Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск


     #################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА      ****************##
   #######**** ***************************************************##
  ####     Сообщение ECO-HR.1039, 24 мая 2003 г. ****************##
 #################################################################
                                  Право на общественную активность


               ВСТРЕЧА В КИЕВЕ: ОБЩЕЕ И РОССИЙСКОЕ

    ОБЩЕЕ

    Общая информация о 5-ой Пан-Европейской Конференция министров охраны
окружающей среды "Окружающая среда для Европы"
    С 21 по 23 мая в Киеве, Украина проходит 5-ая Пан-Европейская
Конференция министров охраны окружающей среды "Окружающая среда для
Европы"
    В работе конференции принимают участие делегации от 51 страны и
республики Европы.
    В повестку дня для обсуждения включены вопросы, касающиеся
общеевропейского сотрудничества в сфере охраны окружающей среды, а
также оценка достигнутых результатов за время, прошедшее со дня
предыдущей встречи министров в Орхусе, Дания в 1998 году. Параллельно
проходят заседания и семинары представителей и экспертов от
неправительственных экологических организаций европейских стран,
объединенных процессом Европейского Эко-Форума. Каждый день, помимо
основных заседаний министров, проходят от 10 до 15 параллельных
заседаний Европейского Эко-Форума.
    Результатом конференции должно стать подписание министрами новых
международных экологических законодательных документов,
предоставленных Европейской экономической комиссией ООН:
 1. Протокол по Реестрам выбросов и переносу загрязнителей к Орхуской
    Конвенции. Согласно новому протоколу, страны должны будут формировать
    по единому образцу национальные реестры загрязняющих веществ. Реестры
    будут открыты для общественности, доступ будет обеспечен через
    Интернет. (проект Протокола  на русском языке по адресу http://www.kyiv-
2003.info/main/docs/documents/Category1/Regional%20multilateral%20agreements/mp.pp.2003.1.r.
pdf)
 2. Протокол по стратегической экологической оценке. Данный Протокол
    содержит требования относительно систематического учета вопросов,
    связанных с окружающей средой и общественным здоровьем, при
    разработке планов и программ, например в отраслях сельского
    хозяйства, промышленности или транспорта (проект Протокола  на
    русском языке по адресу http://www.kyiv-
2003.info/main/docs/documents/Category1/Regional%20multilateral%20agreements/mp.eia.2003.1.r.
pdf)
 3. Протокол по гражданской ответственности и компенсации за ущерб,
    причиненный трансграничным воздействием промышленных аварий на
    трансграничные воды к Хельсинской Конвенции. Этот Протокол будет
    предусматривать получение компенсации потерпевшими от загрязнения
    международных рек или озер в результате промышленных аварий.
    представляет для утверждения министрами. (проект Протокола  на русском
    языке по адресу http://www.kyiv-
2003.info/main/docs/documents/Category1/Regional%20multilateral%20agreements/mp.wat.2003.1r.
pdf
    Кроме трех Протоколов, будут обсуждаться еще два международных
документа:
 1. Экологическая стратегия Восточной Европы, Кавказа и
    Центральной Азии  (текст на  русском языке по адресу
    http://www.carec.kz/archive/archive_news/08.01.2003/eco_strategy.htm)
 2. Рамочная Конвенция об охране и устойчивом развитии Карпатских гор
 3. Проект Киевской декларации министров (текст на  русском языке
    по адресу http://accord.cis.lead.org/public/kiev_declaration.htm)
    Список всех документов, подготовленных для рассмотрения на
Конференции на русском языке доступен по адресу
 http://www.kyiv-2003.info/main/docs/documents/Category1/ece.cep.97.r.rev.1.pdf
    В ходе конференции министры проведут ряд дискуссий по следующим темам:
 * Состояние окружающей среды в Европе
 * Соответствие и надзор за выполнением многосторонних
 * природоохранных договоров
 * Энергетическая эффективность и политика цен в энергетике
 * Сохранение биологического и ландшафтного разнообразия
 * Образование по устойчивому развитию
 * Партнерство в сфере охраны окружающей среды
 * Будущее самого процесса "Окружающая среда для Европы"
            InEcA-Info No 143 от 23 мая 2003 г., ineca@ineca.ru

    Сегодня, 23 мая последний официальный день министерской конфернеции.
    На повестке дня министров:
 1. Развитие,  приоритеты и перспективы процесса "Окружающая среда для
    Европы"
 2. Обсуждение Министерской Декларации
 3. Принятие Министерской декларации
 4. Официальное закрытие Конференции.
    Сегодня же прошло координационное заседание Европейского Союза и
совещание Рабочей группы старших должностных лиц.
    Парралельно проходят многочисленные семинары и заседания Европейского
Эко-Форума:
  1. Семинар: Действия на местном уровне для устойчивого развития: на
     пути к сотрудничеству в рамках и за пределами Местной повестки дня
     на XXI век
  2. Семинар: Средства усилинения сотрудничества и сетевого
     взаимодействия между экологическими НПО в Центральной Европе и
     странах ВЕКЦА
  3. Семинар по Протоколу по Реестрам выбросов и переносу
     загрязнителей.
  4. Семинар по Протоколу о стратегической экологической оценке.
  5. Преимущества гендерных инструментов в проведении устойчивой
     политики в энергетике, сельском хозяйстве и химической
     промышленности.
  6. Дискуссия экспертов по корпоративной ответственности: принципы
     управления прямыми иностранными инвестициями в опасную деятельность
  7. Круглый стол: Общественная оценка ситуации в управлении
     заповедными территориями в Украине
  8. Семинар: На пути к устойчивым сообществам
  9. Семинар: Извлечение из оборота в Европе экологически вредных
     субсидий в энергетике
 10. Семинар: Совершенствование природоохранной деятельности
     предприятий и организаций на основе реализации международных
     стандартов
 11. Семинар: Программы энергоэффективности для сектора образования в
     странах ВЕКЦА.
 12. Рабочий семинар: Управление водными ресурсами и финансирование
     инфраструктуры.
     Информация предоставлена Перфильевой Е., директором ИнЭкА,
участвующей в Конференции по приглашению Европейского Эко-Форума
           InEcA-Info No 144 от 24 мая 2003 г., ineca@ineca.ru

    РОССИЙСКОЕ

    РОССИЯ УЧАСТВУЕТ, НО ПРОТОКОЛЫ НЕ ПОДПИСЫВАЕТ - ЗАМЕТКИ ОЧЕВИДЦА
    Ниже представлено личное восприятие и мнение Перфильевой Елены,
директора ИнЭкА, участника министерской конференции по приглашению
Европейского Эко-Форума.
    Вчера вечером, 22 мая после совместной сессии министров и
представителей от НПО по интеграции экологической политики,
состоялась встреча российских НПО и представителя на конференции
министров от МПР России - Кирилла Вадимовича Янкова, заместителя
министра МПР России. Встреча состоялась по инициативе российских НПО.
    Заместитель министра сообщил, что Экологическую Стратегию для
стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии делегация России
поддержала, а 3 Протокола по Реестрам выбросов, стратегической
экологической оценке и гражданской ответственности  за траснграничные
водные ущербы Россия не подписала. На просьбу от НПО предоставить
после конференции письменное обоснование, почему не подписали
Протоколы, К.В.Янков сказал, что по его мнению этого делать не
нужно, вот если бы они подписали, тогда нужно было бы предоставить
письменное обоснование - почему подписали. На сегодняшний момент
ответ прост - Россия не готова брать на себя такие международные
обязательства. На его взгляд, лучше подписывать меньше международных
документов, но выполнять их, чем подписывать все подряд и не выполнять.
    Представители НПО высказали свое мнение, о том, что государственные
органы России недостаточно внимательно отнеслись к процессу подготовки
Конференции министров. Российские НПО были более активны в этом процессе,
как и в предыдущих международных экологических процессах, например в
Орхусе. Сергей Кричевский (СоЭС) сказал, что при подготовке к конференции
не было достаточного информирования и взаимодействия государственных
органов с НПО, участвующими в этом процессе, и в результате, российские
НПО приехали на конференцию, не зная официальной позиции России.
    То, что Россия очень не внимательно отнеслась к международной
конференции "Окружающая среда для Европы" говорит и то, что на
международной выставке, проходящей в рамках конференции, российских
стендов и материалов нет. Более того, многие представители НПО
высказывали недоумение относительно несогласованности позиций российских
ведомств в процессе подготовки к Конференции министров, отсутствия единой
государственной экологической политики. На мой вопрос о том, почему это
происходит, Кирилл Вадимович Янков ответил, что статус МПР не настолько
высок, чтобы диктовать другим ведомствам. Кроме того, каждое ведомство
разрабатывает свою экологическую стратегию, например транспортное
ведомство, а МПР должно этот процесс координировать. Этот ответ
заместителя министра меня несколько удивил, мне не понятно на что
ориентируются отдельные ведомства при разработке своих экологических
стратегий в отсутствии легитимной государственной экологической
политики. Конечно, в идеале любую государственную политику декларирует
Президент, а МПР, как и другие министерства - исполнительный орган.
Однако МПР отвечает за реализацию государственной экологической политики
и если Президент ее не декларировал, то, видимо, им остается только
координировать то, что разработают другие ведомства.
    Далее, заместитель министра также посетовал, что у российской
делегации, в отличие от многих других нет своего угла, что это сильно
затрудняет работу. Не очень понятно, на кого сетовал представитель МПР,
видимо тоже на неадекватную подготовку к международной конференции.
    Представители НПО проинформировали заместителя министра о том, что в
российских СМИ в настоящий момент нет информации о проходящей конференции.
К.В.Янков пообещал по приезду провести пресс-конференцию для российских СМИ.
    На мой взгляд, это все звенья одной цепи - нет единой государственной
экологической политики, качество окружающей среды и здоровье граждан
не заявлены государственными приоритетами, международная экологическая
конференция даже министерского уровня особо властные структуры не заботит.
Однако Европа все стремиться вовлечь Россию в международные экологические
процессы. На выставке и конференции представлено огромное количество
материалов и литературы на русском языке, подготовленных не российскими
организациями, например Европейским экологическим агентством, Датским
агентством охраны окружающей среды, Всемирным банком и т.д.
    Встреча продолжалась 40 минут, за это время представители НПО успели
задать вопросы не только о конференции, но и об отношении МПР к тем или
иным региональным экологическим проблемам. Надо отдать должное, Кирилл
Вадимович Янков отвечал на все вопросы спокойно и откровенно, проявив
большую информированность и компетентность в региональных проблемах.
    PS. В INECA-Info No 141 от 22 мая 2003 г. была допущена ошибка. В
работе конференции от МПР России принимает участие заметитель Министра
Кирилл Вадимович Янков. Информационное Экологическое Агентство приносит
свои извинения.
               InEcA-Info No 142 от 23 мая 2003 г., ineca@ineca.ru

    ПРЕСС-РЕЛИЗ 22 мая 2003 г.
    ВОПЛОЩЕНИЕ РЕШЕНИЙ КИЕВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ МИНИСТРОВ "ОКРУЖАЮЩАЯ
СРЕДА ДЛЯ ЕВРОПЫ" ПО ТРАНСГРАНИЧНЫМ АСПЕКТАМ И ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ОСТАЕТСЯ ПОД ВОПРОСОМ, КАК ПОКАЗЫВАЕТ ПРОЕКТ Д6 НА БАЛТИЙСКОМ МОРЕ
    Общественные организации Литвы, России и Польши выражают серьезную
озабоченность в связи с тем, что крупнейшая российская нефтяная компания
ЛУКОЙЛ планирует начать добычу нефти на месторождении Д6, расположенном на
шельфе Балтийского моря в 22 километрах от Калининградского побережья
(Россия) вблизи от литовско-российской границы, не учитывая трансграничное
влияние на окружающую среду и отказываясь сделать правдивую информацию о
проекте доступной для мирового сообщества.
    Линас Вайнюс, заместитель председателя Литовского зеленого движения
подчеркивает: "Лукойл и Российское правительство игнорируют принципы
международных соглашений, таких как  Конвенция охраны морской среды
Балтийского моря и Конвенция о трансграничном переносе, а также
отказываются признать трансграничное влияние проекта Д6".
    Даже безаварийная деятельность по добыче нефти угрожает Балтийскому морю,
которое считается самым загрязненным внутренним морем в мире. Потенциальные
аварии при эксплуатации месторождения Д6 принесут вред рыболовству, имеющему
немалое значение для стран вокруг Балтийского моря. Туризм, экономическая
основа существования множества людей, также потерпит убытки. Однако ЛУКОЙЛ
упорно сопротивляется объективному общественному обсуждению проекта Д6:
имитирует общественные слушания, скрывает информацию,  преследует
общественные организации, требующие доступа к материалам проекта, срывает
проведение общественной экологической экспертизы.
    "Проект Д6 еще не начал реализовываться, но уже показал, насколько
слаба российская демократия, насколько силен контроль крупного бизнеса над
демократически избранными руководителями и средствами массовой информации,
насколько безразлично российские бизнесмены и политики относятся к
общественному мнению и закону", - заявила Александра Королева, председатель
Балтийского ресурсно-информационного центра.
    Общественные организации приветствуют результаты Пятой европейской
конференции министров "Окружающая среда для Европы", состоявшейся в Киеве
21-23 мая 2003 г., особенно в отношении подписания Протокола по
стратегической экологической оценке к Конвенции об оценке воздействия на
окружающую среду в трансграничном контексте и Протокола о гражданской
ответственности и компенсации за ущерб, причиненный трансграничным
воздействием промышленных аварий на трансграничные воды. Но главным для нас
остается воплощение этих документов в реальную жизнь.
    Изменится ли жизнь местных сообществ на побережье Балтийского моря после
подписания новых международных соглашений? У нас нет уверенности, поскольку
этот вопрос уже адресовался Комиссии по мировому наследию ЮНЕСКО,
Хельсинкской Комиссии и Европейской Комиссии, однако ничего не изменилось.
На примере проекта Д6 мы видим, как не уважаются международные соглашения,
когда нефть и прибыль берут верх.
    Мы призываем Российское правительство приостановить реализацию этого
чрезвычайно противоречивого проекта до приведения его в соответствие с
международными соглашениями.
          Источник: ecodefense@ecodefense.ru, 23 мая 2003 г.

    ПРЕСС-РЕЛИЗ ЭКОЗАЩИТА! 23.05.2003, КИЕВ
    МИНИСТЕРСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА ДЛЯ ЕВРОПЫ" СКВОЗЬ
ПРИЗМУ ПРОЕКТА Д6
    20-23 мая в Киеве состоялась IV пан-европейская конференция министров
"Окружающая среда для Европы". В конференции приняла участие представитель
группы Экозащита и Балтийского ресурсно-информационного центра Александра
Королева. В числе вопросов, обсужденных представителями общественности с
чиновниками, участвовавшими в конференции, особое место было уделено проекту
обустройства нефтяного месторождения Д6. К сожалению, оказалось, что
европейские чиновники озабочены проблемами проекта гораздо больше, чем их
российские коллеги.
    В ходе конференции министрами были приняты три протокола к международным
природоохранным конвенциям - Орхусской конвенции (регламентирующей доступ к
информации и общественное участие), к Конвенции Эспоо (международная оценка
трансграничного загрязнения) и к Хельсинской конвенции об охране окружающей
среды Балтийского моря. К сожалению, официальная российская делегация не
подписала ни одного из этих важных документов.
    21 мая, Александра Королева и ее коллега и партнер по проекту
"Общественный мониторинг добычи нефти на шельфе Балтийского моря" Линас
Вайнюс (Литовское зеленое движение) встретились с комиссаром по охране
окружающей среды Европейской Комиссии Маргот Валльстром. На вопрос Линаса
Вайнюса относительно позиции Евросоюза относительно всех проблем, связанных
с реализацией проекта добычи нефти на месторождении Д6, в первую очередь
касающихся отсутствия доступа к информации и нарушения Россией принципов
Хельсинской конвенции, госпожа Валльстром заявила, что "проект Д6 может
представлять опасность для экосистемы Балтийского моря". "Еврокомиссия уже
обращалась к России по поводу этого проекта, однако на сегодняшний день, к
сожалению, мы не располагаем последними более точными данными о проекте", -
сказала Маргот Валльсторм.
    Представители общественных организаций передали госпоже Валльстром
доклад "Лукойл угрожает окружающей среде и демократии" и другие материалы
и заручились обещанием получить более подробный ответ на свой вопрос в
самое короткое время, после изучения материалов.
    Вечером 21 мая с представителями российских НПО встретился заместитель
министра природных ресурсов К.В.Янков. На встрече обсуждались вопросы,
касающиеся участия НПО в подготовке подобных конференций, вернее, в
подготовке документов, а также участия общественности в выработке российской
позиции. В ходе беседы министр также получил от Александры Королевой копию
доклада "Лукойл угрожает окружающей среде и демократии".
    Представитель группы Экозащита обратилась к господину Янкову с вопросом,
касающимся проекта добычи нефти на Д6. В частности, она поинтересовалась,
почему, несмотря на то, что общественные слушания проводились с нарушением
законов, и общественность была практически отторгнута от участия,
государственная экспертиза проекта все же дала положительное разрешение.
Господин Янков ответил, что в функции государственной экологической
экспертизы не входит оценка организации общественного участия. "Экспертиза
оценивает проект, а он, насколько мне известно, весьма экологичен - нулевой
сброс и так далее. Вот на Сахалине, например, нет нулевого сброса, а там -
серые киты", - заявил заместитель министра.
    Что касается собственной оценки проекта и всего, что касается добычи
нефти на Балтийском море, господин Янков заявил, что он не будет давать
никакой оценки, потому что Экозащита подала в суд, а в руках у многих
участников встречи диктофоны, и он опасается, что его комментарии могут
быть расценены как давление на суд.
    Так же был задан вопрос о том, почему официальная делегация России не
подписала ни одного из трех принятых на конференции Протоколов. Вопрос
звучал так: "Сделает ли Российская делегация какое-то официальное заявление
в связи с тем, что эти Протоколы не были подписаны?" "Это скорее те, кто
подписал эти соглашения, должны делать какие-то заявления, почему они их
подписали. А нам нужно выполнять те международные соглашения, которые уже
подписаны и ратифицированы. Почему не подписали? Не готовы подписать", -
ответил заместитель министра Янков.
    22 мая Александра Королева и Линас Вайнюс провели пресс-брифинг
"Трансграничные аспекты и гражданская ответственность в отношении добычи
нефти на месторождении Д6 в Балтийском море". В ходе пресс-брифинга экологи
обратили внимание журналистов на проблемы, которые несет региону Балтики
реализация проекта Д6. "Отсутствие сотрудничества между Россией и Литвой
по отношению к добыче нефти на морском шельфе угрожает как национальному
парку Куршская коса, объекту Всемирного наследия ЮНЕСКО, так и устойчивому
развитию Балтийского региона. Такие международные соглашения, как Конвенция
по защите морской среды Балтийского моря (Хельсинская Конвенция), не
уважаются когда нефть и прибыль берут верх", - подчеркнула Александра
Королева.     __________________________________
    Проект Д6 - Крупнейшая российская нефтяная компания ЛУКОЙЛ планирует
начать добычу нефти на месторождении Д6, расположенном в 22 километрах от
Калининградского побережья (Россия) вблизи от литовско-российской границы,
не учитывая трансграничное влияние на окружающую среду и не привлекая
общественность. Общественные организации Балтийского региона считают, что
проект добычи нефти на месторождении Д6 представляет собой угрозу как для
экосистемы Балтийского моря и национального парка Куршская коса, так и для
устойчивого развития региона.
    Доклад "ЛУКОЙЛ угрожает окружающей среде и демократии" находится в
Интернете по адресу http://www.ecodefense.ru/download/report_lukoil_rus.pdf). Доклад
был подготовлен в рамках международного проекта "Международный общественный
мониторинг добычи нефти на шельфе Балтийского моря".
    Для получения подробной информации:
    В Калининграде: Алексей Милованов, ecodefense@ecodefense.ru;
    В Киеве: Александра Королева, ecosasha@rol.ru
          Источник: ecodefense@ecodefense.ru, 23 мая 2003 г.

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83            *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru          *
**************************     Распространяется только          *
* "UCS-PRESS" 2003 г.    *     по электронной почте             *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность