О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1172, 8 октября 2003 г. ****************## ################################################################## Право на пристойную власть УКРАИНА: РАЗВОД ПО-МИНИСТЕРСКИ История с реорганизацией Минэкоресурсов Украины развивается в жанре литературы абсурда с элементами политического детектива низкого пошиба. 15 сентября вышел указ Президента Украины No 1030 "О мерах по повышению эффективности гос.управления в сфере охраны окружающей природной среды [далее ООС - ред.] и использования природных ресурсов": Минэкоресурсов разделяется на Министерство охраны окружающей природной среды [далее Минприроды - ред.] и Госкомитет природных ресурсов [далее Госкомресурсов - ред.]. По сравнению с предыдущим указом "О неотложных мерах по повышению эффективности недропользования" от 10 июня, радует только один факт - адекватное название министерства, призванного заниматься охраной природы. Но если читать указ дальше, то становится обидно и стыдно за державу. Даже поверхностный анализ обнаруживает, что указ нарушает 3 (!) закона Украины. В соответствии со ст.106 Конституции Украины Президент издает Указы "на основi та на виконання Конституцii i законiв Украiни", а акты Президента в рамках его полномочий по созданию, реорганизации и ликвидации министерств и др. центральных органов исполнительной власти [далее - просто "центральных органов", ред.], скрепляются подписями премьер-министра и министра, ответственного за исполнение конкретного документа. Итак, по указу: "Минприроды является специально уполномоченным центральным органом по вопросам ООС, эко.безопасности и гидрометеорологической деятельности". "Госкомресурсов является специально уполномоченным центральным органом по геологич. изучению и обеспечению рационального использования недр, а также топографо-геодезической деятельности и заповедного дела" (?!!). Ст.20 Закона "Об ООС" (о компетенции специально уполномоченных органов в области ООС и использования прир.ресурсов) закрепляет за Минприродой руководство заповедным делом и ведение Красной книги Украины. Ст.11 Закона "О природно-заповедном фонде (ПЗФ) Украины" гласит: "Специально уполномоченным органом гос.управления в области организации, охраны и использования ПЗФ является центральный орган в области ООС". Т.е. управление заповедным делом и по закону, и по нормальной логике, и по общемировой практике должно быть исключительной прерогативой Минприроды. Несмотря на это, указ обязывает КМУ передать Гос.службу заповедного дела из Минприроды в управление Госкомресурсов. Украина подписала 17 конвенций в области ООС, в т.ч.- по биоразнообразию, об охране водно-болотных угодий (Рамсарская), о защите мигрирующих видов диких животных. Согласно "Концепции сохранения биоразнообразия Украины", территории и объекты ПЗФ являются узловыми элементами национальной экосети, которая должна стать частью общеевропейской. Принята соответствующая программа до 2015 года. Всего в Украине 7040 территорий и объектов ПЗФ общей площадью 2715 тысяч га, что составляет 4,5% территории страны. Украина внесла вклад и в формирование Мировой сети биосферных резерватов (в нее включены 6 объектов - биосферные заповедники "Аскания-Нова", "Черноморский", "Дунайский", "Карпатский", Шацкий и Ужанский нацпарки). В Рамсарский перечень водно-болотных угодий включены 22 объекта Украины, в Изумрудную сеть Европы (Бернская конвенция) заявлены 15 объектов. В мае в Киеве прошла 5-я Конференция европейских министров ООС. Это к тому, что административный кульбит с передачей заповедного дела в ведомство, главная задача которого - разведка и разработка недр, т.е., их эксплуатация, будет очень скоро соответствующим образом оценен международной общественностью и исполнительными органами конвенций. И никакая "Государственная программа по улучшению международного имиджа Украины", разработанная в недрах МИДа, не поможет улучшить этот самый сильно подпорченный имидж в глазах мировой экообщественности. Последствия будут весьма ощутимы - Украина получала значительные западные гранты на развитие ПЗФ. Так, проект ГЭФ "Сохранение биоразнообразия в украинской части дельты Дуная" стоил 1,5 млн. долларов, "Сохранение биоразнообразия Карпат" - 500 тысяч. Учитывая, что число заповедников, нац.парков, заказников в стране росло из года в год, наш нищий госбюджет не мог финансировать их обустройство и создание инфраструктуры. Можно ожидать, что ручеек западных денег на развитие заповедного дела, коим будет руководить председатель комитета, истинное название которого должно быть не "природных ресурсов", а "по вопросам геологии и использования недр", вначале обмелеет, а потом и вовсе усохнет. Возникает вопрос: какую цель преследует образование центрального органа, включающего геодезию, картографию и заповедное дело? Чтобы госкомитет зарабатывал деньги дополнительно, помимо привычной для себя разработки и добычи полезных ископаемых? Например, развивая экотуризм на территориях ПЗФ Украины. Или он будет осваивать заповедные территории, ставя там нефтяные вышки, буря скважины, лесом приторговывая и устраивая "царские" охоты для нашей "политической элиты"? А заодно и каналы разрешит рыть в дельте Дуная, в сердце биосферного заповедника, исходя "исключительно из заботы о государственных интересах". Такие мысли о зарабатывании денег приходят потому, что своим указом Президент обязал Кабмин обеспечить передачу "в установленном порядке" упомянутому Госкомитету кроме многострадальной Гос.службы заповедного дела еще и Государственный гемологический центр Украины (ГГЦУ). ГГЦУ проводит гемологическое изучение, экспертизу и контроль за качеством сырья и продукции из драгоценных и полудрагоценных камней и т.п. В соответствии с Законом "О государственном регулировании добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней и контроле за операциями с ними" ГГЦУ относится к Министерству финансов и действует на основе утвержденного Минфином положения (что логично и соответствует мировой практике). Кроме того, ГГЦУ обеспечивает оформление сертификатов Кимберлийского процесса, проводит контроль партий алмазов и верификацию зарубежных сертификатов, ведет базу данных об алмазах, которые ввозятся в Украину и вывозятся из нее, выполняет другие функции национального органа импорта-экспорта алмазов. Удивляет только, почему и Гос. пробирную палату заодно не передали этому "крутому" комитету. Тогда уж был бы точно "полный ажур" и с драгметаллами, и с драгоценными камнями - сам добываю, экспертирую, импортирую и экспортирую, сам и контролирую свои операции. То, что предложено в данном указе, не могло даже в кошмарном сне присниться тому, кто хоть как-то сталкивался с природоохраной. Предполагать, что у юристов Администрации Президента [далее АПУ - ред.] во главе с самым главным юристом Украины случилось единовременное умопомрачение, не приходится. Тем более что один из них на ответственном посту в подразделении АПУ, занимающемся подготовкой указов, является выходцем из Минэкоресурсов. Он работал там в лучшие годы этого министерства, когда был достигнут значительный прогресс в этой области, формировалось национальное законодательство в природоохранной сфере и закладывались европейские подходы в управлении ресурсами. Он-то знает все тонкости природоохранного и природоресурсного права, и как никто другой должен понимать, что сердцем природоохраны в любом государстве является заповедное дело. Однако искомый указ демонстрирует вопиющий правовой беспредел. Особо циничный оттенок этому факту придает то, что все это юридическое безобразие исходит из канцелярии гаранта Конституции. Чтобы произвести такое скрещивание "ужа с ежом", да еще с целью "преодоления негативных тенденций в сфере ООС, повышения эффективности госуправления", надо преследовать совершенно конкретную цель - создавать этот комитет-монстр под конкретного человечка из конкретной семьи для конкретной предвыборной задачи. Желание было настолько страстным, что даже видимость юридических приличий не соблюдена. И теперь Кабмин, выполняя этот указ, для сохранения иллюзии законности происходящего, должен подготовить изменения к вышеупомянутым законам Украины, подать их в Верховную Раду, просить ее их быстро принять, чтобы задним числом указ Президента привести в соответствие с законами и сохранить лицо гаранту Конституции. А интересно, поставили ли свои подписи под указом, как того требует Конституция, премьер-министр и министр финансов? Что касается министра экологии господина Полякова, то его мнения никто не спрашивал и его подписи там точно нет. Иначе не было бы 16 сентября (на следующий день после Указа) гневного выступления лидера НДП В.Пустовойтенко, который заявил, что его фракция отзовет свои подписи под законопроектом об изменении Конституции в случае неразрешения ситуации, сложившейся вокруг Минэкоресурсов. Оказывается, правительство подготовило проекты указов Президента о реорганизации Минэкоресурсов, но АПУ их проигнорировала, а вместо них выдала свой. В.Пустовойтенко отметил, что Госкомресурсов не подчинен новообразованному Минприроды, что разрушает целостность системы экобезопасности страны (в соответствии с указами Президента Украины от 15 декабря 1999 г. No 1572 "О системе центральных органов исполнительной власти" и No 1573 "Об изменении структуры центральных органов" министр экоресурсов направляет и координирует деятельность Госкомитетов по водному хозяйству, по земельным ресурсам и по лесному хозяйству). В.Пустовойтенко опасается, что нарушатся договоренности о квотах НДП в "коалиционном" правительстве. А ведь и правда, господина Полякова могут не "переназначить" - ведь он министр экологии (согласно июньского указа), а новообразованное министерство имеет совершенно другое название. После выхода июньского указа депутаты создали следственную комиссию по расследованию законности выдачи лицензий на разработку недр при министре экоресурсов В.Шевчуке. Надо полагать, для восстановления справедливости. Страсти накалились, и борьба между кланами за природные ресурсы обрела нешуточный масштаб и перешла в острую фазу. Взять хотя бы назначение главным водником страны одиозную личность Игоря Бакая. Господину Бакаю после ознакомления со своим водным хозяйством "королевство" показалось маловато, он заявил на коллегии вверенного ему Госкомводхоза, что вопрос о передаче в его комитет Департамента рыбного хоз-ва от Минагрополитики уже практически решен. Кроме того, неплохо бы еще отобрать у обессиленного непрерывным реформированием Министерства экоресурсов Гос.эко.инспекции Черного и Азовского морей. Аппетит приходит во время еды. Заниматься мелиорацией земель, обеспечивать население и отрасли экономики водой - не тот масштаб после "Нефтегаза Украины". Хочется управлять не только водой, но и тем, что в ней обитает (а это, кстати, и осетры!). И чтоб никакого надзора со стороны другого министерства не было. А еще лучше - чего-нибудь приватизировать из водного хозяйства, какие-нибудь каналы или гидросооружения. Полагаю, такого развития событий осталось ждать недолго... Господин Пустовойтенко, кстати, имеет полное право обратиться в Конституционный суд по поводу этого указа и решить вопрос законности реорганизации Минэкоресурсов цивилизованным путем. Странно, что он до сих пор не использовал это право. Или не может найти среди своих коллег-нардепов 44 единомышленника, как того требует Конституция? Если так, то за державу еще более обидно... P.S. Господин Бакай, между прочим, имеет опыт освоения для личных нужд регионального ландшафтного парка "Трахтемировский", с рытьем бассейнов на месте старинных казацких захоронений и строительством особняков и заборов, о чем писала пресса. Так что ему есть чем поделиться с будущим председателем Госкомресурсов. О.Кошарная, "Зеркало недели" (Киев), 27 сентября 2003 г. Конспективное изложение А.Левина (Э К О К Л У Б, No 24(330), 6 октября 2003 г., root@ecoclub.zp.ua) Источник: ENWL-info (Ecological North West Line), vflew@lew.spb.org, 8 октября 2003 г. ***************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров * * Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco * * и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется только * * "UCS-PRESS" 2003 г. * по электронной почте * ***************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |