О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################# ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ***************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1129, 24 августа 2004 г. ****************## ################################################################# Право на эко-знание ПОИСК НОВОГО ЛИЦА ЭКО-ОБРАЗОВАНИЯ ПИСЬМО Уважаемые коллеги! Как многие наверное знают, МСоЭС в настоящее время реализует несколько проектов в сотрудничестве с Минобразования России. Недавно закончился первый этап одного из таких проектов - полевой семинар для школьников и педагогов. Вашему вниманию предлагается статья с рассказом об этом семинаре. Фотоматериалы, рекомендации семинара, а также другие материалы в ближайшее время будут доступны пользователям интернет: http://www.forest.ru/rus/workshops/education. Семинар положил начало дальнейшей работе, планирование которой, обсуждение возможностей и перспектив будет продолжено на конференции, которая состоится в конце октября в Подмосковье. В.Захаров, координатор проекта zakharov@forest.ru, 23 августа 2003 г. СТАТЬЯ Валдайский эксперимент Взрослые и школьники, работники школ и члены общественных организаций из 12 регионов России, Беларуси и Казахстана собрались вместе для обсуждения перспектив развития экологического образования. Это стало возможно в рамках рабочего семинара, организованного Международным социально-экологическим союзом совместно с Экоцентром при средней школой No 14 деревни Шуя Валдайского района при поддержке Министерства образования России. "Такого ещё не было, чтобы школьники вместе с руководителями обсуждали сложные вопросы и получали знания, - говорят участники семинара. - Но это получилось здорово!" В сфере экологического образования и просвещения работают сотни организаций. Например, система школьных лесничеств и юннатское движение насчитывают не один десяток лет, а общественное движение задаёт тон в экологическом образовании во многих регионах. К сожалению, общественные организации и муниципальные образовательные учреждения часто существуют сами по себе и особо не стремятся идти друг другу на встречу. Одной из задач встречи было ознакомить педагогов с возможностями и перспективами взаимодействия школьной системы с некоммерческими организациями и их наработками. Хотя провести четкую грань между преподавателями школ и общественными организациями довольно сложно - очень часто именно неравнодушные педагоги становятся центром притяжения и формирования общественных организаций. Однако в любом случае очень часто приходится "пробивать" стену официального равнодушия. Делится впечатлениями А.В.Деев, руководитель объединения "Природа и человек" посёлка Зелёный Бор Тамбовской области: "Очень важно, что мы многому научились друг от друга. Очень важно знать, что ты не один такой чудак, что есть еще такие же неравнодушные люди". Действительно, палаточный лагерь участников семинара стал центром притяжения неравнодушных людей. Валентин Яковлевич Павлов, директор Боровичского сельского лесхоза приехал специально, чтобы поделиться своим опытом восстановления дубрав и привлечения к этой деятельности школьников. Рассказ его был таким увлекательным, что некоторые из слушателей уже готовы были броситься собирать жёлуди. С подачи одного из новгородских журналистов это явление получило название "Дубового вируса". Немногочисленные вроде бы энтузиасты "заражают" своими идеями все новых и новых сторонников, а те, в свою очередь, вовлекают в дело восстановления дубрав своих знакомых. Ценной в смысле усвояемости материала оказалось и место обучения - как известно, Валдайская возвышенность сочетает почти несочитаемое - уникальную природу и и многовековую историю. Через эту землю пролегали исторические пути, здесь издревле жили люди, о чём свидетельствуют многочисленные археологические памятники. Лекции и дискуссии на природе, так сказать, прямо среди живых наглядных пособий, запоминаются гораздо лучше. На природе хорошо рассказывать и о том, как живут лесные экосисnемы, и о том, как природа отражалась в народных традициях. Здесь же были продемонстрированы различные методики по "погружению" школьников в природу. Говорили и о необходимости изменения образовательного процесса в сторону более гуманного обращения с объектом исследования. Были сформулированы конкретные предложения по отказу от сбора бессмысленных коллекций насекомых, сбора гербариев на ценных природных территориях и ведению уроков биологии без препарирования подопытных мышей и лягушек. Участники семинара ознакомились с работой педагогического коллектива шуйской школы, работающей как федеральная экспериментальная площадка по теме "Школа в национальном парке как межрегиональный центр экологического образования". На экологических тропах и маршрутах, в учебных классах и информационном центре педагогами школы прошли занятия и обсуждения. В то время, как взрослые обсуждали, как же лучше учить подрастающее поколение, школьники с увлечением постигали искусство создания глиняных ритуальных игрушек. Уникальные наработки Ирины Николаевны и Александра Ивановича Писаревых - педагогов экоцентра - пользовались огромной поплярностью, программы и копировали, и переписывали от руки. По мнению участников семинара, необходимо на базе данной федеральной экспериментальной площадки, с учётом достижений и наработанной нормативно-правовой и методической базы, создать Межрегиональный центр экологического образования. Такой центр в случае его создания мог бы осуществлять взаимодействие с образовательными учреждениями, центрами дополнительного образования и образовательными проектами общественных объединений в рамках различных образовательных и исследовательских программ, школьных и студенческих экспедиций, семинаров, а также служить базой для повышения квалификации педагогов основного и дополнительного образования. "Наконец-то мы поняли, что такое общественные организации и чем они занимаются, - подвела некоторые итоги школьная учительница из Чудовского района Новгородской области. - Теперь мы и сами будем пытаться расшевелить наших жителей". Семинар закончился, но участники договорились продолжить совместную работу - появилсиь уже готовые совместне проекты. Так, педагоги из Новгорода и Беларуси прямо на месте, сидя в палатке, создали проект по совместному изучению природно-культурного наследия. ***************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров * * Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco * * и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется только * * "UCS-PRESS" 2003 г. * по электронной почте * ***************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco
Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |