О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1697, 28 марта 2005 г. ****************## ################################################################## Право на живую природу РОССИЯ: ДЕЛА ЛЕСНЫЕ ПОШЛИ НА ФИНИШ ЛЕСНОЙ КОДЕКС "БЫСТРОГО ПРИГОТОВЛЕНИЯ" ПЕРЕДАН ДЛЯ БЫСТРОГО РАССМОТРЕНИЯ В ГОСДУМУ. РЕГИОНЫ НЕ РАЗДЕЛЯЮТ ЭНТУЗИАЗМА РАЗРАБОТЧИКОВ Несмотря на высказывание Президента В.В. Путина о том, что "Решение вопроса о Лесном кодексе должно быть принято в результате широкой дискуссии с экологическими движениями", реальной дискуссии по вопросам Лесного кодекса так и не было организовано, а большинство предложений общественных организаций так и остались без внимания разработчиков. В связи с этим в ближайшее время общественные экологические организации России планируют ряд выступлений, обращений и акций, направленных против поспешного принятия ГосДумой нового Лесного кодекса. Проект Лесного кодекса уже был рассмотрен рядом региональных законодательных собраний. По информации Лесной кампании Международного социально-экологического союза, ранее отрицательные отзывы на проект нового Лесного кодекса уже дали законодатели Костромской, Иркутской областей, Красноярского края и других регионов. "Местным властям, населению, промышленникам нужен нормальный работающий лесной закон, а не полуфабрикат, - прокомментировал координатор Лесной кампании МСоЭС Владимир Захаров. - Интересно, прислушаются ли депутаты Госдумы к мнению своих коллег из регионов?" ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ПЛАНИРУЕТ ПРИНЯТЬ ЛЕСНОЙ КОДЕКС ПРАКТИЧЕСКИ БЕЗ ОБСУЖДЕНИЯ 22 АПРЕЛЯ Государственная Дума планирует принять Лесной и Водный кодексы в первом чтении практически без обсуждения. Мало того, что эти два важнейших закона планируется рассмотреть за одно заседание - вместе с ними предполагается рассмотреть еще 11 различных законопроектов, не считая возможных внеплановых вопросов и законопроектов, рассматривающихся в третьем чтении. Рассмотрение проектов Лесного и Водного кодексов Российской Федерации, а также проектов федеральных законов о введении этих кодексов в действие, планируется рассмотреть на заседании Государственной Думы 22 апреля 2005 г. Одновременно с проектами этих двух важнейших кодексов планируется рассмотреть (на том же самом заседании, в течение одного дня) проекты федеральных законов: - "О концессионных соглашениях" (во втором чтении); - "О гражданской ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансовом обеспечении" (во втором чтении); - "О внесении изменений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" (в первом чтении); - "О государственном регулировании, контроле и надзоре в сфере обеспечения безопасности полетов авиации и использования воздушного пространства Российской Федерации" (в первом чтении); - "О театре и театральной деятельности в Российской Федерации" (в первом чтении); - "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (в первом чтении), а также серию законопроектов, связанных с изменением налогового законодательства. Естественно, депутатам просто не хватит времени для детального обсуждения всех вопросов, связанных с Лесным кодексом. Несмотря на высказывание Президента В.В. Путина о том, что "Решение вопроса о Лесном кодексе должно быть - принято в результате широкой дискуссии с - экологическими движениями", реальной дискуссии по вопросам Лесного кодекса так и не было организовано, а большинство предложений общественных организаций так и остались без внимания разработчиков. Теперь планируется ударными темпами протащить сырой и противоречивый документ через Думу. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ПРОЕКТ ЛЕСНОГО КОДЕКСА СОДЕРЖИТ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ НЕДОСТАТКИ И ПРИНИМАТЬ ЕГО В ТАКОМ ВИДЕ НЕЛЬЗЯ 24 марта в Санкт-Петербурге в Лесотехнической академии прошли слушания по проекту Лесного кодекса, организованные по инициативе депутата Госдумы Г.Н.Селезнева. Среди участников слушаний - представители лесной науки из Лесотехнической академии и СПб НИИ лесного хозяйства, представители лесного ведомства регионального уровня. Большинство докладчиков критиковали проект нового Лесного кодекса. Аргументы были разные, но почти все сошлись на том, что проект содержит концептуальные недостатки и принимать его в таком виде нельзя. В заключительном слове Г.Н.Селезнев сказал, что результаты этих слушаний носят рекомендательный характер, но он их обязательно донесет до депутатов и разработчиков кодекса. АРХАНГЕЛЬСКОЕ ОБЛСОБРАНИЕ РЕКОМЕНДУЕТ ГОСДУМЕ ОТКЛОНИТЬ НОВЫЙ ЛЕСНОЙ КОДЕКС Депутаты Архангельского областного Собрания депутатов, участвовавшие в обсуждении нового Лесного кодекса, предложили Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации отклонить при рассмотрении в первом чтении Лесной кодекс и направить его на доработку в правительство РФ с привлечением специалистов Министерства приходных ресурсов, представителей исполнительных и законодательных органов власти субъектов РФ, местного самоуправления, научной общественности и неправительственных организаций. Среди основных претензий к новому Лесному кодексу: - в проекте нового Лесного кодекса субъекты Федерации лишены права пользования и распоряжения природными ресурсами; - лесные участки предоставляются в аренду только по результатам аукционов, что может привести к скупке участков спекулянтами, которые затем будут их передавать в субаренду. Кроме того, это фактически ликвидирует малый и средний бизнес; - из проекта Лесного кодекса исключены положения, позволяющие населению осуществлять лесопользование в целях обеспечения собственных потребностей в древесине и других лесных ресурсах (кроме заготовки гражданами дров). По мнению директора департамента лесопромышленного комплекса администрации Архангельской области Александра Булатова, в проекте Лесного кодекса предусмотрена возможность ограничения пребывания граждан в лесах в тех случаях, когда оно несовместимо с целями лесопользования. Данная норма может привести к необоснованному ограничению доступа граждан в лес по инициативе любого лесопользователя. Проект Лесного кодекса перекладывает расходы по охране лесов от пожаров, вредителей и болезней, по проведению лесоустройства на лесопользователей. Мировой и отечественный опыт показывает, что лесовосстановление может быть обеспечено только при участии государства. Все затраты по воспроизводству лесов отныне будут возложены на традиционных лесопользователей. В проекте Лесного кодекса отсутствуют положения, позволяющие осуществлять гражданами лесопользование в целях обеспечения собственных потребностей в древесине для строительства частных домов и хозяйственных построек. Не было ни одного выступающего, который бы сказал в поддержку проекта Лесного кодекса. ПО МНЕНИЮ КРАСНОЯРСКИХ ЭКСПЕРТОВ, НОВЫЙ ЛЕСНОЙ КОДЕКС РФ НУЖДАЕТСЯ В ДОРАБОТКЕ 23 марта на комиссии ЗС по природным ресурсам, экологии и природоохранной деятельности депутаты обсудили новую редакцию Лесного кодекса РФ. С докладом по этому вопросу выступил заместитель руководителя агентства лесного хозяйства по краю, Таймыру и Эвенкии Игорь Пилюгин. Он ознакомил депутатов с заключением экспертов по этому кодексу. "В целом, новый проект кодекса концептуально не противоречит старому, но несколько статей, по нашему мнению, необходимо поправить и дополнить",- отметил Пилюгин. В частности, эксперты считают, что проект нового Лесного кодекса РФ разработан без учета одного из важнейших положений Конституции - совместного ведения вопросами владения, пользования и распоряжения лесными ресурсами, поскольку в законопроекте не предусмотрено участие органов власти субъектов РФ в регулировании лесных отношений. Комиссия решила провести еще одно заседание 28 марта по вопросу Лесного и Водного кодексов РФ. До этого момента будет образована рабочая группа в составе Игоря Пилюгина и двух экспертов от комиссии для обобщения предложений и подготовки отзыва на проект Лесного кодекса. "Вполне возможно, что комиссия выйдет на сессию ЗС с общим мнением не поддерживать данный законопроект, а отправить его на доработку",- отметил Юрий Захаринский. ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ ПО ПРОЕКТУ ЛЕСНОГО КОДЕКСА ПРОШЛИ В ВОЛОГДЕ По инициативе Общественной палаты Вологодской области прошли слушания по проекту Лесного кодекса, в которых приняли участие руководители и сотрудники региональных ведомств, имеющих отношение к лесу и природным ресурсам, представители научных и общественных организаций. В очередной раз было отмечено, что продолжается хаотическое реформирование лесного законодательства. Попытка изменить Лесной кодекс введением Федерального закона 122-ФЗ, изменение его в результате введения с 1 января 2005 года федерального закона 199-ФЗ и весь процесс разработки нового Лесного кодекса вносят серьезную дезорганизацию в работу лесной отрасли региона. Механизмы практической реализации многих уже принятых законодательных решений (в частности, передачи ответственности за тушение лесных пожаров, управления сельскими лесами на региональный уровень) остаются неясными, а потому эти решения пока не работают. Участники слушаний отметили, что принятие нового Лесного кодекса в предлагаемом варианте неизбежно приведет к переделу собственности и прав доступа к лесным ресурсам. По оценкам выступивших представителей областной администрации, не более 20-25% современных вологодских лесопользователей смогут выжить и сохранить права на лесную аренду в новых условиях, при тех правилах, которые предлагает ввести новый кодекс. А это, в свою очередь, приведет к тяжелейшим социальным проблемам, поскольку до трети населения области так или иначе зависит от леса и состояния лесного сектора. Вызывают опасения леса, которые в настоящее время относятся к 1 группе (выполняющим природоохранные, средозащитные, водорегулирующие и другие функции). Этим лесам в проекте нового кодекса (там они названы "защитными") посвящена отдельная глава. Участники слушаний отметили, что вся глава написана настолько неграмотно, что на практике ее принятие приведет к уничтожению статуса лесов первой группы. По результатам слушаний был принят текст обращения к Президенту Путину, Губернатору Вологодской области, депутатам Госдумы, Председателю Совета Федерации, депутатам областного Законодательного собрания, в котором говорится о необходимости внесения соответствующих изменений в проект Лесного кодекса и о нецелесообразности его принятия в целом. КОСТРОМСКИЕ ДЕПУТАТЫ ЗА ОТЗЫВ ПРОЕКТА ЛЕСНОГО КОДЕКСА ИЗ ДУМЫ Костромская областная дума предложила Правительству отозвать из Государственной Думы проект Лесного кодекса Российской Федерации и проект Водного кодекса Российской Федерации Костромская областная Дума постановила предложить Правительству Российской Федерации отозвать из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект Лесного кодекса Российской Федерации, как внесенный с нарушением Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, ущемляющий конституционные права и законные интересы граждан Российской Федерации. В обращении областных законодателей к Президенту Российской Федерации В.В.Путину говорится, что анализ документов, проведенный с участием ученых, правоведов, представителей общественных объединений, выявил серьезные нарушения Конституции Российской Федерации, ущемление законных прав и интересов граждан России. Статьей 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Статья 42 Основного закона России закрепляет права ее граждан на благоприятную окружающую среду, статья 55 запрещает издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Однако проект Лесного кодекса Российской Федерации, внесенный Правительством, грубо нарушает эти конституционные установления. Предлагаемым проектом ликвидируется участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в природоохранных мероприятиях, в осуществлении права владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, что ущемляет их конституционные права и интересы. Проект кодекса направлен на уничтожение всей системы государственного управления ведения лесного хозяйства, лесопользования. Он направлен на разрушение стройной и действенной системы лесхозов, что неизбежно приведет к упадку в деле воспроизводства лесов. Ярким подтверждением этого являются положения пояснительной записки к проекту Лесного кодекса, в которой говорится: "Проект закона предусматривает изъятие из сферы ведения органов государственного управления функций ведения лесного хозяйства. Обязанности по ведению лесного хозяйства возлагаются на арендаторов, доверительных управляющих лесных участков и их собственников". Вызывает удивление, что проекты кодифицированных актов природоохранного, экологического содержания были подготовлены в Министерстве экономического развития и торговли, а не Министерством природных ресурсов. Это привело к извращению концепций основ природопользования, заложенных в действующих Лесном и Водном кодексах, порождает проблемы экологической безопасности. Внесенные проекты содержат многочисленные противоречия, изобилуют массой отсылочных положений, несут ошибки юридико-технического характера. Все это побудило депутатов Костромской областной Думы обратиться к Президенту Путину, как гаранту Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина с просьбой обязать Правительство Российской Федерации отозвать из Государственной Думы проект Лесного кодекса Российской Федерации и передать их на подготовку новых редакций в Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Лесная кампания МСоЭС, В.Захаров, zakharov@forest.ru М.Карпачевский, forest@biodiversity.ru Развитие событий вокруг нового Лесного кодекса (в том числе мнения некоторых региональных законодательных собраний): http://www.forest.ru/rus/legislation/newcode/ Источник: Seupress@seu.ru, 28 марта 2005 г. ПРЕДЛОЖЕНИЕ Уважаемые коллеги! В самое ближайшее время запланировано рассмотрение проекта Лесного кодекса Государственной Думой. Тем не менее, продолжают поступать отрицательные отзывы на данный законопроект, в том числе от законодательных собраний регионов. Предлагаем представителям общественных, научных, государственных, коммерческих организаций присоединиться к обращению, направленному на отзыв проекта Лесного кодекса из Думы. Такая возможность у Правительства есть. Свои подписи просьба направлять в Лесную кампанию Международного социально-экологического союза zakharov@forest.ru и в Центр экологической политики России yablokov@ecopolicy.ru. Подписывая, укажите фамилию, инициалы, название организации и город, где вы находитесь. Рассылая письмо для сбора подписей, мы понимаем, что по тексту могут поступить предложения и замечания. По возможности правки без изменения общего смысла (и объёма) обращения будет вноситься. В.Захаров, Лесная кампания МСоЭС Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову Уважаемый Михаил Ефимович! Мы, представители общественных организаций России, вновь вынуждены обратиться к Вам по проблемам Лесного кодекса. Несмотря на слова Президента В.В.Путина о том, что "Решение вопроса о Лесном кодексе должно быть - принято в результате широкой дискуссии с - экологическими движениями", такой дискуссии Правительством не было организовано, и большинство наших предложений остались без внимания разработчиков. В ходе многочисленных общественных слушаний, семинаров и совещаний, организованных нами во многих городах России, были получены только отрицательные заключения как на проект в целом, так и на многие его положения. В последние недели законодатели целого ряда субъектов Российской Федерации присоединились к этой отрицательной оценке законопроекта. Напомним, что переданным Правительством в Государственную Думу проектом Лесного кодекса РФ, в нарушение Конституции РФ: - органы государственной власти субъектов Российской Федерации, и органы местного самоуправления отстраняются от организации природоохранных мероприятий, ущемляются их права владения, пользования и распоряжения природными ресурсами; - ограничиваются права граждан на общедоступное пользование лесами; - умаляются права общественности в области управления лесами. Принятие нового Лесного кодекса через несколько месяцев после введения в действие предыдущего неизбежно ведёт к хаосу в отрасли и, как следствие, к увеличению нарушений законодательства, разрушению природных комплексов, росту коррупции и социальной напряжённости в различных регионах страны. Учитывая сказанное, и в соответствии со ст. 43 ФЗ "О Правительстве Российской Федерации", гл.1 Регламента Правительства РФ, просим Вас дать распоряжение отозвать представленный в Федеральное Собрание РФ проект Лесного кодекса РФ, как ущемляющий конституционные права и законные интересы граждан Российской Федерации. Источник: zakharov@forest.ru, 28 марта 2005 г. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * при финансовой поддержке РОО "Открытая Россия" и МСоЭС * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar * * ********************************** * * Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2005 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco
Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |