Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск


     #################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА      ****************##
   #######**** ***************************************************##
  ####    Сообщение ECO-HR.1071, 25 июня 2003 г. ****************##
 #################################################################
                                  Право на общественную активность

     УЗБЕКИСТАН: ПРАВОЗАЩИТНИКИ - ЗА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОВ

    Необходим пересмотр действующего законодательства Узбекистана
в соответствии с нормами международного права!
    24 июня во  - Ташкент правозащитная  общественность -
представители общественных групп  <Мазлум>,  НОПЧУ, <Эзгулик>, ЭПЦ
<Чирчик-дарё>, <Комитета социального мониторинга> и других общественных
организаций и групп, рассмотрела подготовленный <Рабочей группой
общественного мониторинга законодательства Узбекистана>  <Заявление
депутатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан> следующего содержания:
    <ЗАЯВЛЕНИЕ
    24 апреля этого года на своей сессии парламент Узбекистана - Олий
Мажлис принял Закон Республики Узбекистан "О внесении изменений и
дополнений в Конституцию Республики Узбекистана".  Некоторые положения
этой новой редакции Конституции Узбекистана противоречат общепризнанным
нормам международного права и правам человека!
    В статье 7 Конституции Республики Узбекистан указано, что единственным
источником государственной власти является народ Узбекистана.
    В соответствии со статьей 9 Конституции Республики Узбекистан наиболее
важные вопросы общественной и государственной жизни выносятся на
обсуждение народа, ставятся на всеобщее голосование (референдум). Порядок
проведения референдума определяется законом.
    В соответствие со статьей 78 Конституции Республики Узбекистан
принимать решения о проведении референдума Республики Узбекистан и
назначении даты его проведения имеет право только Олий Мажлис. А
единственный источник государственной власти - народ Узбекистана,
отстранен от возможности прямого выражения своей воли посредством
самостоятельного инициирования проведения референдумов.
    Поэтому для устранения существующих противоречий необходимо разработать
и принять новую редакцию Закона "О референдуме", в соответствии с которым,
государственные органы будут обязаны выполнять волю народа о проведении
референдума при сборе определенного количества подписей инициативной группы
из граждан Узбекистана!
    В Преамбуле Конституции Республики Узбекистан от имени народа
Узбекистана торжественно провозглашается приверженность правам человека
и признается приоритет общепризнанных норм международного права.
     В статье 21 "Всеобщей декларации прав человека" закреплено право
каждого человека принимать участие в управлении своей страной
непосредственно или через посредство свободно избранных представителей;
право равного доступа к государственной службе в своей стране.
     В статье 25 "Международного пакта о гражданских и политических
правах" закреплено право и возможность каждого гражданина без какой бы то
ни было дискриминации и без необоснованных ограничений принимать участие
в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство
свободно выбранных представителей; голосовать и быть избранным на подлинных
периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного
избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное
волеизъявление избирателей; голосовать и быть избранным на подлинных
периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного
избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное
волеизъявление избирателей; допускаться в своей стране на общих условиях
равенства к государственной службе.
    B соответствии со статьей 77 этого Закона депутаты Законодательной
Палаты избираются по территориальным избирательным округам на
многопартийной основе. Сенат Олий Мажлиса является палатой территориального
представительства и состоит из членов Сената (сенаторов). Члены Сената
избираются в равном количестве - по шесть человек - от Республики
Каракалпакстан, областей и города Ташкента. Но не разработана процедура
выборов в Сенат, только указано, что эти выборы проводятся тайным
голосованием на соответствующих совместных заседаниях депутатов Жокаргы
Кенеса Республики Каракалпакстан, представительных органов государственной
власти областей, районов и городов из числа этих депутатов не позднее
месячного срока после их избрания. В соответствии со статьей 77 депутатом
Законодательной Палаты и членом Сената может быть гражданин Республики
Узбекистан, достигший ко дню выборов 25 лет и постоянно проживающий на
территории Республики Узбекистан не менее пяти лет.
    В соответствии со статьей 90 Основного Закона Президентом Республики
Узбекистан может быть гражданин Республики Узбекистан не моложе тридцати
пяти лет, свободно владеющий государственным языком, постоянно проживающий
на территории Республики Узбекистан не менее десяти лет непосредственно
перед выборами.
     Мы считаем, что положения статей 76, 77 и 90 Основного Закона входят в
противоречия с нормами международного права и препятствуют реализации прав
каждого гражданина Узбекистана принимать участие в ведении государственных
дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных
представителей, а также права голосовать и быть избранным!
    В статье 11 Конституции Республики Узбекистан указано, что система
государственной власти Республики Узбекистан основывается на принципе
разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
    Однако в соответствии со статьей 102 новой редакции Конституции
представительную и исполнительную власть на соответствующей территории
возглавляет хоким области, района и города, что нарушает основополагающий,
в соответствии с нормами международного права, конституционный принцип
разделения властей.
    В соответствии со статьей 89 новой редакции Конституции Президент
является главой государства и одновременно является главой исполнительной
власти. В соответствии со статьей 93 новой редакции Конституции, Президент
выполняет обязанности по назначению и освобождению от должности судей
областных, районных, городских, военных и хозяйственных судов. Но,
выполняя обязанности главы исполнительной власти, а также обязанности по
назначению и освобождению от должности судей, Президент уже не является
свободным гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов
Узбекистана, основанных на строгом соблюдении принципа равноправия всех
ветвей власти!
    В статье 93 новой редакции Конституции указано, что Президент не
вправе передавать исполнение своих полномочий государственным органам или
должностным лицам. Но не указаны последствия этого нарушения, как и других
нарушений. Отсутствует процедура возможного отрешения Президента от
должности.
    В новую редакцию Конституции Узбекистана не включены такие  права,
как права граждан Узбекистана на свободное получение и распространение
информации, права на здоровую окружающую среду, на экологическую
безопасность!
    Мы заявляем, что для создания правовых основ более полной реализации
гражданских, политических, экономических, социальных, культурных,
информационных и экологических прав человека необходимо подготовить и
принять новую редакцию Конституции Узбекистана!
    Необходимо разработать и принять ряд новых Законов, в том числе Закон
<О милиции>, Закон <О государственной службе>,  Закон <О борьбе с
коррупцией>!
    Мы также заявляем, что необходим пересмотр действующего законодательства
Узбекистана  с целью либерализации и демократизации этого законодательства
в соответствии с нормами международного права!>
    Собравшиеся обсудили содержание предложенного на рассмотрение документа
и согласились с инициативой <Рабочей группы> о необходимости организации
общественной кампании сбора подписей в поддержку данного Заявления.
    Участники обсуждения:
                Арифов Атаназар,
                Гафуров Абдусалом,
                Жуманиязов Нураддин,
                Краснова Ольга,
                Маматова Ойгуль,
                Саидалиев Саидакрам,
                Саидов Кудрат,
                Степанов Константин,
                Тургунов Аъзам,
                Умирзаков Салават,
                Шаймарданов Ахтам,
                Шосалимов Жахонгир,
                Эргашев Абдусалом.

         Прислал А.Шаймарданов, ahtam@sarkor.com, 25 июня 2003 г.

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83            *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru          *
**************************     Распространяется только          *
* "UCS-PRESS" 2003 г.    *     по электронной почте             *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность