О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################# ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ***************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1081, 5 июля 2003 г. ****************## ################################################################# Право на информацию УКРАИНА: ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ ИЛИ... ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ И УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ - ВЗГЛЯД ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ГОСУЧРЕЖДЕНИЙ По распоряжению Кабмина "О мероприятиях по реализации приоритетных положений Программы интеграции Украины в Европейский Союз в 2002 г." Минэкоресурсов подготовило проекты Положений "О порядке предоставления экологической информации" и "О участии общественности в принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды".Эти проекты были обсуждены на инициированных "ЭкоПраво-Киев" обсуждениях на местах и затем на общественных слушаниях в Киеве в ноябре 2002 г., где были отредактированы согласно замечаний общественности... Затем все заинтересованные министерства и комитеты тоже ознакомились с проектами Положений (с учетом комментариев общественности) и дали свои предложения и замечания. В частности, Положение "О порядке предоставления эко.информации" дает определение "экологической информации": любые публично объявленные сведения в письменной, аудиовизуальной, электронной или др. материальной форме о событиях, явления, материалы, факты, процессы, сведения об отдельных лицах, причастных к сфере использования, воспроизведения и сохранения природных ресурсов, природных объектов или природных комплексов, охрану окружающей природной среды [далее ОС - ред.] от вредного химического, физического или биологического влияния, обеспечения эко.безопасности. Это определение является одним из основных противоречивых вопросов. Так, Минобразования считает, что понимание "эко.информации" только как "публично объявленных сведений" недопустимо, поскольку не отвечает идеологии Орхусской конвенции и противоречит Закону "Об информации". Минюст и Минтранс также предлагают доработать термин "эко.информация" с учетом требований Орхусской конвенции. Минздрав предлагает в определении установленного срока исключить слова "здоровья населения", а Госкомводхоз - изъять слова "сведения об отдельных лицах, причастных к", поскольку сведения об отдельном лице не являются эко.информацией. Существуют и другие недоразумения в терминологии. Так, Госкомстат предлагает обратить внимание на словосочетание "в соответствии с требованиями статической отчетности", что фигурирует в Положении, ведь требований обнародования статической информации не существует. Минэкономики нуждается в терминологическом определении понятия "общественная экологическая экспертиза". Минтранс указывает, что "отсутствие четкого определения сроков "систематического информирования" и "немедленного информирования" создает предпосылки для бессистемности в работе и необоснованного привлечения должностных лиц к разным видам ответственности. Из других замечаний, выраженных заинтересованными гос.учреждениями, самым актуальным является вопрос финансирования. В проекте Постановления Кабмина об утверждении Положения о порядке предоставления экологической информации предложено предусмотреть в госбюджете средства на создание и функционирование экологической информационной системы, и в то же время в пояснительной записке Минэкоресурсов к проекту указано, что "внедрение Положения не требует дополнительных средств" и "создание и развитие информационной экологической системы является одной из функциональных задач Минэкоресурсов". Госкомводхоз считает необходимым привести эти пункты в соответствие. Учитывая это, Минфин предложил изложить противоречивый пункт в такой редакции: "Министерству экологии и природных ресурсов Украины предусматривать средства на создание и функционирование экологической информационной системы". Минтопэнерго и Минтранс вообще довольно жестко выразились по поводу недостатков проекта Положений. Минтопэнерго считает, что "эти документы преследуют только одну цель - максимально обеспечить полную информированность общественности. При этом не принимаются во внимание затраты, необходимые для обеспечения этого процесса на всех уровнях, что на практике приведет к абсурду". А Минтранс убежден, что "обязательство постоянного обнародования предприятиями за свой счет через СМИ сведений о негативном влиянии фактически всех транспортных узлов и вокзалов (поскольку по Положению, они являются объектами, представляющими повышенную эко.опасность) на ОС приведет к довольно большим дополнительным затратам средств и потере рабочего времени работников всех видов транспорта и будет иметь негативное влияние на финансово-экономическое положение предприятий транспортного комплекса". Важные дополнения в Положение "О порядке предоставления эко.информации" предлагает Госкомсвязи - необходимо обратить внимание на ее размещении в сети Интернет. По поводу другого документа - Положения "Об участии общественности в принятии решений, касающихся ОС" - замечаний значительно меньше. В частности, Госстрой предлагает ввести в Положение формулировку о совместном рассмотрении обращений общественности и проведении общественных слушаний органами Минэкоресурсов Украины и муниципальными органами, уполномоченными на это Советами Народных Депутатов", а также "значительно сократить сроки предоставления эко.информации и проведения общественных слушаний, привлечь Госстрой к формированию экологической информсистемы". Госкомводхоз высказывает мнение, что процедура участия общественности нуждается в обосновании с ссылкой на конкретные нормативно-правовые акты. Госком по вопросам жилищно-коммунального хозяйства указывает, что из проекта Положения не понять, что финансируется - участие общественности в принятии решений, или затраты, связанные с созданием и функционированием информационного поля по вопросам, касающимся ОС. Подготовка проектов обоих Положений продолжается - все присланные замечания и предложения сейчас рассматриваются в Минэкоресурсов. Однако окончательно конечный срок работы над этими документами пока не определен. Дайджест "Зеленого Дос'е" No 26, 2.06.03 (перевод с украинского и аббревиатурные сокращения А.Левина) Э К О К Л У Б, No 21/2003 (327), 5 июля 2003 г. root@ecoclub.zp.ua ***************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров * * Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco * * и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется только * * "UCS-PRESS" 2003 г. * по электронной почте * ***************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco
Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |