оценке деятельности МПР в 2003 г.", подготовленной экспертами Гринпис России, Международного социально-экологического союза и Всемирного фонда дикой природы в России. 18-21 ноября с.г. Министерство природных ресурсов РФ планирует провести 3-й Всероссийский Съезд по охране природы, на котором заявлено Ваше выступление. При этом, по мнению множества общественных экологических организаций России, подготовка к этому Съезду носит сугубо формальный, предельно забюрократизированный характер, исключающий возможность плодотворного диалога представителей власти, бизнеса и общества. Ответственность за описанную "эволюцию" государственных функций по обеспечению экологической безопасности государства, общества и граждан России несет Министр природных ресурсов В.Артюхов, а также стоящие (стоявшие) за ним лица в высших эшелонах власти РФ. Как и год назад, считаю, что в сложившейся ситуации необходимо в срочном порядке выделить из Министерства природных ресурсов РФ государственный экологический контроль за состоянием окружающей природной среды и рациональным использованием природных ресурсов и передать его самостоятельному органу в системе правоохранительных органов России. Разделение функций управления природопользованием и контроля за экологической безопасностью природопользования, предусмотренное Законом РФ "Об охране окружающей среды", позволит восстановить контроль России над ее природными ресурсами, рост поступлений в государственный бюджет от пользователей ресурсов и предприятий, загрязняющих природную среду, соблюдение конституционного права граждан на благприятную среду обитания. Обращаясь к Вам как член Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, прошу Вас, выступая на Съезде: * дать справедливую критическую оценку деятельности Правительства в области охраны окружающей среды в 2000-2003 гг., * заявить о восстановлении внимания высшего руководства страны к экологическим проблемам и создании самостоятельного ведомства с задачами обеспечения экологической безопасности хозяйственной и иной деятельности, предупреждения и предотвращения ущерба природе и здоровью людей, охраны природного наследия, а по итогам съезда поручить лицам и органам, ответственным за осуществление административной реформы в России, принять необходимые меры в приоритетном порядке. Считаю, что реорганизация природоохранных служб России в промежутке между думскими и президентскими выборами была бы позитивно воспринята населением страны. Со-председатель Совета Международного социально-экологического союза Святослав Забелин, 10 ноября 2003 г. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ В 2003 году. Не предполагая дублировать сведения и их оценку, представленные Вам в докладе Государственного Совета РФ, считаем необходимым обратить Ваше внимание на следующие факты и обстоятельства. 1. В 2003, как и в предыдущие годы после упразднения Федеральной службы охраны леса, Министерством природных ресурсов провалена охрана лесов от пожаров. В 2003 сгорело в полтора раза больше, чем в 2002: по данным космического мониторинга, огнем пройдено более 20 млн га., что в несколько раз превышает данные официальной статистики. 2. Несмотря на решение Конституционного суда РФ не восстановлена система платежей за загрязнение предприятиями окружающей среды. По сравнению с 1999 годом убытки федеральному бюджету могут быть оценены в 80 млн. долларов ежегодно. 3. В 2003 году продолжилось сокращение числа государственных инспекторов по охране окружающей среды, достигнув рекордного минимума в две тысячи человек (на 17 миллионов квадратных километров территории России и сотни тысяч действующих в стране предприятий). Одновременно Министерство природных ресурсов сделало все возможное, чтобы воспрепятствовать созданию системы общественного экологического контроля, декларированного Законом "Об охране окружающей среды" и Экологической Доктриной Российской Федерации. 4. Не встретила соответствующей оценки государственной экологической экспертизы Министерства природных ресурсов практика использования курортных побережий России на Черном, Азовском и Балтийском морях в целях добычи или перекачки углеводородов и других потенциально опасных химических веществ (аммиачный терминал на Тамани, терминал по перекачке метилового спирта в г.Азов, добыча нефти на шельфе Калининградской области и т.п.). Под угрозой - в угоду краткосрочным интересам немногих лиц, владельцев опасных производств, - оказалось право и возможность миллионов граждан России отдыхать в пределах своего Отечества, устойчивое развитие немногих оставшихся у России курортных регионов. Потенциальный экономический ущерб оценивается в миллиарды долларов ежегодно (в 2003 году отдыхающие россияне оставили за рубежом 7,5 миллиардов долларов, заработанных в России). 5. В 2003 году Министерством природных ресурсов не было принято никаких заметных мер по снижению незаконного браконьерского промысла морских биоресурсов и вырубки ценных пород деревьев, достигших масштабов, угрожающих национальной безопасности страны. 6. 25 июня 2003 года в Бремене, Германия, на встрече стран-участниц Хельсинской Конвенции по защите окружающей среды Балтийского моря, российская делегация из представителей МПР и Минтранса РФ фактически дезавуировала поддержку плана по охране окружающей среды Балтики и безопасного использования танкеров, высказанную Вами несколькими неделями ранее на встрече Большой Восьмерки в Эвиане. Помимо ущерба Вашей и в Вашем лице Российской международной репутации, такая позиция чревата запретом выхода российских танкеров из Балтийского моря в Восточную Атлантику, который может быть введен без участия российской стороны. 7. На встрече министров окружающей среды Европы в Киеве в мае 2003 г. Россия оказалась единственной страной, представленной заместителем министра, а не первым лицом. В дополнение к этому российская делегация оказалась опять же единственной, не подписавшей "Соглашение о стратегической оценке воздействия на окружающую среду" - основной итог встречи, что неизбежно отрицательно скажется на процессе сближения России с Европейским Сообществом. Прислал: svet@seu.ru, 18 ноября 2003 г. ***************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров * * Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco * * и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется только * * "UCS-PRESS" 2003 г. * по электронной почте * ***************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |