Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     #################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА      ****************##
   #######**** ***************************************************##
  ####      Сообщение ECO-HR.1018, 3 мая 2003 г. ****************##
 #################################################################
                               Право на небраконьерскую индустрию

        СОСНОВЫЙ БОР: ДВИЖЕНИЕ ПРОТИВ АЛЮМИНИЕВОГО ЗАВОДА
                        (см. ECO-HR.939)

    На южном берегу Финского залива родилось общественное Движение
"РОДНОЙ БЕРЕГ".
    Учредители Движения -   жители Южного Берега Финского Залива.
    "Алюминиевая угроза" - возможное строительство Сосновоборского
Алюминиевого Завода (САЗ), -  объединила многих людей вне
зависимости от социального и политического статуса.
    Среди участников Движения - представители общественных
экологических организаций, профсоюзов, политических партий,
бизнесмены, чиновники законодательной и исполнительной ветвей
органов местного самоуправления города Сосновый Бор.
    Угроза потери качества Среды Обитания при строительстве САЗ
объединила даже тех, кто еще недавно воспринимал друг-друга как
политического противника.
    Насколько прочна экологическая основа этого Движения прокажет
время.
    А пока известно, что инвесторы САЗ предлагают фактически "купить"
за $400.000.000 один из энергоблоков Ленинградской АЭС, чтобы он
обеспечивал работу завода. Фактически это означает продление жизни
старым реакторам ЛАЭС, самый старый из которых в этом году выработает
свой ресурс.
    В то же время  САЗ фактически уничтожит основной источник
питьевого водоснабжения 65-тысячного города - реку Систа.
    Жителям атомного города предстоит непростой выбор. Впрочем,
региональные власти пытаются лишить возможности выбора жителей
атомного города Соснвоый Бор.
    Сегодня уже более 6.000 подписей стоит под заявлением против
строительства САЗ.
    24 апреля 2003 года учредители Движения РОДНОЙ БЕРЕГ в здании
мэрии Соснового Бора дали пресс-конференцию. ЗЕЛЕНЫЙ МИР распространил
там следующуюю информацию:
    "Алюминиевую шкуру" поделили без госэкоэкспертизы.
    Около миллиона тонн алюминиевого сырья предлагается ежегодно
завозить морем на южный берег Финского залива через Усть-Лужский
порт из Африки и Новой  Зеландии.
    С помощью электроэнергии его намерены превращать в 360 тысяч
тонн алюминия на Сосновоборском Алюминиевом Заводе (САЗ) и
продавать на Запад.
    На южном берегу Финского залива будут возникать сотни тысяч тонн
отходов, и он может стать отхожим местом планетарного масштаба.
    Алюминий не региональная и даже не национальная потребность, а
транснациональный бизнес. Платой за это может стать утрата
национального достояния - здоровья людей, природы, подрыв
воспроизводства возобновимых ресурсов (рыбы, леса, чистого
воздуха).
    Близость порта и Ленинградской АЭС были основными критериями в
пользу выбора этой площадки для строительства завода.
    Администрацией САЗ без проведения государственной экологической
экспертизы:
 * Выбрано место строительства на территории Кингисеппского района
Ленинградской области в районе порта Усть-Луга. Это нарушение
федерального закона об охране окружающей среды (ст. 35 часть 2 "Выбор
мест размещения зданий, строений, сооружений и иных объектов
осуществляется с соблюдением требований законодательства при наличии
положительного заключения государственной экологической экспертизы").
 * Продано место под "алюминиевым солнцем" за $ 51.655.000. По
результатам тендерных торгов в строительстве 1-ой очереди САЗ примут
участие:
                      ФГУП УССТ-3 - $ 1 700 000
                      БСК-ПГС -  $ 2 250 000
                      "Энергомашстрой" - $ 8 700 000
                      ОАО "Трест <Гидромонтаж" - $ 7 795 000
                      ОАО "Энергомашкорпорация" - $ 18 282 000
                      АО "Паневежский стройтрест" - $ 4 300 000
                      ОАО "3авод металлоконструкций" - $ 4 446 000
                      ООО "Ленпромстрой" -  $ 4 182 000
                      --------------------------------------------
                                           Итого: $ 51.655.000.

    Так 8 компаний уже поделили первую часть от "алюминиевого пирога"
стоимостью $ 1.200.000.000, хотя еще не получено положительное решение
государственной экологической экспертизы. Причем 70% этой суммы
планируется получить во Всемирном Банке и Европейском Банке
Реконструкции и Развития.
    Таким образом, транснациональный бизнес пришел в наш дом - Южный
Берег Финского Залива.
    В зоне влияния вредных выбросов окажется водосборный бассейн реки
Систа (около 7 км от предполагаемого места размещения завода. Эта река
является основным источником питьевого водоснабжения г. Сосновый Бор
(63 тысячи человек).
    Кроме того, будет оказано воздействие на заказник Котельский, а также
водно-болотное угодье международного значения Кургальский полуостров,
находящегося под защитой международной Конвенции (Постановление
Правительства РФ от 13 сентября 1994 года, г1050 "О мерах по обеспечению
выполнения обязательств российской стороны вытекающих из Конвенции о
вводно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом
в качестве места обитания водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года).
    Таким образом, без нашего общественного участия - тех на кого этот
завод будет оказывать прямое воздействие, сделан выбор о месте
размещения завода. Это нарушение основополагающего принципа "презумпции
потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и
иной деятельности; гласности, участия общественных организаций
(объединений), учета общественного мнения". (ст. 3 Закона о
государственной экологической экспертизе).
    При этом, процедура общественного участия предусматривает:
   "Информирование общественности и других участников оценки воздействия
на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и
составления технического задания на проведение оценки воздействия на
окружающую среду осуществляется заказчиком.
    Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях
федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы
федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта
государственной экологической экспертизы, а также на территории
которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать
воздействие. В публикации представляются сведения о:
  названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности;
  наименовании и адресе заказчика или его представителя;
  примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду;
  органе, ответственном за организацию общественного обсуждения;
  предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания,
  референдум и т.п.), а также форме представления замечаний и
  предложений;
  сроках и месте доступности ТЗ по оценке воздействия на окружающую
  среду;
  иной информации."
    Такой порядок предусмотрен п.4.3 Положения ОБ ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
НАМЕЧАЕМОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 июля 2000 г.
No 2302).
    Эти требования не были соблюдены и таким образом нарушены наши права
на общественное участие в принятии решения по выбору площадки и самого
строительству САЗ.
    Исходя из этого, мы требуем:
 * приостановки продвижения реализации проекта до проведения
   Государственной экологической экспертизы;
 * проведение общественных слушаний по САЗ на стадии выбора площадки
   для размещения САЗ, как часть процедуры государственной
   экологической экспертизы.
    Мы готовы организовать общественную экологическую экспертизу САЗ
         О.Бодров, Председатель Совета Зеленого Мира
                   bodrov@sbor.net, 3 мая 2003 г.
                   сайт www.greenworld.org.ru

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83            *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru          *
**************************     Распространяется только          *
* "UCS-PRESS" 2003 г.    *     по электронной почте             *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность