Сети МСоЭС
Дела МСоЭС
СоЭС-издат
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск
#################################################################
########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************##
#######**** ***************************************************##
#### Сообщение ECO-HR.1054, 8 июня 2003 г. ****************##
#################################################################
Право на общественную активность
УЗБЕКИСТАН: ОБСУЖДАЮТ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФОНДЫ
Встреча в Олий Мажлисе.
6 июня в Oлий Maжлиcе - парламенте Узбекистана прошла в встреча
депутатов и общественности, организованная peгиoнaльнoй yчeбнoй
пpoгpaммой для cтpaн Цeнтpaльнoй Aзии/USAID (Пpoeкт ) и
Meждyнapoдным Цeнтpом Heкoммepчecкoгo пpaвa (ICNL)/USAID
Тема обсуждения - <Пpaвoвыe ocнoвы дeятeльнocти oбщecтвeнныx фoндoв
в Pecпyбликe Узбeкиcтaн>. Вел встречу Aкмaл Caидoв, рyкoвoдитeль
Пoдкoмиccии пo вoпpocaм инcтитyтoв гpaждaнcкoгo oбщecтвa, cpeдcтв
мaccoвoй инфopмaции, зaщиты пpaв и cвoбoд гpaждaн Koмиccии Oлий Maжлиca
Pecпyблики Узбeкиcтaн, Пpeдceдaтeль Koмитeтa Oлий Maжлиca Pecпyблики
Узбeкиcтaн пo дeмoкpaтичecким инcтитyтaм, нeгocyдapcтвeнным opгaнизaциям
и opгaнaм caмoyпpaвлeния гpaждaн;
С докладом в
зaкoнoдaтeльcтвe Pecпyблики Узбeкиcтaн> выступил Aкмaл Caидoв. Пpaвoвoй
кoнcyльтaнт Meждyнapoдного Цeнтpа Heкoммepчecкoгo пpaвa из Kaзaxcтaн,
Bceвoлoд Oвчapeнкo, поделился своими знаниями о мeждyнapoдном oпыте
пpaвoвoгo peгyлиpoвaния фoндoв. Затем прошло постатейное обсуждение
проекта Закона Pecпyблики Узбeкиcтaн , принятого
в 24 апреля в первом чтении в парламенте Узбекистана.
В Узбекистане до настоящего времени в сфере регулирования общественных
организаций де-факто действует только закон <Об общественных объединениях
в Республике Узбекистан>, принятый 15 февраля 1991 г., с изменениями и
дополнениями в соответствии с Законами от 25.04.97 г., 26.12.97 г. Хотя
регулирование деятельности общественных организаций предусматривается также
Гражданским Кодексом и Законом Pecпyблики Узбeкиcтaн <О негосударственных
некоммерческих организациях> 1999 года, в которых предусматривается
регистрация общественных организаций в организационно-правовой форме в виде
общественных фондов, учреждений и объединений юридических лиц, в том числе
союзов и ассоциаций некоммерческих организаций. В реальности органы
Министерства юстиции Узбекистана при регистрации общественных организаций
руководствуются только утвержденными постановлением Кабинета Министров от
"12" марта 1993 года No 132 <Правилами рассмотрения заявлений о регистрации
уставов общественных объединений, действующих на территории Республики
Узбекистан>, с изменениями от 8.04.97 г. Этими правилами предусмотрена
регистрация только членских организаций, с числом учредителей не менее
десяти человек. Регистрация очень сложна, предусмотрен только разрешительный
принцип регистрации, требуется подготовить много документов, заплатить
регистрационный взнос в размере 10-20 минимальных зарплат.
Напомню, уровень зарплаты в Узбекистане в среднем равен 11 долларов
США, а одна минимальная зарплата равна приблизительно 5 долларам США. По
результатам рассмотрения регистрирующим органом принимается одно из
следующих решений: 1) о регистрации устава; 2) об отказе в регистрации;
3) об оставлении заявления без рассмотрения. Чиновники могут просто так,
без объяснения причин отказаться от рассмотрения заявления о регистрации,
нарушая положения закона <Об общественных объединениях в Республике
Узбекистан>, в котором не предусмотрен ответ регистрирующего органа <об
оставлении заявления без рассмотрения>. И уже в течение более 12 лет
чиновники не хотят менять свою инструкцию, несмотря на протесты
общественности.
В Узбекистане существует небольшое количество общественных организаций,
называющих себя Фондами. Были они созданы по официальному указу Президента
Узбекистана, им были предоставлены в распоряжение государственное имущество, они
наделялись льготами и привилегиями, часто в нарушение положений Налогового
Кодекса. Но, в отсутствии соответствующего закона, эти общественные организации
сами распоряжались своим имуществом, и не обязаны были предоставлять своих отчетов
для общественности. Теперь, в случае принятия и введения в силу закона , эти квази фонды должны стать открытыми в своей
финансовой деятельности не только для соответствующих органов, но и для
широкой общественности.
На встрече было распространено следующее Заявление.
Депутатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан
З А Я В Л Е Н И Е !
В Преамбуле Конституции Республики Узбекистан от имени народа
Узбекистана торжественно провозглашается приверженность правам человека
и признается приоритет общепризнанных норм международного права.
В действующих нормах международного права закреплены:
- <право на свободу мирных собраний и ассоциаций> (статья 20, Всеобщая
декларация прав человека),
- <право на свободу ассоциации с другими> (статья 22, Международный
пакт о гражданских и политических правах),
- <в цeляx пooщpeния и зaщиты пpaв чeлoвeкa и ocнoвныx cвo6oд пpaвo
кaждого чeлoвeка, индивидyaльно и coвмecтнo c дpyгими, нa нaциoнaльнoм и
мeждyнapoднoм ypoвняx создавать неправительственные организации, ассоциации
или группы, вступать в них и участвовать в их деятельности> (Cтaтья 5,
пункт b, Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов
общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные
свободы, Peзoлюцuя 53/144, пpинятaя Гeнepaльнoй Accaм6лeeй 9 дeкaбpя 1998
гoдa).
В соответствии со статьей 34, часть первая, Конституции Республики
Узбекистан: <Граждане Республики Узбекистан имеют право объединяться в
профессиональные союзы, политические партии и другие общественные
объединения, участвовать в массовых движениях.
В соответствии со статьей 58, часть первая, Конституции Республики
Узбекистан: <Государство обеспечивает соблюдение прав и законных
интересов общественных объединений, создает им равные правовые
возможности для участия в общественной жизни>.
В соответствии со статьей 56 Конституции Республики Узбекистан
<Общественными объединениями в Республике Узбекистан признаются
профессиональные союзы, политические партии, общества ученых, женские
организации, организации ветеранов и молодежи, творческие союзы, массовые
движения и иные объединения граждан, зарегистрированные в установленном
порядке>.
Установленный действующим законодательством Узбекистана порядок
регистрации общественных организаций, ассоциаций или групп не соответствует
общепризнанным нормам международного права, а по своей направленности это
законодательство является репрессивным и дискриминационным!
Действующее законодательство, регулирующее деятельность общественных
организаций, ассоциаций или групп, входит в противоречие с Конституцией
Узбекистана! Например, в Гражданском Кодексе Республики Узбекистан, в Законе
Республики Узбекистан <О негосударственных некоммерческих организациях>
наряду с организационно-правовой формой <общественное объединение>
равноправно выделяются и другие организационно-правовые формы, такие как
<общественный фонд>, <Учреждение> и другие, хотя в соответствии со статьей
56 Конституции Республики Узбекистан основной организационно-правовой
формой признается <общественное объединение>.
Процедура регистрации общественных организаций, ассоциаций или групп
очень сложна, требует очень больших материальных и трудовых затрат,
предусматривает только разрешительный принцип регистрации, и только в
качестве юридических лиц.
Для перехода от режима авторитаризма к демократии, для формирования
полноценной структуры гражданского общества в Узбекистане, для создания
условий широкого и массового участия всего населения в общественной жизни
страны необходимо создание правовых основ свободной реализации прав граждан
на создание общественных организаций, ассоциаций или групп! Необходим
коренной пересмотр всей соответствующей нормативно-правовой базы
Республики Узбекистан с целью ее либерализации, демократизации и унификации!
Созданная при технической поддержке - Ташкент <Рабочая
группа общественного мониторинга законодательства Узбекистана>, готова
взять на себя инициативу по разработке проекта необходимых изменений
законодательства Узбекистана, регулирующего деятельность общественных
организаций, ассоциаций или групп, с целью приведения этого законодательства
в соответствие с общепризнанными нормами международного права!
А.Шаймарданов, учредитель экологического правозащитного центра
<Чирчик-дарё>, координатор <Рабочей группы
общественного мониторинга законодательства
Узбекистана>, aralsearegion@mail.ru
*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" *
* (http://www.seu.ru/members/ucs) *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров *
* Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco *
* и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr *
* *********************************** *
* Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 *
* Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru *
************************** Распространяется только *
* "UCS-PRESS" 2003 г. * по электронной почте *
*****************************************************************
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск
Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco
Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война
Периодические издания членов СоЭС
|
Специальные проекты
Информационные партнёры:
|