![]() |
![]() |
| О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест | |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск
*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
****** Х И М И Я * И * В О Й Н А **********************
*******************************************************************
*** Сообщение CHEM&WAR.691, 12 апреля 2005 г. **
*******************************************************************
Космос и жизнь
КОСМОНАВТ С.КРИЧЕВСКИЙ ДАЛ ГАЗЕТЕ ИНТЕРВЬЮ
ЗЕМНОКРЫЛАЯ ДУША
...Вселенской несвободою томится,
И вновь, загадку космоса решив,
Стремится ввысь, с родной планетой слиться,
Пространство налетавшейся души.
Сбылась мечта, что в сердце поселилась:
Расправив крылья и Землёй дыша,
С небес спустившись, к дому возвратилась
Живая земнокрылая душа.
Эти строки принадлежат нашему замечательному земляку, человеку, который
с юности мечтал дотянуться до звезд. Сегодня в гостях у "Твоей Провинции"
летчик, космонавт, ученый, эколог, общественный деятель, поэт - Сергей
Владимирович Кричевский.
- Поздравляю вас, Сергей : с наступающим Днем космонавтики! Ваша
профессия, - наверное, одна из самых молодых на Земле. Скажите, как
все-таки становятся космонавтами?
- Благодарю за поздравление и интерес к теме. Одно важное дополнение: 12
апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики. Именно в этом
естественно-историческом и символическом единстве <небесных> дел и
профессий - ключ и путь к профессии <космонавт>. Между прочим, эта профессия
до сих пор <вне закона> - ее нет в соответствующих перечнях профессий, а
сама работа такая и профессионалы есть. Космонавтами становятся благодаря
своей мечте, без которой ничего не получится. Путь <в космонавты> очень
сложный. Кроме профессиональных требований (высшее образование и
квалификация по одной их необходимых профессий, - как правило, сейчас это
летчик, инженер, врач, ученый), очень важно состояние здоровья. Дальше - еще
сложнее - Необходимо <войти в <космическую систему>: подать личное заявление
в Роскосмос, продолжить всю длинную официальную процедуру отбора (начиная
с медицины и заканчивая решением специальной государственной комиссии) и
стать кандидатом в космонавты. Затем успешно пройти сложнейшую подготовку,
сдать государственные экзамены и получить квалификацию <космонавт-испытатель>
или <космонавт-исследователь>. Таковы <правила игры> в России. Про
<космических туристов> не говорю, это отдельная тема, где почти все решают
деньги.
- Я знаю, что вы родом из Приамурья. Как сложился ваш жизненный путь?
Сейчас, живя в Звездном городке, не скучаете по нашим краям?
- Уточняю: я родился в Приморском крае, в городе Лесозаводске, в 1955 году.
Мой отец был офицером. Через год его перевели служить в Моховую Падь вблизи
Благовещенска, через два года - в Хабаровский край, потом снова в
Приморский, а в начале 1969 года - в Благовещенск. Жили мы (родители, я,
брат и сестра) на ул. Красноармейской, дом 135, кв. 4. Сначала я учился
в школе No 30, потом перешел в среднюю школу No 6 на улице Горького и
закончил ее в 1972 году. С 1969 года занимался в клубе юных летчиков, там
же, кстати, нашел и свою будущую жену Людмилу (ее отец тоже был офицер,
служил в ДВВОКУ). В Благовещенске прошла моя прекрасная юность, город дал
мне путевку в жизнь (и даже <Комсомольскую путевку> в военное училище),
поэтому я считаю его родным. С юности мечтал стать летчиком и космонавтом,
принял решение идти к цели через профессию военного летчика-истребителя.
После школы поступил в Армавирское высшее военное авиационное
Краснознаменное училище летчиков ПВО, в 1976 году закончил его с золотой
медалью (причем, на самолете МиГ-21), сам выбрал первое место службы -
закрытый государственный испытательный полигон Сары-Шаган в Казахстане, и
служил там до 1980 года, потом - в Центре боевого применения и переучивания
летчиков авиации ПВО (Горьковская область), на самолетах МиГ-23 и Су-27 (на
<Су> я вылетел в 1986 году, тогда он был еще секретным). Затем последовала
служба в управлении командующего авиацией ПВО. Занимался задачами ПВО,
боевого применения и безопасности полетов авиации. С 1982 года - военный
летчик 1-го класса. Параллельно - учеба в заочной адъюнктуре
Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е.Жуковского в Москве, в 1987
году защитил диссертацию, посвященную безопасности полетов при отказах
техники, кандидат технических наук. В 1987-1988 годах, одолев всевозможные
бюрократические препятствия, прошел отбор <в космонавты>. С 1989 года - в
Отряде космонавтов Центра подготовки космонавтов им.Ю.А.Гагарина, в Звездном
городке. Начал общекосмическую подготовку, а в 1991 году завершил ее, получив
квалификацию <космонавт-испытатель> готовился к полету на пилотируемом
космическом корабле <Союз-ТМ> на орбитальный комплекс <Мир>. Должен был
полететь в космос в качестве командира корабля в 1995 г. Однако медицинская
проблема оказалась неодолимее бюрократических препон - слетать в космос не
удалось. В 1998 году я уволился из армии и ушел на пенсию в возрасте 43
года, имея выслугу 44 года, поскольку летчикам-истребителям и космонавтам
один год идет за два). О родной дальневосточной земле помню всегда. Конечно,
скучаю, по Благовещенску, по друзьям... Сейчас бывать в любимом городе стало
сложнее: моя семья живет в Центральной России, а цены на авиабилеты высокие.
- В Амурской области сейчас довольно напряженная ситуация с космодромом
Свободный. Экологи бьют тревогу, призывая не допускать запусков ракет на
гептиловом топливе. Как вы оцениваете эту проблему? Какой видите выход?
- В связи с созданием космодрома Свободный (тогда он не имел такого
статуса, там была сокращаемая дивизия РВСН), в сентябре 1995 года я побывал
в Благовещенске и области, прилетал специально. Был на месте космодрома,
затем выступал в Законодательном собрании Амурской области и на областном
телевидении. Встречался с военными, учеными, с молодежью... Еще в 1994 году
я выдвинул идею создания комплексной программы развития космодрома Свободный
в интересах региона. Причем, с увязкой вопросов развития науки, технологий,
образования в Амурской области с деятельностью космодрома в интересах
России и региона. Предлагалось создать в Благовещенске филиал Российского
космического агентства. Были четко поставлены вопросы обеспечения
экологической безопасности космодрома, с учетом негативного опыта космодромов
Байконур и Плесецк. К сожалению, все это так и не было реализовано. Развитие
космодрома Свободный сначала было заморожено по финансовым причинам, а сейчас
идет по военному варианту - по опасному и тупиковому пути реанимации
сверхтоксичных гептиловых ракет в виде конверсионной <Стрелы>, без учета
важных особенностей геоэкосистем. Это создает серьезную угрозу загрязнений
и экологической катастрофы с тяжелыми последствиями для региона, особенно
в случае возможных аварий. Гептиловую угрозу необходимо остановить и
ликвидировать, чем я и занимаюсь с 1995 года, выступая за космодром
Свободный без гептила. Необходимо найти и реализовать альтернативный
вариант. Это возможно при независимой экспертизе, соблюдении других
требований российского экологического законодательства, при учете прав и
интересов людей, прежде всего живущих в Амурской области и Республике Саха -
Якутия.
В 2002 г. общественным организациям при поддержке населения и во
взаимодействии с властями удалось приостановить реализацию опасного проекта
<Стрела>. Однако вопрос остается открытым: работы на космодроме незаконно
финансируются и продолжаются, хотя проект не прошел госэкоэкспертизу. Мы
должны его окончательно решить в пользу людей и природы. Поэтому с марта
2005 года в Благовещенске создается общественная коалиция <За экобезопасность
космодрома Свободный>, куда уже вошли организации Амурской области, а также
межрегиональные общественные экологические организации России - союз <За
химическую безопасность> и другие. Мы открыты для конструктивного
сотрудничества. Системный выход - в альтернативном варианте: пока запускать
из Свободного только твердотопливные ракеты, а гептиловые не запускать здесь
более никогда (вполне достаточно свыше 40 пусков боевых гептиловых ракет в
эпоху СССР и взорванных ракетных шахт - экологические последствия ощущаются
до сих пор). Для минимизации экологических и других последствий, я
рекомендую на космодроме Свободный использовать твердотопливные ракеты
<Старт> и их модификации. В случае острой необходимости в перспективе можно
создать инфраструктуру для запусков ракет семейства <Ангара> (на топливе
<керосин + кислород>), причем, на мой взгляд, лучший из этого семейства -
вариант возвращаемой крылатой ступени <Байкал>. Однако предпочтительнее
обойтись и без этого. Все это вполне реально, если космодром Свободный
сориентировать на запуски спутников нового поколения - малых и мини-спутников
общей массой в несколько десятков и сотен килограммов, - до 500. Именно за
такими спутниками будущее. А не за идейно и технологически устаревшими
тяжелыми военными спутниками, сделанными специально под гептиловую <Стрелу>,
чтобы обосновать-обеспечить на 20 лет вперед пуски ракетного <старья> со
складов. Чтобы выйти из тупого <гептилового зацикла>, необходимо иметь
перспективную программу развития космодрома в широкой комплексной постановке,
с учетом баланса интересов региона и России, а так же активного
международного сотрудничества.
- Ваша специальность - космонавт-исследователь. Насколько я понимаю, вы
занимаетесь прежде всего наукой. Каков круг ваших интересов?
- Моя квалификация - <космонавт-испытатель>, что гораздо шире, чем
<космонавт-исследователь>, поскольку предполагает еще и умение управлять
космической техникой, и вести ее испытания в полном объеме. В процессе
подготовки к космическому полету я в вместе с группой коллег получил в
Москве в 1993-1994 годах второе высшее образование, квалификацию
<инженер-эколог> и <магистр экологического менеджмента> по дистанционному
аэрокосмическому мониторингу Земли, - на базе Российского госуниверситета
нефти и газа им. Губкина и сети-кафедры ЮНЕСКО. Этим я занимался
профессионально, в том числе с прицелом на Амурскую область и весь Дальний
Восток. После ухода из Отряда космонавтов моя основная деятельность связана
с научными исследованиями, высшим и дополнительным образованием в сфере
экологии - природопользование, охрана окружающей среды, экобезопасность
технической деятельности (в том числе аэрокосмической и военной),
экополитика. Опубликовал более сотни научных трудов, несколько книг. На
повестке дня - защита докторской диссертации. В настоящее время - доцент
кафедры экологии и управления природопользованием Российской академии
государственной службы при Президенте РФ, а по совместительству - старший
научный сотрудник экологического центра Института истории естествознания и
техники им. С.И.Вавилова РАН, доцент кафедры геоэкологии экологического
факультета Международного независимого эколого-политологического
университета. Работаю в Москве, веду НИР, обучаю слушателей, студентов,
аспирантов. Активно участвую в деятельности ряда общественных организаций.
Живу в Звездном городке, поддерживаю деловые и личные связи с коллегами -
космонавтами.
- Что оказалось самым сложным в работе космонавта?
- Очень сложное - долго ждать и быть всегда готовым хорошо выполнить
тяжелую и ответственную работу. Но еще сложнее - сохранить себя, причем не
просто физически, профессионально и <технически>, а как свободную личность:
иметь и уметь отстаивать свое мнение, даже если оно не совпадает с мнением
<космического начальства>. Короче говоря, сочетать профессионализм и
гражданское достоинство. С этим, особенно в пилотируемой космонавтике (в
отличие от авиации), большие проблемы - очень хочется слетать в космос, но
молчание и соглашательство вредят делу. Приходится выбирать. Многим, к
сожалению, не всегда удавалось сделать достойный выбор. Поэтому в
космонавтике, как и в других отраслях и во всей сфере обеспечения
экобезопасности, немало унаследованных и новых проблем. Много чрезмерного
риска для космонавтов, чья деятельность и без того экстремально опасна
из-за множества объективных неблагоприятных факторов полета. Это, кстати,
характерно не только для России, но и для США. Две трагические катастрофы
<Шаттлов> в 1986 г. и в 2001 годах, с гибелью 14 астронавтов - жестокая
плата и за длительное сокрытие проблем, и за ложную сверхлояльность многих
специалистов. Подобная ситуация складывается и с космодромом Свободный, -
имею в виду проблему гептиловых ракет. Военные и ракетчики отстаивают в
первую очередь свои групповые и корпоративные интересы, выдавая их за
государственные, а вовсе не интересы и права - жителей Амурской области, не
интересы сохранения уникальной природы Приамурья. Но главный государственный
интерес - это сбережение народа и природы России и никак не пуски
залежавшихся с <холодной войны> гептиловых ракет, причем любой ценой, включая
искусственное создание якобы безвыходной для космодрома ситуации.
Космическая техника и вся космическая деятельность очень сложны, они
малопрозрачны даже для специалистов, а тем более для общества. Очень много
интриг и бюрократии. Так сложилось в этой элитарной сфере научно-технической
деятельности. Вместе с тем мы должны знать, помнить и отстаивать наши общие
ценности: во-первых, космос и космонавтика принадлежат всем нам, людям Земли,
а вовсе не государствам, космическим чиновникам, технократам и бизнесменам;
во-вторых, люди важнее ракет, а не наоборот; в-третьих, космическая техника
и деятельность могут и должны быть экологичными, а вовсе не грязными,
разрушающими здоровье, людей и природу.
В юности - в 1969-1972 годах в Благовещенске - глядя на прекрасное
ночное небо, усыпанное звездами, рассматривая в телескоп Луну, Юпитер и его
спутники, я мечтал о космосе и думал: почему где-то там далеко есть космодром
Байконур, но нет настоящего космодрома рядом с нами, со стартующими ракетами,
кораблями, космонавтами? Через четверть века произошло чудо - моя мечта о
космодроме материализовалась! Но сейчас меня это совсем не радует,
поскольку лучше вообще не иметь никакого космодрома в Приамурье, чем иметь
гептиловый.
Получается, что мы отвечаем не только за свои дела, но даже за мечты...
Что в итоге? Я формально-официально не полетел в космос. Это <минус>. Но
есть и <плюс>: не сжег ни одной космической ракеты (и, может, даже сэкономил
народные деньги), не загрязнил - упавшими ступенями и прочими отходами -
землю и космос. С другой стороны, чтобы летать в космосе, можно обойтись и
без ракет. Мы все, жители Земли, - космонавты по определению, поскольку летим
в космосе на небесном теле, - родной планете. Осталось сберечь ее и выжить
самим. Но если хотим летать в космосе вне Земли, быстрее и дальше ее, надо
бы научиться перемещаться в пространстве красиво и экологично, без токсичных
ракет (или вовсе без ракет!) и опасных последствий. Сейчас я пришел к
важному выводу, что выполняю более сложную миссию, поскольку был
<делегирован> в космонавтику родным городом, дальневосточной землей и,
видимо, планетой Земля, чтобы разобраться в проблеме будущего космодрома и
космической деятельности, предотвратить возможную экологическую угрозу. У
меня есть мечта, чтобы День космонавтики снова стал и всегда был добрым и
светлым праздником для земляков-амурчан и всех землян, для всех без
исключения!
И.Ронин, "Твоя Провинция" N 13 (29), 8 апреля 2005 г.
(г.Благовещенск, Амурская область).
**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" *
* (http://www.seu.ru/members/ucs) *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на *
* сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar *
* ********************************** *
* Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru *
************************** Распространяется *
* "UCS-PRESS" 2005 г. * по электронной почте *
**************************************************************
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск
Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и война"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |