Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     #################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА      ****************##
   #######**** ***************************************************##
  #### Сообщение ECO-HR.1115, 10 августа 2003 г. ****************##
 #################################################################
                                            Право на живую природу


              УКРАИНА: НЕРАДОСТНЫЙ ЮБИЛЕЙ ЗАПОВЕДНИКА

    СООБЩЕНИЕ
    ЧИНОВНИК МИНЭКОРЕСУРСОВ ПОДПИСАЛ ПРИГОВОР ЗАПОВЕДНИКУ
    1 июля 2003 года с 13:30 до 14:30 Радикальная экологическая
организация "Земля прежде всего!" проводила пикетирования Министерства
экологии и природных ресурсов (Киев, Крещатик 5).
    Поводом для проведения пикета стало утверждение 10 июля 2003 г.
заместителем Государственного секретаря Минэкоресурсов Украины А.Гриценко
Вывода ?105 государственной экологической экспертизы относительно
доработанного технико-экономического обоснования инвестиций "Создание
глубоководного судового хода Дунай - Черное море на украинском участке
дельты". Этот вывод, как и сама экспертиза, проведенная Киевским
национальным университетом им. Т. Г. Шевченко, были откровенно "заказанными"
Минтрансом Украины, продолжающем настаивать на строительстве канала "Дунай -
Черное море" по гирлу Быстрому через зону суровой охраны Дунайского
биосферного заповедника вопреки действующему законодательству, международным
обязательством Украины, экономическим расчетам специалистов и, вообще,
вопреки здравому смыслу. Единственная причина такого упрямства министра
транспорта А. Кирпы и его приспешников, ГП "Дельта-Лоцман", - желание
получить доступ до 30 млн. долларов бюджетных денег на строительство канала
и нескольких миллионов ежегодно - на углубительно-расчистные работы.
     Данная экологическая экспертиза была проведена специалистами Киевского
Национального Университета с явными нарушениями Закона Украины "Об
экологической экспертизе". Ею не учтен современный охранительный статус
устья Быстрого и выводы предшествующих Государственной экологической
экспертизы (от 14.12.2001) и Научно-правовой экспертизы (от 17.09.01),
проведенной НАН Украины; не были также выдержаны требования относительно
подбора экспертов (один из которых, кстати, уже отказался от своей подписи),
были допущены ряд существенных ошибок и нарочно замалчены и искажены
несколько фактов. В данное время Коалицией украинских экологических
организаций "За дикую природу" подготовлены материалы относительно
обжалования указанной экологической экспертизы, которые в ближайшее время,
будут переданы к рассмотрению соответствующих органов.
     Таким образом, общественное экологическое мнение пришло к выводу, что,
подписав вывод этой экспертизы, А. Гриценко окончательно дискредитировал
себя как коррумпированный чиновник, который ничего не понимает в предмете
своих полномочий (то есть в экологии и охране природы). Мы считаем, что
господин Гриценко не имеет права занимать ответственную должность в
структуре Министерства экологии.
    В пикетировании принимали участие 9 человек, пикетирующие держали
плакаты следующего содержания: "А. ГРИЦЕНКО ПОДПИСАЛ ПРИГОВОР ДУНАЙСКОМУ
ЗАПОВЕДНИКУ", "ГОСПОДИН ГРИЦЕНКО, ЗАЧЕМ ВЫ ПОДПИСАЛИ ЗАКАЗАННУЮ
ЭКСПЕРТИЗУ?!!", "КОРРУМПИРОВАННОМУ ЧИНОВНИКУ НЕ МЕСТО В
МИНЭКОЛОГИИ!" и
"ГОСПОДИН ПОЛЯКОВ! ГОНИТЕ ГРИЦЕНКО ИЗ МИНИСТЕРСТВА!"
    Организаторы пикета надеются, что их выступление, а так же освещение
проблемы в СМИ позволят новому министру экологии Полякову принять разумное
решение и не допустить назначения  своим новым заместителем А. Гриценко.
Такой шаг приведет к  положительным и для заповедника, и для отечественной
природы вообще последствиям в решении проблемы строительства канала "Дунай -
Черное море" (то есть трасса канала не будет пересекать, и уничтожать
ценнейшие природные комплексы, которые сохраняются в зоне суровой охраны).
    ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, БЛАГОДАРЯ ВЫВОДУ УКАЗАННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ,
ПУТЬ К
ВМЕШАТЕЛЬСТВУ КАНАЛОКОПАТЕЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИЮ ЗАПОВЕДНИКА ОТКРЫТ.
    Лишь активные действия "друзей заповедника" - общественности,
президента НАНУ Б.Е. Патона, международных экологических организаций, -
могут отвернуть смертельную угрозу, которая нависла над жемчужиной
водно-болотных угодий Европы - Дунайским биосферным заповедником.
     Дополнительную информацию относительно строительства судоходного канала
"Дунай - Черное море" можно посмотреть на сайте
http://www.seu.ru/projects/dunay
"ЗЕМЛЯ ПРЕЖДЕ ВСЕГО!" - apach@ukr.net
           Прислал pecheneg@ic.kharkov.ua, 2 августа 2003 г.

    ЖАЛОБА
                  Премьер-министру Украины, г.В.Ф.Януковичу,
           копия: Министру экологии Украины, г. С.И.Полякову,
                  Государственному секретарю Министерства экологии и
                        природных ресурсов Украины, г.С.В.Гошовскому,
                  Ректору Киевского национального университета имени
                        Тараса Шевченко, г.В.В.Скопенко,
                  Начальнику Центральной службы Укринвестэкспертизы
                        Госстроя Украины, г.В.А.Курьято,
                  Начальнику Дочернего предприятия Центральной службы
                       Укринвестэкспертизы "Украгроинвестэкспертиза",
                       г.В.М.Ластовченко
    ЖАЛОБА О НЕЗАКОННОСТИ вывода No 105 государственной экологической
экспертизы относительно доработанного технико-экономического обоснования
инвестиций "Создание глубоководного судового хода Дунай - Черное море на
украинском участке дельты" от 10.07.2003. 2003 р.
    Уважаемые господа!
    В рамках комплексной государственной экспертизы, организованной
Дочерним предприятием Центральной службы Укринвестэкспертизы
"Украгроинвестэкспертиза" Минэкоресурсов Украины была осуществленная
повторная государственная экологическая экспертиза относительно
доработанного ТЭО инвестиций "Создание глубоководного судового хода Дунай -
Черное море на украинском участке дельты". Вывод данной экспертизы
базируется на научной эколого-экспертной оценке относительно доработанной
документации, выполненной Киевским национальным университетом им. Тараса
Шевченко.
    Непосредственно указанная научная эколого-экспертная оценка была
выполнена сотрудниками Киевского национального университета: кандидатом
геолого-минералогических наук, доцентом О.Кошляковым (руководитель
научно-исследовательской работы); кандидатом геолого-минералогических наук,
доцентом Б.Мандриком; доктором географических наук, профессором О.Ободовским; ведущим инженером И. Кошляковой;
ведущим инженером В.
Дьяченко и
заведующим учебной лабораторией В.Ткаченко. К выполнению работ по
предшествующему научному эколого-экспертному рассмотрению проекта и
подготовке предложений относительно выводов экологической экспертизы были
также привлечены кандидат биологических наук, старший специалист по проектам
Украинского центра менеджмента земли и ресурсов В.И.Придатко и технический
директор этого центра О.Д.Рябоконенко.
    Минэкоресурсов Украины 10.07.03 утвердило данную научную
эколого-экспертную оценку ТЭО как вывод государственной экологической
экспертизы относительно ТЭО инвестиций "Создание глубоководного судового
хода Дунай - Черное море на украинском участке дельты".
    Объектом исследования данной научной эколого-экспертной оценки были
альтернативные варианты создания глубоководного судового хода. По характеру
прохождения трасс хода варианты сведены в две группы: первая предусматривает
использование естественных рукавов активной части дельты, вторая - создание
искусственных каналов с использованием шлюзов. В каждой группе были выделены
наиболее перспективные варианты: в первой - по рукаву Быстрый, во второй -
шлюзованный канал через Соломонов рукав и Жебриянскую бухту. Вариант канала
по рукаву Быстрый должен пройти через абсолютно заповедную зону Дунайского
биосферного заповедника, шлюзованный канал - через зону антропогенных
ландшафтов этого заповедника.
    Дунайский биосферный заповедник решением ЮНЕСКО от 02. 02. 1999 г.
получил международный сертификат биосферного резервата, он входит в состав
румынско-украинского билатерального резервата "Биосфера Дельты Дуная". Также
территория Дунайского биосферного заповедника входит в список водно-болотных
угодий международного значения, которые охраняются положениями Рамсарской
конвенции (Конвенции о водно-болотных угодьях). Таким образом, данная
природная территория является одной из ценнейших и наиболее уязвимых в
Украине, представляет собой рефугиум десятков редких и исчезающих видов
растений и животных и т. п.; и, в соответствии с положениями Закона Украины
"О природно-заповедном фонде Украины", относится к "национальному
достоянию". Приведенные факты, особая ценность и охранный статус Дунайского
биосферного заповедника, должны были определять ход всей экологической
экспертизы.
    Статья 6 Закона Украины "Об экологической экспертизе" определяет
следующие основные принципы экологической экспертизы: "научная
обоснованность, независимость, объективность, комплексность, вариантность,
превентивность, гласность". Часть из них научной эколого-экспертной оценкой,
на которой основывается данный вывод государственной экологической
экспертизы, была нарушена.
    Тем не менее, промежуточные и итоговые выводы эколого-экспертной оценки
могут быть реализованными лишь при отмене абсолютно заповедного режима на
рукаве Быстрый:
    * "... из рассмотренных двух вариантов, без учета заповедного статуса
территории, преимущество следует предоставить варианту "Рукав Быстрый"..."
(Отчет о научно-исследовательской работе: Научная эколого-экспертная оценка
технико-экономического обоснования инвестиций "Создание судового хода р.
Дунай - Черное море на украинском участке дельты". - подразд. 2. 3. "Влияние
объекта на геологическую среду и его оценка". - с. 14.);
    * "... если бы земли вдоль рукава Быстрый входили не в состав зоны
сурового заповедного режима, а в зону антропогенных ландшафтов Дунайского
биосферного заповедника, влияние от реализации варианта "Рукав Быстрый" на
земельные ресурсы можно было бы считать целиком допустимым..." (Отчет... -
подразд. 2. 4. "Влияние объекта экспертизы на земельные ресурсы и его
оценка". - с. 15 - 16.);
    * "... влияние от реализации проекта на водные ресурсы без учета
заповедного статуса территории, по мнению экспертов..., наиболее оптимальной
можно считать реализацию варианта "Рукав Быстрый"..." (Отчет... - подразд.
2. 5."Влияние объекта экспертизы на водные ресурсы и его оценка".- с.17.);
    * "... при оценке влияния глубоководного судового хода на растительное
и животное царство, без учета заповедного статуса территории, преимущество
следует предоставить варианту "Рукав Быстрый" (Отчет... - подразд. 2. 6.
"Влияние объекта экспертизы на растительное и животное царство и его
оценка". - с. 19.);
    * "Влияние от реализации варианта "Рукав Быстрый" нельзя считать
допустимым, поскольку на данное время территория входит в состав зоны
сурового заповедного режима Дунайского биосферного заповедника. Тем не
менее, по объему валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, без
учета заповедного режима территории, преимущество следует предоставить
варианту "Рукав Быстрый" (Отчет... - подразд. 2. 8. "Влияние объекта
экспертизы на воздушный бассейн и микроклимат и его оценка". - с. 22.);
    * "При оценке влияния от реализации проекта на окружающую природную
среду без учета заповедного статуса территории наиболее оптимальным можно
считать реализацию варианта "Рукав Быстрый" (Отчет... - разд. 3.
"Заключительная часть" - с. 23.);
    * "Таким образом, из чисто экологической точки зрения, без учета
существующего на данное время статуса рассмотренной территории, который
может быть полностью изменен при разработке проекта организации территории
Дунайского биосферного заповедника и установлении его нового зонирования,
преимущество должно быть отдано варианту "Рукав Быстрый", как таковому,
реализация которого связана с меньшим отрицательным влиянием на окружающую
среду в сравнении с вариантом "Шлюзованный канал Соломонов рукав -
Жебриянская бухта" (Отчет... - разд. 3. "Заключительная часть". - с. 24.);
    * "А наличие ДБЗ существенно ограничивает или запрещает на его
территории любую хозяйственную деятельность. Этот момент требует
принципиального решения. Оценивая в целом выбор трассы глубоководного
судоходного хода Дунай - Черное море, согласно предоставленных на
рассмотрение материалов, следует согласиться с их авторами, и, в первую
очередь, разработчиками раздела ОВОС в составе ТЭО инвестиций, что наиболее
оптимальным из всех вариантов трассы является создание судоходного хода по
рукаву Быстрый." (О. Г. Ободовский. Экспертиза разработки ОВОС в составе ТЭО
инвестиций "Создание глубоководного судоходного хода Дунай - Черное море" по
вопросам влияния на водную среду. - Отчет... Приложение 2. - с. 2).
    И в самом отчете, и в выводе к нему Минэкоресурсов, в связи с
изменением режима охраны (отменой абсолютно заповедного режима) на гирле
Быстром, в качестве нормативного основания для таких мероприятий
неоднократно упоминается Указ Президента Украины "О решении Совета
национальной безопасности и обороны Украины от 6 июня 2003 года "О состоянии
выполнения Указа Президента Украины от 10 августа 1998 года No 861 "О
создании Дунайского биосферного заповедника" и перспективы строительства
судоходного пути Дунай - Черное море" от 10.06.03. N 502/2003. При этом не
учитывается разъяснение Администрации Президента Украины относительно
данного Указа (No 02-02/12.16 от 27.06.03 - прилагается).
    В данном разъяснении, в частности, указывается: "... не предполагается,
что во всех протоках р. Дуная будет разрешена та или другая хозяйственная
деятельность. Границы заповедника, как и раньше, могут быть изменены лишь
органами и в порядке, определенными Земельным кодексом Украины...".
    Охранный режим как Дунайского биосферного заповедника в целом, так и
его отдельной территории - гирла Быстрого и его окрестностей, в настоящее
время (на время подготовки научной эколого-экспертной оценки) регулируются
нормами действующего законодательства, в частности, Закона Украины "О
природно-заповедном фонде Украины". В соответствии со статьями 16 и 18 этого
закона, "строительство сооружений, путей, линейных и других объектов
транспорта" в абсолютно заповедной зоне биосферного заповедника запрещено.
Глубоководный судоходный ход есть линейным объектом транспорта.
    Таким образом, основывая научную эколого-экспертную оценку на
отсутствии абсолютно заповедного режима на гирле Быстрое, его разработчики
проигнорировали нормы действующего законодательства, и тем самым, нарушили
один из основных принципов экологической экспертизы - законность (п. 6) ст.
6 Закона Украины "Об экологической экспертизе".
    В соответствии со статьей 27 Закона Украины "Об экологической
экспертизе", "Экспертом экологической экспертизы может быть специалист,
имеющий... соответствующую специальность, квалификацию и профессиональные
знания". Учитывая требования этой статьи, непонятно, чему подраздел 2.6.
"Влияние объекта экспертизы на растительное и животное царство и его оценка"
был подготовлен не биологом, а кандидатом геолого-минералогических наук -
О.Кошляковым.
    В данном подразделе относительно состояния флоры на обоих вариантах
прохождения канала по непонятным причинам приведены лишь данные относительно
ценности растительных комплексов в районе "Шлюзованного канала Соломонов
рукав - Жебриянская бухта", о ценности растительных комплексов на гирле
Быстрое данные не приводятся.
    Шлюзованный канал Соломонов рукав - Жебриянская бухта должен пройти
через Стенцовско-Жебриянскую гряду, сформированную песчаными отложениями и
покрытую искусственными сосновыми насаждениями. Подобные природные формации
из-за природных и антропогенных факторов имеют обедненный состав биоты, в
особенности - в сравнении с биоразнообразием дельты. Поэтому непонятно,
почему в данном подразделе констатируется, что "Отрицательное влияние на
земноводных, наземных позвоночных и птиц при реализации варианта
"Шлюзованный канал Соломонов рукав - Жебриянская бухта" будет более
существенной, чем при реализации варианту "Рукав Быстрый".
    В то же время, существует мнение
(http://www.seu.ru/projects/dunay/documents/pismo_junesko.htm), что
строительство и/или эксплуатация судоходного хода на гирле Быстрое нанесут
ущерб местам обитания и кормовой базе большинства рыб данной территории, в
том числе, 15 видам, занесенным в Европейский красный список и Красную книгу
Украины; уничтожат условия для нагула рыб на баре; нарушат места массового
гнездования птиц, и т. п. Эти факты в оценке не рассматриваются.
    Поэтому, на наш взгляд, при подготовке данной научной
эколого-экспертной оценки были нарушен? требования статьи 27 Закона Украины
"Об экологической экспертизе".
    Встречаются в данной научной эколого-экспертной оценке и "странные"
утверждения. Так, в подразделе 2. 4. Отчета (Влияние объекта экспертизы на
земельные ресурсы и его оценка) приведено следующее: "При реализации
варианта "Рукав Быстрый" необходимо будет осуществить отвод около 4 га
земель прибрежной полосы рукава в постоянное пользование для установки
знаков навигационной обстановки." И далее, как вывод из приведенной
информации: "влияние от реализации варианта "Рукав Быстрый" на земельные
ресурсы можно было бы считать целиком допустимым при условии предоставления
акта обследование 4 га упомянутых земель под строительство". Тем не менее, в
общих выводах к экспертизе (Отчет... - разд. 3. "Заключительная часть") речь
идет о целесообразности "отвода к зоне антропогенных ландшафтов полосы вдоль
обоих берегов рукава Быстрого (не менее 100 м на каждом берегу), достаточной
для навигационного обустройства глубоководного судового хода и осуществления
гидротехнических мероприятий, связанных с эксплуатацией судового хода".
Длина гирла Быстрого составляет почти 10 км, что, при отводе 100-метровой
полосы вдоль любого из берегов дает не менее чем 200 га отвода лишь
суходольных земель.
    Исходя из приведенного выше, можно утверждать, что выводы данной
научной эколого-экспертной оценки научно не обоснованы. Таким образом, при
ее подготовке был нарушен основной принцип экологической экспертизы -
научной обоснованности, и требования статьи 27 Закона Украины "Об
экологической экспертизе".
    Выводы научной эколого-экспертной оценки основываются исключительно на
материалах, предоставляющих преимущество созданию глубоководного судоходного
пути через гирло Быстрое. Так, ею не были приняты во внимание
Научно-правовая экспертиза относительно правовых основ проектирования и
строительства глубоководного судового хода р. Дунай - Черное море через
заповедную украинскую территорию (гирло Быстрое) международного
трансграничного румынско-украинского биосферного заповедника ЮНЕСКО "Дельта
Дуная", сделанная Институтом государства и права им. В. М. Корецкого НАН
Украины (вывод подг. д. ю. н., проф., Н. Г. Малышева; письмо Института
государства и права им. В. М. Корецкого НАН Украины Президиуму НАН Украины N
126/492 от 17. 09. 01); Научно-экспертная оценка социально-экономических,
международно-правовых и экологических аспектов возможного строительства
глубоководного судового хода р. Дунай - Черное море в украинской части
дельты Дуная (рук. иссл. В. Д. Романенко, директор Института гидробиологии
НАН Украины, Б. М. Данилишин, заместитель Председателя Совета по изучению
продуктивных сил Украины НАН Украины), и другое.
     Таким образом, при подготовке данной научной эколого-экспертной оценки
были нарушены основные принципы экологической экспертизы - объективности и
комплексности.
    Заявление об экологических последствиях деятельности заказчиком
экспертизы проекта было опубликовано перед принятием вывода, а не в начале
проведения экспертизы, тот самим был нарушен основной принцип экологической
экспертизы - гласность.
     Научной эколого-экспертной оценкой не учтено общественное мнение
относительно вариантов строительства глубоководного судоходного хода Дунай -
Черное море, этот основной принцип экологической экспертизы (п. 2) статьи 6
Закона Украины "Об экологической экспертизе") ей также было нарушен.
    В соответствии с п. 5 статьи 6 Закона Украины "Об экологической
экспертизе", основным принципом экологической экспертизы является
государственное регулирование. В первичном выводе Государственной
экологической экспертизы от 14 декабря 2001 г. было указано, что варианты
судового хода, которые должны проходить через абсолютно заповедную зону
Дунайского биосферного заповедника, нарушают ряд действующих украинских и
международных законодательных актов. В декабре 2001 г. эти противоречия
явились одним из оснований для возвращения материалов ТЭО на доработку.
Доработанное ТЭО также не отвечает этим нормам, но это несоответствие при
составлении вывода в июле 2003 года было проигнорировано Минэкоресурсов.
    Согласно п. 3.13 Инструкции об осуществлении государственной
экологической экспертизы, положительный вывод государственной экологической
экспертизы выносится тогда, когда документация разработана в целом в
соответствии с требованиями природоохранного законодательства, действующих
нормативных документов. В данном случае реализация проектных решений вступит
в разногласие с требованиями природоохранного законодательства и является
неприемлемой с природоохранной точки зрения, поэтому документация должна
быть оценена отрицательно и отклонена.
    Учитывая приведенное выше, и руководствуясь ст. 44 Закона Украины "Об
экологической экспертизе" просим:
 1) рассмотреть наше заявление в сроки, предусмотренные
законодательством и сообщить нам о результатах рассмотрения;
 2) признать вывод государственной экологической экспертизы от 10.07.03.
незаконным.
     С уважением,
     Директор Киевского эколого-культурного центра,   В.Е.Борейко
     Председатель Совета ЭкГ "Печенеги",              С.А.Шапаренко
            Источник: pecheneg@ic.kharkov.ua, 2 августа 2003 г.

    ЮБИЛЕЙ
    10 августа Дунайскому биосферному заповеднику исполнилось 5 лет...
    Дорогие коллеги!
    Как вы знаете, с 2000 г. Министерство транспорта Украины лоббирует
сооружение судоходного хода Дунай - Черное море в абсолютно заповедной
зоне Дунайского биосферного заповедника, через гирло Быстрое. Массовая
общественная кампания по спасению заповедника длится с конца 2001 г., но
именно 2003 год был насыщен важными событиями, которые, на наш взгляд,
необходимо прокомментировать.
    В конце ноября 2002 г. министр транспорта Украины Г. Кирпа, передал
Президенту Украины, Л. Кучме, проект Указа Президента Украины о вычленении
из территории Дунайского биосферного заповедника под строительство
судоходного канала 5600 га заповедной территории для сооружения канала и
погрузочно-разгрузочного комплекса. ПРОЕКТ УКАЗА БЫЛ ОТКЛОНЕН, КОГДА
АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА ПОЛУЧИЛА СВЫШЕ 300 ФАКСОВ И ПИСЕМ ПРОТЕСТА БОЛЕЕ
ЧЕМ ИЗ 60 СТРАН МИРА. После этой кампании Л. Кучма уклонился от принятия
решения по данному вопросу, отдав указание решать проблему восстановления
судоходства в украинской части Дуная Совету национальной обороны и
безопасности.
    Впереди был Киев-2003 - перед европейской конференцией министров
украинские власти не рискнули принять определенное решение по "резонансной"
проблеме. Всю весну проходили совещания, на которые общественность
продолжала реагировать письмами протеста. БЛАГОДАРЯ ВАШЕМУ УЧАСТИЮ
ЗАПОВЕДНИК "ДОЖИЛ" ДО ПАНЪЕВРОПЕЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ МИНИСТРОВ.
    После Киева-2003 события стали форсироваться: важнейшее экологическое
событие, привлекавшее к Украине внимание всего мира, осталось в прошлом.
Конференцию Украина провела ("с честью" или "худо-бедно", - не имеет
значения); на носу лето - пора отпусков и общего затишья в
общественно-политической жизни. Итак, Панъевропейская конференция
закончилась 23 мая, а 6 июня уже состоялось заседание Совета безопасности,
посвященное "дунайскому" вопросу. На основании решения Совета 10 июня был
подписан Указ Президента Украины "О решении Совета национальной безопасности
и обороны Украины от 6 июня 2003 года "О состоянии выполнения Указа
Президента Украины от 10 августа 1998 года N 861 "О создании Дунайского
биосферного заповедника" и перспективы строительства судоходного пути
Дунай - Черное море".
    В основном указ содержал указания Кабинету Министров Украины:
 - определить в трехмесячный срок по результатам комплексной государственной
экспертизы вариант глубоководного судоходного хода Дунай - Черное море, и
с учетом принятого решения создать экспериментальный судовой ход;
 - оптимизировать границы Дунайского биосферного заповедника, в
частности, его заповедной зоны, с выделением "необходимых для развития
водного транспорта рукавов р. Дуная к судоходным внутренним водным путям";
     - подать в двухмесячный срок предложения относительно изменений в
Закон Украины "О природно-заповедном фонде" для реализации положений
Севильской стратегии для биосферных заповедников, а также относительно
улучшения управления Дунайским биосферным заповедником.
    Прежде всего, следует отметить в указе "аккуратное" решение "создать
экспериментальный судовой ход" - в качестве эксперимента можно провести "на
пробу" канал и через заповедную зону. Судя по всему, эксперимент ставится
над уникальной природной территорией...
    Также, учитывая последующие действия украинских властей, под
"оптимизацией границ" Дунайского заповедника и "изменениями в Законе ... с
целью реализации положений Севильской стратегии" имеется в виду усиление
хозяйственной деятельности в украинских природных резерватах. До сих пор
украинское законодательство хоть как-то препятствовало их разрушению...
    Ну и, естественно, все эти решения были приняты для "обеспечения
комплексного решения вопросов деятельности Дунайского биосферного
заповедника, охраны водно-болотных угодий международного значения, других
ценных с экологической точки зрения природных комплексов Украинского
Придунавья". А как иначе?
    Интересна концовка указа, которую мы приведем целиком: "В абзаце втором
статьи 1 Указа Президента Украины... "О создании Дунайского биосферного
заповедника" слова "протоками и внутренними водоемами и двухкилометровой
полосой в акватории Черного моря" заменить словами "акваторией Черного
моря".
    Транспортники and Ko восприняли это положение однозначно: из
заповедника, наконец-то изъята вся вода! Не заставило себя ждать и развитие
событий: Вилковский мэр Тимошенко (Вилково - крупнейший населенный пункт,
"вокруг" которого расположен заповедник) посчитал, что воды стали бесхозными
и их необходимо закрепить за городом, - и по этому поводу обратился в суд.
    В самом же этом абзаце интересны следующие моменты:
    Во-первых, что при "как бы" изъятии "водоемов и проток", общая площадь
заповедника не изменилась. Непонятно, как ее следует компенсировать, и
вообще, задумывались ли составители указа о соответствии площадей.
    Во-вторых, никаких ходатайств на изменение границ заповедника или его
зон, которые в данном случае требует украинское законодательство, в
Минэкоресурсов не поступало.
    В-третьих, - вчитайтесь в этот абзац: указом заповеднику отдана
АКВАТОРИЯ ЧЕРНОГО МОРЯ! Украина собралась аннексировать все Черное море, и
отдать его взамен "проток и водоемов" Дунайскому заповеднику?..
    Неудивительно, что сразу по выходу указа у него появилась масса
трактовок. Далее события развивались по трактовке указа транспортниками.
    В соответствии с украинским законодательством, неотъемлемой частью
комплексной государственной экспертизы является экспертиза экологическая.
Она по данному проекту уже проводилась - в 2001 году Украинским научным
центром экологии моря. Министерством экологии и природных ресурсов Украины
эта экспертиза была отклонена, поскольку, во-первых, в ней не были
рассмотрены альтернативы каналу через гирло Быстрое, а, во-вторых, нарушено
действующее законодательство - по закону на Быстром, в заповедной зоне,
проекты, подобные данному, запрещены.
    Указ назначил новую экспертизу, провести ее было поручено Киевскому
национальному университету. Университет "с честью" справился с поставленной
задачей, определив наиболее оптимальным вариантом канала... естественно,
гирло Быстрое. Вот список "героев" - разработчиков научной
эколого-экспертной оценки, которая легла в основу экспертизы:
     - канд. геол.-минерал. наук, доцент О. Кошляков (руководитель),
     - канд. геол.-минерал. наук, доцент Б. Мандрик,
     - докт. географич. наук, проф. О. Ободовский,
     - ведущий инженер И. Кошлякова,
     - ведущий инженер В. Дьяченко,
     - заведующий учебной лабораторией В. Ткаченко,
     - канд. биол. наук, старший специалист по проектам Украинского центра
менеджмента земли и ресурсов В. И. Придатко,
     - технический директор Украинского центра менеджмента земли и ресурсов
О. Д. Рябоконенко.
    Экспертиза проведена с массой нарушений. Прежде всего, она целиком
основывается на предположении, что гирло Быстрое будет выведено из
заповедной зоны. Получается анекдотическая ситуация: экспертиза предполагает
будущее "раззаповедание" Быстрого, в основу которого ляжет эта же
экспертиза!!!
    Биоразнообразие в данной "научно-исследовательской работе" оценивается
геологами (не нашелся "подходящий" биолог?); выводы этой оценки базируются
исключительно на материалах, предоставляющих преимущество глубоководного
судоходного пути через гирло Быстрое, и игнорирующих альтернативные
варианты; мнение общественности экспертизой не учтено.
    То есть, повторная экспертиза не учла требования, выдвинутые
Минэкоресурсов к предыдущей! Тем не менее, 10 июля этого года зам.
госсекретаря Минэкоресурсов Украины, А. Гриценко, утвердил ее выводы - что
нельзя было делать в 2001 году, можно в 2003... Уже подготовлены и итоги
комплексной экспертизы - "за" гирло Быстрое.
    В "благодарность за гражданскую доблесть" зам. госсекретаря Радикальная
экологическая организация "Земля прежде всего!" 1 августа 2003 года провела
пикет Минэкоресурсов. Пикетирующие держали плакаты: "А. Гриценко подписал
приговор Дунайскому заповеднику", "Господин Гриценко, зачем вы подписали
заказную экспертизу?!!", "Коррумпированному чиновнику не место в
Минэкологии!" и "Господин Поляков! Гоните Гриценко из министерства!"
Официальной реакции министерства на этот пикет не последовало...
    2 АВГУСТА 2003 ГОДА КИЕВСКИЙ ЭКОЛОГО-КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
ГРУППА "ПЕЧЕНЕГИ" ОБЖАЛОВАЛИ ПЕРЕД ПРЕМЬЕР-МИНИСТРОМ УКРАИНЫ,
В.Ф.ЯНУКОВИЧЕМ, ВЫВОДЫ ЭКОЭКСПЕРТИЗЫ, ПРОВЕДЕННОЙ КИЕВСКИМ НАЦИОНАЛЬНЫМ
УНИВЕРСИТЕТОМ.
    Пока готовятся необходимые документы, транспортники времени не теряют:
17 июля 2003 г. николаевская фирма "Продимпортэкспорт" предложила
Усть-Дунайскому порту заключить договор на засыпку гранитной крошки у выхода
Быстрого в море - для укрепления устья канала...
    10 АВГУСТА ДУНАЙСКОМУ БИОСФЕРНОМУ ЗАПОВЕДНИКУ ИСПОЛНИЛОСЬ 5 ЛЕТ.
Отправьте заповеднику свои поздравления! Его коллективу сейчас приходится
очень туго, и наша поддержка окажется как нельзя кстати: работникам
заповедника как никогда нужно почувствовать, что они в своей борьбе не одни.
Или одни?
    Адрес Дунайского биосферного заповедника: reserve@odtel.net
                    С.Шапаренко, ЭкГ "Печенеги",
                    Украинская коалиция "За дикую природу"
         Прислал: pecheneg@ic.kharkov.ua, 10 августа 2003 г.

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83            *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru          *
**************************     Распространяется только          *
* "UCS-PRESS" 2003 г.    *     по электронной почте             *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность