Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####    Сообщение ECO-HR.1681, 12 марта 2005 г. ****************##
 ##################################################################
                                 Право на разумное законодательство



       ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТАТИСТИКА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.
                АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ


     Функции действующих классификаций и систем статистического учёта
     Система классификаций видов экономической деятельности представляет
собой панораму экономических процессов, в соответствии с которой происходит
официальное признание самого факта существования того или иного вида
деятельности и координация действий различных секторов экономики. Без
адекватной классификации невозможно эффективное управление, целесообразное
распределение инвестиций и бюджетных средств, затруднено законотворчество
и усложнена разработка долгосрочных государственных программ. В связи с
реконструкцией экономики и коренным изменением жизненного уклада
постсоветского региона возникла необходимость введения новых классификаций
видов экономической деятельности.
     В соответствии с действующим российским законодательством
все предприятия и организации подлежат регистрации в Едином
государственном регистре предприятий и организаций (ЕГРПО). При
постановке на учет в ЕГРПО органами государственной статистики
каждому хозяйствующему субъекту обязательно присваиваются коды
видов экономической деятельности в соответствии с его уставными
документами и Общероссийским классификатором видов
экономической деятельности (ОКВЭД). Он входит в состав Единой
системы классификации и кодирования технико-экономической и
социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.
     На основании статьи 15 Федерального закона РФ "О техническом
регулировании" ОКВЭД является нормативным документом по стандартизации,
распределяющим технико-экономическую и социальную информацию в соответствии
с ее классификацией (разделами, классами, группами, видами),  и является
обязательным для применения при создании государственных
информационных систем на федеральном и региональном уровнях
управления  и в межведомственном обмене информацией.
     ОКВЭД действует с 1 января 2003 г. взамен отмененного Общесоюзного
классификатора "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ) и частей I и IV
(применительно к экономической деятельности) Общероссийского классификатора
видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП).
     Общероссийский классификатор видов экономической деятельности
разработан Министерством экономического развития и торговли Российской
Федерации и Центром экономических классификаций в соответствии с Федеральной
целевой программой "Реформирование статистики в 1997-2000 годах", принят и
введен в практику российской экономики Постановлением Госстандарта РФ за
No 454-ст от 6 ноября 2001 г. и, в том числе, в информационную систему
государственной статистики Приказом Госкомстата России от
07.12.2001 г. No 164.
     Постановлением No 108 от 17 февраля 2003 г. Правительство России
определило 2003-2004 годы переходным периодом для введения ОКВЭД. В течение
этого периода подготовка официальной статистической информации, проектов
государственных прогнозов и мониторинг социально-экономического развития
Российской Федерации будут осуществляться на основе Общесоюзного
классификатора с последовательным расширением использования
Общероссийского классификатора.
     Структура действующего классификатора видов экономической деятельности
     Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической
деятельности, при кодировании которых использованы иерархический метод
классификации и последовательный метод кодирования. Классификатор состоит из
разделов, кодируемых буквами латинского алфавита, а  каждый раздел включает
группировки видов экономической деятельности. Код группировок состоит из
двух-шести цифровых знаков и его структура имеет следующий вид:
 ХХ - класс
 ХХ.Х - подкласс
 ХХ.ХХ - группа
 ХХ.ХХ.Х - подгруппа
 ХХ.ХХ.ХХ - вид.
     В качестве классификационных признаков видов экономической
деятельности в ОКВЭД используются признаки, характеризующие
сферу деятельности, процесс (технологию) производства и другое.
Пример использования классификационного признака "сфера
деятельности" или "вид экономической   деятельности":
 Раздел А. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
 Класс   02. Лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области
 Подкласс 02.0. Лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области
 Группа   02.01. Лесоводство и лесозаготовки
 Подгруппа 02.01.6.  Деятельность лесопитомников
 Вид      02.01.61. Выращивание сеянцев, деревьев и кустарников.
     В ОКВЭД 17 разделов:
 А. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
 B. Рыболовство, рыбоводство
 С. Добыча полезных ископаемых
 D. Обрабатывающие производства
 E. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
 F. Строительство
 G. Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств,
    мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
 H. Гостиницы и рестораны
 I. Транспорт и связь
 J. Финансовая деятельность
 K. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
 L. Государственное управление и обеспечение военной безопасности;
обязательное социальное обеспечение
 M. Образование
 N. Здравоохранение и предоставление социальных услуг
 О. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
 Р. Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства
 Q. Деятельность экстерриториальных организаций.
     В целом классификатор отражает состояние современной рыночной экономики
и имеет ряд несомненных преимуществ перед устаревшими классификаторами ОКОНХ
и ОКДП. Но обращает на себя внимание тот факт, что в представленном перечне
на уровне разделов отсутствуют деятельность в области защиты окружающей
среды, научная деятельность и деятельность в области культуры.
     Несовершенство классификаций
     Область защиты окружающей среды рассредоточена по следующим
разделам ОКВЭД.
 А. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство: "Предоставление услуг в
области лесоводства" в части услуг по защите леса от вредителей и болезней,
услуг по защите леса от пожара и авиационной охране лесов, предоставление
услуг по лесомелиорации (02.02.1).
 К. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление
услуг: "Разработка проектов в области кондиционирования воздуха,
холодильной техники, санитарной техники и мониторинга
загрязнения окружающей среды, строительной акустики и т.п."
(74.20.15); "Работы по мониторингу состояния и загрязнения
окружающей природной среды" (74.20.55); "Предоставление
информации о состоянии и загрязнении окружающей природной
среды" (74.20.56); "Испытания и анализ состава и чистоты
материалов и веществ: анализ химических и биологических свойств
материалов и веществ (воздуха, воды, бытовых и производственных отходов,
топлива, металла, почвы, химических веществ" (74.30.1).
 L. Государственное управление и обеспечение военной безопасности;
обязательное социальное обеспечение: "Государственное управление социальными
программами" (75.12) в части государственного управления программами,
направленными на охрану окружающей среды.
 О. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг:
"Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность" (90);
"Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие
группировки" в части деятельности организаций, не связанных непосредственно
с политическими партиями, способствующих решению общественных задач и
проблем посредством общественного образования, политического влияния, сбора
средств, в том числе, движений в области защиты окружающей среды и экологии"
(91.33); "Деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников" (92.53).
     Таким образом, деятельность заповедников, национальных парков,
ботанических садов, заказников отнесена к предоставлению коммунальных,
социальных и персональных услуг наряду с деятельностью по организации
азартных игр (92.71), парикмахерскими услугами (93.02), деятельностью
астрологов и спиритов (93.05). Сюда же отнесена и деятельность в области
культуры (класс 92).
     Деятельность по мониторингу окружающей среды включена  в раздел "К"
"Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг" наряду с
арендой автомобилей (71.1) и прокатом бытовых изделий  (71.4). К этому же
разделу отнесена и научная деятельность: "научные исследования и разработки
в области естественных и технических наук" (73.1) и "научные исследования и
разработки в области общественных и гуманитарных наук" (73.2). Обозначенный
стандарт заведомо обрекает науку на подчинение правилам данного раздела и
принижает ее роль в деле перехода общества к экологически сбалансированному
развитию.
     В соответствии с действующим российским законодательством заповедники,
национальные, природные, дендрологические парки, ботанические сады,
памятники природы, заказники являются особо охраняемыми природными
территориями. Они выполняют важнейшую функцию сохранения уникальных
экосистем, генофонда растений и животных. Кроме того, они ведут серьезную
научно-исследовательскую и эколого-просветительскую работу. Природно-
заповедное дело в России является стратегической составляющей деятельности,
направленной на решение экологических проблем не только общероссийских, но
и планетарных. Шестнадцать территорий России отнесены ЮНЕСКО к объектам
Всемирного культурного и природного наследия. Основная функция заповедников,
национальных парков, заказников, ботанических садов - ресурсосбережение,
охрана природы. Для этого они и создаются. Оказание услуг посетителям -
дополнительная функция, которая формирует у людей уважительное и бережное
отношение к природе.
     Культура - главный фактор качества населения, как природопользователя.
Кино- и видеофильмы, радио- и телепередачи, литературные произведения,
театральные постановки, деятельность библиотек, архивов, музеев, дворцов
культуры, клубов, планетариев являются тем инструментарием, который может
сформировать в обществе высокую экологическую культуру и стать одной из
практических гарантий экологической безопасности. Деятельность в
области культуры в ОКВЭД  отнесена к разделу "Предоставление
прочих коммунальных, социальных и персональных услуг". Полагаем,
что подобная классификация также неудачна и будет способствовать
формированию примитивного массового сознания и потребительской логики.
     Таким образом, в действующем Общероссийском классификаторе видов
экономической деятельности налицо неадекватная классификация сфер защиты
окружающей среды, науки и культуры, влекущая за собой негативные последствия
для природы и общества. Предложенные стандарты исключают возможность
полноценной поддержки множества научных, культурных и природоохранных
направлений, которые могли бы стать приоритетными в развитии экологически
безопасной экономики,  проигнорированы важнейшие позиции действующего
российского законодательства и международных соглашений.
     Понятие "экологическая безопасность"
     Закон Российской Федерации "О безопасности" (от 5.03.1992 г.)
определяет безопасность как "состояние защищенности жизненно важных
интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз".
Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых
надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития
личности, общества и государства.
     К основным объектам безопасности относятся: личность - ее
права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности;
государство - его конституционный строй, суверенитет и
территориальная целостность (ст.1 Закона).
     Безопасность достигается проведением единой государственной политики
в области обеспечения безопасности, системой мер экономического,
политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам
жизненно важным интересам личности, общества и государства. Для создания и
поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в
Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих
отношения в сфере безопасности, определяются основные направления
деятельности органов государственной власти и управления в данной области,
формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм
контроля и надзора за их деятельностью (ст.4).
     Основными принципами обеспечения безопасности являются:
законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов
личности, общества и государства; взаимная ответственность
личности, общества и государства по обеспечению безопасности;
интеграция с международными системами безопасности (ст.5).
     Федеральный закон РФ "Об охране окружающей среды" (от 10.01.2002 г.)
определяет экологическую безопасность как "состояние защищенности природной
среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного
воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера и их последствий".
     В соответствии со статьей 4 Федерального закона объектами охраны
окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения
и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды;  леса и иная
растительность, животные и другие организмы и  их генетический фонд;
атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое
пространство. В первоочередном порядке охране подлежат естественные
экологические системы, природные ландшафты  и  природные  комплексы, не
подвергшиеся антропогенному воздействию. Особой охране подлежат объекты,
включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного
природного наследия, государственные природные   заповедники, в том числе
биосферные, государственные природные  заказники,  памятники  природы,
национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады,
лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные  природные комплексы,
исконная среда обитания, места традиционного проживания  и  хозяйственной
деятельности  коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты,
имеющие особое природоохранное,  научное, историко-культурное, эстетическое,
рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф
и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие
или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность,
животные и другие организмы и места их обитания.
     Экологически корректная экономика видится в недалеком будущем
единственной практической гарантией сохранения природы и экологически
безопасной окружающей среды, а деятельность по обеспечению экологической
безопасности - перспективной и приоритетной сферой деятельности, а также
фактором формирования благоприятного инвестиционного климата.
     Логика ОКВЭД противоречит положениям утверждённой Указом
Президента России Доктрины развития российской науки, в которой
говорится: "Государство... выражает уверенность в том, что
российское научное сообщество обеспечит научно-технические
предпосылки для преобразования России в правовое государство с
социально ориентированной рыночной экономикой, высоким уровнем
духовной и материальной культуры, экологической и военной безопасности".
     Статья 11 Федерального закона РФ "О науке и государственной
научно-технической политике" гласит: "Основными целями
государственной научно-технической политики являются развитие,
рациональное размещение и эффективное использование научно-
технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в
развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных
задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в
области материального производства, повышение его эффективности и
конкурентоспособности продукции, улучшение экологической
обстановки и защиты информационных ресурсов государства,
укрепление обороноспособности государства и безопасности личности,
общества и государства, упрочение взаимосвязи науки и образования".
     Статья 7 Закона РФ "Основы законодательства Российской
Федерации о культуре" также закрепила важнейшую норму: "Органы
государственной власти и управления в обязательном порядке
учитывают культурные аспекты во всех государственных программах
экономического, экологического, социального, национального развития".
     Указами Президента РФ от 30 марта 2002 г. задача развития
российской науки и технологий отнесена к числу высших приоритетов
российского государства. В ряд приоритетных направлений развития российской
науки, технологий и техники включены экология и рациональное
природопользование. В перечень критических технологий РФ включены:
мониторинг окружающей среды; восстановление нарушенных земель, ландшафтов и
биоразнообразия; воспроизводство лесных ресурсов; прогнозирование
биологических и минеральных ресурсов; природоохранные технологии;
переработка и утилизация техногенных образований и отходов; экологически
чистый и высокоскоростной наземный транспорт; энергосберегающие технологии.
     Выступая на заседании Президиума Госсовета РФ по вопросам экологии
4 июня 2003 г. Президент В.В. Путин определил стратегические направления
развития экологического сектора: "Экологическая составляющая должна стать
важным элементом повышения качества жизни людей, конкурентоспособности
национального производства и страны в целом... Необходимо серьезно обновить
и упорядочить законодательную базу. У нас сложилась парадоксальная ситуация:
практически отсутствуют правовые механизмы, которые позволяют компенсировать
экологический вред от хозяйственной деятельности (выделено нами - Л.Ж.)... У
некоторых хозяйственных руководителей сохраняется иллюзия в том, что можно,
эксплуатируя природу, добиться сверхприбыли и добиться конкурентных
преимуществ. На самом деле для страны в целом  это только проигрыш".
     Новообразованный Общероссийский классификатор видов экономической
деятельности не отвечает изложенным позициям и не только не расширяет, но
и сужает экономико-правовое поле возможностей  по компенсации вреда,
наносимого природной среде хозяйственной деятельностью.
     Состояние природных ландшафтов
     Природные ландшафты России в наше время быстро разрушаются под
воздействием антропогенных факторов. По официальным данным в России на
сегодняшний день наличествует 833,7 млн. га деградированных ландшафтов.
См. здесь же: Выговский, Журавлева. Устойчивое развитие и новая доктрина
взаимодействия человечества с природными ландшафтами. Деградация ландшафтов
как следствие экологически опасной хозяйственной деятельности человека -
проблема глобального характера. По официальным оценкам, более 2 млрд. га
земель в мире подвержено деградации. Около 65 % сельскохозяйственных угодий
утратили ряд естественных функций. В центральной Азии остро стоит проблема
опустынивания. В Европе серьезнейшей экологической проблемой является эрозия
почв: эрозией поражено 17% всей площади земель, в ЕС - около 27 млн. га. В
большинстве европейских стран наблюдается постоянный рост общего количества
отходов. Ухудшается состояние лесов. "С точки зрения экологии, Европа
является источником возникновения множества проблем, связанных с состоянием
окружающей среды в мировом масштабе. Европа несет глобальную ответственность
за сохранение особенностей своих разнообразных экосистем и природных
ландшафтов..., а также за сохранение мигрирующих видов, которые
передвигаются по всему европейскому континенту, и тех видов живой
природы, которые находятся под угрозой исчезновения", - говорится в
Отчете Европейского Агентства по охране окружающей среды (2003 г.).
     Таким образом, природные ландшафты нуждаются не только в
охране, но и в возрождении: в рекультивации, в лесонасаждениях,
восстановлении гумуса, в эстетическом благоустройстве, очистке от
мусора, нефтепродуктов и прочих видов загрязнений. Соответственно,
необходимо адекватное законодательство, поощряющее эти виды работ.
     Новый вид экономической деятельности
     Приведенные выше сведения дают основание утверждать, что концептуальные,
правовые, экономические  и управленческие механизмы действующей
природоохранной политики практически себя изжили и требуют кардинального
пересмотра.  Необходимо признать, что назрела потребность в
дифференцированном подходе к решению проблем окружающей среды. Сфера защиты
окружающей среды видится как система двух понятий - "восстановление
деградированной окружающей среды" и "охрана окружающей среды",
а, следовательно, и двух самостоятельных сфер деятельности.
     Таким образом, речь идёт о внедрении, поддержке и развитии нового вида
экономической деятельности, а именно - природовозрождающей деятельности.
     Под  природовозрождающей деятельностью следует понимать новый вид
экономической деятельности, включающий в себя комплекс экологически
корректных производств, работ, услуг, направленных на вторичное освоение
деградированных ландшафтов  и возрождение природных комплексов с
использованием высоких технологий.
     Эмпирически был изыскан базовый экономический принцип, без которого
не мыслится "устойчивое развитие"  - экологическая корректность.
Экологическая корректность предполагает организацию любого вида деятельности
с обязательной, конкретно обозначенной компенсацией вреда, нанесенного этой
деятельностью окружающей природной среде.
     Практическая реализация данного принципа позволит
дифференцировать экономическую деятельность на экологически
корректную и экологически опасную. При введении приоритета
экологической безопасности в сфере законотворчества образуется
единый концептуальный подход, относительно которого возможно
формирование системы гармонически поддерживающих друг друга
законов.  С такой позиции совершенствование законодательства, в
частности, земельного, лесного, водного, гражданского, налогового,
бюджетного, трудового, в области стандартизации, банковской
деятельности, местного самоуправления станет первым шагом в
практической поддержке деятельности по восстановлению деградированной
окружающей среды и содействием экологически корректному бизнесу.
     В процессе природовозрождающей деятельности культивируются принципы
разумного (ноосферного) хозяйствования, организуются экологически корректные
высокотехнологичные производства, образуется эмпирическая база новой
природоохранной политики. Результатом природовозрождающей деятельности
являются нооценозы - рукотворные социально-природные комплексы с улучшенным
состоянием гидросферы, атмосферы, гумуса, растительного покрова и
эстетического облика ландшафта (Петрашов, 1998; Выговский, 2000).
     Развитие экологически безопасной экономики по своим масштабам может
претендовать на статус приоритетного направления и консолидирующей силы в
международном сотрудничестве. Природовозрождение, если оно будет официально
признано как вид экономической деятельности, может стать транснациональной
идеей и практически компенсировать наносимый природе хозяйственной
деятельностью ущерб.
     Природовозрождающая идея может наполнить новым содержанием глобальные
международные проекты и дает практические ключи в решении проблем, связанных
с деградацией окружающей среды. Возможна разработка новых критериев
эффективности международных проектов. Простым критерием эффективности
природовозрождающих проектов становится площадь восстановленных ландшафтов
и улучшение качества биосферы.
     Гармонизация законодательства
     ОКВЭД разработан на основе официальной версии на русском языке
Статистической классификации видов экономической деятельности Европейского
экономического сообщества (далее - КДЕС Ред.1) (Statistical classification
of economic activities in the European Community, NACE Rev.1).
     NACE Rev.1/КДЕС Ред.1 разработан Статистическим управлением ЕС,
является базовым региональным международным классификатором видов
экономической деятельности и рекомендован в качестве основы для создания
национальных классификаторов в странах Европейского Союза. В классификаторе
за основу взята структура МСОК - Международной стандартной отраслевой
классификации всех видов экономической деятельности (International Standard
Industrial Classification of All Economic Activities - ISIC), но с
существенными уточнениями, отражающими особенности национальных
классификаций государств-членов ЕС.
     Гармонизация между российским и европейским классификаторами достигнута
путем сохранения в ОКВЭД кодов из КДЕС Ред.1 (до четырех знаков включительно)
и наименований соответствующих позиций без изменения объемов понятий.
Особенности, отражающие потребности российской экономики, учитываются в
группировках ОКВЭД с пяти- и шестизначными знаками. Такое решение было
принято разработчиком ОКВЭД Министерством экономического развития и торговли
РФ и одобрено Госстандартом РФ в целях обеспечения максимальной совместимости
системы государственной статистики России с европейскими стандартами.
     Процесс  сближения законодательства России с законодательством ЕС, как
важное условие развития экономических связей, закреплен в Соглашении о
партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским
Союзом  (вступило в силу 1 декабря 1997 г.). Россия взяла на себя
обязательство постепенно достигнуть совместимости своего законодательства с
законодательством ЕС. В соответствии со статьей 55 Соглашения процесс
сближения законодательств распространяется, в частности,  на следующие
отрасли права: защита окружающей среды; охрана здоровья и жизни людей,
животных и растений; бухгалтерский учет и налогообложение; технические
нормы и стандарты.
     Природовозрождение как форма международного сотрудничества
     Учитывая актуальность проблем деградации окружающей среды в планетарном
масштабе, идея природовозрождения может стать основой перехода сотрудничества
ЕС и России в новое качество. Именно восстановление деградированных
ландшафтов, создание экологически безопасных производств, развитие индустрии
переработки всех видов отходов,  формирование экологической культуры,
изыскание, разработка и внедрение в различных   сферах экономики
природосберегающих технологий являются реальными гарантиями экологической
безопасности как территории России, так и территорий государств-членов ЕС.
Природовозрождающая деятельность как форма международного сотрудничества есть
чрезвычайно интересная и перспективная область не только научных изысканий,
но и прикладной экологии, экологического менеджмента и законотворчества.
     Политика природовозрождения позволит более эффективно для обеих сторон
реализовать положения раздела VII "Экономическое сотрудничество" Соглашения
о Партнерстве и Сотрудничестве, "исходя из потребностей устойчивого развития
и гармоничного социального развития", учитывая "экологические соображения"
(ст.56). Сотрудничество в области окружающей среды, в частности, включает:
достоверное наблюдение за уровнем загрязнения и оценка состояния окружающей
среды, системы информации о состоянии окружающей среды, экологическое
восстановление, безопасность промышленных объектов, сокращение количества
отходов, их переработку и безопасное удаление, охрану лесов, сохранение
биологического разнообразия, заповедников, управление биологическими
ресурсами, использование экономических и налоговых инструментов,
экологическое образование и культуру. (ст. 69). Концепция природовозрождения
позволит скорректировать юридические, управленческие, финансовые,
информационные механизмы и технологии для стимулирования этих направлений.
Природовозрождающее законодательство может сыграть первостепенную роль
в замещении потребительского подхода  к природе созидательным.
     Сотрудничество же в области статистики (ст. 79 Соглаше ния),
организуемое стремлением к экологической безопасности, выведет
международное сотрудничество не на узкое понимание гармонизации
статистических методов, стандартов и классификаций, а на конструирование
эффективных статистических систем, призванных обеспечить на практике
экологически безопасное развитие и предотвратить глобальную экологическую
катастрофу.
     Конструктивные предложения
     Учитывая чрезвычайное значение экологической безопасности в современном
мире, предлагаем ввести в статистические классификации NACE Rev.1/КДЕС
Ред.1 и ОКВЭД дополнительный раздел под названием "Деятельность по защите
окружающей среды и обеспечению экологической безопасности". Сегодня это
крайне необходимая мера.
     В этом разделе можно выделить следующие три классификационные
группировки: мониторинг состояния окружающей среды, природовозрождающая
деятельность, природоохранная деятельность. Таким образом, впервые будет
систематизирован перечень видов экономической деятельности в области защиты
окружающей среды.
     В качестве необходимого видится новый раздел под названием "Научная
деятельность". Его введение явилось бы существенным вкладом в реализацию
Соглашения между Правительством Российской Федерации  и Европейским
Сообществом о сотрудничестве в области науки и технологий (подписано 16
ноября 2000 г. и возобновлено 6 ноября 2003 г.), в котором "исследования
окружающей среды и климата, включая наблюдения за поверхностью
земли",  отнесены к первостепенной области сотрудничества (ст. 4).
     Мотивационной базой для введения нового раздела в ОКВЭД
могут стать положения Указов Президента России о приоритетных
направлениях науки и критических технологиях.
     Научная деятельность вправе выступать в классификаторе видов
экономической деятельности на уровне раздела, как образование,
здравоохранение, финансовая деятельность или государственное
управление. Организация разумной жизни общества - высокое предназначение
науки. От уровня и мощи научного потенциала будет зависеть  перспектива
трансформации современной экономики в экологически безопасную.
     При тотальном упадке экологической культуры, вырождении
традиций щадящего потребления природных ресурсов актуален также
дополнительный раздел под названием "Деятельность в области культуры".
     Перспективы
     Какие перспективы откроются при реализации этих предложений?
     1. Если выделить в NACE Rev.1/КДЕС Ред.1 и ОКВЭД на уровне
раздела область защиты окружающей среды и обеспечения экологической
безопасности, эта область впервые будет дифференцирована на мониторинговую,
природовозрождающую и природоохранную, что откроет  возможности для
создания новых систем статистического учета состояния окружающей среды,
темпам деградации и восстановления ландшафтов.
     2. Признание в рамках КДЭС Ред.1 и ОКВЭД новых разделов по
защите окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, научной
деятельности и деятельности в области культуры облегчит сбор и обработку
информации о качестве окружающей среды, объемах проведенных
природовозрождающих, природоохранных работ, научных исследованиях и
инвестиционных вложениях. Это даст возможность эффективного прогнозирования
глобальных процессов  и обеспечения экологической безопасности в масштабах
континента.  Информация о видах и степени деградации многочисленных
территорий позволит наряду с восстановлением биосферных комплексов
разрабатывать и внедрять адекватные программы социально-экономического
развития и реализовывать стратегические международные проекты по
возрождению биосферы.
     3. Создание в ОКВЭД упорядоченного раздела видов экономической
деятельности по защите окружающей среды и обеспечению экологической
безопасности позволит соотнести на практике системы статистического учета,
налогообложения и бухгалтерского учета в целях экономического стимулирования
деятельности, направленной на восстановление деградированных ландшафтов и
охрану уникальных природных территорий. Классификатор наполнится новыми
смыслами, обретет новые функции и может быть использован в разработке новых
форм как налоговой, так и бухгалтерской отчетности, что крайне важно при
переходе России на международные стандарты финансовой отчетности.
Современное российское налоговое законодательство в части поддержки льготами
природовозрождающих и природоохранных инициатив далеко от совершенства.
Налоговая политика пока не способствует развитию экологически безопасного
бизнеса.
    4. Введение в NACE Rev.1/КДЕС Ред.1 и ОКВЭД на уровне раздела
деятельности по защите окружающей среды и обеспечению экологической
безопасности  откроет возможности для создания экологически корректной
системы управления. Это касается как международных систем управления, так
государственного и муниципального управления. Экологически корректная
система управления территорией муниципального образования, региона либо
государства может стать реальной гарантией практического перехода
международного сообщества к разумному (ноосферному) образу жизни.
Природовозрождающая деятельность -  наиболее действенный инструмент в
регулировании процессов, происходящих в окружающей среде.
    Защита окружающей среды - важнейшая область сотрудничества России и
Европейского Союза. В эту область органически включена проблема
статистических классификаций,  чрезвычайно актуальная в наше время. В
результате длительной переписки и консультаций со специалистами из
Госстандарта РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Центра
экономических классификаций мы выяснили, что для выработки отвечающих
государственным и международным требованиям стандартов и введения в ОКВЭД
новых видов экономической деятельности необходима глубокая коллегиальная
проработка проблемы и ряд разноуровневых согласований. Причем составление
необходимых для взаимопонимания словарей и глоссариев должно осуществляться
с учётом существующего "специализированного языка", выраженного в
принятых правилах классификации.
     Статистические классификации являются своего рода зрительными
рецепторами систем управления и законотворчества - все виды деятельности,
не включённые в них, отсутствуют в поле зрения законодательных и
исполнительных органов власти. Это искажает информацию о действительности
и порождает неадекватные программы развития. Остается надеяться, что в
обозримом будущем соответствующими международными и российскими
организациями (в том числе Статистическим управлением ЕС и Госстандартом РФ)
деятельность по обеспечению экологической безопасности и защите окружающей
среды будет признана приоритетным сектором экономики, а природовозрождающая
деятельность - новым видом экономической деятельности.
     Согласуя свои действия с заинтересованными структурами, автор настоящей
работы полагает, что изложенные позиции послужат полезным материалом для
совершенствования NACE Rev.1/КДЕС Ред.1, ОКВЭД и действующего
законодательства в целом,  что должно привести к реальному улучшению
экологической обстановки не только в России, но и на континенте.
         Журавлёва Л.В., Служба экологической реставрации, г.Таруса
    Прим. ответственного редактора:
    На основании изложенного в статье анализа было направлено письмо
No 1.1-0680 от 8 августа 2003 г. за подписью Председателя Государственной
Думы Федерального Собрания РФ Г.Н.Селезнёва Председателю Правительства РФ
М.М.Касьянову с просьбой "внести соответствующие дополнения и изменения в
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности,
выделив деятельность по защите окружающей среды если не в отдельный
раздел, то хотя бы в отдельную группу, как это было ранее".
 1. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД).
ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1). http://www.economy.gov.ru,  http://www.gks.ru
 2. Постановление Правительства РФ "О развитии единой системы классификации
и кодирования технико-экономической и социальной информации" от
01.11.1999, No 1212.
 3. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о
Государственном комитете Российской Федерации по статистике" от 02.02.2001,
No 85.
 4. Постановление Государственного Комитета РФ по стандартизации и
метрологии "О принятии и введении в действие ОКВЭД" от 06.11.2001, No 454-ст.
 5. Постановление Правительства РФ "Об установлении переходного периода для
введения Общероссийского классификатора видов экономической деятельности"
от 17.02.03, No 108.
 6. Ежегодные Государственные Доклады о состоянии окружающей природной среды
Российской Федерации. 1997-2001. http://www.mnr.gov.ru
 7. Окружающая среда Европы. Третья оценка. 2003. http://info.rusrec.ru/ns/
 8. Доклад Генерального секретаря ООН "Сельское хозяйство, землепользование
и опустынивание". 2001. http://rio10.cis.lead.org/sg/sg2.htm
 9. Доктрина развития российской науки.  Указ Президента РФ от 13.06.96,
No 884. http://www.extech.ru/s_e/of_inf/ukaz3.htm
 10. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и
технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Указ Президента
РФ от 30.03.02, Пр-576.
 11. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники
Российской Федерации. Указ Президента РФ от 30.03.02, Пр-577.
http://www.scrf.gov.ru/Documents/Decree/2002/30-03.html
 12. Перечень критических технологий Российской Федерации. Указ Президента
РФ от 30.03.02, Пр-578.
http://www.scrf.gov.ru/Documents/Decree/2002/30-03.html
 13. Закон РФ "О безопасности" от 05.03.92, No 2446-1 в ред. Закона
РФ от 25.12.92 и Федерального закона от 25.07.02, No 116-ФЗ.
 14. Федеральный закон  РФ "Об охране окружающей среды" от 10.01.02, No 7-ФЗ.
 15. Федеральный закон  РФ "О науке и государственной научно-технической
политике" от 23.08.96 в ред.  Федеральных законов от 19.07.98, No 111-ФЗ и
от 17.12.98, No 189-ФЗ.
 16. Закон РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" от
09.10.92, No 3612-1 в ред. Федеральных законов от 23.06.99, 27.12.00,
30.12.01, 24.12.02.
 17. Федеральный закон  РФ "Об особо охраняемых природных территориях" от
14.03.95, No 33-ФЗ.
 18. Федеральный закон РФ "О техническом регулировании" от 27.12.02,
No 184-ФЗ.
 19. Гражданский Кодекс РФ, ч.1  от 30.11.94, No 52-ФЗ.
 20. Налоговый Кодекс РФ, ч.1  от 31.07.98, No 146-ФЗ в ред. от
07.07.03, No 104-ФЗ.
 21. Вступительное слово Президента России на заседании
Президиума Государственного Совета. 04.06.03.
http://president.kremlin.ru/text/appears/2003/06/46747.shtml
 22. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской
Федерацией и Европейским Союзом. 1997. http://www.eur.ru
 23. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским
сообществом о сотрудничестве в области науки и технологий. 2000.
http://www.eur.ru
 24. Соглашение о возобновлении действия Соглашения между Правительством
Российской Федерации и Европейским сообществом о сотрудничестве в области
науки и технологий. 2003. http://www.eur.ru
 25. Петрашов В. Введение в нооценологию. - М.: МСХА, 1993.
 26. Петрашов В. Начала нооценологии. Наука о восстановлении
экосистем и создании нооценозов. - Обнинск: Принтер, 1998.
 27. Выговский А.Э. Эволюционно прогрессивные формы
организации бытия//Ресурсы ноосферного движения. Вып.1.
Материалы международной конференции. - М.: ГЕОС, 2000.

       Источник: enwl-inf@lew.spb.org, 18 октября 2004 г.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
*   при финансовой поддержке РОО "Открытая Россия" и МСоЭС   *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2005 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность