О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################# ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ***************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1019, 4 мая 2003 г. ****************## ################################################################# Право на живую природу ДОЛГОИГРАЮЩАЯ БИТВА ЗА ДУНАЙСКИЙ ЗАПОВЕДНИК ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫЙ ФИНИШ УКРАИНСКАЯ КОАЛИЦИЯ " ЗА ДИКУЮ ПРИРОДУ" Факсовая атака -ПОБЕДА !!! Дорогие друзья! Хочу поздравить всех участников факсовой атаки с большой победой - на сегодня стало известно, что Кучма не решился взять на себя ответственность, и не подписал проект Указа о расчленении Дунайского заповедника, а отправил его на обсуждение в Совет национальной безопасности Украины, где данный проект будет рассматриваться в январе 2003 г. Таким образом, реальная угроза гибели Дунайского заповедника миновала. Уверен, что этой победой мы во многом обязаны той массированной международной факсово-телеграммной атаке, которую общими усилиями организовали в течении этих тревожных 12 дней. По неполным данным в Администрацию Президента Украины поступило около 130 обращений из более чем 25 стран мира. Больше всего факсов и телеграмм пришло из Украины, России, Германии, Великобритании, Нидерландов и Турции. Конечно, ситуация с заповедником не решена пока полностью, и мы надеемся на дальнейшую вашу поддержку в виде сборов писем, статей в СМИ, пикетов и т.д. Подводя итоги факсовой атаки, хотел бы сделать несколько выводов. 1. Наша победа была достигнута во многом благодаря поддержке Международного Социально-Экологического Союза, его членских организаций, а также оперативной технической помощи ЦКИ МСОЭС. Я неоднократно слышал, что МСОЭС, якобы, выходит на очередную свою конференцию без особых успехов. Это неправда.Наша победа в защите Дунайского заповедника - очень весомый и важный успех, причем на международном уровне. 2. Особо хочу отметить Движение студенческих ДОП, которое мощно заявило о себе во время этой факсовой атаки. По всей видимости кризис Движения ДОП закончился, в его рядах выросли новые лидеры, способные оперативно организовать серьезную международную кампанию. За последние 10 лет, если я не ошибаюсь, это самая значительная и успешная международная акция Движения ДОП. Поздравляю друзья! 3. Следует отметить очень активное участие в факсовой атаке наших коллег из дальнего зарубежья. От них пришло больше половины обращений, естественно, сыгравших самую главную роль в воздействии на Кучму. Еще раз хочу пожать всем крепко руки. По поручению коалиции В.Борейко, kekz@carrier.kiev.ua, 3 декабря 2002 г. СУПЕР-ПИКЕТ !!! УКРАИНСКАЯ КОАЛИЦИЯ "ЗА ДИКУЮ ПРИРОДУ" От лица нашей Коалиции мы с Сергеем Шапаренко и Аллой Ильиничной Шевчук поздравляем всех бойцов, удачно пикетировавших сегодня посольство Украины в Москве с целью защиты Дунайского биосферного заповедника. Вы просто молодцы! Особое спасибо ЦКИ СОЭС и ДОП биофака МГУ, организовавшим эту акцию.Оля Берлова, я прилюдно целую тебя в щечку!!! Еще не совсем пропащий В.Борейко, kekz@carrier.kiev.ua, 6 декабря 2002 г. ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ Коллеги, всем доброго дня! Только что получили письмо от директора Дунайского заповедника Александра Волошкевича. Из него ясно, что уже заготовлено решение об уменьшении площади заповедника. "Стало известно содержание Приказа Министра No 209 от 17.03.03 (об утверждении Программы развития морехозяйственного комплекса до 2005 года.). В нём, в частности, говорится, что до конца года Министерство транспорта будет способствовать коррекции границ Дунайского биосферного заповедника, а также о необходимости согласовать и утвердить ТЭО по гирлу Быстрое. На наш взгляд, главное решение будет приниматься на Совете национальной безопасности и обороны, которое ожидается уже через 2-3 дня. В Проекте решения предусматривается уменьшение заповедной зоны, Кабинету Министров отводится месячный срок для разработки нового проекта Указа Президента Украины. " Огромная просьба - все, кто еще не послал свои письма и факсы - сделайте это, ПОЖАЛУЙСТА, и лучше сегодня! О.Берлова, seupress@seu.ru, 8 апреля 2003 г. В ОЖИДАНИИ ОЧЕРЕДНОГО ЗАСЕДАНИЯ СУДЬБА ДУНАЙСКОГО ЗАПОВЕДНИКА: БЛИЗИТСЯ ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ. Уважаемые коллеги! Похоже, кампания по спасению Дунайского заповедника подходит к концу: в декабре Президент Украины решил, что место прохождения канала "Дунай - Черное море" должен определить Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ). Заседание СНБОУ по этому поводу состоится в среду, 23 апреля. Минтранс трудится вовсю. Например, выдумывает небылицы, чтобы добиться сокращения территории заповедника: то по их мнению заповедник захватил огороды жителей Вилково, то незаконно захватил протоки и водоемы (это заповедник, находящийся в устье реки!), то его заповедную зону следует сократить с 20 до 3 тыс. гектар и так далее. В общем, ситуация по-прежнему сложная, в какую сторону склонятся члены СНБОУ непонятно. Поэтому мы снова просим вас высказаться по этому поводу. Примерный образец письма: Президенту Украины, Председателю Совета национальной безопасности и обороны Украины, г.Л.Кучме, Секретарю Совета национальной безопасности и обороны Украины, г.Е.Марчуку НЕ ДОПУСТИТЬ СОКРАЩЕНИЯ ЗАПОВЕДНОЙ ЗОНЫ ДУНАЙСКОГО БИОСФЕРНОГО ЗАПОВЕДНИКА! Уважаемые господа! С конца марта 2003 года Министерство транспорта Украины резко активизировало лоббирование судоходного хода "Дунай - Черное море" через гирло Быстрое, в абсолютно заповедной зоне Дунайского биосферного заповедника. В конце марта министр транспорта, Г. Кирпа, заявил о якобы имевшей место фальсификации указа Президента Украины "О создании Дунайского биосферного заповедника", и о планах своего ведомства вывести из состава заповедника водные протоки. Окончательное решение об уменьшении заповедного ядра Дунайского биосферного заповедника, должно быть принято в ближайшее время на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины. В связи с этим мы хотели бы обратить ваше внимание на то, что биоразнообразие данной территории могло быть сохранено лишь в условиях заповедного режима, и в случае его смягчения будет утеряно. Сооружение судоходного хода через гирло Быстрое (давайте смотреть правде в глаза - это единственная причина обсуждаемого сокращения заповедной зоны) приведет к потере только гнездового комплекса численностью до 5.600 гнездящихся пар птиц. В настоящее время только в зоне проектируемого судового хода встречается 223 вида птиц, в том числе 5 из Европейского Красного списка, 31 - из Красной книги Украины. На данной территории постоянно или временно обитают редкие и исчезающие виды млекопитающих и насекомых, в том числе и занесенные в Европейский красный список и в Красную книгу Украины. Нормальное обитание большинства из них с деятельностью, подобной той, что планируется, несовместимо. Сооружение судоходного хода "Дунай - Черное море" в гирле Быстрое приведет к изменению гидрологического режима дельты, нарушению природных процессов дельтообразования, неизбежному загрязнению заповедных экосистем нефтепродуктами, нарушит условия существования большинства обитателей данной территории, приведет к сокращению уловов рыбы местными предприятиями, а также поставит под угрозу существование целого ряда редких и исчезающих видов, в том числе и занесенных в Европейский красный список и Красную книгу Украины. Единственной причиной для сокращения площади заповедной зоны могла явиться потеря природной ценности данной территории; как раз этого и не наблюдается. Биоразнообразие, природные комплексы данной территории и определяют ее и международную, и национальную ценность. Поэтому, несмотря на мнение Минтранса, в случае реализации его планов, Дунайский биосферный заповедник потеряет, свое значение, как на международном, так и на национальном уровне, - Украина может потерять одну из своих ценнейших природных территорий. В то время как Украина в мае будет принимать Европейский Экофорум, Минтранс, настаивая на уничтожении природной территории мировой ценности, фактически ведет страну к национальному позору. Учитывая это, МЫ СЧИТАЕМ НЕДОПУСТИМЫМ СОКРАЩЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПЛОЩАДИ (22662 ГА) ЗАПОВЕДНОЙ ЗОНЫ ДУНАЙСКОГО БИОСФЕРНОГО ЗАПОВЕДНИКА И СООРУЖЕНИЕ СУДОХОДНОГО ХОДА "ДУНАЙ - ЧЕРНОЕ МОРЕ" В АБСОЛЮТНО ЗАПОВЕДНОЙ ЗОНЕ ДУНАЙСКОГО БИОСФЕРНОГО ЗАПОВЕДНИКА, и надеемся, что власти Украины примут необходимые меры для его сохранения. подписи Президент Украины Л.Кучма - факс: 8-10-380-44-291-61-61, e-mail: questions@adm.gov.ua Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины, г.Е.Марчук - факс: 8-10-380-44-255-06-01 Об отправленных письмах просим сообщать нам (pecheneg@ic.kharkov.ua). С уважением и надеждой на Вашу поддержку, по поручению Украинской коалиции "За дикую природу", С.Шапаренко pecheneg@ic.kharkov.ua, 21 апреля 2003 г. ПОСЛЕ ЗАСЕДАНИЯ Дорогие друзья! Еще раз спасибо за поддержку кампании в защиту Дунайского заповедника! Оба заседания: и комитета по вопросам национальной безопасности и обороны, и комитета по вопросам строительства, - никаких конкретных решений по поводу канала не приняли. Все перенесено на заседание Совета безопасности, который, должен состояться в мае. Но есть и приятная новость: с конца марта в прессе начали появляться сообщения Минтранса о том, что при создании заповедника были фальсифицированы его документы, Минтранс это докажет, и у заповедника следует изъять все водоемы. Какие именно у них есть "данные", транспортники, естественно, умалчивали. А через полмесяца выяснилось, что в документах ЮНЕСКО площадь заповедной зоны биосферного резервата указана в 3 тыс. га, а по украинским документам - ок. 20 тыс. га. Поскольку год назад Л.Кучма указал "придерживаться международных обязательств" при сооружении канала, Минтранс настаивал "привести ситуацию в соответствие с международными договорами". Хотя с самого начала было ясно, что 3 тысячи га - простая описка, учитывая методы работы Минтранса, все перепугались. К настоящему времени усилиями Национальной Академии наук Украины эта описка исправлена, теперь и в ЮНЕСКОвских документах абсолютно заповедное ядро - ок. 20 тыс. га. Ниже привожу информацию А. Волошкевича о последнем заседании. С глубоким уважением и наилучшими пожеланиями, С. Шапаренко pecheneg@ic.kharkov.ua, 4 мая 2003 г. ВЕСТИ С ПОЛЕЙ СУДОХОДНЫЙ КАНАЛ: ПРОБЛЕМУ РАССМАТРИВАЕТ ОЧЕРЕДНОЙ КОМИТЕТ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ В Вилково 25 апреля 2003 года состоялось выездное заседание Комитета Верховной Рады Украины по вопросам строительства, транспорта, жилищно-комунального хозяйства и связи. Как и во время предыдущего заседания 11 апреля Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны, главной темой был вопрос о строительстве судоходного пути Дунай-Черное море. Вёл заседание председатель Комитета В.Пустовойтенко, и в его работе принимали участие Министр экологии и природных ресурсов В.Шевчук, председатель Комитета Верховной Рады по экологической политике Г.Руденко, руководители целого ряда организаций, главы райгосадминистраций. Хотя официально заседание должно было начаться в г.Вилково, фактически обсуждение этого и других вопросов началось на борту судна, которым члены Комитетов и другие прилетевшие из Киева участники заседания отправились из Измаила в Вилково. К сожалению, в справке по этому вопросу, которая была роздана депутатам, было не просто много неточностей, а явная дезинформация, касающаяся деятельности заповедника. И это не удивительно, потому что справка подготавливалась "Дельта-Лоцман", а подача дезинформации и явной клеветы, как известно, является обычным стилем работы этой организации в условиях отсутствия аргументов. Поэтому директор заповедника был вынужден взять слово, чтобы выступить с опровержениями и сообщить реальную информацию по многим вопросам. Все домыслы, от якобы захваченных огородов и заканчивая пожаром вдоль гирла Быстрое, во время которого сгорели деревья, мы уже излагали на страницах нашей газеты и останавливаться на этом не будем. От Министерства транспорта выступил заместитель госсекретаря С.Симоненко. Говоря об истории развития судоходства, он еще раз подтвердил печально известный факт, когда в 1997 году на дночерпание Прорвы было потрачено 3 миллиона гривен, однако уже через три месяца глубина там составила всего 1,5 метра. После выступления С.Симоненко директор "Дельта-Лоцман" В.Бездольный для того, чтобы усилить аргументацию, в его понимании логики, за строительство канала по гирлу Быстрое, показал фильм, где были сняты пожары в плавнях и деревья, сгоревшие на гирле Быстрое в 2002 году. Мы уже детально в No 9 нашей газеты от 31 марта 2003 года говорили о логике этих доводов Минтранса, а ранее описывали этот пожар, пришедший в заповедную зону с гирла Старостамбульское. Огонь 03.03.2002 года пошел от стоянки рыбаков, прошёл в общей сложности 12,5 километров и перекинулся в заповедную зону. Конкретных виновников тогда найти так и не удалось. Однако совершенно неожиданно для "Дельта-Лоцман" фильм возымел обратное действие. В.Пустовойтенко назвал его некорректным, и он сам, а также С.Симоненко извинились перед присутствующими за демонстрацию такого фильма, объяснив, что предварительно они его не видели. Для многих просто стало очевидным, какими методами эта организация ведёт дискуссию. Примечательно также то, что, несмотря на обилие развешенных плакатов, директор "Дельта-Лоцман" В.Бездольный так и не сделал свой доклад. После этого достаточно бурная дискуссия с В.Бездольным произошла у нас на пароходе во время осмотра устья Быстрого. Он пытался убедить присутствующих, что сооружение судоходного канала благотворно повлияет на рыбные запасы. Пришлось объяснить ему, что судоходный канал- это еще и проведение огромного объема дноуглубительных работ, и сброс миллионов кубов вынутого грунта в Чёрное море. Во время этого погибает донная фауна, тем самым уничтожается кормовая база рыб, гибнет масса молоди, загрязняется сам водоём. Вот почему ещё во времена Советского Союза бывшее Советское Дунайское пароходство платило миллионы рублей за ущерб рыбному хозяйству. Кроме того, в случае сооружения глубоководного судоходного канала по Быстрому, лов рыбы по существующим правилам здесь станет невозможным (как, например, он запрещён в Сулинском), а ведь Быстрое - основное гирло, где происходит вылов сельди. Начальник "Одессарыбвода" А.Турятко и директор Одесского отделения Института рыбного хозяйства ЮгНИРО Г.Толоконников выступили против канала по Быстрому с официальным письмом, подтвердив, что это строительство недопустимо с рыбохозяйственной точки зрения. Затем выступили заместитель председателя Совета по изучению продуктивных сил Украины доктор экономических наук Б.Данилишин, а также доктор экономических наук, директор Института проблем рынка и экономико-экологических исследований Б.Буркинский. Поэтому на данном заседании разговор более детально шёл именно об экономических аспектах планируемого строительства. Б.Буркинский проинформировал, что есть Постановление Кабинета Министров Украины No 878 от 01.07.2002 года, в соответствии с которым для строительства канала Дунай - Черное море запланировано 138 миллионов гривен. Хотя в постановлении конкретно не идёт речь именно о гирле Быстрое но протяженность судоходного пути, которая там указывается -12,9 км, указывают, что именно оно имеется ввиду. Вопросы Б.Буркинского и Б.Данилишина были в том, как будет окупаться эта сумма, какие экономические расчёты стоят за этим строительством. Ведь в расчетах Минтранса, чтобы окупить такой большой канал, необходимо, чтобы 65% зарубежных судов из разных стран перестали ходить через румынские каналы и начали проходить через гирло Быстрое, а только отечественных грузоперевозок недостаточно. Вместе с тем, как аргументировали экономисты, простой взгляд на географическую карту показывает, что суда, идущие из Босфора, проходят мимо порта Констанца (которая, кстати, недавно объявлена свободным портом с минимальными налогами). Там существует канал Констанца - Черноводы, позволяющий сразу выйти на 300-ый километр Дуная. Какие иностранные капитаны и почему должны плыть до Украины, а потом ещё делать такой огромный крюк? Еще на заседании Комитета 11 апреля представитель Министерства экономики А.Кушниренко назвал эти грандиозные планы по перехвату зарубежных судов нереальными и бонапартистскими. Он тогда отметил, что должна быть постепенность в принятии решений. Об этом же тогда говорили представители Национальной академии наук Украины, что надо срочно модернизировать соединительный канал и посмотреть, будет ли идти планируемое нарастание потоков грузов. А. Кушниренко также подчеркнул, что Министерство экономики никаких согласований проекта по гирлу Быстрое не подписывало, вопреки утверждениям В. Бездольного о том, что с ними этот вопрос давно решен. Когда представители Минтранса начали заявлять, что они будут "сбрасывать" цены и демпинговать до тех пор, пока зарубежные суда не хлынут в Быстрое, им популярно объяснили, что это будет сделать невозможно, так как на этот счёт существует суровое европейское законодательство. Очень внимательно было выслушано аргументированное, эмоциональное выступление народного депутата Украины Н.Круглова. Он заявил, что окончательное решение можно будет принимать, когда будет до конца чётко понятна экономическая целесообразность траты бюджетных денег на такое строительство, и что ситуация с Быстрым напоминает ему нефтепровод Одесса - Броды. Напомним, что после траты колоссального количества средств на нефтепровод, он оказался невостребованным, и теперь никто не знает, зачем его построили, и что с ним делать. Пустой нефтепровод длиной 600 километров ржавеет, а чтобы его заполнить, необходимо многие тысячи тонн нефти. Николай Петрович образно выразился, что мы можем стать как Чебурашка в известном мультфильме - строить, строить, наконец, построить, и неизвестно, для чего. Второе, что он подчеркнул, это то, что его волнует международный аспект проблемы и все обязательства, которые взяла на себя Украина по охране этого уникального природного уголка. Б.Данилишин также поставил вопрос о том, кто будет собственником канала. Он сказал также, что по заключению ряда специалистов прогнозируемый срок эксплуатации канала будет около семи лет, а дальше его ждёт судьба Прорвы. Это то, чего мы боимся больше всего - после того как будут истрачены наши с Вами огромные бюджетные деньги, уничтожена самая середина ядра заповедника, просто останутся горы песка и кучи ржавого металлолома как памятник амбициям Минтранса. Экономисты ещё раз подчеркнули, что считают крайне важной реконструкцию соединительного канала и срочный запуск судоходства, тем более, что для этого есть частные инвестиции, и никаких денег из бюджета брать не надо. Министр Минэкоресурсов В. Шевчук сказал, что проблема чрезвычайно сложная, любые варианты такого масштабного строительства нанесут тот или иной ущерб природе и Дунайскому биосферному заповеднику, и надо выбрать вариант с наименьшим ущербом. Он обратил внимание на то, что согласно 150 статье Земельного Кодекса решение об изъятии какой-либо части территории заповедника должно пройти только через Верховную Раду Украины. В заключительном слове В.Пустовойтенко подчеркнул, что проблему необходимо решать, время не терпит, и лично он считает, что канал должен строиться через гирло Быстрое. Вместе с тем он сказал, что необходимо все делать цивилизованным путём с соблюдением необходимых процедур, и если это будет не так, он лично станет на сторону Президента академии наук Украины Б.Патона. Сейчас масса различной информации поступает в Совет Национальной безопасности и обороны Украины, где в мае ожидается заседание Совета по этому вопросу. В Киеве 21-23 мая 2003 года на пятой конференции Министров охраны природы всех стран Европы вопрос о строительстве канала по гирлу Быстрое тоже будет рассмотрен. Чем всё это закончится, покажет время. Последнее совещание, где более детально был затронут экономический вопрос, показало всю огромную сложность проблемы сооружения судоходного хода. Стало совершенно очевидно, надеемся, уже для многих, что вопросы такой важности должны решать специалисты: экономисты, юристы, экологи, судоходчики, гидрологи, гидротехники, дипломаты, и т.д., но никак не наспех организованные собрания на разных предприятиях придунайских городов, где подавляющее большинство голосующих вообще не знают, где находится Быстрое и почему оно самое лучшее. В конечном счёте, это даже политическое решение, где должен быть учтён баланс всех многочисленных составляющих этой проблемы. Об этом хорошо сказал председатель Килийского районного совета В.Боделан как 11 апреля во время заседания Комитета по национальной безопасности и обороны, так и 22 апреля на заседании сессии Килийского районного совета. Мы же с нашими сторонниками делаем все, чтобы предотвратить непоправимую ошибку. А.Волошкевич ***************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров * * Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco * * и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется только * * "UCS-PRESS" 2003 г. * по электронной почте * ***************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco
Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |