О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################# ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ***************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1088, 12 июля 2003 г. ****************## ################################################################# Право на ответственную власть ХИМИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ РОССИИ: ОЧЕРЕДНОЙ ПРИЗЫВ К ВЛАСТИ ТРЕТЬЕ ОБРАЩЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ПРЕЗИДЕНТУ РОССИИ В СВЯЗИ С ВЫПОЛНЕНИЕМ ПЕРВОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО УНИЧТОЖЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ Уважаемый Президент, В своих обращениях от 16 ноября 2002 года и от 28 апреля 2003 года общественные организации России просили Вас не допустить превращения чрезвычайно важного для страны и всего мира химического разоружения России в опасную для людей и природы гонку химического разоружения. Вы прекрасно знаете, что для выполнения к 29 апреля 2003 года первого международного обязательства России по Конвенции о запрещении химического оружия - уничтожения 1% запасов отравляющих веществ (400 тонн из 40 000 тонн имеющихся) - были нарушены все имеющие к ней отношение и действующие в нашей стране законы и процедуры. Как заявил губернатор Д.Ф.Аяцков, на объекте в пос.Горный Саратовской области "просто стремились уничтожить химическое оружие любой ценой". Вместо того, чтобы принять меры к тому, чтобы процесс уничтожения химического оружия был возвращен в правовые рамки и организован с соблюдением правил безопасности, вновь назначенный руководитель Росбоеприпасов генерал В.И.Холстов встал на путь обмана руководства страны. В справке, которая была отправлена им в правительство и общественным организациям, было сделано несколько ошибочных заявлений: 1) что будто бы "принципиальных изменений в технологию уничтожения отравляющих веществ не вносилось"; 2) что будто бы "технологии ликвидации химического оружия, хранящегося в п.Горный, являются неотъемлемой составной частью ТЭО, которое неоднократно проходило государственную экологическую экспертизу и получило положительное заключение"; и 3) что будто бы "ТЭО, которое прошло государственную экологическую экспертизу, суммарная мощность объекта по уничтожению отравляющих веществ установлена 390 тонн в год". Мы вынуждены с прискорбием известить Вас, что все заявления генерала В.И.Холстова являются неправдой. 1. Тот факт, что причиной срыва пуска объекта в п.Горный летом 2002 года явилось именно внесение Росбоеприпасами и лично З.П.Паком изменений в технологию уничтожения химического оружия, был установлен в сентябре 2002 г. не общественными организациями, а Главным контрольным управлением Президента России, после чего Правительству РФ было дано соответствующее поручение за No Пр-1850 от 16 октября 2002 г. Странно, что генерал Холстов не в курсе. 2. Закон "Об экологической экспертизе" 1995 года требует обязательного проведения государственной экологической экспертизы по всем важнейшим событиям - при рассмотрении проектов правовых актов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду, при принятии федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую среду, при использовании новых технологий, а также при принятии ТЭО на конкретные проекты. Равным образом повторная экологическая экспертиза обязательна в случае внесения в ТЭО изменений. При запуске объекта по уничтожению химического оружия в п.Горный были нарушены все действующие правила. Как Вы знаете, закон "Об уничтожении химического оружия" 1997 года НЕ проходил государственной экологической экспертизы. Точно также федеральная программа уничтожения химического оружия не подвергалась ей ни в 1996 году, ни в 2001 году. Технология уничтожения отравляющих веществ, в том числе иприта, НЕ проходила специальной экологической экспертизы никогда. Во время государственной экологической экспертизы ТЭО на объект в п.Горный, которая была проведена в 1997 году, решение экспертной комиссии было ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ. При той же экспертизе в 1999 году, которая была осуществлена под руководством доктора военных наук В.И.Купаева, в соответствующем разделе Заключения экспертной комиссии ("1.Представленные материалы", п.п.1-20) НЕТ даже упоминаний о томах, в которых бы описывались конкретные технологии уничтожения отравляющих веществ. А в Заключении третьей экологической экспертизы, которая была проведена в 2003 году задним числом на ТЭО уже возведенного объекта, в перечне представленных на экспертизу материалов НЕ было томов, касающихся технологии уничтожения иприта. В том заключении упомянута лишь "Книга 1. Технологические решения по установке уничтожения люизита", однако в п.Горный к конвенциальному сроку 29 апреля 2003 года было уничтожено 400 тонн не люизита, а иприта. Таким образом, заявление генерала В.И.Холстова - не более чем вымысел. Не говоря уж о том, что законом НЕ предусмотрено право руководителей ведомств на совмещение рассмотрения в рамках одной государственной экологической экспертизы двух разных вещей - и общих технологий, и ТЭО на конкретные проекты. 3. В Заключении государственной экологической экспертизы на объект в п.Горный, которое было утверждено в Министерстве природных ресурсов 25 октября 2002 года, в разделе 2.1 есть однозначная запись "Годовой объем уничтожаемых ОВ - 90 тонн". А в Заключении государственной экологической экспертизы 1999 года также имеются однозначные указания: мощность опытной установки по уничтожению иприта 1 тонна в сутки при условии, что установка работает лишь 200 дней в году из 365 ("в режиме отработки технологии"). Фактически в п.Горный установка по уничтожению иприта непрерывно действовала во все дни между 19 декабря 2002 и 26 апреля 2003 годов, причем в сутки уничтожалось от 3 до 4 тонн иприта. Другими словами, установка действовала не в режиме отработки технологии, а в нормальном промышленном режиме, а плановая (разрешенная) мощность была перекрыта в 9-10 раз. В Заключениях государственных экологических экспертиз НЕТ никаких указаний на возможность поднятия мощности по уничтожению иприта до 390 тонн/год. Это заявление - целиком на совести генерала В.И.Холстова. Уважаемый Президент, В ответном письме генерала В.И.Холстова не дается оценка аварии, случившейся 19 февраля 2003 года на объекте в п.Горный. Между тем, если бы авария получила развитие и иприт вышел бы из-под контроля военных, жители п.Горный и других поселков пострадали бы дважды. Во-первых, они бы получили поражение кожи от иприта, поскольку предоставление населению средств защиты кожи от отравляющих веществ кожно-нарывного действия (иприта и люизита) НЕ предусмотрено ни МЧС, ни армией (это решение армии было опубликовано еще в 1994 году). Во-вторых, никто бы НЕ стал платить жителям за поражения кожи ипритом, поскольку принятие закона "Об обязательном государственном страховании граждан, их собственности от аварий на объектах по хранению и уничтожению химического оружия" давно исключено из планов Государственной Думы. Такого закона в стране НЕТ. Более того, как установила проверка, выполненная Главным контрольным управлением Президента России весной 2002 года, даже для исполнения действующих законов нормативно-правовая база проведения работ в области химического разоружения ничтожна - принято лишь 13 из 31 нормативного акта, после чего Вашим решением от 11 апреля 2002 г. этот вопрос был передан в Правительство России для рассмотрения и принятия мер в рамках выполнения Вашего поручения от 4 февраля 2002 г. No Пр-187. В информации генерала В.И.Холстова правительству России не упоминается о том, что во время государственных экологических экспертиз 1997, 1999 и 2002 годов должным образом установленных гигиенических стандартов на иприт и люизит НЕ существовало - имелось лишь письмо директора какого-то института, а не решение Государства. К сожалению, постановление Главного Государственного санитарного врача России, установившее допустимые расчетные уровни иприта и люизита в атмосферном воздухе населенных мест, появилось лишь 5 июня 2003 года, а зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ - только 11 июня. То есть после окончания трудовой вахты по уничтожению 400 тонн иприта. Генерал В.И.Холстов не упоминает и о том, что Министерство природных ресурсов России ни до начала уничтожения химического оружия, ни в процессе срочного исполнения первого конвенциального обязательства НЕ стало исполнять свои служебные обязанности по защите интересов людей и природы. Даже после февральской аварии оно лишь затеяло с Росбоеприпасами мышиную возню под ковром. Зато генералом В.И.Холстовым упоминается деятельность каких-то международных наблюдателей, тогда как, в соответствии с Конвенцией о запрещении химического оружия, они НЕ обязаны следить за соблюдением внутренних экологических законов России. Не упоминает генерал В.И.Холстов и о том, что экологическая общественность страны НЕ была допущена Росбоеприпасами к контролю за исполнением законов и правил при стахановском уничтожении партии иприта. Уважаемый Президент, Население районов, чьи жизнь и благополучие зависят от хода и исхода исполнения программ уничтожения химического оружия, пока никем не защищено. Мы уже просили Вас не передоверять решение этой проблемы чиновничеству - они даже не поняли, о чем идет речь. В связи с этим мы вынуждены напомнить Вам, что в 1989 году жители Чапаевска, обнаружив несоответствие построенного объекта по уничтожению химического оружия нормам цивилизованного обращения государства с людьми, инициировали его закрытие и добились своего. И в 1993 году генерал В.И.Холстов признавал, что именно социальный аспект был причиной неудачи в Чапаевске. Сейчас, когда срочное исполнение первого конвенциального обязательства России позади, имеются все условия для безусловного возвращения процесса химического разоружения в правовые рамки. К сожалению, если это не будет немедленно сделано, жители тех районов страны, чьи кровные интересы затронуты программой химического разоружения, могут вспомнить опыт Чапаевского протеста. Потому что их интересы гораздо важнее карьерного продвижения генерала В.И.Холстова, прагматизма губернатора Д.Ф.Аяцкова и душевного благополучия главы комиссии по химическому разоружению С.В.Кириенко. Мы еще раз обращаемся к Вам с просьбой не ставить на кон жизни людей. Исполните свой призыв к диктатуре закона - химическое оружие не должно уничтожаться любой ценой, стахановскими темпами, в тайне от общественности и с нарушением законов, правил и процедур. С уважением Российский Социально-экологический Союз, сопредседатель С.И.Забелин, Союз "За химическую безопасность" (Россия), президент Л.А.Федоров, Общественное Экологическое движение "Инициатива-2", Чапаевск, Самарская область, председатель В.М.Борзунов, Центр содействия экологическим инициативам, Саратов, А.А.Пинчук, Саратовский правозащитный центр "Солидарность", председатель А.Никитин, Саратовская региональная общественная организация "Союз охраны птиц России", А.Антончиков, А.Варламов, Отделение Всероссийского общества охраны природы, Балаково, Саратовская область, А.М.Виноградова, Коалиция "Чистая энергия", Саратов, О.Н.Пицунова, Общественная организация, "Зона риска", Хвалынск, Саратовская область, Л.Шенкер, Пермское отделение Союза "За химическую безопасность", руководитель Л.С.Попова, Нижегородское отделение Союза "За химическую безопасность", руководитель Н.Пчелина, Брянское отделение Союза "За химическую безопасность", руководитель Л.К.Комогорцева, Котельничское отделение Союза "За химическую безопасность", руководитель А.М.Таранов, Отделение Союза "За химическую безопасность", пос.Мирный, Кировская область, руководитель Г.С.Савиных, Отделение Союза "За химическую безопасность", Воткинск, Удмуртская Республика, сопредседатель Н.Л.Павлюкова, Рязанское отделение Союза "За химическую безопасность", "Экологическая вахта Сахалина", председатель совета Д.В.Лисицын, Тульский правозащитный центр, председатель совета В.Куренков, "Красноярский правозащитный центр", О.Лихтина, Марийское отделение Социально-экологического Союза, Йошкар-Ола, руководитель С.Почитаев, Рязанское отделение Социально-экологического союза, руководитель Т.М.Артемкина, Волгодонское отделение Социально-экологического союза, Ростовская область, председатель В.Шалимов, "Творческий союз "Южная Волна", Краснодар, председатель правления Е.Греков, "Центр содействия гражданским инициативам", Димитровград, председатель совета М.А.Пискунов, Чукотское общественное экологическое движение "Кайра-клуб", Анадырь, председатель Г.Смирнов, Алтайский краевой общественный фонд "Алтай - 21 век", Барнаул, М.Ю.Шишин, "Лес и мы", Красноярск, Е.Палкин, "Зеленый Дон", Новочеркасск, В.Лагутов, Экологический центр "Дронт", Нижний Новгород, руководитель А.Каюмов, "Ассоциация зеленых Карелии", Петрозаводск, Д.С.Рыбаков, Член сети экологов-юристов Н.В.Краев, Киров, "Бурятское региональное объединение по Байкалу", Улан-Удэ, С.Г.Шапхаев, "Ивановское областное общество прав человека", координатор С.В.Вальков, "Краевой экологический институт", Красноярск, Н.Зубов, Ульяновское городское отделение "Российского движения "Зеленых", председатель А.А.Брагин, Агентство исследования и сохранения тайги - "АИСТ", Кемерово, директор А.Арбачаков, Кольская региональная ассоциация "За безопасность питьевой воды и пищи", Мурманск, президент Л.К.Соколова, "ЭкоСервис", Красноярск, С.Денисюк, Институт "Ученые Сибири за глобальную ответственность", Новосибирск, директор С.Э.Пащенко, "Сибирское экологическое агентство", Томск, А.Торопов, Экологическое движение молодежи области, Екатеринбург, кординатор Е.Анисимов, Региональный благотворительный фонд помощи жертвам радиации "АЙГУЛЬ", Челябинск, председатель М.Н.Кабирова, "Зеленая ветвь", Ярославль, Л.Байкова, "Всегда молодой", Красноярск, А.Гришин, "Парусная академия", Таганрог, президент В.Назаренко, Международный дискуссионный клуб, Москва, президент А.Ожаровский, "Краевой экологический Союз", Сосновоборск, Е.Спирин, "Правозащитная организация "Восход", руководитель Е.А.Бобров, Экологическое движение "Зеленая Молния", Сочи, сопредседатель Д.А.Капцов, Экоцентр "Бурея", Хабаровский край, председатеь правления А.Д.Думикян, Городская общественная организация "Эко-Логика", Ростов, президент Ф.В.Микушин, Экологический клуб "Грин Клаб", Мурманск, председатель правления Е.Б.Васильева, Центр охраны дикой природы, Москва, генеральный директор А.В.Зименко, Молодежная общественная организация "Зеленое "ЯБЛОКО", Ульяновск, заместитель председателя С.Н.Осин, "Информационное экологическое агентство", Новокузнецк, директор Е.В.Перфильева, Движение за ядерную безопасность, Челябинск, президент Н.И.Миронова, Зеленый комитет, Оренбург, В.Домбровский, Апатитский экологический центр, Апатиты, Мурманская область, председатель совета Е.Н.Кругликова, "Планета надежд", Озерск, Челябинская область, Н.Л.Кутепова, "Зеленый мир", Сосновый Бор, Ленинградская область, председатель Совета О.Бодров, Экологическая газета "Зеленый Луч", Рязань, Межрегиональное общественное движение "За безъядерный Дон", Волгодонск, председатель И.Резникова, "Сибирский природоохранный альянс, Томск, Б.Некрасов. 11 июля 2003 года ДОПОЛНЕНИЕ Ну вот мы и дожили до свободы слова. Черновик этого текста был распространен агентством REGNUM еще 3 июля, когда авторы только лишь консультировались друг с другом. Еще 10 лет назад наши тяжелейшие экологические проблемы просто замалчивались прессой, а теперь вот, наоборот, она ворует информацию с пылу, с жару. ***************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров * * Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco * * и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется только * * "UCS-PRESS" 2003 г. * по электронной почте * ***************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco
Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |