О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1184, 20 октября 2003 г. ****************## ################################################################## Право на общественную активность ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УКРАИНЫ Выдержки из доклада "Общественная оценка экологической политики в Украине" на русском языке. Подготовлен для конференции "КИЕВ-2003". Отрывок, касающийся общественного экологического движения, приодится в сокращении. Составители доклада: Роман Химко (Всеукраинский комитет поддержки Программы ООН по окружающей среде, УкрЮНЭПком), Виктор Мельничук (Национальный экологический центр Украины)... 5.1. Состояние и тенденции развития общественного экологического движения 1. Основой общественного экологического движения в Украине являются общественные инициативы, институциализированные в виде экологических неправительственных организаций (экоНПО) и местных групп, созданных для решения конкретных экологических проблем. ЭкоНПО являются активными посредниками между государственными природоохранными органами и широкой общественностью. Они своими действиями будоражат и инициируют общественное мнение, сознание, активность, напоминают государству и всем гражданам об их обязанностях по сохранению окружающей среды, акцентируют внимание на необходимости внедрения идеи устойчивого развития и формировании гражданского общества... 3. Во времена СССР в Украине наиболее активно действовали Украинское общество охраны природы (УООП) и студенческое движение Дружин охраны природы (ДОП). Деятельность УООП - наиболее массовой природоохранной организации национального уровня, которой уже исполнилось 55 лет, - продолжительное время была стабильной и эффективной благодаря сбору членских взносов, организационной и финансовой поддержке властей. В условиях СССР УООП не имел возможности активно влиять на государственную экологическую политику. ДОПы, существовавшие в 1970-1980-е годы, действовали более независимо и дали современному общественному экологическому движению целую плеяду высококвалифицированных кадров. В разные годы при вузах Украины насчитывалось до 40 ДОП, состоявших, преимущественно, из студентов естественнонаучных факультетов вузов и действовавших, в отличие от УООП, на основах добровольности и самоорганизации. Деятельность ДОПов почти утратила свою общественную функцию после распада СССР, поскольку появились другие возможности для участия в природоохранной деятельности. 4. Со времени обретения Украиной независимости в 1991 г. структура общественного экологического движения, его характер и массовость существенным образом изменились. В соответствии с данными "Справочника украинских НПО, работающих в области экологии", подготовленного Инициативным центром содействия активности и развития гражданского почина ИСАР-Еднання, в 2001 г. в Украине было зарегистрировано более 430 экоНПО. Среди них 20 природоохранных НПО всеукраинского уровня, имеющими в соответствии с требованиями законодательства Украины не менее 13 областных отделений. Общественные экологические организации есть во всех регионах Украины, но распределены они неравномерно. Наибольшее количество экоНПО сосредоточено в столице (свыше 100) и в некоторых областных центрах. По 10-20 и больше экоНПО зарегистрировано в Донецке, Харькове, Симферополе, Днепропетровске, Запорожье, Николаеве, Одессе, Черновцах и Львове. Свыше 120 экоНПО существует в районных центрах и некоторых селах. В малых населенных пунктах наибольшее количество экоНПО действует в Львовской, Черновицкой, Одесской и Донецкой областях... 6. С 1996 г. в Украине работает Общественный совет при Минэкоресурсов Украины, в состав которого в разное время входило от 16 до 22 экоНПО национального уровня. Во многих областях (как правило, при областных управлениях Минэкоресурсов Украины) также созданы общественные советы, объединяющие областные и местные экоНПО. Деятельность общественных советов направлена на повышение эффективности взаимодействия Минэкоресурсов Украины и экоНПО в решении экологических проблем, формировании и внедрении экологической политики... 8. В Украине, по оценкам представителей общественного движения, среди общественных организаций существует такое явление как "псевдоНПО", рожденное несовершенством законодательства об НПО и грантовой политики международных донорских организаций. "ПсевдоНПО" юридически зарегистрированы как общественные организации, но создаются чиновниками государственных структур разного уровня, коммерческими структурами, политическими партиями для обслуживания их интересов в области природоохранной политики, использования природных ресурсов и обеспечения других интересов, не связанных с общественной деятельностью. Под экоНПО часто маскируются консалтинговые структуры и разные рекламно-ресурсные центры, представительства некоторых международных организаций, фондов и т.п., деятельность которых также не является, в сущности, природоохранной и общественной. Такие организации работают преимущественно в Киеве и больших городах, где сосредоточены представительства международных благотворительных фондов. 9. Деятельность псевдо-НПО часто создает конфликты в среде экоНПО и потому не одобряется независимыми экоНПО. Лидеры местных экоНПО характеризуют столичные псевдо-НПО как такие, которые имеют мощную поддержку чиновников, респектабельный и привлекательный для доноров вид, высокооплачиваемые штат и офис, активную проектную деятельность. У них широкие возможности привлечения специалистов для создания профессионально составленных проектов и программ со значительным уровнем финансирования. Они заняты преимущественно освоением грантов, направленных на посредническую, информационную, издательскую и социологическую работу. В связи с сокращением объемов международной помощи, предоставляемой Украине на природоохранные цели, и закрытием ряда представительств и программ, количество и активность таких структур в последние годы уменьшилась... 11. Общественное природоохранное движение в Украине после нескольких этапов развития на сегодня стало довольно консолидированным и профессиональным. В 1992-1997 гг. из-за конкуренции за сферы влияния и финансовые ресурсы, борьбу за лидерство в самих экоНПО, а также под влиянием политических структур в Украине происходил процесс дробления коллективов больших экоНПО. Тем не менее, начиная с 1997 г., благодаря инициативам отдельных организаций и выполнению ими ряда общих проектов, ощутимой стала постоянная тенденция к объединению экоНПО по направлениям природоохранной деятельности (или региональным признакам) в сети, ассоциации, коалиции, рабочие группы и т.п. На сегодня в Украине существуют большие объединения национальных и местных экологических НПО: Украинская речная сеть (свыше 70 членов), Рабочая группа по вопросам глобального изменения климата (25 членов), Ассоциация Карпатских экологических НПО (НПО Карпатского региона), Общественное объединение "Зеленое движение Донбасса" (40 НПО), "Черноморская сеть" (большинство НПО Причерноморья), коалиция "Альтер-Эко" (30 НПО), Азово-Черноморская орнитологическая рабочая группа и другие объединения... Примеры совместных действий общественных экологических организаций Украины В 2003 г. Украинская коалиция экоНПО "За дикую природу" организовала общественную кампанию протеста против сооружения судоходного хода "Дунай - Черное море" через абсолютно заповедную территорию Дунайского биосферного заповедника, которую поддержало большое количество отечественных и иностранных НПО. Всеукраинская ассоциация экоНПО "Украинская речная сеть" (УРС) в 2000 г. разработала программу своей деятельности на 7-8 лет, которую она сейчас активно выполняет. Активно работает и проводит всеукраинские информационные акции Рабочая группа НПО по вопросам глобального изменения климата. Начиная с 1999 г., группа общественных организаций городов Сумы и Ахтырка лоббировала создание национального парка "Тростянецко-Ворсклянский". Сегодня это вопрос находится на стадии положительного решения. Фонд "Паросток", действующий как сеть эколого-натуралистических образовательных организаций и ячеек, каждый год привлекает к природоохранным мероприятиям тысячи школьников и активистов природоохранного движения. Он организовывает или участвует в таких всеукраинских мероприятиях: "Птица года", "Живи Земля", "Живая вода", "К чистым истокам", "Реки моего детства", "Прибрежные защитные полосы", "Учимся заповедать" и т.п. В 1996 и 1998 гг. по инициативе Национального экологического центра Украины были проведены общенациональные природоохранные кампании-акции общественности "Живая вода- 96" и "Живая вода-98". В них активно участвовали тысячи граждан. По инициативе Общественного совета 24 января 2001 г. была принято Постановление Кабинета Министров Украины No 51 "О ежегодном Всеукраинском конкурсе "К чистым истокам"". Это первый природоохранный конкурс в независимой Украине. Его цель - расширение в обществе практической природоохранной деятельности, направленной на охрану и улучшение состояния источников, рек и водоемов Украины, рациональное использование водных ресурсов. 14. В 1996-2000 гг. происходили процессы политизации общественного экологического движения, вызванные желанием многих политических лидеров использовать в своих предвыборных кампаниях заинтересованность населения Украины в решении экологических проблем. Так, по инициативе группы представителей Украинской экологической ассоциации "Зэлэный свит" еще в начале 1990-х годов была создана Партия зеленых Украины (ПЗУ). Благодаря авторитету природоохранного движения и привлечению средств разных структур партия имела успех на выборах 1998 г. и контролировала деятельность Комитета Верховной Рады Украины по вопросам экологической политики. Однако из-за вхождения в ПЗУ далеких от экологических проблем бизнесменов и собственную идейную нестабильность деятельность ПЗУ была ориентирована в основном на достижение успеха в бизнесе и на парламентскую и управленческую карьеру ее лидеров, а не на решение проблем окружающей среды и привлечение к этому общественности. Вследствие этого на последних выборах ПЗУ не была избрана народом Украины в состав Верховной Рады... 5.2. Задачи и направления деятельности экологических НПО... 19. Главной задачей своей деятельности большинство украинских экоНПО считают осуществление общественного контроля за эффективностью природоохранной деятельности государства, за соблюдением государством своих конституционных обязанностей в этой сфере перед всеми гражданами. Важными задачами экоНПО являются: * проведение общественного мониторинга состояния окружающей среды; * участие в формировании местной, региональной, государственной, межгосударственной и глобальной экологической политики; * участие в контроле за эффективностью использования бюджетных средств на природоохранные цели; * участие в практической реализации мероприятий по решению экологических проблем и оценке результативности этих мероприятий; * информирование общественности об экологических проблемах и путях их решения; * содействие экологизации сознания граждан Украины, распространение среди населения морально-этических основ охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. 20. Украинские экоНПО для решения поставленных задач выработали и используют широкую базу методических подходов и средств. Некоторые инструменты существенно отличаются от тех, которые используются в правительственном и бизнес секторе. Это такие инструменты, как: * независимая разработка проектов нормативных документов об экологической деятельности с последующим их опубликованием и предоставлением властным структурам; * создание совещательных органов при властных структурах; * инициирование проведения общественных слушаний по разным вопросам защиты окружающей среды, организация "круглых столов" и дискуссионных клубов; * привлечение средств массовой информации к освещению природоохранной деятельности и создание собственных СМИ экологической направленности, распространение через СМИ разъяснений и комментариев к правительственным документам и государственным мероприятиям; * формирование общественного мнения по вопросам природоохранной политики как на уровне государства, так и на уровне отдельных регионов; * создание сети независимых экспертов, создание экспертно-информационных центров по разным направлениям природоохранной деятельности, формирование центров независимого общественного мониторинга; * создание баз данных экологической информации и информации об экологической деятельности; * независимая образовательная и просветительская работа с разными группами населения; * организация кампаний против необоснованных и экологически опасных проектов, а также в поддержку проектов ренатурализации окружающей среды; * предоставление эколого-правовой помощи экоНПО и гражданам; * привлечение к природоохранным проектам средств частного и государственного бизнеса; * лоббирование природоохранных интересов в парламенте и на уровне областей. 21. Успешность деятельности экоНПО и их влияние на формирование природоохранной политики в Украине сегодня зависит от того, насколько они способны обеспечить: * политическую поддержку и привлечение людей и организаций, способных повлиять на управленческие решения; * доступ к средствам информации, информационным источникам и официальным документам по вопросам окружающей среды и экологической политики; * достаточные финансовые и административные ресурсы на свою деятельность; * стратегическое партнерство с населением, природопользователями, управленцами, производственниками; * осознание общественностью важности той или иной экологической проблемы и связанной с этим деятельности экоНПО; * разработку доступных и реальных альтернативных проектов; * отбор профессиональных руководителей и лидеров, способных обосновать выводы и предложения, оперировать информацией, общаться с общественностью и другими НПО, использовать опыт организации природоохранных мероприятий; * проведение независимого общественного мониторинга; * поддержку населения и партнерство с бизнес структурами... 5.3. Состояние сотрудничества экологических НПО с органами государственного управления, другими социальными институтами и социальными группами 25. Анализ взаимодействия экоНПО и органов государственного управления показывает, что в Украине государственные служащие недостаточно понимают (или не хотят понимать) специфику деятельности, функции и возможности экоНПО, роль общественности. Во многих случаях деятельность НПО, не отвечающая пониманию государственной политики отдельно взятым органом государственного управления или его руководителем, воспринимается враждебно. Нежелание органов государственного управления считаться со стремлениями, правами и потребностями экоНПО создают в Украине ситуацию, когда многочисленные экоНПО не имеют достаточных механизмов влияния на принятие решений, формирование и реализацию экологической политики, не могут полноценно выполнять свои общественные функции, оказывать содействие становлению демократического общества... Влияние экоНПО на принятие решений В 2000 г. Всеукраинская экологическая лига (ВЭЛ) выступила с инициативой проведения парламентских слушаний по экологической проблематике. В рамках подготовки к слушаниям фракция Народно-демократической партии в Верховной Раде Украины и ВЭЛ провели 5 семинаров по вопросам экологического законодательства, сохранения биоразнообразия, энергосбережения, переработке и утилизации токсичных отходов, сохранения и восстановления почв, использования недр. По итогам каждого семинара были наработаны предложения к парламентским слушаниям, а также издан сборник материалов. В 2002-2003 гг. экоНПО, занимающиеся проблемами сохранения рек, используя поддержку со стороны Программы ПРООН-ГЭФ экологического оздоровления бассейна Днепра, получили возможность активно работать над разработкой Стратегической программы действий по оздоровлению Днепра - межправительственного документа, который будет регламентировать деятельность правительств и общественности трех приднепровских стран (Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины) по вопросам сохранения Днепра... 28. Государственные структуры не сотрудничают с экоНПО по вопросам формирования природоохранных бюджетов и контроля использования средств Государственного и местных Фондов охраны окружающей природной среды (ФООПС). По свидетельству многих экоНПО средства часто идут не на природоохранные мероприятия, а на выполнение работ, прямо не связанных с ними... 30. Практический опыт сотрудничества экоНПО с природоохранными органами всех уровней показывает, что лишь общественные слушания, круглые столы, семинары и конференции являются сегодня наиболее действенными методами влияния на властные структуры и вовлечение населения в принятие решений по экологически важным вопросам. Есть много примеров проведения в отдельных регионах Украины местных референдумов, театрализованных манифестаций, публичных вручений чиновникам и директорам некоторых производств "зеленых меток" с внесением их в список "убийц природы" и т.п. Во многих случаях власть избегает взаимодействия с экоНПО в проведении таких мероприятий. Так, Киевская городская администрация не поддержала проведение слушаний по вопросам достройки атомных реакторов на Хмельницкой и Ровенской АЭС. Городские власти Кривого Рога не оказали содействия проведению массовых мероприятий экоНПО в рамках акции Рабочей группы экоНПО по вопросам глобального изменения климата. 31. В соответствии с законом Украины "Об экологической экспертизе" при рассмотрении проектов строительства экологически опасных объектов и внедрения экологически опасных проектов должны проводиться общественные слушания. Однако на сегодня процедуры организации и проведения таких слушаний определены лишь для объектов атомной энергетики, регламент слушаний и статус результатов не определены. 32. Неправительственные организации не имеют права законодательной инициативы, поэтому важную роль играет наличие возможностей экоНПО сотрудничать со структурами законодательной власти разных уровней. Эти возможности довольно ограничены, поскольку экоНПО не имеют достаточного влияния и ресурсов, чтобы конкурировать в лоббировании решений по важным вопросам окружающей среды с коммерческими структурами и политическими объединениями, с отдельными депутатами и высокими должностными лицами... 33. Пока еще рано говорить об эффективном взаимодействии экоНПО с производственным сектором, руководством промышленных предприятий и коммерческих структур. Большие и экологически опасные предприятия являются главными загрязнителями окружающей среды и пользователями природных ресурсов.... Такая деятельность промышленных предприятий вызывает критику экоНПО. Критику со стороны экоНПО вызывает также деятельность в Украине международных (совместных) предприятий, которые ввозят в страну устаревшие или экологически опасные технологии, в особенности грязные производства, а вывозят сырье. 34. Иногда, как, например, в вопросах экологически опасного строительства (объекты атомной энергетики, энергогенерирующие мощности, транспортные объекты и т.п.) со стороны промышленников и отраслевых министерств, олигархических структур наблюдается спекуляция на интересах национальной безопасности. Они организуют через СМИ кампании поддержки экологически опасных проектов и деятельности, часто спекулируют на патриотичных чувствах населения, его стремлении к улучшению жизненного уровня. Если экологически опасное строительство имеет серьезную финансовую и властную поддержку, общественным организациям очень тяжело рассчитывать на успех. Например, много лет длится противостояние общественности и власти по вопросам достройки новых блоков на Хмельницкой и Ровенской АЭС. Министерство транспорта Украины уже несколько лет планирует за счет госбюджета соорудить судоходный ход "Дунай - Черное море" в абсолютно заповедной зоне Дунайского биосферного заповедника. Лишь вмешательство общественности останавливает этот противоестественный проект... 36. ЭкоНПО активно сотрудничают со СМИ. Они регулярно информируют СМИ о своей деятельности. Журналисты, как правило, всегда приглашаются для освещения массовых природоохранных мероприятий, акций, к участию в семинарах, круглых столах, конференциях, общественных слушаниях. Однако, большинство СМИ, особенно в больших городах, не всегда с готовностью публикуют информацию по экологической тематике, в частности информацию о деятельности экоНПО. Государственные и коммерческие СМИ редко предоставляют экоНПО возможность публиковать собственные материалы. Местные СМИ (уровня районов, небольших городов) работают с экоНПО с большей готовностью, но определяющую роль в отношении таких СМИ к экоНПО играет отношение к их деятельности местных властей... 5.4. Правовые, социальные и экономические условия деятельности украинских экоНПО 39. В действующем украинском законодательстве существуют расхождения в определении неправительственных организаций. Так, термин "объединение граждан" является самым общим и касается общественных организаций, профессиональных союзов, политических партий (ст. 36 Конституции Украины). Понятие "общественные организации" определяет объединение граждан, созданных для удовлетворения и защиты своих законных социальных, экономических, творческих, возрастных прав. "Благотворительные организации" - негосударственные организации, которые осуществляют благотворительную деятельность согласно закону "О благодетельности и благотворительных организациях". Самым полным на сегодня считается понятие "неприбыльные организации" (в проекте Гражданского кодекса Украины для обозначения НПО употребляется термин "непредпринимательские организации") и охватывает все вышеназванные организации. Вместе с тем термин "общественные организации" постепенно исчезает из законодательных актов... 41. Основным и единым законодательным актом, которым определено правовое поле уставной деятельности НПО, в том числе экоНПО, является давно устаревший Закон Украины "Об объединении граждан" 1992 года. Положения этого закона не отвечают другим законодательным актам, регулирующим деятельность НПО. После 1992 г. было много законодательных изменений относительно условий деятельности НПО, изменились источники финансирования, условия регистрации, требования к отчетности и т.п. Однако, новые изменения (до 2001 г.) в Закон Украины "Об объединении граждан" вносились лишь в части, регламентирующей деятельность политических партий и порядок подготовки уставов. Внесенные изменения никоим образом не улучшили условий деятельности НПО... Проблемы регистрации НПО В 2000 г. во время перерегистрации Национального экологического центра Украины (НЭЦУ) как неприбыльной организации возникли проблемы с предоставлением НЭЦУ разрешения заниматься информационной и издательской деятельностью, а также проводить массовые мероприятия - конференции, семинары, акции и т.п. В письме ГНА Старокиевского р-на в г. Киеве No 4540/10/15-2123 указывалось, что эти виды деятельности служащие ГНА считают прибыльными. После продолжительных переговоров НЭЦУ все-таки добился всех необходимых разрешений для ведения своей уставной деятельности. Созданному в 2000 г. объединению граждан "Гражданский Комитет за сохранение дикой (коренной) природы Березняков" было отказано в государственной легализации из-за того, что указанная в его уставе цель деятельности не устраивала Управление юстиции г. Киева. Речь идет о праве комитета на издательскую деятельность, на привлечение к акциям комитета посторонних лиц в качества волонтеров, возможность представлять свою деятельность за пределами территории, на которой эта деятельность проводится. Верховный суд Украины подтвердил, что такие действия Управления юстиции не противоречат национальному законодательству Украины. Комитет был объявлен вне закона. Учредители Комитета расценили действия государственных органов как нарушение прав человека. Сейчас дело об отказе в регистрации Комитета как дело о нарушении ст. 11 Европейской конвенции прав и свобод человека (право на свободу ассоциации) рассматривается Европейским Судом по правам человека (дело No 40269/02 "Корецкий и др. против Украины"). 43. Правовые условия деятельности экоНПО дополнительно осложнились в 1997 г., когда были сняты налоговые льготы с соглашений, предусматривающих экологическую деятельность, а также принята новая редакция Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" (от 22.05.1997 г.) и Закон "О благодетельности и благотворительных организациях" (? 531.97-ВР от 16.09.1997 г.). Принятие этих законов внесло ряд дополнительных противоречий в законодательство. Так НПО, которые не имели неприбыльного статуса, были приравнены к коммерческим структурам в вопросах налоговых обязательств и отчетности. Теперь невозможно четко определить принципы предоставления налоговых льгот (в частности по проектам международной технической помощи) при перечислении денежных взносов коллективных членов НПО, спонсорских и донорских взносов и т.п. НПО может произвольно выбирать свой статус по налогообложению и не получать неприбыльный статус. В этом случае НПО лишается возможности получать целевые гранты, поскольку она обязана платить НДС со всех финансовых поступлений (исключая НДС, заложенный в товарах и услугах)... 48. В Украине существуют две группы НПО, отличающиеся процедурой легализации, правовым статусом и технологией деятельности. Первая из них - это НПО со статусом юридического лица, имеющие код государственной регистрации, право на печать, счета в банках, имущество и штатный персонал. Вторая группа НПО - это объединения граждан, которые легализуются путем сообщения органам государственной власти о своем существовании, цели деятельности и ответственных лицах. Деятельность таких НПО ведется за счет и силами заинтересованных лиц. Такие объединения меньше зависят от государственных правил ведения хозяйственной деятельности, но, тем не менее, являются более уязвимыми в отношении возможностей полноценного использования прав объединения граждан. Например, на протяжении 2002 г. природоохранное объединение граждан "Общественный комитет за сохранение в природном состоянии озера "Утиный источник"" (Киев) трижды подавало регистрирующему органу всю предусмотренную Законом Украины "Об объединении граждан" информацию о своем учреждении без создания юридического лица. Ему трижды было отказано! Последний раз препятствием было отсутствие у людей средств на оплату юридических услуг, выполнения которых требовал орган регистрации... 50. В конце 2000 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины "О внесении изменений и дополнений к Декрету Кабинета Министров Украины "О подоходном налоге с граждан"", которым было изменено понятие о благотворительной помощи. Пренебрежение мнением и экспертной оценкой НПО и благотворительных организаций во время его разработки послужило причиной появления в тексте закона многочисленных статей, которые, фактически, препятствуют плодотворной деятельности НПО. Во время проведения круглого стола, организованного при поддержке Международного фонда "Возрождение" в 2001 г. в рамках выполнения проекта по усовершенствованию законодательства для НПО, отмечалось, что этот законодательный акт следует рассматривать не как одиночный случай, а как тенденцию, которая отрицательно характеризует отношение государства к деятельности НПО. Принятый Декрет служит ярким примером несистемного подхода к законодательству. Он регулирует не только налогообложение граждан, но и значительную часть вопросов статуса отдельных организаций, прежде всего благотворительных. В частности, по новой редакции Декрета физические лица уже не имеют возможности предоставлять реальные средства НПО и получать при этом достаточные налоговые льготы. Раньше физическое лицо могло внести благотворительные средства в размере 1500 необлагаемых налогом гривен в год (12 минимальных зарплат). Теперь она может внести 4% из своей заработной платы в 200-300 грн., т.е. всего до 150 грн. в год. 51. Для сравнения: доноры (физические лица) в США имеют право отнимать от базы налогообложения до 50% годового валового дохода, а юридические лица - до 10% базы налогообложения. В Испании доноры (физические лица) имеют право отнимать до 30%, Словакии - до 10% от базы налогообложения в зависимости от размеров взноса на счет НПО. В Венгрии физические лица имеют право пересчитать 1% своих налоговых обязательств на потребности НПО. Большой объем пожертвований, освобожденных от налогов, оказал содействие образованию в таких странах как США, Канада, Нидерланды, Германия мощных благотворительных фондов, поддерживающих неприбыльные общественные организации, в том числе и в Украине. 53. Социологические опросы среди экоНПО показали, что на эффективность их деятельности отрицательно влияет отсутствие материальных ресурсов и средств на уставную деятельность, институциональное развитие, информирование. Недостаточное финансовое обеспечение большинства НПО и отсутствие перспектив стабильной финансовой поддержки делает их уязвимыми и нестабильными. Основными источниками финансового обеспечения деятельности экоНПО во многих странах Европы являются государственные экологические программы (70-80%), часть благотворительных пожертвований экоНПО колеблется от 1 до 12% от их дохода. Остальные средства обеспечивает собственная деятельность. По данным журнала "Перехрестя", в 1999 г. 21% НПО в Украине вообще не имели финансирования, а еще 28% имели доход в размере до 5000 грн. (около 900 долл. США) 54. На сегодня не созданы украинские фонды, которые бы поддерживали природоохранную деятельность общественности. Бюджетный фонд охраны природы имеет очень много пользователей. Руководство им осуществляется из нескольких источников (Минэкоресурсов, Министерство экономики и Министерство финансов, а на местном уровне только администрацией). Использование средств не является достаточно прозрачным, а потому, большей частью, и неэффективным. Общественным организациям только в исключительных случаях удается получить незначительные средства из этого фонда. В некоторых случаях экоНПО преследуются органами Контрольно-ревизионного управления за использование бюджетных средств, как, например, это недавно произошло с Институтом экологии (ИНЕКО)... 57. Существует большое количество других проблем, отрицательно влияющих на эффективность деятельности экоНПО. В частности: * на государственном уровне отсутствуют механизмы широкой информационной поддержки и популяризации деятельности экоНПО, в частности через государственные СМИ; * не обеспечено широкое информирование общественности и экоНПО о реализации государственной экологической политики и деятельности в областях, непосредственно касающихся общественной жизни, экологической безопасности и защиты интересов разных общественных групп и отдельных граждан. Уже несколько лет Минэкоресурсов Украины -орган государственного управления, наиболее активно сотрудничающий с общественностью, - планирует открыть информационный центр для экоНПО и граждан, которые интересуются проблемами окружающей среды. Тем не менее, перспективы открытия и деятельности такого центра выглядят сомнительными за неимением финансовых ресурсов и политической воли должностных лиц. Речь даже не идет о таких информационных центрах при других министерствах и ведомствах. Отсутствуют механизмы и процедуры общественного мониторинга мероприятий, направленных на формирование и реализацию государственной экологической политики, действий природоохранных управленческих структур на государственном и местном уровнях, соблюдение органами государственного управления, обязательств, определенных Орхусской Конвенцией относительно участия общественности в принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды; * отсутствие нормативных документов, которые бы регламентировали проведение общественных слушаний, парламентских слушаний, процедур отзыва по решению общественности депутатов разных уровней, способствующих принятию общественно и экологически опасных решений. Не разработаны механизмы вовлечения общественности в осуществление оценки влияния на окружающую среду, в проведение экологической экспертизы и т.п. 58. В связи с существованием большого количества трудностей для деятельности общественных экологических организаций в Украине целесообразно провести общественную информационную кампанию и инициировать проведения парламентско-общественных слушаний по вопросам совершенствования условий деятельности НПО. Доклад присла sergei.krichevsky@starcity.ru, 19 октября 2003 г. ***************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров * * Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco * * и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется только * * "UCS-PRESS" 2003 г. * по электронной почте * ***************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |