Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####   Сообщение ECO-HR.1646, 5 февраля 2005 г. ****************##
 ##################################################################
                                            Право на среду обитания



     КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ САХАЛИНА ЗАЩИЩАЮТ СВОИ ПРАВА
        ("Запретная зона", 31.01.2005 г,; последний выпуск)


    Ведущая Марина Катыс
    Сахалин - акции протеста коренных народов против деятельности
нефтяных компаний - 31 января 2005 года
 Марина Катыс: С 20 января на Сахалине проходит акция протеста коренных
жителей острова, которые требуют соблюдения их законных прав на
сохранение среды обитания и ведение традиционного образа жизни.
Дело в том, что после начала крупномасштабных строительных работ,
связанных с нефтегазовыми проектами <Сахалин-1> и <Сахалин-2> (таких
как прокладка трубопроводов, установка новых морских платформ и
строительство пирсов), резко увеличилось негативное воздействие на
окружающую среду.
    Говорит вице-президент Ассоциации коренных и малочисленных народов
Севера и Дальнего Востока Михаил Тодышев.
 Михаил Тодышев: На этом этапе коренные народы ощущают
неблагоприятное воздействие данных проектов строительно-монтажных
работ, которые ведутся как на шельфе, так и на побережье. Проектом
<Сахалин-2> предусмотрена прокладка нефтепровода с севера острова до его
южной части. Этот нефтепровод будет пересекать множество рек и ручьев,
большая часть которых являются нерестовыми. Коренные народы Севера и
Сахалинской области (большая  их часть) на сегодняшний день ведут
традиционный образ жизни. В частности рыба, добываемая в этих реках,
является одним из основных источников питания. Естественно, что
неблагоприятная экологическая обстановка на побережье и непосредственно
на территории самого острова уже сказывается как на количестве
подходящей в реки рыбы, та и на ухудшении состояния оленьих пастбищ.
 Марина Катыс: Достаточно сказать, что на первом этапе проекта <Сахалин-2>
(1999 - 2001 годы) с нефтедобывающей платформы <Моликпак> в ходе
бурения 14 скважин было сброшено в Охотское море 70 тысяч тонн
токсичных буровых отходов.
    В мае 1999 года в заливе Пильтун, недалеко от платформы <Моликпак>,
погибло около 5 тысяч тонн тихоокеанской сельди. Анализ погибшей рыбы
показал наличие в рыбе свежей нефти, тяжелых металлов и бария, которые
являются главными компонентами буровых отходов.
С конца 1998 года коренные народы нивхи отмечают снижение уловов
наваги. По их мнению, это также связано с деятельностью нефтяных
компаний и сбросами с платформы <Моликпак>.
Продолжает Михаил Тодышев.
 Михаил Тодышев: К сожалению, интересы коренных народов не были
учтены при подготовке проектной документации. Сегодня коренные народы
вынуждены выступить на защиту своих конституционных прав. Эти права
закреплены как в нормах международного права (в международных
договорах, участником которых является Российская Федерация), так и в
Конституции Российской Федерации - в статьях 9-ой, 69-ой, 72-ой. Вопрос
защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни является
предметом совместного ведения Российской Федерации и органов
государственной власти субъектов Федерации.
    На Сахалине зафиксированы нарушения федеральных законов - таких как
Закон о гарантии прав коренных малочисленных народов Российской
Федерации. Данный закон указывает на право коренных народов требовать
проведения не только оценки экологических последствий реализации
проектов на землях коренных народов, но и оценки культурных, социальных,
экономических и экологических последствий проектов, которые
осуществляются в районах проживания и хозяйственной деятельности
коренных народов. Мы называем эту оценку последствий этнологической
экспертизой.
 Марина Катыс: По мнению коренных жителей Сахалина, нефтяные компании
игнорируют российское законодательство. Например, при строительстве двух
причалов по проекту <Сахалин-2> в заливе Анива компания <Сахалин
Энерджи> планирует сбросить в центральную часть залива около полутора
миллионов тонн грунта. Кроме того, <Сахалин Энерджи> запланировала
ежегодный сброс в залив Анива более 500 тысяч кубометров
нефтесодержащих сточных вод с завода по сжижению природного газа. И это
- несмотря на то, что именно в заливе Анива происходит нерест, нагул или
зимовка ценных промысловых видов краба, креветок, гребешков и многих
пород рыб.
    Говорит координатор программы по экологизации нефтегазового сектора
WWF Россия Татьяна Серых.
 Татьяна Серых: Местное население и коренные народы живут рыбой, которая
идет на нерест, они живут, опираясь прежде всего на сезонные циклы. И если
рыба не придет - это значит, что у людей не будет средств ни прокормить
своих детей, ни обеспечить себе какое-то долгосрочное устойчивое
существование.
    То же самое происходит и на море. Так как эти все проекты - шельфовые,
они связаны с планируемыми перевозками нефти и газа морским путем.
Нефтяные компании до сих пор не смогли доказать, что они обладают
необходимыми средствами для ликвидации и - прежде всего - для
предотвращения разливов нефти. Это чрезвычайно опасно, так как если будет
негативное воздействие, то вся морская экосистема будет подорвана. И рыба
- навага, сельдь, корюшка, лосось - не сможет пройти на нерест,
следовательно, вся популяция будет подорвана.
Сахалин - это сейсмоопасная зона, входит в тихоокеанское <огненное
кольцо>. Там часто происходят мелкие землетрясения. Крупное
землетрясение было в Нефтегорске.
    Нефтепровод, который уже строится компанией, пройдет через весь остров
с севера на юг и пересечет более тысячи нерестовых рек. Если произойдет
разрыв нефтепровода - это будет прямое воздействие на реки. Но также это
будет воздействие на людей через влияние на поверхностные и грунтовые
воды. Уже были отмечены случаи, когда аварии на нефтепроводе или аварии
при строительстве нефтепровода приводили к тому, что был нарушен
горизонт подземных вод, и большие населенные пункты лишись источника
пресной воды.
 Марина Катыс: Напомню, что вся трасса сухопутных трубопроводов
<Сахалин Энерджи> пролегает в зоне 8 и 9-балльной сейсмичности и 55 раз
пересекает 44 тектонических разлома.
О последствиях деятельности нефтяных компаний на шельфе Сахалина
говорит директор по природоохранной политике WWF Россия Евгений
Шварц.
 Евгений Шварц: Сахалин - это несколько крупнейших мировых проектов развития
нефтедобычи. В результате что мы имеем? - Мы имеем отдельные, частные
экспертизы, которые не дают общей картины. Есть отдельная экспертиза
проекта <Сахалина-1>, есть отдельная экспертиза проекта <Сахалина-2>, есть
отдельная экспертиза проекта <Сахалина-5>, а что в сумме-то будет?
При этом умалчивают, что в каждой из этих экспертиз записаны свои
рекомендации. Например, в случае экологической экспертизы <Сахалина-2>
написано: <Целесообразно создать китовый заказник, чтобы спасти западную
популяцию серого кита>. Но те люди, которые под этим подписались,
сделали все, чтобы заказник не был создан. И он не создан до сих пор.
Спрашивается: а что будет со средой обитания, где живут коренные народы?
Это кто-нибудь просчитывал? В сумме, а не отдельно по каждой вышке?
 Марина Катыс: Иллюстрацией того, что будет со средой обитания, может
служить такой пример. 8 сентября 2004 года судно подрядчика <Сахалин
Энерджи> <Христофор Колумб> было выброшено на берег, в результате
произошел разлив 200 тонн мазута в районе города Холмска.
Продолжает Евгений Шварц.
 Евгений Шварц: Инфраструктура транспортировки нефти и газа внутри
компаний и на острове будет пересекать 1103 водотока, которые являются
местом нереста лососевых рыб. Почему, собственно, каждая компания строит
себе отдельную инфраструктуру для транспортировки? На Аляске этого не было
и нет. Более того, когда мы это обсуждали с компанией <ВР>, которая сейчас
приходит на <Сахалин-5>, они сказали: <А вообще - это логично, конечно это
и экологически более выгодно - объединять транспортировку>: Но Россия
заключила невыгодные в этом плане Соглашения о разделе продукции, когда
все расходы компаний, грубо говоря, покрываются из российского бюджета.
То есть нефтяная компания уменьшает платежи на эту сумму. Тогда зачем им
делиться? Как удобно, так и строим. При этом все работы выполняют
российские подрядчики. И кто тогда отвечает за то, что трубу (по которой
должна идти корюшка на нерест) закопали выше уровня ручья и
нерестящаяся корюшка погибла?
    Сейчас у нас только первая фаза развития <Сахалина-1> и <Сахалина-2>.
Завтра начнется <Сахалин-5>. Массовой транспортировки нефти еще нет. А
что будет, когда это будет?
    На уровне, извините, землеройки-бурозубки у нас понимание происходящих
в обществе процессов или все-таки - как у более-менее цивилизованных
людей?
Мы знаем историю краха танкера <Эксон Валдис>. Мы знаем, что (при всем
том, что мир <сидит на нефти>) на Аляске нельзя найти ни одной
бензозаправочной станции компании <Эксон> - потому что все об этом
помнят. Именно после этого США приняли один из самых жестких в мире
<Ойл полюшен акт>, в котором четко прописано - кто платит за риски, кто их
страхует, кто компенсирует, в каком объеме. Вплоть до разорения компании
принудительными методами.
    Почему уже три года, несмотря на все наши призывы и обращения,
российское правительство делает все, чтобы уйти от решения этого? Ведь это -
один из самых больных вопросов.
 Марина Катыс: Если же говорить собственно о компании <Сахалин Энерджи>, -
вопросов здесь больше, чем ответов.
 Евгений Шварц: Формально это не <Шелл>, и не <Мицуи>, и не <Мицубишен>.
Формально это - <Сахалин Энерджи>, зарегистрированная на Бермудских островах.
Страховка последствий крушения одного единственного танкера перекрывает все
их движимое и недвижимое имущество. И об этом никто не хочет думать, говорить
и просто боятся. Завтра вся история с <Эксон Валдис> будет повторяться у нас
и на Сахалине, и на Баренце, и на Беринге, и на Балтике. Мы сами репутацию
страны, ее настоящую инвестиционную привлекательность опускаем хуже и ниже
всякого <дела ЮКОСа>. По той простой причине, что если будет повторение
истории с танкером <Престиж> (который на этот раз будет загружен сахалинской
нефтью), то все разговоры про Бермуды никого интересовать не будут.
Европа сделала на Балтике особо уязвимый морской район, потому что у всех
перед глазами стоит история с танкером <Престиж>, и все прекрасно
понимают, что если это произойдет в Балтийском море (где большинство
стран имеют в 3,5 раза более протяженное побережье, чем Россия), то все
страны будут расплачиваться за нашу бесшабашность.
Вместо того, чтобы создать цивилизованный механизм страхования рисков и
экономической компенсации и не пугать мир, а, наоборот, заставить его с
уважением относиться к России, мы продолжаем вести себя, как дети в
детском садике.
 Марина Катыс: О финансовых возможностях компании <Сахалин Энерджи>
рассказывает исполнительный директор Института <Экоюрис> Виталий
Горохов.
 Виталий Горохов: <Сахалинская энергия> - это Бермудские острова и
уставной капитал - 100 миллионов долларов. Своих денег у них нет,
следовательно - нужно брать деньги в банках взаймы и отдавать с
процентами. То есть - нужно экономить. На чем экономить? - На людях и на
экологии.
    Некоторое время назад у рабочих, которых они набрали в разных странах (в
Азербайджане, в Молдавии и так далее), появился педикулез. Понимаете, что
это такое? - 10-миллиардный проект реализуется так, что людей, которые
работают на этом проекте, едят вши.
Я надеюсь, что все-таки удастся убедить нынешний состав руководства
Сахалинской области, что на первое место нужно ставить людей и экологию,
а на второе место - эти обещанные миллиарды.
 Марина Катыс: В декабре 2004 года нефтяным компаниям и администрации
Сахалинской области было предложено найти выход из создавшейся
ситуации через подписание Меморандума, согласно которому будет
проведена этнологическая экспертиза всех нефтегазовых проектов на
Сахалине.
 Михаил Тодышев: Требования коренных народов Сахалина очень просты. В
течение последних лет на разных форумах и в рамках диалога с органами
государственной власти Сахалинской области (в частности - а
администрацией области), коренные народы Сахалина высказывали просьбы
оказать содействие в ведении диалога с нефтяными компаниями, чтобы эти
компании провели этнологическую экспертизу. Независимо от того, в какие
сроки были получены заключения экологической экспертизы. По итогам
таких этнологических экспертиз можно было бы выявить риски и объемы
ущерба, который уже сегодня наносится традиционному образу жизни и
исконной среде обитания коренных народов.
    Поэтому коренные народы предлагают нефтяным компаниям подписать
Меморандум, в соответствии с которым добывающие компании возьмут на
себя обязательства проведения этнологической экспертизы.
Второе требование заключается в том, чтобы нефтяные компании пошли на
создание фонда, в котором аккумулировались бы средства, за счет которых
шло финансирование проектов и программ по социально-экономическому
развитию коренных малочисленных народов и по возмещению ущерба.
И третье требование - в рамках этого Меморандума создать
Консультативный совет с целью наблюдения за ходом реализации положений
данного Меморандума.
    Такой опыт есть в Северной Америке, в частности - в штате Аляска, где
такие советы действуют и показали свою эффективность. К сожалению, на
сегодняшний день нефтяные компании России ведут себя не очень уважительно.
Сегодня Ассоциация коренных и малочисленных народов (я имею в виду
российскую ассоциацию) поддержала эту инициативу коренных народов
Сахалина.
    Мы пытались урегулировать эту конфликтную ситуацию после того, как 29
октября Пятый Съезд коренных народов на Сахалине принял решение о
переходе к акциям протеста и к самозащите своих нарушенных прав.
Первый вице-президент нашей Ассоциации летал на Сахалин, были встречи и
непосредственно в Думе Сахалинской области с участием администрации
Сахалинской области, с участием добывающих компаний. Мы предложили
выход из этой ситуации путем подписания такого Меморандума.
Но на сегодняшний день на аборигенов осуществляется давление.
Администрация Сахалинской области использует  административный ресурс.
После того, как съезд принял решение о переходе к акциям протеста
непосредственно уже в Ногликском районе и наша организация приняла
решение и назвала конкретную дату пикетирования технологических дорог
добывающих компаний, Сахалинское отделение Минюста приняло решение о
приостановлении деятельности нашей региональной Ассоциации коренных и
малочисленных народов Сахалинской области.
    29 октября было решение Пятого Съезда.
    19 ноября Ногликская общественная организация объявляет о переходе с
20 декабря к акциям протеста путем перекрытия строительства трубопроводов,
дорог и мостов. После этого - принимается решение о приостановлении
деятельности нашей организации на Сахалине и закрывается доступ в
администрацию.
    И это - несмотря на то, что в июне прошлого года мы проводили
выездное заседание координационного совета на Сахалине. В рамках этого
координационного совета было совместное заседание с консультативным
советом, который действует при Полномочном представителе президента в
Дальневосточном федеральном округе (наша Ассоциация всегда работает на
конструктивное сотрудничество). И в рамках этого координационного совета
было подписано Соглашение о сотрудничестве между Ассоциацией
коренных и малочисленных народов Сахалинской области и администрацией
Сахалинской области и прописаны конкретные формы взаимодействия.
    На сегодняшний день на коренных жителей острова оказывается давление с
целью не допустить пикетирования дорог. Но коренные народы Сахалина не
видят другого выхода, кроме как перейти к акциям протеста, чтобы привлечь
внимание руководства Российской Федерации,и международной общественности
к этим проблемам во взаимоотношениях с нефтяными компаниями.
 Марина Катыс: 18 января 2005 года было подписано Соглашение между
коренными народам, нефтяными компаниями и администрацией
Сахалинской области. Это соглашение не имеет ничего общего с текстом
Меморандума, о котором шла речь в декабре 2004 года.
Слово координатору международных проектов Ассоциации коренных и
малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Яне Дординой.
 Яна Дордина: 18 января 2005 года администрация Сахалинской области в
срочном порядке подписала Соглашение (которое было подписано
администрацией Сахалинской области в лице вице-губернатора господина
Карлова, представителями нефтяных компаний и так называемыми
<ручными> представителями коренных и малочисленных народов) -
Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии с коренными народами.
Администрация Сахалинской области посчитала, что на этом инцидент
исчерпан, и нет необходимости проводить данную акцию.
    Но дело в том, что эксперты Ассоциации дали на это соглашение экспертное
заключение - что данное соглашение носит абсолютно декларативный
характер, что в  нем нет никакой конкретики, нет предмета соглашения, нет
целей, нет путей реализации и так далее.
    Акция была проведена, несмотря на угрозы со стороны нефтяных компаний,
которые ходили по домам коренных и малочисленных народов и
отговаривали их участвовать в акции протеста. Они говорили, что все люди,
которые будут задействованы в акции, будут уволены из компании и уволены
с места их работы.
    Акция началась в 12 часов дня на стойбище Эвенское в 17 километрах от
поселка Ноглики. В акции участвовали 300 человек. Прошел национальный
обряд изгнания злых духов с земель Сахалина. Стойбище Эвенское - это
священное место нивхов, на этом стойбище нефтяные компании сделали
склад металлоконструкций. Было разрушено кладбище, было разрушено
священное место, где были захоронения предков нивхов.
    После обряда президент нашего регионального отделения Ассоциации
коренных и малочисленных народов Севера и Сахалинской области Алексей
Лиманзо зачитал текст Меморандума, под которым подписалось 244
представителя коренных и малочисленных народов.
До 5 часов вечера ждали представителей нефтяных компаний, чтобы узнать
их мнение по этому вопросу. К сожалению, представители нефтяных
компаний так и не появились на акции, и было принято решение - утром
перекрыть дорогу, которая ведет к строительству объектов <Сахалин-1> в
районе залива Чайва. Перекрытие дороги продолжалось два дня.
 Марина Катыс: Всего на территории Сахалинской области по данным
переписи 2002 года проживает 3150 представителей коренных
малочисленных народов. Это нивхи, нанайцы, ораки и эвенки. В целом же в
России проживают 240 тысяч человек, представляющих 40 национальностей
коренных и малочисленных народов.
    О влиянии нефтегазовых компаний на местное население в регионах
нефтедобычи говорит директор по природоохранной политике WWF Россия
Евгений Шварц.
 Евгений Шварц: Много лет мы анализируем ситуацию: что будет, если
сбудутся все мечты товарища Грефа и огромные инвестиции придут из
частных банков Америки? Что произойдет, будет ли экономический рост и
так далее? - В свое время наш макроэкономический специальный офис
провел исследования - что происходило в нефтедобывающих странах
Латинской Америки? - Это - классические исследования, которые потом
легли в основу изменения политики Всемирного банка. Было установлено,
что в этих районах возрастает уровень проституции среди местного
населения, уровень наркомании, растет процент самоубийств (в первую
очередь - родителей проституток и наркоманов), а все экономические блага
почему-то оседают где-то в Калифорнии или во Флориде.
Мы прекрасно понимаем, как важно интегрировать Россию в мировую
экономику, как важно повышать ее инвестиционную привлекательность. Но
мы всегда должны помнить, что это - инструмент. Инструмент для того,
чтобы людям жилось лучше. Происходит ли это на Сахалине?
 Марина Катыс: Ответа на этот вопрос получить пока не удалось, поэтому
коренные малочисленные народы намерены добиваться подписания Меморандума
и соблюдения их законных прав. Слово вице-президенту Ассоциации коренных и
малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Михаилу Тодышеву.
 Михаил Тодышев: У нас остаются возможности международного права. В
данном случае мы будем вынуждены информировать об этой напряженной
ситуации Верховного комиссара по правам человека ООН. Мы вынуждены
будем направлять подробную информацию по этой ситуации в адрес
специального докладчика Комиссии по правам человека ООН, который
осуществляет контроль за процессами и за вопросами дискриминации прав
коренных народов. Он будет представлять свой доклад на 61-ой сессии
Комиссии по правам человека, которая пройдет в марте-апреле.
Мы, конечно, не хотели бы, чтобы Российская Федерация подвергалась
обструкции на серьезном политическом форуме Организации Объединенных
Наций. Поэтому мы надеемся, что правительство Российской Федерации
отреагирует на те письма протеста, которые направлены как в адрес премьер-
министра Фрадкова, так и в адрес президента Путина, и в адрес
Государственной Думы, и Совета Федерации.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
*   при финансовой поддержке РОО "Открытая Россия" и МСоЭС   *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2005 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность