О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1681, 12 марта 2005 г. ****************## ################################################################## Право на разумное законодательство ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТАТИСТИКА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ Функции действующих классификаций и систем статистического учёта Система классификаций видов экономической деятельности представляет собой панораму экономических процессов, в соответствии с которой происходит официальное признание самого факта существования того или иного вида деятельности и координация действий различных секторов экономики. Без адекватной классификации невозможно эффективное управление, целесообразное распределение инвестиций и бюджетных средств, затруднено законотворчество и усложнена разработка долгосрочных государственных программ. В связи с реконструкцией экономики и коренным изменением жизненного уклада постсоветского региона возникла необходимость введения новых классификаций видов экономической деятельности. В соответствии с действующим российским законодательством все предприятия и организации подлежат регистрации в Едином государственном регистре предприятий и организаций (ЕГРПО). При постановке на учет в ЕГРПО органами государственной статистики каждому хозяйствующему субъекту обязательно присваиваются коды видов экономической деятельности в соответствии с его уставными документами и Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД). Он входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации. На основании статьи 15 Федерального закона РФ "О техническом регулировании" ОКВЭД является нормативным документом по стандартизации, распределяющим технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (разделами, классами, группами, видами), и является обязательным для применения при создании государственных информационных систем на федеральном и региональном уровнях управления и в межведомственном обмене информацией. ОКВЭД действует с 1 января 2003 г. взамен отмененного Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ) и частей I и IV (применительно к экономической деятельности) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности разработан Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Центром экономических классификаций в соответствии с Федеральной целевой программой "Реформирование статистики в 1997-2000 годах", принят и введен в практику российской экономики Постановлением Госстандарта РФ за No 454-ст от 6 ноября 2001 г. и, в том числе, в информационную систему государственной статистики Приказом Госкомстата России от 07.12.2001 г. No 164. Постановлением No 108 от 17 февраля 2003 г. Правительство России определило 2003-2004 годы переходным периодом для введения ОКВЭД. В течение этого периода подготовка официальной статистической информации, проектов государственных прогнозов и мониторинг социально-экономического развития Российской Федерации будут осуществляться на основе Общесоюзного классификатора с последовательным расширением использования Общероссийского классификатора. Структура действующего классификатора видов экономической деятельности Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности, при кодировании которых использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Классификатор состоит из разделов, кодируемых буквами латинского алфавита, а каждый раздел включает группировки видов экономической деятельности. Код группировок состоит из двух-шести цифровых знаков и его структура имеет следующий вид: ХХ - класс ХХ.Х - подкласс ХХ.ХХ - группа ХХ.ХХ.Х - подгруппа ХХ.ХХ.ХХ - вид. В качестве классификационных признаков видов экономической деятельности в ОКВЭД используются признаки, характеризующие сферу деятельности, процесс (технологию) производства и другое. Пример использования классификационного признака "сфера деятельности" или "вид экономической деятельности": Раздел А. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Класс 02. Лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области Подкласс 02.0. Лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области Группа 02.01. Лесоводство и лесозаготовки Подгруппа 02.01.6. Деятельность лесопитомников Вид 02.01.61. Выращивание сеянцев, деревьев и кустарников. В ОКВЭД 17 разделов: А. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство B. Рыболовство, рыбоводство С. Добыча полезных ископаемых D. Обрабатывающие производства E. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды F. Строительство G. Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования H. Гостиницы и рестораны I. Транспорт и связь J. Финансовая деятельность K. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг L. Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение M. Образование N. Здравоохранение и предоставление социальных услуг О. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг Р. Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства Q. Деятельность экстерриториальных организаций. В целом классификатор отражает состояние современной рыночной экономики и имеет ряд несомненных преимуществ перед устаревшими классификаторами ОКОНХ и ОКДП. Но обращает на себя внимание тот факт, что в представленном перечне на уровне разделов отсутствуют деятельность в области защиты окружающей среды, научная деятельность и деятельность в области культуры. Несовершенство классификаций Область защиты окружающей среды рассредоточена по следующим разделам ОКВЭД. А. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство: "Предоставление услуг в области лесоводства" в части услуг по защите леса от вредителей и болезней, услуг по защите леса от пожара и авиационной охране лесов, предоставление услуг по лесомелиорации (02.02.1). К. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг: "Разработка проектов в области кондиционирования воздуха, холодильной техники, санитарной техники и мониторинга загрязнения окружающей среды, строительной акустики и т.п." (74.20.15); "Работы по мониторингу состояния и загрязнения окружающей природной среды" (74.20.55); "Предоставление информации о состоянии и загрязнении окружающей природной среды" (74.20.56); "Испытания и анализ состава и чистоты материалов и веществ: анализ химических и биологических свойств материалов и веществ (воздуха, воды, бытовых и производственных отходов, топлива, металла, почвы, химических веществ" (74.30.1). L. Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение: "Государственное управление социальными программами" (75.12) в части государственного управления программами, направленными на охрану окружающей среды. О. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг: "Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность" (90); "Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки" в части деятельности организаций, не связанных непосредственно с политическими партиями, способствующих решению общественных задач и проблем посредством общественного образования, политического влияния, сбора средств, в том числе, движений в области защиты окружающей среды и экологии" (91.33); "Деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников" (92.53). Таким образом, деятельность заповедников, национальных парков, ботанических садов, заказников отнесена к предоставлению коммунальных, социальных и персональных услуг наряду с деятельностью по организации азартных игр (92.71), парикмахерскими услугами (93.02), деятельностью астрологов и спиритов (93.05). Сюда же отнесена и деятельность в области культуры (класс 92). Деятельность по мониторингу окружающей среды включена в раздел "К" "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг" наряду с арендой автомобилей (71.1) и прокатом бытовых изделий (71.4). К этому же разделу отнесена и научная деятельность: "научные исследования и разработки в области естественных и технических наук" (73.1) и "научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук" (73.2). Обозначенный стандарт заведомо обрекает науку на подчинение правилам данного раздела и принижает ее роль в деле перехода общества к экологически сбалансированному развитию. В соответствии с действующим российским законодательством заповедники, национальные, природные, дендрологические парки, ботанические сады, памятники природы, заказники являются особо охраняемыми природными территориями. Они выполняют важнейшую функцию сохранения уникальных экосистем, генофонда растений и животных. Кроме того, они ведут серьезную научно-исследовательскую и эколого-просветительскую работу. Природно- заповедное дело в России является стратегической составляющей деятельности, направленной на решение экологических проблем не только общероссийских, но и планетарных. Шестнадцать территорий России отнесены ЮНЕСКО к объектам Всемирного культурного и природного наследия. Основная функция заповедников, национальных парков, заказников, ботанических садов - ресурсосбережение, охрана природы. Для этого они и создаются. Оказание услуг посетителям - дополнительная функция, которая формирует у людей уважительное и бережное отношение к природе. Культура - главный фактор качества населения, как природопользователя. Кино- и видеофильмы, радио- и телепередачи, литературные произведения, театральные постановки, деятельность библиотек, архивов, музеев, дворцов культуры, клубов, планетариев являются тем инструментарием, который может сформировать в обществе высокую экологическую культуру и стать одной из практических гарантий экологической безопасности. Деятельность в области культуры в ОКВЭД отнесена к разделу "Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг". Полагаем, что подобная классификация также неудачна и будет способствовать формированию примитивного массового сознания и потребительской логики. Таким образом, в действующем Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности налицо неадекватная классификация сфер защиты окружающей среды, науки и культуры, влекущая за собой негативные последствия для природы и общества. Предложенные стандарты исключают возможность полноценной поддержки множества научных, культурных и природоохранных направлений, которые могли бы стать приоритетными в развитии экологически безопасной экономики, проигнорированы важнейшие позиции действующего российского законодательства и международных соглашений. Понятие "экологическая безопасность" Закон Российской Федерации "О безопасности" (от 5.03.1992 г.) определяет безопасность как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз". Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность (ст.1 Закона). Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью (ст.4). Основными принципами обеспечения безопасности являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности (ст.5). Федеральный закон РФ "Об охране окружающей среды" (от 10.01.2002 г.) определяет экологическую безопасность как "состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий". В соответствии со статьей 4 Федерального закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию. Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания. Экологически корректная экономика видится в недалеком будущем единственной практической гарантией сохранения природы и экологически безопасной окружающей среды, а деятельность по обеспечению экологической безопасности - перспективной и приоритетной сферой деятельности, а также фактором формирования благоприятного инвестиционного климата. Логика ОКВЭД противоречит положениям утверждённой Указом Президента России Доктрины развития российской науки, в которой говорится: "Государство... выражает уверенность в том, что российское научное сообщество обеспечит научно-технические предпосылки для преобразования России в правовое государство с социально ориентированной рыночной экономикой, высоким уровнем духовной и материальной культуры, экологической и военной безопасности". Статья 11 Федерального закона РФ "О науке и государственной научно-технической политике" гласит: "Основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно- технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, упрочение взаимосвязи науки и образования". Статья 7 Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" также закрепила важнейшую норму: "Органы государственной власти и управления в обязательном порядке учитывают культурные аспекты во всех государственных программах экономического, экологического, социального, национального развития". Указами Президента РФ от 30 марта 2002 г. задача развития российской науки и технологий отнесена к числу высших приоритетов российского государства. В ряд приоритетных направлений развития российской науки, технологий и техники включены экология и рациональное природопользование. В перечень критических технологий РФ включены: мониторинг окружающей среды; восстановление нарушенных земель, ландшафтов и биоразнообразия; воспроизводство лесных ресурсов; прогнозирование биологических и минеральных ресурсов; природоохранные технологии; переработка и утилизация техногенных образований и отходов; экологически чистый и высокоскоростной наземный транспорт; энергосберегающие технологии. Выступая на заседании Президиума Госсовета РФ по вопросам экологии 4 июня 2003 г. Президент В.В. Путин определил стратегические направления развития экологического сектора: "Экологическая составляющая должна стать важным элементом повышения качества жизни людей, конкурентоспособности национального производства и страны в целом... Необходимо серьезно обновить и упорядочить законодательную базу. У нас сложилась парадоксальная ситуация: практически отсутствуют правовые механизмы, которые позволяют компенсировать экологический вред от хозяйственной деятельности (выделено нами - Л.Ж.)... У некоторых хозяйственных руководителей сохраняется иллюзия в том, что можно, эксплуатируя природу, добиться сверхприбыли и добиться конкурентных преимуществ. На самом деле для страны в целом это только проигрыш". Новообразованный Общероссийский классификатор видов экономической деятельности не отвечает изложенным позициям и не только не расширяет, но и сужает экономико-правовое поле возможностей по компенсации вреда, наносимого природной среде хозяйственной деятельностью. Состояние природных ландшафтов Природные ландшафты России в наше время быстро разрушаются под воздействием антропогенных факторов. По официальным данным в России на сегодняшний день наличествует 833,7 млн. га деградированных ландшафтов. См. здесь же: Выговский, Журавлева. Устойчивое развитие и новая доктрина взаимодействия человечества с природными ландшафтами. Деградация ландшафтов как следствие экологически опасной хозяйственной деятельности человека - проблема глобального характера. По официальным оценкам, более 2 млрд. га земель в мире подвержено деградации. Около 65 % сельскохозяйственных угодий утратили ряд естественных функций. В центральной Азии остро стоит проблема опустынивания. В Европе серьезнейшей экологической проблемой является эрозия почв: эрозией поражено 17% всей площади земель, в ЕС - около 27 млн. га. В большинстве европейских стран наблюдается постоянный рост общего количества отходов. Ухудшается состояние лесов. "С точки зрения экологии, Европа является источником возникновения множества проблем, связанных с состоянием окружающей среды в мировом масштабе. Европа несет глобальную ответственность за сохранение особенностей своих разнообразных экосистем и природных ландшафтов..., а также за сохранение мигрирующих видов, которые передвигаются по всему европейскому континенту, и тех видов живой природы, которые находятся под угрозой исчезновения", - говорится в Отчете Европейского Агентства по охране окружающей среды (2003 г.). Таким образом, природные ландшафты нуждаются не только в охране, но и в возрождении: в рекультивации, в лесонасаждениях, восстановлении гумуса, в эстетическом благоустройстве, очистке от мусора, нефтепродуктов и прочих видов загрязнений. Соответственно, необходимо адекватное законодательство, поощряющее эти виды работ. Новый вид экономической деятельности Приведенные выше сведения дают основание утверждать, что концептуальные, правовые, экономические и управленческие механизмы действующей природоохранной политики практически себя изжили и требуют кардинального пересмотра. Необходимо признать, что назрела потребность в дифференцированном подходе к решению проблем окружающей среды. Сфера защиты окружающей среды видится как система двух понятий - "восстановление деградированной окружающей среды" и "охрана окружающей среды", а, следовательно, и двух самостоятельных сфер деятельности. Таким образом, речь идёт о внедрении, поддержке и развитии нового вида экономической деятельности, а именно - природовозрождающей деятельности. Под природовозрождающей деятельностью следует понимать новый вид экономической деятельности, включающий в себя комплекс экологически корректных производств, работ, услуг, направленных на вторичное освоение деградированных ландшафтов и возрождение природных комплексов с использованием высоких технологий. Эмпирически был изыскан базовый экономический принцип, без которого не мыслится "устойчивое развитие" - экологическая корректность. Экологическая корректность предполагает организацию любого вида деятельности с обязательной, конкретно обозначенной компенсацией вреда, нанесенного этой деятельностью окружающей природной среде. Практическая реализация данного принципа позволит дифференцировать экономическую деятельность на экологически корректную и экологически опасную. При введении приоритета экологической безопасности в сфере законотворчества образуется единый концептуальный подход, относительно которого возможно формирование системы гармонически поддерживающих друг друга законов. С такой позиции совершенствование законодательства, в частности, земельного, лесного, водного, гражданского, налогового, бюджетного, трудового, в области стандартизации, банковской деятельности, местного самоуправления станет первым шагом в практической поддержке деятельности по восстановлению деградированной окружающей среды и содействием экологически корректному бизнесу. В процессе природовозрождающей деятельности культивируются принципы разумного (ноосферного) хозяйствования, организуются экологически корректные высокотехнологичные производства, образуется эмпирическая база новой природоохранной политики. Результатом природовозрождающей деятельности являются нооценозы - рукотворные социально-природные комплексы с улучшенным состоянием гидросферы, атмосферы, гумуса, растительного покрова и эстетического облика ландшафта (Петрашов, 1998; Выговский, 2000). Развитие экологически безопасной экономики по своим масштабам может претендовать на статус приоритетного направления и консолидирующей силы в международном сотрудничестве. Природовозрождение, если оно будет официально признано как вид экономической деятельности, может стать транснациональной идеей и практически компенсировать наносимый природе хозяйственной деятельностью ущерб. Природовозрождающая идея может наполнить новым содержанием глобальные международные проекты и дает практические ключи в решении проблем, связанных с деградацией окружающей среды. Возможна разработка новых критериев эффективности международных проектов. Простым критерием эффективности природовозрождающих проектов становится площадь восстановленных ландшафтов и улучшение качества биосферы. Гармонизация законодательства ОКВЭД разработан на основе официальной версии на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности Европейского экономического сообщества (далее - КДЕС Ред.1) (Statistical classification of economic activities in the European Community, NACE Rev.1). NACE Rev.1/КДЕС Ред.1 разработан Статистическим управлением ЕС, является базовым региональным международным классификатором видов экономической деятельности и рекомендован в качестве основы для создания национальных классификаторов в странах Европейского Союза. В классификаторе за основу взята структура МСОК - Международной стандартной отраслевой классификации всех видов экономической деятельности (International Standard Industrial Classification of All Economic Activities - ISIC), но с существенными уточнениями, отражающими особенности национальных классификаций государств-членов ЕС. Гармонизация между российским и европейским классификаторами достигнута путем сохранения в ОКВЭД кодов из КДЕС Ред.1 (до четырех знаков включительно) и наименований соответствующих позиций без изменения объемов понятий. Особенности, отражающие потребности российской экономики, учитываются в группировках ОКВЭД с пяти- и шестизначными знаками. Такое решение было принято разработчиком ОКВЭД Министерством экономического развития и торговли РФ и одобрено Госстандартом РФ в целях обеспечения максимальной совместимости системы государственной статистики России с европейскими стандартами. Процесс сближения законодательства России с законодательством ЕС, как важное условие развития экономических связей, закреплен в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским Союзом (вступило в силу 1 декабря 1997 г.). Россия взяла на себя обязательство постепенно достигнуть совместимости своего законодательства с законодательством ЕС. В соответствии со статьей 55 Соглашения процесс сближения законодательств распространяется, в частности, на следующие отрасли права: защита окружающей среды; охрана здоровья и жизни людей, животных и растений; бухгалтерский учет и налогообложение; технические нормы и стандарты. Природовозрождение как форма международного сотрудничества Учитывая актуальность проблем деградации окружающей среды в планетарном масштабе, идея природовозрождения может стать основой перехода сотрудничества ЕС и России в новое качество. Именно восстановление деградированных ландшафтов, создание экологически безопасных производств, развитие индустрии переработки всех видов отходов, формирование экологической культуры, изыскание, разработка и внедрение в различных сферах экономики природосберегающих технологий являются реальными гарантиями экологической безопасности как территории России, так и территорий государств-членов ЕС. Природовозрождающая деятельность как форма международного сотрудничества есть чрезвычайно интересная и перспективная область не только научных изысканий, но и прикладной экологии, экологического менеджмента и законотворчества. Политика природовозрождения позволит более эффективно для обеих сторон реализовать положения раздела VII "Экономическое сотрудничество" Соглашения о Партнерстве и Сотрудничестве, "исходя из потребностей устойчивого развития и гармоничного социального развития", учитывая "экологические соображения" (ст.56). Сотрудничество в области окружающей среды, в частности, включает: достоверное наблюдение за уровнем загрязнения и оценка состояния окружающей среды, системы информации о состоянии окружающей среды, экологическое восстановление, безопасность промышленных объектов, сокращение количества отходов, их переработку и безопасное удаление, охрану лесов, сохранение биологического разнообразия, заповедников, управление биологическими ресурсами, использование экономических и налоговых инструментов, экологическое образование и культуру. (ст. 69). Концепция природовозрождения позволит скорректировать юридические, управленческие, финансовые, информационные механизмы и технологии для стимулирования этих направлений. Природовозрождающее законодательство может сыграть первостепенную роль в замещении потребительского подхода к природе созидательным. Сотрудничество же в области статистики (ст. 79 Соглаше ния), организуемое стремлением к экологической безопасности, выведет международное сотрудничество не на узкое понимание гармонизации статистических методов, стандартов и классификаций, а на конструирование эффективных статистических систем, призванных обеспечить на практике экологически безопасное развитие и предотвратить глобальную экологическую катастрофу. Конструктивные предложения Учитывая чрезвычайное значение экологической безопасности в современном мире, предлагаем ввести в статистические классификации NACE Rev.1/КДЕС Ред.1 и ОКВЭД дополнительный раздел под названием "Деятельность по защите окружающей среды и обеспечению экологической безопасности". Сегодня это крайне необходимая мера. В этом разделе можно выделить следующие три классификационные группировки: мониторинг состояния окружающей среды, природовозрождающая деятельность, природоохранная деятельность. Таким образом, впервые будет систематизирован перечень видов экономической деятельности в области защиты окружающей среды. В качестве необходимого видится новый раздел под названием "Научная деятельность". Его введение явилось бы существенным вкладом в реализацию Соглашения между Правительством Российской Федерации и Европейским Сообществом о сотрудничестве в области науки и технологий (подписано 16 ноября 2000 г. и возобновлено 6 ноября 2003 г.), в котором "исследования окружающей среды и климата, включая наблюдения за поверхностью земли", отнесены к первостепенной области сотрудничества (ст. 4). Мотивационной базой для введения нового раздела в ОКВЭД могут стать положения Указов Президента России о приоритетных направлениях науки и критических технологиях. Научная деятельность вправе выступать в классификаторе видов экономической деятельности на уровне раздела, как образование, здравоохранение, финансовая деятельность или государственное управление. Организация разумной жизни общества - высокое предназначение науки. От уровня и мощи научного потенциала будет зависеть перспектива трансформации современной экономики в экологически безопасную. При тотальном упадке экологической культуры, вырождении традиций щадящего потребления природных ресурсов актуален также дополнительный раздел под названием "Деятельность в области культуры". Перспективы Какие перспективы откроются при реализации этих предложений? 1. Если выделить в NACE Rev.1/КДЕС Ред.1 и ОКВЭД на уровне раздела область защиты окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, эта область впервые будет дифференцирована на мониторинговую, природовозрождающую и природоохранную, что откроет возможности для создания новых систем статистического учета состояния окружающей среды, темпам деградации и восстановления ландшафтов. 2. Признание в рамках КДЭС Ред.1 и ОКВЭД новых разделов по защите окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, научной деятельности и деятельности в области культуры облегчит сбор и обработку информации о качестве окружающей среды, объемах проведенных природовозрождающих, природоохранных работ, научных исследованиях и инвестиционных вложениях. Это даст возможность эффективного прогнозирования глобальных процессов и обеспечения экологической безопасности в масштабах континента. Информация о видах и степени деградации многочисленных территорий позволит наряду с восстановлением биосферных комплексов разрабатывать и внедрять адекватные программы социально-экономического развития и реализовывать стратегические международные проекты по возрождению биосферы. 3. Создание в ОКВЭД упорядоченного раздела видов экономической деятельности по защите окружающей среды и обеспечению экологической безопасности позволит соотнести на практике системы статистического учета, налогообложения и бухгалтерского учета в целях экономического стимулирования деятельности, направленной на восстановление деградированных ландшафтов и охрану уникальных природных территорий. Классификатор наполнится новыми смыслами, обретет новые функции и может быть использован в разработке новых форм как налоговой, так и бухгалтерской отчетности, что крайне важно при переходе России на международные стандарты финансовой отчетности. Современное российское налоговое законодательство в части поддержки льготами природовозрождающих и природоохранных инициатив далеко от совершенства. Налоговая политика пока не способствует развитию экологически безопасного бизнеса. 4. Введение в NACE Rev.1/КДЕС Ред.1 и ОКВЭД на уровне раздела деятельности по защите окружающей среды и обеспечению экологической безопасности откроет возможности для создания экологически корректной системы управления. Это касается как международных систем управления, так государственного и муниципального управления. Экологически корректная система управления территорией муниципального образования, региона либо государства может стать реальной гарантией практического перехода международного сообщества к разумному (ноосферному) образу жизни. Природовозрождающая деятельность - наиболее действенный инструмент в регулировании процессов, происходящих в окружающей среде. Защита окружающей среды - важнейшая область сотрудничества России и Европейского Союза. В эту область органически включена проблема статистических классификаций, чрезвычайно актуальная в наше время. В результате длительной переписки и консультаций со специалистами из Госстандарта РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Центра экономических классификаций мы выяснили, что для выработки отвечающих государственным и международным требованиям стандартов и введения в ОКВЭД новых видов экономической деятельности необходима глубокая коллегиальная проработка проблемы и ряд разноуровневых согласований. Причем составление необходимых для взаимопонимания словарей и глоссариев должно осуществляться с учётом существующего "специализированного языка", выраженного в принятых правилах классификации. Статистические классификации являются своего рода зрительными рецепторами систем управления и законотворчества - все виды деятельности, не включённые в них, отсутствуют в поле зрения законодательных и исполнительных органов власти. Это искажает информацию о действительности и порождает неадекватные программы развития. Остается надеяться, что в обозримом будущем соответствующими международными и российскими организациями (в том числе Статистическим управлением ЕС и Госстандартом РФ) деятельность по обеспечению экологической безопасности и защите окружающей среды будет признана приоритетным сектором экономики, а природовозрождающая деятельность - новым видом экономической деятельности. Согласуя свои действия с заинтересованными структурами, автор настоящей работы полагает, что изложенные позиции послужат полезным материалом для совершенствования NACE Rev.1/КДЕС Ред.1, ОКВЭД и действующего законодательства в целом, что должно привести к реальному улучшению экологической обстановки не только в России, но и на континенте. Журавлёва Л.В., Служба экологической реставрации, г.Таруса Прим. ответственного редактора: На основании изложенного в статье анализа было направлено письмо No 1.1-0680 от 8 августа 2003 г. за подписью Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Г.Н.Селезнёва Председателю Правительства РФ М.М.Касьянову с просьбой "внести соответствующие дополнения и изменения в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, выделив деятельность по защите окружающей среды если не в отдельный раздел, то хотя бы в отдельную группу, как это было ранее". 1. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1). http://www.economy.gov.ru, http://www.gks.ru 2. Постановление Правительства РФ "О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации" от 01.11.1999, No 1212. 3. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по статистике" от 02.02.2001, No 85. 4. Постановление Государственного Комитета РФ по стандартизации и метрологии "О принятии и введении в действие ОКВЭД" от 06.11.2001, No 454-ст. 5. Постановление Правительства РФ "Об установлении переходного периода для введения Общероссийского классификатора видов экономической деятельности" от 17.02.03, No 108. 6. Ежегодные Государственные Доклады о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации. 1997-2001. http://www.mnr.gov.ru 7. Окружающая среда Европы. Третья оценка. 2003. http://info.rusrec.ru/ns/ 8. Доклад Генерального секретаря ООН "Сельское хозяйство, землепользование и опустынивание". 2001. http://rio10.cis.lead.org/sg/sg2.htm 9. Доктрина развития российской науки. Указ Президента РФ от 13.06.96, No 884. http://www.extech.ru/s_e/of_inf/ukaz3.htm 10. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Указ Президента РФ от 30.03.02, Пр-576. 11. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Указ Президента РФ от 30.03.02, Пр-577. http://www.scrf.gov.ru/Documents/Decree/2002/30-03.html 12. Перечень критических технологий Российской Федерации. Указ Президента РФ от 30.03.02, Пр-578. http://www.scrf.gov.ru/Documents/Decree/2002/30-03.html 13. Закон РФ "О безопасности" от 05.03.92, No 2446-1 в ред. Закона РФ от 25.12.92 и Федерального закона от 25.07.02, No 116-ФЗ. 14. Федеральный закон РФ "Об охране окружающей среды" от 10.01.02, No 7-ФЗ. 15. Федеральный закон РФ "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.96 в ред. Федеральных законов от 19.07.98, No 111-ФЗ и от 17.12.98, No 189-ФЗ. 16. Закон РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" от 09.10.92, No 3612-1 в ред. Федеральных законов от 23.06.99, 27.12.00, 30.12.01, 24.12.02. 17. Федеральный закон РФ "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.95, No 33-ФЗ. 18. Федеральный закон РФ "О техническом регулировании" от 27.12.02, No 184-ФЗ. 19. Гражданский Кодекс РФ, ч.1 от 30.11.94, No 52-ФЗ. 20. Налоговый Кодекс РФ, ч.1 от 31.07.98, No 146-ФЗ в ред. от 07.07.03, No 104-ФЗ. 21. Вступительное слово Президента России на заседании Президиума Государственного Совета. 04.06.03. http://president.kremlin.ru/text/appears/2003/06/46747.shtml 22. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским Союзом. 1997. http://www.eur.ru 23. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом о сотрудничестве в области науки и технологий. 2000. http://www.eur.ru 24. Соглашение о возобновлении действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом о сотрудничестве в области науки и технологий. 2003. http://www.eur.ru 25. Петрашов В. Введение в нооценологию. - М.: МСХА, 1993. 26. Петрашов В. Начала нооценологии. Наука о восстановлении экосистем и создании нооценозов. - Обнинск: Принтер, 1998. 27. Выговский А.Э. Эволюционно прогрессивные формы организации бытия//Ресурсы ноосферного движения. Вып.1. Материалы международной конференции. - М.: ГЕОС, 2000. Источник: enwl-inf@lew.spb.org, 18 октября 2004 г. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * при финансовой поддержке РОО "Открытая Россия" и МСоЭС * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar * * ********************************** * * Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2005 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco
Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |