О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1705, 5 апреля 2005 г. ****************## ################################################################## Право на информацию СТРАСТИ ВОКРУГ ОРХУССКОЙ КОНВЕНЦИИ СООБЩЕНИЕ ИЗ КАЗАХСТАНА 25-26 марта в Алматы состоялась Региональная Встреча Неправительственных организаций стран ВЕКЦА ко Второй Конференции Сторон Орхусской Конвенции, подготовка к которой и стала, как и намечалось, основным вопросом обсуждения. Предварительные отчеты о реализации Орхусской Конвенции представили участники следующих стран: Молдова, Белоруссия, Украина, Таджикистан, Туркменистан, Казахстан, Армения, Азербайджан, Кыргызстан, Грузия. В обсуждении также участвовали представители стран, не ратифицировавших Орхусскую Конвенцию, - России и Узбекистана. Естественно, большая часть обсуждения велась по направлению докладов, подготовленных странами ВЕКЦА к планирующейся Встрече Сторон Орхусской Конвенции в Алматы. Нужно отметить такой момент: практически во всех докладах, по словам их представителей, внешне и формально все соблюдено, а на самом деле дела в странах с реализацией положений Орхусской Конвенции обстоят куда хуже. Как можно говорить о доступе к информации и ее прозрачности и достоверности, если сами доклады по осуществлению "трех китов" Орхусской Конвенции этими качествами не обладают?! Во многих странах, как, например, в Таджикистане, отчет готовился министерством самостоятельно, а многие участники конференции, представлявшие отчет, ознакомились с ним непосредственно перед поездкой, не говоря уж о региональных НПО, которых вообще никто ни о чем не спрашивал. Что касается Туркменистана, то представленный доклад выглядел просто наспех составленной отпиской, что совсем неудивительно, если учесть проблемы с регистрацией и деятельностью общественных организаций в этой стране. Участники встречи пришли к всеобщему согласию о том, что необходимы индикаторы того, как, каким образом и насколько осуществляется выполнение Орхусской Конвенции, причем не только для общественности, но и для государственных органов. Обсуждались также участие общественности в принятии решений по ГМО, следующие шаги по протоколу стратегической экологической оценки и другие вопросы, связанные с предстоящей конференцией. Второй день встречи был, в основном, посвящен, Киевскому протоколу по регистрам выбросов и переносу загрязнителей (РВПЗ), который, как известно, с 2003 г. уже подписали 36 государств, но еще никто не ратифицировал. В ходе обсуждения участники встречи задавались вопросом: а будет ли протокол нести ту пользу, которую на него возлагали при подписании, и нужен ли он вообще? Оказалось - нужен. Было предложено подготовить список вопросов министерствам стран, подписавшим протокол, чтобы сравнить деятельность каждой страны в отношении протокола по РВПЗ. На Второй Встрече Сторон в Алматы одним из вопросов обсуждения станет поддержка и финансирование НПО по работе в направлении РВПЗ. Несмотря на то, что эта конференция во многом была посвящена доступу к информации, доступ к информации об этом мероприятии был сведен к минимуму, в результате чего многие алматинские организации не смогли попасть на эту встречу. Малоприятен тот факт, что по окончании конференции не было зафиксировано никаких итоговых согласованных документов. Организация этого масштабного мероприятия с привлечением организаций из множества стран не оправдало ожиданий участников, по словам самих участвующих, и оставляет желать лучшего. (Соб. инф.) КАЗАХСТАН, ТУРКМЕНИСТАН И УКРАИНА НЕ СОБЛЮДАЮТ НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРХУССКОЙ КОНВЕНЦИИ Такой вывод содержится в докладе Комитета по соблюдению Конвенции о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхус, 1998). Доклад Комитета подготовлен к предстоящему второму совещанию Сторон Конвенции, которое состоится в мае 2005 года в Алматы (Казахстан). Механизм соблюдения Орхусской конвенции был принят в 2002 году на первом совещании Сторон в Лукке (Италия). 23 октября 2003 года он вступил в силу для государств, ставших Сторонами конвенции. В их числе - десять стран ННГ (Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Украина). Механизм предоставляет возможность государствам и гражданам обращаться в Комитет по соблюдению Конвенции, если они полагают, что их права в соответствии с Конвенцией не соблюдаются. За полтора года работы Комитета вопросы предполагаемого несоблюдения Конвенции, поднятые неправительственными организациями (НПО), заняли основное место в повестке дня Комитета. Комитет уже рассмотрел пять сообщений от НПО (всего их подано одиннадцать) и одно представление Стороны Конвенции в отношении соблюдения Конвенции другой Стороной. Производство по последнему - представлению Румынии по вопросу о соблюдении конвенции Украиной в отношении строительства навигационного канала через международно признанный участок водно-болотных угодий в дельте Дуная - было объединено с производством по схожему сообщению украинской НПО "ЭкоПраво-Львов". В этом случае, Комитет по соблюдению усмотрел несоблюдение Украиной статей 3(пар.1), 4(пар.1) и 6(пар.1,2,3,4,5,6,7,8,9) конвенции. В ответ на два сообщения от казахской НПО "Зеленое спасение" (об отказе национального агентства "Казатомпром" в предоставлении информации относительно импорта и размещения радиоактивных отходов; о строительстве высоковольтной линии электропередач в жилом районе г.Алматы) Комитет усмотрел несоблюдение Казахстаном статей 3 (пар.1), 4 (пар.1,2) и 9 (пар.1) в первом случае и статьи 6(пар.1,2,3,4,7,8) во втором случае. По сообщению молдавской неправительственной организации "Биотика" в отношении возможного конфликта между новым законом об общественных организациях в Туркменистане и положениями Конвенции Комитет высказался о несоблюдении Туркменистаном статьи 3 (пар.1,4,9) Конвенции. В отношении сообщения венгерской организации "Группа в защиту чистого воздуха" Комитет признал, что хотя Венгрия и сделала более слабым право на участие общественности, приняв новый закон, изменения в законодательстве не вступили в конфликт с требованиями Орхусской конвенции. Доклад Комитета передан второму совещанию Сторон, которое выступит окончательным судьей в отношении того, имеет ли место несоблюдение Орхусской конвенции. Более подробно с докладом Комитета (пока только на английском языке) можно ознакомиться по адресу http://www.unece.org/env/pp/compliance.htm Более подробно с информацией о механизме соблюдения и условиями подачи сообщений (в т.ч. на русском языке) можно ознакомиться по адресу http://www.unece.org/env/pp/pubcom.htm Источник: ЭкоПравда-Казахстан, No 532, 1 апреля 2005 г., anuta@lorton.com ОТКЛИК ИЗ КИРГИЗИИ ЛОЖКУ ДЕГТЯ - В БОЧКУ МЕДА 25-26 марта в Алматы состоялась Региональная Подготовительная Встреча Неправительственных организаций стран ВЕКЦА ко Второй Конференции Сторон Орхусской Конвенции. На Встрече приняли участие представители НПО следующих стран: Молдова, Белоруссия, Украина, Таджикистан, Туркменистан, Казахстан, Армения, Азербайджан, Кыргызстан, Грузия. В обсуждении также участвовали представители стран, не ратифицировавших Орхусскую Конвенцию, - России и Узбекистана. Встреча прошла на хорошем уровне и была плодотворной, где весьма активно принимали участие представители всех стран ВЕКЦА. Очень важная проблема была поднята в отношении необходимости разработки и внедрение индикаторов оценки реализации Орхусской Конвенции для стран ВЕКЦА (в докладах, подготавливаемых госструктурами, как правило дается лишь общее количество судебных дел, касающихся вопросов окружающей среды и др., но без статистических данных, без их анализа и др). Индикаторы же способствовали бы отражению действительного положения дел Орхусской Конвенции в той или иной стране, а также возможности проведения сравнительного анализа между странами. Важная полемика возникла и по Киевскому протоколу по регистрам выбросов и переносу загрязнителей (РВПЗ). На конкретных положительных примерах было показано в необходимости такого протокола (лучше такой, чем совсем ничего). Была выработана позиция действий НПО в отношении принятия решений по ГМО, в связи с планирующейся Встрече Сторон Орхусской Конвенции в Алматы. Участники Встречи также обсуждали доклады, подготовленные странами ВЕКЦА. Было отмечено, что многие НПО не имели возможность активно воздействовать и обсуждать ДОКЛАД ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОРХУССКОЙ КОНВЕНЦИИ в своей стране. На таких Встречах также многое дает и неформальное общение - деловое знакомство, консультации, обмен опытом, обмен всякого рода наработками, и др. Поэтому совершенно непонятна позиция редакции ЭкоПравда-Казахстан, которая подытоживая итоги Региональной Подготовительной Встречи НПО стран ВЕКЦА ко Второй Конференции Сторон Орхусской Конвенции, пишет: (ЭкоПравда No 532, 1 апреля 2005 г) "... конференция... не оправдала ожиданий участников, по словам самих участвующих, и оставляет желать лучшего". Не вызывает сомнение то, что большинство участников Региональной Подготовительной Встречи НПО стран ВЕКЦА не согласятся с таким заключением редакции бюллетеня ЭкоПравда-Казахстан . Кыргызстан, Руководитель НПО Клуб АГАТ Чарский Вячеслав root@agat.freenet.kg, 5 апреля 2005 г. РЕПЛИКА С УКРАИНЫ Уважаемый Вячеслав! А что, по-Вашему, является мьодом? Состояние выполнения Орхусской Конвенции в неофеодальных странах (бывший СССР или ВЕКЦА)? Эффективность влияния на европейскую и местную бюрократию подобных встреч? Или же сеанс комфорта, полученного участниками? С.Федорынчык fedoryn@GrWorld.FreeNet.Kiev.UA, 5 апреля 2005 г. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * при финансовой поддержке РОО "Открытая Россия" и МСоЭС * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar * * ********************************** * * Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2005 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco
Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |