О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1197, 3 ноября 2003 г. ****************## ################################################################## Право на живую природу И ОПЯТЬ БАЙКАЛ НУЖДАЕТСЯ В ПОДДЕРЖКЕ ОБРАЩЕНИЕ К ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ РОССИИ Дорогие коллеги и друзья! 30 августа 2001г. Правительство РФ приняло Постановление No 643 "Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории". Перечень содержит 36 видов деятельности, в том числе "добыча сырой нефти и газа (No 4)", "строительство магистральных нефтепроводов, газопроводов и иных продуктопроводов, за исключением газопроводов для местного газоснабжения (No 21)". Однако, поскольку границы центральной экологической зоны не были точно определены федеральным законом "Об охране озера Байкал", сразу начались попытки на законодательном уровне максимально заузить границы центральной экологической зоны, чтобы фактически дезавуировать действие Перечня и дать "зеленый" свет таким опасным видам деятельности, как добыча газа в дельте Селенги и прокладка нефтепровода "Россия-Китай" в непосредственной близости от Байкала. Этим летом был подготовлен и передан на государственную экологическую экспертизу проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении границ Байкальской природной территории и ее экологических зон", в котором был предложен до неприличия узкий вариант границы центральной экологической зоны. Судите сами. По материалам номинации двадцатой сессии ЮНЕСКО 1996 г. граница Байкальского участка всемирного природного наследия совпадала с границей центральной зоны проекта федерального закона "Об охране озера Байкал" образца 1995 г. и ширина ее составляла 20-50 км от береговой линии озера, а в проекте вышеупомянутого Постановления Правительства РФ она не превышает 4-5 км, местами достигая 0.5 км. На прошлой неделе на своем заключительном заседании экспертная комиссия ГЭЭ дала отрицательное Заключение проекту, однако этот результат еще не утвержден министром природных ресурсов. 11 ноября в МПР РФ состоится встреча с представителями ЮНЕСКО, МСОП, где будет обсуждаться ситуация, складывающаяся вокруг озера Байкал в связи с тем, что на очередной 28 сессии ЮНЕСКО в 2004 г. вновь будет рассматриваться вопрос о включении Байкала в "черный" список "Природное наследие в опасности". Мы призываем Вас поддержать Позицию экологических организаций по вопросу о границах экологических зон и строительства магистральных трубопроводов, излагаемую ниже. Она была выработана в результате скоротечного обсуждения с участием Ивана Блокова (Гринпис-Россия), Евгения Шварца (WWF, Москва), Сергея Шапхаева (БРО по Байкалу, Улан-Удэ), Марины Рихвановой (Байкальская экологическая волна, Иркутск) и будет доведена до сведения участников предстоящей встречи в МПР РФ. Сигналы поддержки просьба направлять на электронный адрес БРО по Байкалу с указанием Ф.И.О., названия организации и города. Позиция неправительственных экологических организаций РФ по вопросу о границах экологических зон Байкальской природной территории . 1. Граница Центральной экологической зоны Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ) должна совпадать с границей Байкальского участка всемирного природного наследия(УВПН). 2. Необходимо разработать Порядок (Регламент) поэтапного ввода в действие Перечня видов деятельности, запрещенных в ЦЭЗ БПТ (Постановление Правительства РФ No 643 от 30 августа 2001 г.), в рамках градостроительного планирования территорий субъектов РФ в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ, 1999г. и статьей 16 ФЗ "Об охране озера Байкал" (консолидированные схемы градостроительного планирования, Комплексные схемы охраны и использования природных ресурсов БПТ, территориальные комплексные схемы градостроительного планирования районов, генеральные планы городских и сельских поселений). 3. Наложить мораторий на проектирование и строительство магистральных трубопроводов по территории водосборного бассейна озера Байкал до принятия подзаконных нормативно-правовых актов, упомянутых в федеральном законе "Об охране озера Байкал". Пояснения 1. Будет разрешена известная правовая коллизия с границами Центральной экологической зоны Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ), а Участок Всемирного Наследия ЮНЕСКО как особый вид ООПТ на Байкале наконец-то обретет подобающий ему правовой статус. 2.Разработка и принятие Порядка (Регламента) поэтапного ввода в действие Перечня видов деятельности, запрещенных в ЦЭЗ БПТ, позволит поэтапно во времени и пространстве вводить в действие ограничения на хозяйственную деятельность, используя все предыдущие научные разработки по экологическому зонированию и опираясь на существующее законодательство. Дело в том, что известные разработки ТерКСОП оз. Байкал и более поздние ИГ СО РАН по ландшафтному планированию могут иметь строгую правовую основу только в рамках градостроительного планирования, регулируемого Градостроительным Кодексом и другими нормативными документами Госстроя РФ, а также Водным и Земельным кодексами. Поэтапное введение Перечня позволит увязать экономические возможности территорий и федерального центра с задачами сохранения уникальной экосистемы Байкала (перепрофилирование или вынос за пределы ЦЭЗ БПТ существующих экологически опасных производств, развитие экологически приемлемых видов деятельности для местного населения) и необходимостью повышения качества жизни местного населения за счет сбалансированного развития экономики на БПТ. 3. Байкал - слабопроточный водоем. Чистота его вод обеспечивается всей совокупностью природных ландшафтов водосборной территории. Байкальская природная территория имеет особый природоохранный статус, определяемый в первую очередь федеральным законом "Об охране озера Байкал". До разработки и принятия всех подзаконных нормативно-правовых актов, перечисленных в ФЗ "Об охране озера Байкал"(границы экологических зон, Комплексная схема охраны и использования природных ресурсов, предельно допустимый объем сбросов и выбросов вредных веществ), которые и обеспечат действие этого закона на практике, необходимо запретить рассмотрение проектных документов крупных хозяйственных объектов, создающих экологические риски для уникальной экосистемы Байкала. Материал подготовил Сергей Герасимович Шапхаев. Общественная организация "Бурятское региональное объединение по Байкалу". г.Улан-Удэ, shap@esstu.ru Адрес в Интернете: http://bro.burinfo.ru www.roll-baikal.ru 3 ноября 2003 г. ***************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров * * Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco * * и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется только * * "UCS-PRESS" 2003 г. * по электронной почте * ***************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |