О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1717, 17 апреля 2005 г. ****************## ################################################################## Право на среду обитания ТРАДИЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЕКТАХ НОВЫХ КОДЕКСОВ Особый подход к традиционному природопользованию обоснован с точки зрения защиты права людей на благоприятную окружающую среду, поскольку зависимость от среды своего обитания особенно велика у коренных малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни. При этом традиционное природопользование, осуществляемое в исторически сложившихся формах и объёмах, позволяет коренным малочисленным народам жить в относительном равновесии со средой своего обитания. С социальных и природоохранных позиций эти обстоятельства обосновывают целесообразность особого правового статуса территорий традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Специфика природоохранного управления на таких территориях должна состоять в поддержании существующего традиционного природопользования при ограничении техногенных способов освоения природных ресурсов, ведущих к увеличению их изъятия и коренному преобразованию ландшафта. Рассмотрим, насколько в проектах Лесного и Водного кодексов РФ защищены права этих народов на использование природных ресурсов в соответствии с традиционным укладом их жизни. ПРАВА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В ПРОЕКТЕ ЛЕСНОГО КОДЕКСА Согласно статье 27 проекта Лесного кодекса, лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, и их общины вправе в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности осуществлять все виды лесопользования для нужд традиционного природопользования. Для осуществления лесопользования указанным лицам в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока не требуется ни план лесного участка, ни лесная декларация, если иное не предусмотрено законодательством. В то же время, проект ЛК не предусматривает методики определения нормативов заготовки древесины для обеспечения нужд традиционного природопользования, что может стать причиной злоупотреблений, фактически подрывающих основы традиционного образа жизни. Необоснованный перевод земель лесного фонда в иные категории земель, предоставление лесных участков в аренду, собственность или доверительное управление могут поставить под угрозу экономическую основу выживания коренных малочисленных народов в лесных регионах. Не меньшую опасность для традиционного природопользования, осуществляемого этими народами, может представлять развитие инфраструктуры, рассчитанной на внедрение тех или иных форм интенсивного освоения природных ресурсов. В связи с этим, в статье 27 проекта ЛК следует отразить следующие позиции: * в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока упомянутый выше упрощённый порядок лесопользования применяется только в отношении лесопользования, направленного на удовлетворение собственных нужд этих народов, а в иных случаях лесопользование и изъятие лесных ресурсов производится на общих основаниях; * методика определения нормативов заготовки древесины для обеспечения поддержания традиционного образа жизни в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правовое регулирование в области использования, охраны и воспроизводства лесов; * в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока перевод земель лесного фонда в иные категории земель, передача лесного участка в аренду, собственность или доверительное управление, а также возведение на землях лесного фонда зданий, дорог и иных сооружений, рассчитанных на срок эксплуатации более одного года, возможны только при согласии местной общины, полученном на сходе, в котором приняло участие более половины членов общины. Пункт 5 статьи 62 проекта ЛК, предусматривает увеличение арендной платы за декларируемый период лесопользования в полтора раза при изъятии арендатором менее тридцати процентов допустимого объёма изъятия лесного ресурса. Этим фактически вводится нерыночный механизм принуждения к интенсивному использованию лесных ресурсов вне зависимости от условий лесопользования. Между тем, оптимальные объёмы использования каждого из ресурсов зависят от многих факторов. Например, в ряде северных районов спрос на древесную продукцию может быть невысок, и приоритетом может быть охотничий промысел. Кроме того, оптимальный размер изъятия того или иного ресурса может меняться с течением времени. В связи с изложенным предлагается исключить пункт 5 из статьи 62 проекта ЛК. ПРОЕКТ ВОДНОГО КОДЕКСА НЕ УЧИТЫВАЕТ ПРАВА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В проекте Водного кодекса права коренных малочисленных народов на осуществление традиционного природопользования и обеспечение традиционного образа жизни не упоминаются. В связи с этим проект ВК должен быть переработан с учётом этого права. В статье 32, где определяется порядок принятия решений о предоставлении водных объектов в пользование, следует предусмотреть, что принятие решения о предоставлении в пользование водного объекта в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока возможно только при согласии местной общины, полученном на сходе, в котором приняло участие более половины членов общины. В части 2 статьи 39, определяющей порядок формирования бассейновых советов, следует установить, что в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в состав бассейновых советов входят представители местных общин этих народов. Учитывая особую значимость водных объектов для традиционного природопользования, мы предлагаем добавить в главу 10 "Охрана водных объектов" дополнительную статью "Охрана водных объектов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации": "В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и других объектов, внедрение новых технологических процессов, ведение строительных, дноуглубительных, взрывных и иных работ на водных объектах, использование водных объектов для нужд гидроэнергетики, для сброса сточных и дренажных вод, для лесосплава возможно только при согласии местной общины, полученном на сходе, в котором приняло участие более половины членов общины". Ответственный за выпуск Н.Соболев, Центр охраны дикой природы ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы Выпуск 120, lawbull@biodiversity.ru, 16 апреля 2005 г. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * при финансовой поддержке РОО "Открытая Россия" и МСоЭС * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar * * ********************************** * * Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2005 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco
Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |