О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################# ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ***************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1098, 22 июля 2003 г. ****************## ################################################################# Право на общественную активность ФУФЛО ВМЕСТО ОБЩЕСТВЕННОГО ФОРУМА ИНФОРМАЦИЯ Общественный форум по распоряжению министра-подготовить за 13 дней! 15 июля 2003 г. вышло Распоряжение МПР России за подписью министра В.Г.Артюхова "О проведении общественного форума "Экология и природные ресурсы" 28 июля 2003г. с 14:00 по 18:00 в актовом зале МПР России. В документе сказано, что форум организуется в целях расширения взаимодействия общественных организаций и МПР России. Министр распорядился создать рабочую группу по подготовке форума, в список рабочей группы вошли составы двух советов при МПР - общественного экологического совета при министре и общеотраслевого совета по работе с общественностью. Список большой, в списке много представителей известных общественных организаций (состав советов в прилагаемом файле). Всем срочно были разосланы факсимильные сообщения с Распоряжением министра. По нашей информации для многих членов совета это стало сюрпризом, да и не все в это летнее время отпусков находятся на местах. А у кого-то запланированы другие мероприятия. И, конечно же, совершенно невозможно за отведенный срок качественно подготовить такое мероприятие, как общественный форум. Невозможно пригласить за отведенное время представителей от общественных организаций из регионов и обсудить с ними приоритетные темы для обсуждений на Форуме, да и непонятно, за счет каких ресурсов НКО должны содействовать цели расширения взаимодействия МПР с общественными организациями. Например, представители сети общественных экологических организаций Кемеровской области наверняка очень хотели бы принять участие в экологическом общественном форуме, но только транспортные расходы на одного человека составят 9-10 тыс. рублей. Свободных денежных сумм у НКО нет, все средства целевые и даже по распоряжению министра МПР не могут быть ни с того ни с сего израсходованы на поездку в Москву. А в России 89 субъектов федерации и наверняка в каждом есть общественность. В Распоряжении указано, что административно-хозяйственное управление МПР должно "обеспечить помещение под проведение Форума и питание участников", о выделении средств на транспортные расходы ничего не сказано. Возможно, МПР считает, что расширение взаимодействия государственного органа с общественными организациями должно финансироваться самими НКО, или МПР решило провести общественный форум только с членами своих советов, проживающих в Москве? Но тогда название "Общественный форум" чересчур амбициозно. И почему только они будут иметь возможность расширить свое взаимодействие с МПР? Это ущемление прав региональных и местных НКО. Отдельного внимания заслуживает содержание уже утвержденной программы общественного форума, которая прилагается к Распоряжению: Приложение к Распоряжению МПР России от 15.07.2003 No 300-р ПРОГРАММА общественного форума "Экология и природные ресурсы" * открытие общественного форума "Экология и природные ресурсы", заместитель Министра К.В.Янков, * доклад заместителя Министра природных ресурсов Российской Федерации, руководителя государственной службы контроля в сфере природопользования и экологической безопасности А.И.Поволоцкого, * доклад первого заместителя Министра природных ресурсов Российской Федерации, руководителя государственной службы охраны окружающей природной среды В.В.Караганова, * доклад заместителя Министра природных ресурсов Российской Федерации М.Е.Яковенко, * выступления и доклады (по согласованию) видных ученых, общественных и политических деятелей, * вопросы, ответы, дискуссии, * Н.Б.Клейменова - начальник Управления по связям с общественностью и средствами массовой информации, * закрытие общественного форума "Экология и природные ресурсы", заместитель Министра К.В.Янков. Из программы заметно, что выступать в течение 4 часов на общественном форуме будут в основном представители МПР. Так как темы докладов не определены, то представители министерства, видимо, будут говорить на свободную тему. От общественности выступить смогут только ВИДНЫЕ ученые, общественные и политические деятели (после форума мы узнаем, кто видный, а кто не видный). Остальные, кто попадет туда, вероятно, смогут задать вопросы, а если хватит времени, то и поучаствовать в дискуссии. Но, так как темы докладов не определены, то подготовить заранее вопросы не представляется возможным. Есть большая вероятность, что форум пройдет под девизом "Кто во что горазд" и станет отличной иллюстрацией к басне Крылова "Лебедь, рак и щука". Трудно назвать такую практику организации общественного взаимодействия удовлетворительной. Жалко людей, которые понимают бессмысленность подобных деяний, но становятся заложниками скоропалительных решений и вынуждены исполнять распоряжения министра. А как должны повести себя в подобной ситуации представители НКО, входящие в совет? Отделиться от российской общественности и расширять свое собственное взаимодействие в рамках Садового кольца? Обидно, что хорошие начинания по активизации взаимодействия государственных органов с общественностью становятся профанацией. Россия - большая страна, и взаимодействие федеральных органов государственной власти с общественностью не могут замыкаться на отдельных одних и тех же лицах, которые и во всех советах заседают, и на форумах позиционируются как представители от общественности России. И, скорее всего, все они люди умные и хорошие, но только общественность России их не уполномочивала и не делегировала. Существуют разные способы и методы реализации общественного диалога и консультирования, но государство должно выделять на это ресурсы и качественно организовывать этот процесс. Современные компьютерные технологии могут частично решить проблему больших расстояний и представительства. Нужно признать, что подобный подход к взаимодействию с общественностью присущ не только МПР. В России нет культуры и традиций реализации демократических норм, а это значит, что нам нужно активно учиться этому. И если МПР проявило такую замечательную инициативу, то нужно поручить специалистам ее качественно реализовать, обеспечить ресурсами, в том числе и адекватным временем для организации процесса. Информационное Экологическое Агентство (ИнЭкА), ineca@ineca.ru, No 149 от 22 июля 2003 г. ОТКЛИК 1 Всем... ну просто для сведения. 17 июля мною направлено зам.министра МПР Янкову факсом нижеследующее письмо: 17 июля 2003 года в 13.35 мною как "членом рабочей группы Гражданского форума "Экология и природные ресурсы" было получено по факсу приглашение принять участие 18 июля в 13.00 в Москве на ул.Б.Грузинская в заседании рабочей группы по подготовке проведения общественного форума "Экология и природные ресурсы". В связи с тем, что я не давал согласия участвовать в такой рабочей группе, а также не имею никакой информации о данном мероприятии, сообщаю о своем отказе участвовать в этом процессе. Кроме того, обращаю Ваше внимание, что это далеко не первое приглашение к участию в мероприятии, проводимом в МПР, которое поступает ко мне в сроки, делающие заведомо нереальным участие в проводимом мероприятии. Вынужден расценивать данные приглашения как имитацию деятельности при явном нежелании пригласить к реальному участию. Вчера получил по факсу уже как член одного из МПРовских советов снова приглашение участвовать в рабочей группе и этом самом форуме. Видимо, очень нужно после заседания Госсовета срочно продемонстрировать буйную деятельность и дружбу с общественностью. Асхат, askhat@dront.ru, 22 июля 2003 г. ОТКЛИК 2 Молодец, Асхат! Я полностью согласен с письмом Елены Перфильевой из ИНЭКА и считаю, что значительно эффективнее отказов отдельных членов Советов было бы коллективное письмо членов Советов МПР, поддержанное другими НПО России. В этом письме необходимо представить наши несогласия с практикой работы МПР и предложения по коренной ревизии работы МПР, в основе которой лежит разделение хозяйственной и контролирующей функций, о чем 5 июня было заявлено Президентом, но не делается никаких конкретных шагов (или об этих шагах не известно в Красноярске и других сибирских городах). Участие в работе т.н."Общественного форума" будет представлено МПР как поддержка их политики в работе (а точнее в имитации работы) с общественностью. Если и проводить такой Форум, то только после конца октября (когда позиции экологических НПО будут согласованы) и не с этим составом МПР. Успехов и всего самого доброго, А.Лалетин, laletin@online.ru, 22 июля 2003 г. УТОЧНЕНИЕ Я благодарен ИНЭКА за упоминание (вслед за МПР) моей фамилии в списке одного из советов при МПР. Только я из того совета вышел и довольно давно, о чем написал министру и распространил по нашим сетям (см. ECO-HR от 26 февраля). Правда, министр решил не отвечать, а из списков не исключать. Потому как в случае исключения из списка совета он был бы вынужден признать правоту содержимого письма. А оно состоит в том, что он (министр) продал жителей поселка Горный Саратовской области трижды. Первый раз, когда он остановил заседания общественного совета при МПР насовсем, чтобы только не допустить доклада с правдой о готовящемся нарушении права на жизнь населения Горного при начале уничтожения химического оружия. Второй раз, когда утвердил заключение экологической экспертизы, которая задним числом разрешила проект уже построенного завода в Горном, опасного для жизни людей. А надо было остановить завод для исправлений. Третий раз министр продал жителей после аварии на заводе в Горном, которая случилась 19 февраля. Вот уж когда надо было остановить завод надолго, а не тратить целый месяц на то, чтобы доказывать, что ничего не случилось. Что касается коллективных действий по выходу из общественных советов, то дело было так. Прежде чем написать министру письмо, я на эко-тусовке в Москве предложил написать совместное письмо, но отклика не получил. Поэтому письмо оказалось индивидуальным. Желающие могут возобновить попытки устроить коллективное написание. Продолжение истории, начавшейся так, как изложено в информации ИНЭКА, описано в нижеследующих письмах. ДОПОЛНЕНИЕ 1 Совету СоЭС Коллеги, Сегодня в 13.00 по поручению С.Забелина я был на встрече в МПР у К.Янкова. В списке приглашенных были оба общественных совета при министре. И какие-то начальники из МПР, из которых мне знаком был только В.Куценко. Пришли из известных мне общественников: А.Яблоков, И.Блоков, М.Воронцова, И.Баришпол. Других не знаю. Тема: проведение форума на тему "Экология и природные ресурсы", намеченного министерством на 28 июля. Общественного форума. В ходе встречи форум был переназван в совещание на тему "О совершенствовании взаимодействия органов МПР с общественностью". Теоретически намечены 4 докладчика из числа замминистров. А.Яблоков выразил сомнение в искренности МПР, заподозрив, что речь идет о постановке "галки в плане". И.Баришпол выразил пожелание подготовить доклад на обозначенную тему, и это было принято с благодарностью. И.Блоков выразил пожелание подготовить проект приказа по МПР на эту тему, что также было принято с благодарностью. Я задал один вопрос и высказал два соображения. Вопрос состоял в том, что по имеющимся сведениям "общественность" собралась ехать на этот форум за счет средств МПР. К.Янков отверг это, сказав, что такое не предусматривается - ехать будут за свой счет. Соображение первое: перенести совещание на декабрь, на время после выборов, с тем чтобы хорошо подготовиться и чтобы не испортить саму идею, в основе своей хорошую. Соображение второе: собраться заранее в узком составе и обговорить практические вопросы взаимоотношения по линии экологического контроля и экологического экспертирования, с тем чтобы отношения между МПР и общественностью не были полупроводниковыми (и реализовывались только в одну сторону и только тогда, когда этого хочет одна сторона - МПР). Соображения мои расслышаны не были, поскольку у них в МПР по плану в июле - отметиться по поводу "взаимоотношения с общественностью", и К.Янков этого предположения не отрицал. Эрго. Совещание состоится 28 июля в большом зале МПР в любом случае. Я считаю его ненужной затеей и потому терять время на его подготовку мне бы не хотелось. Возможно, я и приду на само совещание, но не более чем посидеть на заднем ряду и послушать. Поэтому просьба определиться, будем ли мы участвовать в подготовке и, если да, то кто от нас будет это делать. Скоро И.Блоков начнет рассылать всем проекты, поэтому просьба определиться, кто будет ему давать наши советы, если мы согласны в этом участвовать. Мне его подход и перечень интересующих его тем не кажутся приемлемыми: я ему отвечать не буду, а перешлю предложения тому, кто согласен этим заниматься... Удачи в делах, Л.Федоров 18 июля 2003 года ДОПОЛНЕНИЕ 2 Совету СоЭС Коллеги, Я приветствую желание А.В.Яблокова подготовить проект приказа по МПР в отношении будущего совещания по вопросам его взаимодействия с НПО. При том понимании, что это будет вестись от имени Центра экологической политики. Как я писал вчера, на мой взгляд СоЭСу нет необходимости встревать в это дело. В дополнение к вчерашнему письму сообщаю, что я вчера на совещании у К.Янкова предложил рассматривать взаимодействие между НПО и МПР в рамках партнерских отношений. На что присутствующие дружно хихикнули. Какое-то время назад во время очередных посиделок "общественных советов" у министра А.В.Зименко сделал хорошее предложение собраться вновь у министра и подвести итоги сотрудничества МПР и НПО, затеянного по инициативе министра ровно год назад. В тот момент министр не мог не согласиться. Насколько я понимаю, вся нынешняя активность МПР - это не более чем форма ухода от встречи, предложенной А.В.Зименко. Резюмирую. Положение дел сейчас таково, что МПР еще не осознал необходимости и целесообразности для дела в установлении искренних отношений с НПО. Поэтому и нам нет необходимости суетиться с какими-то промежуточными совещаниями. Мне представляется, что СоЭС все же не "девушка по вызову". Удачи в делах, Л.Федоров 19 июля 2003 года ДОПОЛНЕНИЕ 3 Совету СоЭС Друзья! На данный момент наши отношения с МПР складываются таким образом, что им это нужно больше. Я согласен с Львом Александровичем, что нам никак нельзя бегать к ним "по вызову", коль скоро выясняется, что мероприятие для галочки. Со всех доступных мне трибун и во всех складывающихся ситуациях я прямо и говорю, что активность МПР - исключительно имитационная. Планирую 28 июля провести в деревне. Всего доброго. Свет С.И.Забелин, svet@seu.ru, 22 июля 2003 г. ***************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров * * Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco * * и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется только * * "UCS-PRESS" 2003 г. * по электронной почте * ***************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco
Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |