Сети МСоЭС
Дела МСоЭС
СоЭС-издат
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск
#################################################################
########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************##
#######**** ***************************************************##
#### Сообщение ECO-HR.1033, 18 мая 2003 г. ****************##
#################################################################
Право на общественную активность
ЭКОЛОГИ ОЗАБОТИЛИСЬ ЗНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИЕЙ РОССИИ
ИНФОРМАЦИЯ
Дорогие коллеги,
В преддверии правительственного совещания в Москве 22 мая
2003 года, посвященного выработке Энергетической стратегии РФ,
экологические неправительственные организации России подготовили
письмо с предложениями по улучшению представляемого на обсуждение
варианта Стратегии. Текст письма мы помещаем ниже. С предложениями,
вопросами, поправками и заявками на включения в список подписавшихся
организаций и лиц обращаться к С.Г.Шапхаеву ...
Мы собираем подписи до понедельника, 19 мая 2003 года.
Они должны выглядеть следующим образом:
фамилия, имя, отчество,
должность в организации,
полное название организации,
почтовый адрес с индексом,
тел/факс,
электронная почта.
Будем ждать сообщений по адресу Shapkhaev S. ,
просим копию отправить на Vera_Surkina , 16 мая 2003 г.
ОБРАЩЕНИЕ
Председателю Правительства РФ
Касьянову М.М.
ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ НА ПЕРИОД
ДО 2020 Г.
Уважаемый Михаил Михайлович!
Учитывая высокую общественную значимость рассматриваемого документа
(проект от 30.10.02), мы обращаемся к Вам с предложениями как по
усовершенствованию процедуры принятия подобных документов с участием
заинтересованной общественности, так и по содержанию отдельных положений
Энергетической стратегии России в основном в части развития нефтегазового
комплекса.
ПОЗИТИВНЫЕ СТОРОНЫ
Обсуждаемый документ имеет ряд несомненных достоинств в оценках
потенциала энергетического сектора, анализе существующих проблем и
тенденций развития, формировании приоритетов и отдельных положений
государственной политики в этой сфере. Особенно хочется выделить те
положения, которые согласуются с основными положениями Экологической
Доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ
от 31 августа 2002 г. No 1225-р г. Москва и разработанной при активном
участии неправительственных организаций (НПО) РФ.
Так, в числе основных факторов, сдерживающих развитие комплекса,
перечислены:
* "отставание производственного потенциала ТЭК от мирового
научно-технического уровня. Доля добычи нефти за счет современных методов
воздействия на пласт и доля продукции нефтепереработки, получаемой по
процессам, повышающим качество продукции, очень низка.
* Несмотря на произошедшее снижение добычи и производства
топливно-энергетических ресурсов, отрицательное влияние ТЭК на окружающую
среду остается высоким и его доля сохраняется примерно на сложившемся
уровне.
* высокая зависимость нефтегазового сектора и угольной промышленности
России и, как следствие, доходов государства от состояния и конъюнктуры
мирового энергетического рынка".
В числе приоритетных задач Энергетической стратегии перечисляются:
- "снижение влияния внешних факторов риска; поддержание экспортного
потенциала страны за счет повышения конкурентоспособности продукции ТЭК
на внешних рынках и увеличения объемов поставок продукции перерабатывающих
отраслей".
Важнейшими принципами обеспечения энергетической безопасности
являются, в частности:
* "экологическая безопасность (развитие энергетики должно быть
сбалансировано с возрастающими требованиями охраны окружающей среды);
* предотвращение энергорасточительства, рациональное потребление как
топливно-энергетических ресурсов в целом, так и органических ресурсов
топлива;
* создание экономических условий, обеспечивающих приоритетность
внутреннего потребления энергоресурсов их экспорту и рационализация
структуры экспорта";
Внешняя энергетическая политика, энергетическая дипломатия и
международная деятельность призваны обеспечить:
- "сохранение энергетической безопасности страны, укрепление позиций
России на мировых энергорынках, максимально эффективную реализацию
экспортных возможностей отечественного ТЭК;
Исходя из этих целей, Энергетическая стратегия предусматривает:
- стимулирование диверсификации товарной структуры экспорта, повышения
объема вывоза продукции с более высокой долей добавленной стоимости;
- диверсификацию рынков сбыта энергоресурсов, расширения географии
присутствия российских компаний на международных рынках при обеспечении
экономической целесообразности такого расширения";
НЕГАТИВНЫЕ СТОРОНЫ
* Гораздо меньше, на наш взгляд, удались те разделы, где обсуждаются
меры, механизмы и конкретные показатели развития ТЭК. Зачастую они входят
в противоречие с провозглашенными принципами Энергетической стратегии и
базируются на спорных прогнозных оценках. Так на стр. 61 в качестве одной
из стратегических целей развития нефтяной промышленности декларируется
"расширение экспорта нефти в период до 2010 г." при одновременном снижении
или стагнации экспорта нефтепродуктов (прил. 1), что явно противоречит выше
перечисленным положениям Энергетической стратегии. В качестве обоснования
такого экстенсивного подхода в развитии нефтяного комплекса выдвигается
весьма спорное утверждение о наличии "тенденции роста спроса и добычи нефти
в период до 2020 г. в мире с темпом 1,5-1,6% в год" (стр. 60). В то время
как по оценкам отечественных и зарубежных экспертов тенденция к устойчивому
спаду спроса и цен на нефть, наметившаяся в настоящее время, является
долговременной и обусловлена кризисом глобальной экономики. Также
малооправданным представляется курс на развитие атомной энергетики в
европейской части России при отсутствии запасов необходимого количества
уранового сырья и по соображениям экологической безопасности. В этой связи
вызывает большое удивление появление в документе стратегического характера,
каковым является проект "Основных положений Энергетической стратегии России
на период до 2020 г.", в разделе "Транспортная инфраструктура"(стр.83)
конкретных мероприятий по реализации стратегии в виде расширения и
строительства новых магистральных трубопроводов экспортного предназначения.
В то время как в Плане действий по реализации Основных положений
Энергетической стратегии России на период до 2020 года (прил.2) в числе
мероприятий по реализации Стратегии значится под No 40 "Разработка концепции
долгосрочной внешней энергетической политики России", срок исполнения -
август 2003 г. и под No 46 "Разработка комплексной программы развития
экспорта российских нефти и нефтепродуктов" со сроком исполнения в декабре
2003 г., где вопрос о расширении и строительстве новых магистральных
нефтепроводов и должен рассматриваться после соответствующей законодательно
утвержденной процедуры экологической оценки этих Программ развития и
проектов, включая стратегическую оценку воздействия на окружающую среду.
Пока же проведенная общественная экспертиза проектов строительства
нефтепроводов "Россия-Китай" и "Ангарск-Приморье" показали их экономическую
несостоятельность и высокую экологическую опасность для уникальных природных
экосистем, таких как озеро Байкал, Морской заповедник в Приморье и др.
Государственная экологическая экспертиза этих проектов еще не завершена.
В связи с вышесказанным предлагается:
1. Рассмотреть в рамках "Основных положений энергетической стратегии
России" альтернативный вариант развития ТЭК на основе оценочного прогноза
развития конъюнктуры мирового рынка нефти с тенденцией устойчивого спада
спроса и цен на нефть в период до 2020 г. С этой целью создать рабочую
группу с участием заинтересованных представителей НПО РФ, Минэкономразвития,
Минэнерго и других министерств и ведомств РФ на основе распоряжения
Правительства РФ от 7 марта 2002 г. No 278-р, г. Москва.
2. Исключить из текста проекта "Основных положений энергетической
стратегии России на период до 2020 г." в разделе "Трубопроводный транспорт"
на стр.83-84 перечень конкретных мероприятий по расширению и строительству
новых магистральных трубопроводов, имея ввиду, что этот вопрос после
соответствующей проработки с участием заинтересованной общественности будет
рассмотрен на последующих стадиях Плана действий по реализации
энергетической стратегии России (прил.2).
3. В рамках созданной рабочей группы в соответствии с пунктом 1
рассмотреть дополнительные экономические и финансовые механизмы по
формированию и применению налоговой и тарифной политики, стимулирующей
переориентацию экспорта с сырья на продукты глубокой переработки и
обеспечение экологической безопасности (введение системы рентных платежей,
включение в экономические показатели полной стоимости природных объектов
с учетом их средообразующей функции, а также стоимости природоохранных
(экологических) работ (услуг) и др.).
4. В обсуждаемом документе необходимо конкретизировать в заключительных
разделах:
- повышение внимания к энергосбережению, альтернативной энергетике;
- более интенсивные добычу углеводородного сырья на уже освоенных
месторождениях и повышение эффективности использования существующих
транспортных коммуникаций, в первую очередь железнодорожного транспорта;
5. В стратегии должен быть четко зафиксирован отказ от курса на развитие
атомной энергетики.
От Сосновской коалиции НПО Сибири и Дальнего Востока:
Шапхаев С.Г., директор, Бурятское региональное отделение
по Байкалу, Улан-Удэ, shap@vsgtu.eastsib.ru
Семенов А.В., председатель Совета, Межрегиональна общественна
благотворительна организаци Дальневосточный
Ресурсный Центр ИСАР, Владивосток, isarrfe@vlad.ru
"ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ НА ПЕРИОД
ДО 2020 Г."
I. ВВЕДЕНИЕ
При анализе акцент делался на нефтегазовый комплекс, остальные
составляющие рассматривались только в связи с этим компонентом ТЭК.
Экологическая доктрина РФ является тем оселком, на котором можно
оценивать качество таких документов как "Основные положения Энергетической
стратегии России на период до 2020 г." (ЭС - в дальнейшем). При
сопоставлении этих двух стратегических документов ЭС предстает как
противоречивый проект. Учитывая, что нефтегазовые корпорации активно
пытаются сейчас "улучшить" ЭС, выхолостив из него имеющиеся положительные
моменты, необходим взвешенный подход при подготовке предложений от НПО:
помимо критики негатива и подготовки конструктивных альтернатив, не менее
важно поддержать позитив.
ОСНОВНЫЕ КОНТУРЫ АНАЛИЗА СИТУАЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ
- В настоящее время Россия - сырьевая страна (40% доходной части бюджета
покрывается за счет экспорта нефти и газа).
- Падение цен на нефть - это длительная тенденция ближайших 10-20 лет,
обусловленная системным кризисом глобальной экономики. После 2020 г.
возможен устойчивый рост цен на нефть в связи с истощением общемировых
запасов нефти. Те страны, которые сохранят свой природный капитал, окажутся
в более выгодном положении. Возможен и другой вариант - освоение эффективных
альтернатив нефти, в связи с чем ее цена будет падать и дальше.
- Для минимизации отрицательных последствий глобального кризиса для
РФ необходим ориентир на самодостаточность экономики РФ и внутренние
резервы страны, поэтапное уменьшение зависимости от экспорта сырья
(невозобновляемого в первую очередь), увеличение глубокой переработки
сырья вместо его поставок на экспорт, интеграция с Западом в информационной
сфере (плюсы глобализации). В ЭС заложены планы снижения в экспорте доли
нефтепродуктов. Этим закрепляется сырьевая направленность экспорта,
технологическая отсталость и сохранение социального напряжения в городах,
где расположены нефтеперерабатывающие предприятия. К тому же усиливается
наша зависимость от внешних факторов (цены на нефть, квотирование экспорта
ОПЕК).
- Учитывать взаимосвязи общемировых тенденций развития рынков природных
ресурсов в долгосрочной перспективе (рост дефицита пресной воды, сокращение
почвенного покрова и лесов, рекреационных ресурсов, запасов нефти и газа).
- Использовать максимально существующий потенциал транспортной
инфраструктуры (железные дороги, магистральные трубопроводы), уделяя
основное внимание повышению ее надежности и эффективности эксплуатации.
Например, альтернативой строительства нефтепроводов в восточном направлении
является использование БАМа по первоначальному замыслу - как нефтевозной
дороги с мощностью в 25 млн. т нефти в год. В связи с этим встает вопрос
завершения строительства БАМ и реконструкции железнодорожных веток
Улан-Удэ - Наушки, Чита - Забайкальск, Уссурийск - Гродеково
(электрификация и вторая нитка рельсов).
- Более полно использовать кооперацию разных видов энергетических ресурсов
с учетом географии и сложившейся системы размещения производительных сил
(пример Байкальского региона, где на севере колоссальная концентрация
самых дешевых гидроэнергетических ресурсов, крупных нефтеперерабатывающих
и алюминиевых комплексов, а на юге - крупнейшая на планете фабрика по
производству чистой пресной воды).
- Планы ускоренного строительства АЭС в европейской части России входят в
противоречие с сырьевой необеспеченностью - добыча урана в России покрывает
чуть более половины его потребления, крупных месторождений, которые могли
бы быть вовлечены в отработку в ближайшее время, нет.
II. ФИКСАЦИЯ ПОЗИТИВНЫХ МОМЕНТОВ
ГЛАВА I.
В документе подчеркивается, что "необходима научно обоснованная и
воспринятая обществом и институтами государственной власти
долгосрочная энергетическая политика", то есть необходимо обсуждать
этот документ не только в кругу специалистов, но и среди
представителей всех социальных слоев, опираясь на имеющиеся институты
гражданского общества.
ЭС является документом "конкретизирующим цели, задачи и основные
направления долгосрочной энергетической политики государства в
рассматриваемом периоде времени с учетом складывающейся внешней и
внутренней ситуаций в энергетическом секторе, возрастающей роли этого
сектора в обеспечении единства экономического пространства Российской
Федерации, глобализации энергетических рынков, тенденций
геополитического, макроэкономического и научно-технологического
развития страны".
Энергетическая стратегия призвана оценить потенциал энергетического
сектора, сформировать приоритеты его развития, государственную
политику в этой сфере, меры, механизмы и прогнозируемые результаты ее
реализации.
В числе приоритетных задач Энергетической стратегии перечисляются:
- снижение влияния внешних факторов риска;
- поддержание экспортного потенциала страны за счет повышения
конкурентоспособности продукции ТЭК на внешних рынках и увеличения
объемов поставок продукции перерабатывающих отраслей.
II. Проблемы и тенденции развития ТЭК
В числе основных факторов, сдерживающих развитие комплекса,
перечислены:
* высокая степень износа основных фондов: к настоящему времени этот
показатель превысил 50% (а в нефтепереработке-80%). Ввод в действие
новых производственных мощностей во всех отраслях ТЭК сократился за
девяностые годы от 2-х до 6-ти раз.
* тяжелое финансовое положение производственных структур ТЭК (за
исключением нефтяных компаний, где в связи с ростом цен на мировом
рынке положение улучшилось) из-за недостаточной экономической
эффективности производства, высокой налоговой нагрузки, недостатков
ценовой политики в регулируемой государством сфере.
* продолжающийся дефицит инвестиционных ресурсов во всех отраслях
комплекса. В последние два года в нефтяной отрасли эта ситуация
несколько улучшилась в связи с благоприятной конъюнктурой мировых цен.
* отставание производственного потенциала ТЭК от мирового
научно-технического уровня. Доля добычи нефти за счет современных
методов воздействия на пласт и доля продукции нефтепереработки,
получаемой по процессам, повышающим качество продукции, очень низка.
* высокая энергоемкость экономики, в 3-4 раза превышающая удельную
энергоемкость экономики развитых стран. Основой такого положения
является сформировавшаяся еще до начала экономической реформы тяжелая
энергоемкая структура промышленного производства и нарастающая
технологическая отсталость энергоемких отраслей промышленности.
* сохраняющаяся высокая нагрузка на окружающую среду от
топливно-энергетической деятельности. Несмотря на произошедшее
снижение добычи и производства топливно-энергетических ресурсов,
отрицательное влияние ТЭК на окружающую среду остается высоким и его
доля сохраняется примерно на сложившемся уровне.
* высокая зависимость нефтегазового сектора и угольной промышленности
России и, как следствие, доходов государства от состояния и
конъюнктуры мирового энергетического рынка.
* высокая аварийность оборудования, обусловленная старением основных
фондов, отсутствием побудительных стимулов и низкой производственной
дисциплиной персонала, недостатками управления. В связи с этим
возрастает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций в ТЭК;
Основными факторами, которые будут определять развитие ТЭК в начале
XXI века, являются, в частности:
- динамика спроса на топливно-энергетические ресурсы и углеводородное
сырье внутри страны, обусловленная темпами роста национальной
экономики и ее удельной энергоемкостью;
- состояние мировой энерго-экономической конъюнктуры;
- гармонизация отношений энергетики и природы, учитывая, что ТЭК
сегодня является крупнейшим загрязнителем окружающей среды;
- модернизация научно-технического потенциала ТЭК, а затем - переход к
энергетике будущего (водородная энергетика, топливные и химические
энергоэлементы и др.).
Важнейшими принципами обеспечения энергетической безопасности
являются, в частности:
* экологическая безопасность (развитие энергетики должно быть
сбалансировано с возрастающими требованиями охраны окружающей среды);
* предотвращение энергорасточительства, рациональное потребление как
топливно-энергетических ресурсов в целом, так и органических ресурсов
топлива;
* создание экономических условий, обеспечивающих приоритетность
внутреннего потребления энергоресурсов их экспорту и рационализация
структуры экспорта;
IV. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
МОДЕРНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ТЭК. СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
- формирование условий, в том числе принятие мер по улучшению
инвестиционного климата, для опережающего развития производств нового
технологического уровня и активизации инновационной деятельности;
- внедрение прогрессивных технологий, позволяющих расширить масштабы
производства продукции ТЭК с высокой степенью обработки;
- усиление антимонопольного контроля на внутреннем рынке;
- развитие системы комплексного страхования инвестиционных и
инновационных рисков;
К приоритетам структурной политики в ТЭК относятся, в частности:
* стимулирование использования сырьевых энергоресурсов для глубокой
химической их переработки;
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БАЛАНС
- увеличение производства высококачественных светлых нефтепродуктов
при одновременном повышении глубины и эффективности переработки нефти;
- комплексную переработку природного и попутного газа и увеличение
использования газа на нетопливные нужды;
УПРАВЛЕНИЕ СПРОСОМ НА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
Современная экономика России энергорасточительна. Существующий
потенциал энергосбережения составляет 40-45% текущего объема
энергопотребления в стране, или 360-430 млн. т у.т., причем треть
этого потенциала сосредоточена в отраслях ТЭК, друга треть - в
энергоемких отраслях промышленности и строительстве, свыше четверти -
в жилищно-коммунальном хозяйстве, 6-7% - на транспорте, 4-5% - в
бюджетной сфере и 3% в сельском хозяйстве.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ ТЭК
- Для современного этапа развития топливно-энергетического комплекса
характерны высокая степень износа основных производственных фондов и
недостаточный объем капиталовложений, направляемых на простое и
расширенное воспроизводство.
Капиталовложения в ТЭК будут осуществляться в основном за счет
частного сектора экономики.
К числу мер, направленных на стимулирование вовлечения в
энергетический сектор необходимых кредитных ресурсов при одновременном
сохранении устойчивости бюджетных поступлений, относятся:
* создание стабильного режима налогообложения и нормативно-правовой
базы, защищающей и гарантирующей соблюдение в законном порядке прав и
интересов инвесторов; (а других субъектов инвестиционной деятельности?).
* совершенствование нормативно-правовой базы в сфере участия
инвесторов в строительстве объектов добычи, производства и
транспортировки топливно-энергетических ресурсов;(А где переработка?)
* развитие использования СРП и концессионных соглашений;
* развитие лизинговых отношений.
По оценкам, инвестиционные потребности отраслей ТЭК на перспективу до
2020 года составят:
в газовой промышленности - до 180 млрд. долл. США, в том числе около
75 млрд. долл. на развитие добычи газа и более 80 млрд. долл. на
транспортную систему (с учетом 30 млрд. долл. на реализацию программы
освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока, до 70
млрд. долл. на реализацию программы освоения месторождений полуострова
Ямал). Основу этих средств составят частные инвестиции ОАО "Газпром" и
независимых производителей газа; Куда пойдут оставшиеся 25 млрд.
долл.?
в нефтяной промышленности - около 150 млрд. долл. США, в том числе
более 10 млрд. долл. для развития нефтепереработки и свыше 20 млрд.
долл. - транспорта нефти и нефтепродуктов (собственный капитал
нефтяных компаний, средства инвесторов). Почему бы нефтяным компаниям
не развивать нефтепереработку? На что пойдут оставшиеся 120 млрд долл?
ВНЕШНЯЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Внешняя энергетическая политика, энергетическая дипломатия и
международная деятельность призваны обеспечить:
- сохранение энергетической безопасности страны, укрепление позиций
России на мировых энергорынках, максимально эффективную реализацию
экспортных возможностей отечественного ТЭК;
Исходя из этих целей, Энергетическая стратегия предусматривает:
- стимулирование диверсификации товарной структуры экспорта, повышения
объема вывоза продукции с более высокой долей добавленной стоимости;
- диверсификацию рынков сбыта энергоресурсов, расширения географии
присутствия российских компаний на международных рынках при
обеспечении экономической целесообразности такого расширения;
V. РОССИЯ НА МИРОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЫНКАХ
При этом Энергетическая стратегия исходит из необходимости для страны
расширения экспорта топливно-энергетических ресурсов, особенно в
период до 2010 года, в увязке с потребностями внутреннего рынка и
использованием невозобновляемых ресурсов углеводородов с учетом
интересов последующих поколений.
Соответственно, динамика экспорта энергоносителей будет определяться,
прежде всего, соотношением между ценами внешних рынков и издержками на
добычу (производство) топлива и энергии в России. На масштабах вывоза
углеводородного сырья будет также сказываться удельный вес его
производства с привлечением зарубежного капитала и на условиях СРП. В
то же время экспортная политика должна предусматривать возможные
значительные колебания цен на нефть в связи с циклическим характером
мировой конъюнктуры и активизацией деятельности ОПЕК, а также
возможное снижение цен на газ в связи с либерализацией газового рынка
Европы.
Государство поддержит участие российских компаний в зарубежных
инвестиционных проектах. Принципиальным условием реализации
государственной энергетической политики в этой сфере станет повышение
эффективности и надежности энергообеспечения отечественных
потребителей и отказ от поддержки участия российских компаний в
экономически неэффективных проектах, выгодных прежде всего для
зарубежной стороны.
III. ФИКСАЦИЯ НЕГАТИВНЫХ МОМЕНТОВ (ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ЦЕЛЯМИ,
ЗАДАЧАМИ, ДЕКЛАРИРУЕМЫМИ ПРИОРИТЕТАМИ И ОСНОВНЫМИ ПАРАМЕТРАМИ
РЕАЛИЗАЦИИ ЭС)
К негативным моментам необходимо отнести прежде всего закрепление
позиции России на мировом рынке как поставщика не переработанного
сырья, недостаточное внимание, уделенное энергосбережению и
альтернативной энергетике, экстенсивное развитие ТЭК путем вовлечения
в эксплуатацию все новых месторождений и строительства все новых
трубопроводов, причем полученных в результате средств, по-видимому,
даже недостаточно для дальнейшего развития, поскольку речь идет о
привлечении новых инвестиций, курс на развитие атомной энергетики.
IV. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
К приоритетам структурной политики в ТЭК относятся опережающие темпы
развития атомной энергетики.
Анализ экономических параметров альтернативных энергоносителей
показывает, что с учетом состояния и перспектив сырьевой базы, затраты
на добычу, транспорт и потребление энергоносителей будет
трансформироваться в направлении экономической предпочтительности угля
по сравнению с газом и другими энергоносителями. В электроэнергетике в
районах, не имеющих достаточных собственных природных энергоресурсов,
и прежде всего в европейской зоне, аналогичным экономическим
приоритетом обладают атомные электростанции.
Разработанные на период до 2020 года балансы топливно-энергетических
ресурсов предусматривают, в частности совершенствование структуры
производства электроэнергии, в том числе за счет опережающего развития
атомных электростанций.
Уровни добычи нефти в России будут варьироваться в 2020 году от 420 до
460 млн. тонн.
Потребность в нефтяном моторном топливе, хотя и вырастет за
рассматриваемый период на 49,7-74,6%, но в связи с более эффективным
его использованием так и не достигнет докризисного уровня 1990 года,
несмотря на широкую автомобилизацию страны, особенно населения. В
качестве моторного топлива в предстоящий период будут также широко
использоваться сжиженный и сжатый природный газ.
VIII. РАЗВИТИЕСЕКТОРОВТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
В то же время стабилизация работы самой нефтяной промышленности
требует более плавного и постепенного наращивания добычи без
последующего спада, со стабилизацией на возможно длительный срок
достигнутого уровня добычи. Конкретные объемы добычи нефти будут
уточняться в зависимости от экономического спроса на ТЭР, конъюнктуры
мирового рынка нефти, инвестиционных ресурсов и
организационно-технологических условий деятельности самих нефтяных
компаний. При этом имеется ввиду тенденция роста спроса и добычи нефти
в период до 2020 г. в мире с темпом 1,5-1,6% в год.
Приоритетным направлением Энергетической стратегии является
модернизация и коренная реконструкция нефтеперерабатывающей
промышленности с углублением нефтепереработки до 75% в 2010 году и до
80-85% в 2020 году при значительном повышении качества нефтепродуктов.
Это одно из важнейших условий выведения отрасли на современный
технический уровень, который обеспечит потребности России
качественными моторными топливами, смазочными маслами, спецжидкостями,
сырьем для нефтехимии и другими нефтепродуктами, а также экспорта
нефтепродуктов, соответствующих мировым стандартам их качества. Это
позволит увеличить объем экспорта моторных топлив до 10%.
Стратегические цели развития нефтяной промышленности:
- обеспечение сохранения и расширенного воспроизводства ресурсной базы
нефтяного сырья;
- обеспечение потребностей страны в нефтяном сырье;
- рациональное использование разведанных запасов нефти;
- расширение экспорта нефти в период до 2010 г. с последующей его
стабилизацией, некоторым снижением, ликвидация технологических и иных
ограничений в отношении нефтяного экспорта, поддержка развития
инфраструктуры по транспорту нефти и газа;
- расширение присутствия российских нефтяных компаний на зарубежных
рынках, обеспечивающего приток капитала в страну.
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Система магистральных нефтепроводов получит дальнейшее развитие в
основном за счет реализации следующих мероприятий:
- дальнейшее развитие Балтийской трубопроводной системы до пропускной
способности 50 млн.т нефти в год;
- доведение максимальной пропускной способности нефтепровода
Тенгиз-Новороссийск до 67 млн.т в год;
- завершение интеграции нефтепроводов "Дружба" и "Ардия" и организации
нового экспортного направления на средиземноморский порт Омишаль в
Хорватии. После завершения проекта объем транспортировки по этому
нефтепроводу составит 15 млн. тонн нефти в год.
- реализация проекта строительства нефтепровода Ангарск-Находка, для
обеспечения развития ресурсной базы Восточной Сибири;
- реализация проекта Ангарск - Дацин для поставок китайской (добытой в
Казахстане) нефти в Китай.
IV. КОНТРАРГУМЕНТЫ ПО ВЫЯВЛЕННЫМ ПРОТИВОРЕЧИЯМ/ СООТНЕСЕНИЕ С
ЭКОДОКТРИНОЙ
V. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Для улучшения ЭС предлагается предусмотреть:
- усиление переработки углеводородного и доли нефтепродуктов в
экспорте;
- повышение внимания к энергосбережению, альтернативной энергетике;
- более интенсивные добычу углеводородного сырья на освоенных
месторождениях и повышение эффективности использования существующих
транспортных коммуникаций, в первую очередь железнодорожного
транспорта;
- отказ от курса на развитие атомной энергетики.
Экспресс-анализ подготовлен С.Г.Шапхаевым, БРО по
Байкалу, Улан-Удэ, shap@vsgtu.eastsib.ru
Источник: НЕФТЕДОБЫЧЕ - ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
No 7 и 8, май 2003 г., isarrfe@vlad.ru
*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" *
* (http://www.seu.ru/members/ucs) *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров *
* Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco *
* и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr *
* *********************************** *
* Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 *
* Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru *
************************** Распространяется только *
* "UCS-PRESS" 2003 г. * по электронной почте *
*****************************************************************
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск
Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco
Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война
Периодические издания членов СоЭС
|
Специальные проекты
Информационные партнёры:
|