О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1205, 11 ноября 2003 г. ****************## ################################################################## Право на ответственную власть ОБЩЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ПЕРВОГО ОПЫТА УНИЧТОЖЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ В РОССИИ В начавшемся тысячелетии в России было выполнено несколько операций по уничтожению запасов химического оружия. В 2001-2002 годах была осуществлена ликвидация артиллерийских боеприпасов в снаряжении фосгеном на складе артиллерийского химического вооружения в районе г.Щучье Курганской области. Зимой 2002-2003 годов было превращено в реакционную массу 400 тонн иприта на объекте по уничтожению химического оружия в пос.Горный Саратовской области. В связи с этим нельзя избежать общественной оценки того, как в процессе проведенных операций министерства и ведомства исполняли законы страны и свои обязанности по отношению к гражданам. 1. Уничтожение фосгена в Щучьем Партия имеющихся боеприпасов с фосгеном в Щучьем была ликвидирована не на объекте уничтожения химического оружия, как того требует ст.2 закона "Об уничтожении химического оружия", а на объекте хранения, на что действующий закон разрешения не дает. Официальный документ, а именно распоряжение правительства России от 8 сентября 2000 года, которым определялись задания на ликвидацию боеприпасов с фосгеном, имеет сомнительную легитимность - он не был опубликован в "Российской газете". Кстати, он и не мог быть опубликован, потому что на нем имеется ограничительный гриф. Руководство объекта хранения химического оружия в Щучьем во время ликвидации боеприпасов с фосгеном не имело лицензии на право проведения этих опасных работ, как того требует закон о лицензировании. К сожалению, и в данном случае не обошлось без цифрового обмана. В справке, которая была представлена к 15 марта 2001 года - дню заседанию комиссии Совета Безопасности РФ по экологической безопасности рабочей группой во главе с официальным лицом Росбоеприпасов генералом В.П.Капашиным (члены группы - А.Д.Горбовский, В.В.Куценко, Б.Ф.Мясоедов и др.) были указаны и общий вес фосгена 5 тонн и то, что весь фосген расфасован в 3844 артиллерийских снаряда калибра 122 мм. Кстати, и в рабочем проекте процесса ликвидации боеприпасов с фосгеном, который был утвержден Главгосэкспертизой в ноябре 2000 года, были зафиксированы те же данные: 3844 снаряда, вес ОВ в каждом - 1,3 кг. Так что всего 5 тонн. В апреле 2001 года начались практические работы с фосгеновыми снарядами. Если бы руководители Росбоеприпасов хотели что-то исправить, возможность у них была - 8 июня 2001 года в Щучьем происходило торжество с поднятием флагов и фейерверком по случаю начала практических работ по возведению будущего объекта по уничтожению химоружия. Были приглашены дипломаты из множества стран, а также пресса. В связи с этим событием корреспонденты распространили данные о содержимом склада, в которых еще раз упоминалось о 5 тоннах фосгена. К сожалению, вскрытие показало совсем иное. После того, как весь фосген был изъят из артиллерийских снарядов, перемещен в баллоны и отправлен в Пермь, официальный представитель склада химического оружия объявил, что из тех же 3844 снарядов калибра 122 мм было изъято уже не 5 тонн, а "чуть более 10 тонн" фосгена. Конечно, ему скорее всего захотелось бы назвать старое число, однако скрыть обман было невозможно, потому что в подсчете участвовали уже международные контролеры из Гааги. Трудно себе представить, как могли руководящие военно-химические лица, в течение 9 лет умножавшие друг на друга два числа (количество снарядов и вес ОВ в каждом из них), ошибаться в результатах вдвое и заниматься, таким образом, откровенной дезинформацией и властей, и общества. 2. Уничтожение иприта в Горном Отметим два события. Первое касается последней, третьей по счету, государственной экологической экспертизы объекта по уничтожению иприта и люизита, утверждение которой произошло в конце октября 2002 года. На экспертизу была представлена лишь документация, касающаяся способа уничтожения люизита. На предыдущую экспертизу 1999 года совсем не представлялась документация о способах уничтожения отравляющих веществ. А первая экспертиза 1997 года вообще была отрицательной. И вот через 2 месяца после прошлогодней экспертизы, где фигурировали технические документы по уничтожению только лишь люизита, на объекте в Горном начали уничтожать - нет, не люизит, начали уничтожать иприт. Причем начали делать это слишком поспешно. В заключении последней экологической экспертизы было однозначно указано, что мощность объекта - 90 тонн отравляющего вещества в год. Фактически было уничтожено за 4 месяца 400 тонн иприта, то есть превышение проектной мощности было примерно девятикратным. "Знак свыше" явился стахановцам 19 февраля 2003 года. В тот день в ипритном цехе сгорели оба кабеля энергоснабжения - основной и резервный. Вот как оценил то событие, С.В.Кириенко: "Приведу случай на одном заводе по уничтожению химического оружия. Там без всякого теракта выбили два кабеля питания из трех: один строители перерубили бульдозером, а на другой в этот момент энергетики дали повышенное напряжение". Это Кириенко сказал сейчас да и то на закрытом совещании. А тогда, в феврале, вместо установления и объявления причин беды, которая при более серьезном развитии событий могла дать скорбное занятие работникам МЧС, выход решили упростить - к цеху подвели третий кабель. При этом само уничтожение иприта не прерывалось. Однако в Министерстве природных ресурсов в Москве не могли не услышать тот "знак свыше". Ведь в случае аварии с выбросом иприта в окружающую среду пострадали бы не только жители Горного, для которых никто не собирался заготавливать средства защиты кожи от кожно-нарывных отравляющих веществ - иприта и люизита. Пострадало бы и министерство, весьма лениво осуществлявшее "надзор" за объектом. И 27 февраля контрольный орган этого министерства выдал предписание руководству объекта в Горном о ПРИОСТАНОВКЕ хозяйственной деятельности до устранения нарушений. Конечно, приостановки работы объекта не случилось. Кризисное положение было разрешено по третьему варианту - остановка завода была заменена на многоходовую битву нанайских мальчиков под ковром. Сначала (уже 28 февраля) секретарь Совета Безопасности РФ В.Б.Рушайло провел прямо на заводе в Горном выездное заседание, после чего известил прессу, что объект "работает в плановом режиме в полном соответствии с международными стандартами". Потом состоялось несколько встреч на высоком уровне между Министерством природных ресурсов и Росбоеприпасами... А завершилось все это личным визитом С.В.Кириенко к президенту России В.В.Путину с докладом о малой значимости происшедшего. В общем предписание Министерства о приостановке деятельности объекта никто не отменял, но и выполнять его тоже никто не стал. А к 29 апреля 2003 года 400 тонн иприта были уничтожены, о чем было доложено в Гаагу. Осталось сообщить о послевкусии. Через месяц после окончания стахановской вахты, 27 мая, на объекте в Горном начала работать финская система экологического мониторинга и контроля в хранилищах иприта и люизита. Ну а через два месяца, 21 июня, в "Российской газете" под эти приборы были опубликованы и стали, наконец, легитимными необходимые гигиенические стандарты. Только выполнение обязательства уже было позади - без приборов и без официальных гигиенических стандартов. 3. Соблюдение прав человека Я описал реальную практику уничтожения химического оружия в стране. Могут ли граждане после всего этого верить нашей бюрократии? Чтобы понять это, посмотрим, как были реализованы права жителей, имеющих несчастье проживать в зонах защитных мероприятий, которые были прописаны в законе "Об уничтожении химоружия". Установленное ст.17 право граждан на получение социальных льгот и компенсаций в принципе не могло быть осуществлено в отношении жителей Щучьего и Горного. В законе на сей счет дана отсылка на "законодательство Российской Федерации", однако такового к моменту работ с химоружием так и не появилось. Не появилось оно и позже, когда обязательство перед Гаагой уже осталось позади. Установленное ст.19 право жителей на возмещение вреда вследствие чрезвычайных ситуаций при уничтожении отравляющих веществ, тем более не могло быть осуществлено - законодательства на сей счет в России пока нет. А опасные события между тем были и в Щучьем, и в Горном. Право жителей г.Щучьего на получение гласной и открытой информации, установленное ст.20 закона, было нарушено дважды. Во-первых, им вообще не было сообщено о проведении работ с фосгеном в течение тех полутора лет, когда эти работы готовились и выполнялись за их спиной. Во-вторых, жители получили ложную информацию насчет количества фосгена. Далее, право жителей г.Щучьего на медицинское обслуживание, установленное ст.18 закона, не применялось вообще. Поскольку медицинские учреждения г.Щучьего не были извещены о проходивших работах с фосгеном, они в принципе не могли заняться "установлением связи заболевания с функционированием объекта". Между тем обращения к ним с жалобами на непонятные симптомы заболеваний (а они были, в том числе у детей) врачи преодолевали так, как поступают с обычными заболеваниями легких. Ну а об установленном ст.16 закона праве жителей г.Щучьего на безопасные условия проживания и благоприятную окружающую среду говорить тем более не приходится. Отсутствие информации о самом факте работ с фосгеном было восполнено жителями двояко. Во-первых, они включили в оборот такой инструмент, как свой нос, и многие из них жаловались на появление при определенном направлении ветра запаха прелого сена, который обычно инкриминируют фосгену. Во-вторых, жители наслушались на базаре и в других местах, где обычно происходит информирование граждан, обойденных вниманием властей, о молодых мужчинах из оцепления, отравившихся фосгеном, и даже о смертных случаях среди них. 4. Итог К сожалению, власти России в процессе двух описанных событий сделали все, чтобы население перестало им доверять. В ходе уничтожения химического оружия были нарушены все законы, правила и процедуры, которые можно себе представить. Хотя именно строгое исполнение правил и процедур - это практически единственная форма защиты интересов жителей, обреченных на жизнь под заборами опасных химических обектов. Л.А.Федоров, Союз "За химическую безопасность" (Россия) Доклад сделан 11 ноября 2003 г. на Общественном форуме-диалоге "Выполнение Россией Конвенции о запрещении химического оружия: состояние и перспективы к концу 2003 г.", Москва, 11-12 ноября 2003 г. Доклад вызвал сильное неудовольствие г-на В.Н.Кулебякина, занимающего пост статс-секретаря, заместителя генерального директора Росбоеприпасов. Его не взволновало, что генерал В.Капашин солгал Совету Безопасности России. Оказыается, говорить об этом нельзя. ***************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров * * Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco * * и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется только * * "UCS-PRESS" 2003 г. * по электронной почте * ***************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |