О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################# ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ***************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1023, 8 мая 2003 г. ****************## ################################################################# Право на общественную активность У НЕФТЕПРОВОДА НА ВОСТОК ЕСТЬ И ДРУГОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Итоги круглого стола "ЭКСПЕРТИЗА ВОПРОСА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА СТРОИТЕЛЬСТВА НЕФТЕПРОВОДА "АНГАРСК-ПРИМОРЬЕ". Владивосток, 24 апреля, 2003 г. Круглый стол "Экспертиза вопроса реализации проекта строительства нефтепровода "Ангарск-Приморье", организованный по инициативе ДВОРЦ ИСАР (Межрегиональная общественная организация Дальневосточный Ресурсный Центр "Инициативная сеть активистов региона"), состоялся во Владивостоке 24 апреля 2003 г. Целью проведения Круглого стола было обсуждение экономических, социальных и экологических аспектов проекта строительства нефтепровода и нефтеналивного терминала в Приморском крае, а также для определения позиций всех заинтересованных сторон. В нем приняли участие представители научной общественности, Государственного Управления по природным ресурсам Приморского края и экологических организаций. К сожалению, администрация Приморского края, также как и представители заказчика ОАО "Транснефть" проигнорировали открытое обсуждение, несмотря на официальные приглашения и неоднократные предварительные переговоры. Обсуждаемые вопросы были распределены на три группы: 1. Роль общественности в осуществлении мониторинга проекта 2. Экономические плюсы и минусы 3. Риски, связанные со строительством и эксплуатацией объекта: экономические, экологические и социальные. 1. Роль общественности в осуществлении мониторинга проекта Общественные слушания по проекту во всех 8 регионах Сибири и Дальнего Востока, где намечается строительство трубопровода, прошли с нарушением. Все замечания, представленные в соответствующие государственные природоохранные структуры после общественных слушаний, заказчиком ОАО "Транснефть" не затребованы и лежат в ГУПР регионов. Не смотря на это, Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) по проекту уже идет с 13 февраля. Несмотря на всю сложность проекта, субъекты 8 регионов Российской Федерации лишены права участвовать в Государственной экспертизе проекта, т.к. организована только ГЭЭ на Федеральном уровне. Согласно Закона РФ об экологической экспертизе (1995-98 г) любые крупные промышленные проекты на стадии обоснования должны помимо государственной экспертизы проходить общественную экологическую экспертизу (ОЭЭ). Зарегистрированные в соответствующем органе рекомендации ОЭЭ должны быть учтены в ходе доработки проекта наравне с результатами государственной экспертизы. На настоящий момент по проекту "Ангарск-Приморье" зарегистрированы три ОЭЭ - в Иркутской области, Бурятии и Приморье. Поскольку такой крупномасштабный межрегиональный проект еще не имел прецедентов в России, то и перед общественной экспертными комиссиями ОЭЭ стоит очень непростая задача. Ситуация усугубляется тем, что кампания "Транснефть" в нарушение российского законодательства в ответ на неоднократные официальные запросы до сих пор не предоставила материалы проекта зарегистрированным экспертным комиссиям ОЭЭ ни в одном регионе. На Круглом столе ОО "Зеленый крест" была представлена информация по итогам первого рабочего заседания экспертной комиссии общественной экологической экспертизы (ОЭЭ) по проекту нефтепровода в Приморском крае. Комиссия ОЭЭ, зарегистрированная еще осенью 2002 года, до сих пор не получила документацию, необходимую для проведения экспертизы проекта. Если эти материалы не будут предоставлены в ближайшее время, организаторы экспертизы намерены обращаться в судебные инстанции, в правительство для того, чтобы повлиять на заказчика, в данном случае ОАО "Транснефть" для предоставления документации по проекту, согласно требованиям законодательства. На круглом столе также были представлены результаты анкетирования проведенного ИСАР в Хасанском районе, на территории которого намечается строительство нефтеналивного терминала. Всего было опрошено 600 человек. Краткие итоги анкетирования таковы: четверть опрошенных крайне отрицательно относятся к проекту и еще четверть серьезно озабочена планами строительства нефтеналивного терминала; 64% опрошенных отмечают, что нужна полная и достоверная информация. Ознакомиться с полными результатами анкетирования все желающие могут в ДВОРЦ ИСАР. 2. Экономические плюсы и минусы Какие выгоды получит Приморский край в случае строительства нефтепровода, так и осталось загадкой для присутствующих, т.к. задать этот вопрос было некому в связи с отсутствием представителей Администрации Приморского края. В ответ на настойчивую просьбу одного из ангажированных администрацией журналистов высказаться всем участникам круглого стола по поводу вопроса: "Нужен ли вам нефтепровод в Приморье? Понимаете ли вы его экономическую необходимость?", почти все участники круглого стола высказались единогласно о том, что "для того чтобы на это вопрос ответить, нужно изучить все материалы. Мы не знаем, во что обойдется Приморью выгода, и во что обойдутся Приморью убытки". Сегодняшняя заявленная стоимость нефтепровода Ангарск-Перевозная при длине 3900 км составляет $5.8 млд. Для сравнения, стоимость Аляскинского нефтепровода длиной в 1400 км равняется $8,5 млд (по старым деньгам - на 1977 г), а по новым - $22 млд. За счет чего собираются построить столь грандиозный проект в России за столь незначительную сумму? Не за счет ли дешевых и небезопасных технологий как для здоровья человека, так и для окружающей среды? Надо заметить, что первоначальная стоимость аляскинского нефтепровода составляла 900 миллионов долларов США. По мере обсуждения проекта с общественность региона изменялись технологические параметры. И стоимость по окончанию строительства - в пределах 8,5 миллиардов долларов США. Т.е. после принятых изменений в технологиях строительства трубы под воздействием общественности, стоимость выросла в 8.5 раз. Сколько же будет стоить реально безопасный нефтепровод у нас? В выступлении А.А.Малышева (ОО "Зеленый крест") была сказано: "Есть "чистые" технологи и есть "грязные". И есть большая вероятность, что для экономии средств у нас будут использоваться "грязные" технологии, которые еще используются в третьих странах. Нам здесь нужны только "чистые" технологии, природо- и ресурсосберегающие. И может так оказаться, что эти технологии окажутся дороже, чем выгоды от этого нефтепровода. Поэтому, конечно, в первую очередь нужна экспертиза и экологическая и экономическая". 3.Риски, связанные со строительством и эксплуатацией объекта: экономические, экологические и социальные. Комментируя текущее положение дел, многие участники круглого стола подтвердили, что б.Перевозная - это единственный вариант маршрута нефтепровода, который рассматривается на настоящий момент. Ни район Находки, ни какие-то другие направления не рассматриваются, несмотря на то, что по закону заказчиком при разработке проекта должно быть представлено несколько вариантов. Такое положение вызывает серьезную озабоченность, поскольку есть множество серьезных аргументов против этого варианта, не только у экологов, но и у государственных структур, таких как Приморрыбвод, ГУПР и других. По мнению доктора геолого-минералогических наук Б.И.Васильева: "Амурский Залив и, в частности, бухта Перевозная - самое неподходящее место для нефтепровода". Как было наглядно показано в докладе профессора, д.г.-м.н. Б.В.Преображенского, строительство нефтеналивного термина в б.Перевозная представляет серьезную угрозу для последней чистой рекреационной зоны Владивостока. Острова Рикорда, Рейнике, Попова окажутся под угрозой нефтяного загрязнения в случае нефтяного разлива, поскольку глубинные и поверхностные течения от б.Перевозной идут поперек Амурского залива как раз в направлении островов. Кроме того, побережье в районе б.Перевозной - это зона сильнейшего прибоя. Свидетельством тому являются ржавеющие вдоль побережья севернее от б.Перевозной суда, выброшенные на берег сильной приливной волной. Директор голландской природоохранной организации Tigriss Foundation Михил Нетте обратил внимание присутствующих на то, что в случае строительства нефтепровода в б.Перевозной значительно усилиться антропогенное влияние на местообитание уникального дальневосточного леопарда. Это животное включено в Международную Красную книгу со статусом вымирающего вида. В настоящее время популяция насчитывает всего 31 особь. Было отмечено, что эта проблема имеет международное значение. ВЫВОДЫ Нашло общее понимание предположение о том, что в целом со стороны некоторых официальных структур региона наблюдается тенденция уходить от разговора с общественностью мотивируя тем, что вопрос не решен в правительстве и говорить о проекте еще рано с тем, чтобы потом, когда решение будет принято сказать, что говорить о вариантах уже поздно. В связи с этим было принято решение направить обращение с вопросами, оставшимися без ответа в администрацию Приморского края, в правительство РФ и заказчику проекта. Прислал A.Semyonov, isarrfe@vlad.ru, 26 апреля 2003 г. ***************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров * * Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco * * и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется только * * "UCS-PRESS" 2003 г. * по электронной почте * ***************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco
Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |