О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1632, 22 января 2005 г. ****************## ################################################################## Право на ответственную власть ПОХОЖЕ, ПОРА ВСПОМНИТЬ О КОНСТИТУЦИИ КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ И ОХРАНА ДИКОЙ ПРИРОДЫ: ВСПОМНИМ... ПОМЯНЕМ? НАПОМНИМ! Когда в конце 2004 года обсуждался закон, изменивший перечень праздничных дней и исключивший из него День Конституции Российской Федерации, то некоторые СМИ уделяли этому столько внимания, что иногда начинало казаться, будто отменяют не День Конституции, а саму Конституцию. Между тем, Конституцию Российской Федерации никто не отменял. Давайте же сверим с ней хотя бы некоторые происшедшие в 2004 году изменения в российском законодательстве и в системе государственного управления, относящиеся к охране дикой природы - тем более что и правовая и административная реформы будут продолжаться. Согласно статье 4 Конституции Российской Федерации, "Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории". В понятие целостности территории входит и её экологическая целостность. В связи с этим важен Градостроительный Кодекс Российской Федерации, подписанный Президентом России в последних числах декабря. В котором содержатся принципы территориального планирования и предусмотрены, среди прочих, схемы территориального планирования Российской Федерации: - в области использования и охраны лесного фонда, - в области использования и охраны водных объектов, - в области развития и размещения особо охраняемых природных территорий федерального значения, - в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации областях. Видимо, для поддержания целостности экологического пространства необходима разработка схемы размещения природно-заповедного фонда, в который, согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" (2002 г.), входят не только ООПТ и иные особо охраняемые территории, но и другие "природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение". Собственно, это и будет основой формирования Экологического каркаса Российской Федерации. Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации, "земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории". Поэтому, согласно статье 72 Конституции Российской Федерации, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесены такие вопросы, как, например, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, ООПТ, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Вступающий 1 января 2005 г. в силу Федеральный закон "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" существенно ограничил права субъектов Российской Федерации по управлению природопользованием. 24 декабря Государственная Дума приняла проект Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", в значительной степени восстанавливающего функции региональных органов власти, логически относящиеся к их ведению - например, создание природных парков, обеспечение ведение региональных красных книг и т.п. Остаётся надеяться, что данный проект Федерального закона также вскоре вступит в силу. Как известно, согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, "каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением". Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (2002 г.) определяет, что благоприятной может считаться лишь такая окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Таким образом, повсеместное сохранение естественных экологических систем вместе с входящими в них живыми организмами, то есть сохранение биологического разнообразия дикой природы является необходимым условием осуществления одного из конституционных прав человека. Важнейшей формой сохранения естественных экологических систем является создание ООПТ, в том числе - государственных природных заповедников и национальных парков. В XXI веке в России таковых не создавалось, причём одной из причин этого называлось отсутствие установленного федеральным законом порядка перевода земель из одной категории в другую (то, что в других случаях такой отвод производился, почему-то при этом игнорировалось). 5 января 2005 г. в силу вступает Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". По-видимому, он устраняет упомянутое препятствие к созданию новых заповедников и национальных парков, хотя некоторые его положения могут быть истолкованы тенденциозно и не в пользу развития заповедного дела (см. "Право - Природе", No 107). Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации, федеральная государственная собственность и управление ею находятся в ведении Российской Федерации. В соответствии с осуществляемой административной реформой, управление государственным имуществом осуществляют федеральные агентства. К сожалению, для управления государственными природными заповедниками и национальными парками, которые, как известно, находятся в федеральной собственности, соответствующего федерального агентства не создано. Постановлением Правительства России от 30 июля 2004 г. No 400 установлено, что до принятия соответствующего нормативного правового акта Правительства России Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственное управление в области организации и функционирования ООПТ федерального значения. Это не соответствует проводимой административной реформе, поскольку федеральные службы по своему статусу не несут функций управления государственным имуществом. Создание федерального агентства по ООПТ, обеспечивающего управление всеми ООПТ России, а в перспективе - Экологическим каркасом России, является неотложной задачей развития системы природоохранного управления (см. "Право - Природе", No 110). И, наконец, об обязанностях. Согласно статье 58 Конституции Российской Федерации, "каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам" -иначе будет нарушена статья 17 нашей Конституции: "осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц". В настоящее время баланс между конституционным правом каждого человека на благоприятную окружающую среду и правами природопользователей на использование природных ресурсов не соблюдён: как правило, природопользователи имеют возможность отклонять природоохранные предложения практически без каких-либо объяснений, в то время как экологические обоснования ограничений хозяйственной деятельности должны быть весьма тщательно проработаны! Это прямо противоречит Федеральному закону "Об охране окружающей среды", устанавливающему приоритет сохранения естественных экологических систем и принцип презумпции экологической опасности осуществляемой деятельности. Создание взаимоприемлемых способов разрешения конфликта между правами природопользователей и правом каждого человека на благоприятную окружающую среду остаётся основной нерешённой задачей экологического права. Нанесение ущерба дикой природе - нарушение наших конституционных прав. Будем об этом помнить и не забудем напомнить тем, кто иногда это забывает. Н.Соболев, руководитель программы Центра охраны дикой природы ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы Выпуск 111, lawbull@biodiversity.ru, 31 декабря 2004 г. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * при финансовой поддержке РОО "Открытая Россия" и МСоЭС * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar * * ********************************** * * Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2005 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco
Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |