О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* ****** Х И М И Я * И * В О Й Н А ********************** ******************************************************************* *** Сообщение CHEM&WAR.689, 3 апреля 2005 г. ** ******************************************************************* Ракетное разоружение ПЕРМСКИЕ РАКЕТЫ И КОРРУПЦИЯ В РОСТЕХНАДЗОРЕ (радио "Свобода, Москва) Ирина Лагунина 30 марта 2005 года 28 марта в Москве у офиса Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору состоялась акция солидарности с населением Перми под названием <Пермяков ожидает судьба Ющенко!>. Акция приурочена к проходящей в Москве государственной экологической экспертизе проектов пермских стендов для сжигания твёрдотопливных ракет. Её организовали экологические объединения <Автономное Действие> и <Хранители Радуги>. Рассказывает Марина Катыс. Марина Катыс: Причиной проведения акции стал заказной характер идущей в Москве государственной экологической экспертизы проектов стендов для сжигания ракет в Перми. Председателем комиссии назначен Леонид Забелин, пермский специалист-ракетчик, работавший на Кировском заводе и имеющий связи с директорами предприятий, на которых идет утилизация ракет. Присутствующие на заседании представители заказчика явно оказывают влияние на ход обсуждения в комиссии, что противоречит закону. Итоги общественной экологической экспертизы, выявившей серьезные нарушения в проектной документации, игнорируются государственными инспекторами. При этом к работе с документами не допускаются направленные в комиссию госэкспертизы представители общественной экологической экспертизы, известные московские ученые, доктора наук Лев Федоров и Вадим Романов. И мой первый вопрос к доктору технических наук Вадиму Романову. Вадим Иванович, вы только что приехали с заседания государственной экологической экспертизы по проекту сжигания твердотопливных ракет в Перми. Вадим Романов: Я был неприятно удивлен той атмосферой, которая царила на этом заседании. Нас с Львом Александровичем, представителей общественности, не то, что не выслушали, нам не дали никакой запрашиваемой информации. Я ожидал совершенно другого приема. Я думаю, что мы зададим вопросы, еще раз обратим внимание на те неувязки, которые имеются в тех проектах. Ничего подобного не случилось. Я понял, что нам не предоставят эту информацию, она засекречена. Марина Катыс: Хотя вы имеете представление о том, что образуется при сжигании твердотопливных ракет? Вадим Романов: У нас Институт Биофизики отчет делал, Институт Прикладной геофизики, НПО <Союз> - такая информация предоставлялась в тот период. Конечно, мы представляем, какие могут быть загрязняющие и токсичные вещества. Марина Катыс: Лев Александрович, вы тоже представляли общественные организации на заседании государственной экологической экспертизы по утилизации твердотопливных ракет в Перми. Ваши ощущения? Лев Федоров: У меня были очень тяжелые ощущения. Тот вывод, который я сделал сегодня во время заседания комиссии, он - хуже не придумаешь. Перед нами была неприкрытая коррупция. Дело в том, что мы только сегодня поняли, что председатель Комиссии государственной экологической экспертизы, официально назначенный Гостехнадзором, - Леонид Васильевич Забелин, он же - разработчик твердых топлив в Перми, он в Перми работал. Я лично читал за его подписью книги от завода имени Кирова, на территории которого происходит сейчас сжигание ракет. И вот он оказывается, экспертирует проект как независимое лицо. Поскольку там есть еще такой <тяжелый камень>, как образование диоксинов (высокотоксичных химических веществ), то Леонид Забелин лично написал (не имея ни малейшей квалификации на эту тему) справку о диоксинах, использовал литературные данные, сбросил два нуля - а когда два нуля сбросишь, естественно, количество диоксинов получается в сто раз меньше и - и внес ее на заседание комиссии. Он - един в трех лицах: он был разработчиком, сейчас он независимый эксперт, и еще и по диоксинам справочки раздает. Это то, что мы выяснили сегодня. А до этого полтора месяца назад мы их известили, что поскольку нас с Вадимом Ивановичем Романовым пермские общественные организации делегировали, то, естественно, мы хотели бы быть с экспертами на равных. Дело в том, что в соответствии с Законом Об экологической общественной экспертизе общественным экспертам предоставляется вся документация. Нам предоставили не всю. Но и этой не всей документации хватило, чтобы понять, что там недостатков настолько много, что проект просто неработоспособен с точки зрения выполнения законов. Но поскольку нам не предоставили всего, то когда нас делегировали общественные организации участвовать в заседании государственной экспертизы, я, естественно, в прошлый раз на заседании сказал: <Полный список выбросов во время открытого сжигания ракет, будьте любезны>. Они говорят: <Том такой-то, вот там-то>. - <А том где? Дайте том прочитать>. И они нам не дали. Это нежелание познакомить с несекретной, а просто с той технической документацией, вокруг которой, собственно, ведутся баталии - это второй вопрос. То есть первый вопрос: что председатель - заинтересованное лицо, второе вопрос: непредоставление документации. Есть и третий вопрос. Насколько я понимаю, они хотят задним числом оформить то, что уже построено. И поскольку общественность заволновалась, они решили провести экспертизу задним числом, у них выхода нет. Они твердо решили иметь положительное заключение, несмотря на недостатки, которых там очень много. Таким образом, то, что происходит сейчас - это сговор, сговор фактически всех сторон. То есть так называемые независимые эксперты-разработчики, власти Перми (это очень важный момент) и, разумеется, Росавиакосмос, как заказчик. Он не только перечислил деньги на экспертизу, но и управляет - кому давать документацию, а кому не давать. Марина Катыс: Спасибо, Лев Александрович. Вадим Иванович, если говорить о недостатках этого проекта, вы как эксперт, какие недостатки отметили бы? Вадим Романов: Нужно начать с того, что не ознакомлена общественность, не спрашивали ее мнение совершенно. Не указано количество уничтожаемых изделий, даются данные по тысячи тонн уничтожаемых в год изделий, а при подсчетах наших оказывается, что эта цифра по меньшей мере в два раза занижена - в действительности уничтожается две тысячи тонн в год. В проектных материалах отсутствует общее описание всего проекта... К материалам не приложены постановления правительства, откуда бы следовало, что массовое уничтожение твердотопливных стратегических ракет должно производиться именно в городе Перми. Вся представленная на экспертизу проекта документация разработана с нарушением, не представлен протокол общественных обсуждений проекта. Отсутствуют данные о составе твердых ракетных топлив, которые могли бы позволить оценить возможные выбросы загрязняющих веществ в случае аварийной ситуации на объектах. Марина Катыс: Лев Александрович, если говорить об основных претензиях, насколько я понимаю, это - недовольство жителей Перми тем, что происходит в связи с сжиганием твердотопливных ракет, и второе - это вредные выбросы в атмосферу, которые происходят при утилизации ракет. Ведь были пикеты, был лагерь протеста в Перми. Почему местные власти не привлекают общественность к решению этого вопроса? Лев Федоров: Насчет выбросов. Стенды, на которых раньше прожигались, а сейчас уничтожаются ракеты, существуют 40 лет. И пока жила советская власть, пока было капиталистическое окружение, и пока была борьба за безопасность советской родины, жители терпели: нюхали, глотали, и - терпели. Теперь все это кончилось, оказалось, что эти ракеты были не нужны и теперь их начинают сжигать на том же месте, где их делали. И вот это людям уже непонятно. Протесты возникли именно поэтому: сначала люди боролись за оборонку, а потом выяснилось, что теперь (опять за счет их здоровья) хотят еще и разоружаться. А по содержанию - я не смог найти ни одного закона Российской Федерации, который не был бы нарушен, нарушен самым откровенным образом. Есть закон 1997 года <О промышленной безопасности опасных промышленных объектов>. Положено на любой объект, который работает, предоставлять декларацию безопасности: что этот объект выбрасывает и какие меры принимаются, чтобы то, что выбрасывается, улавливалось и до людей не доходило. Это подробнейший прекрасный документ. У тех объектов, проекты которых мы сегодня слушали, декларации безопасности нет, а она должна была быть в проектных документах. И все делают вид, что так надо. И вопросы задавать напрямую бесполезно. Говоришь: давайте поговорим о Законе об атмосферном воздухе - уклоняются. О промышленной безопасности - уклоняются. О санитарных правилах - тоже уклоняются. А везде разговор должен быть один и тот же: перечисляются все вредные вещества и способы борьбы с этими вредными веществами, чтобы они не достигали населения. Марина Катыс: Насколько я понимаю, вокруг Государственной экологической экспертизы по этому проекту складывается довольно скандальная ситуация. Жители Перми возмущены происходящим, вы, как представители общественности, тоже, как я понимаю, находитесь в возмущении. А что делать? Ведь проект все равно продвигается, уже госэкспертиза проводится задним числом. Что теперь - обращаться в суд? Лев Федоров: Нет, в суд обращаться бесполезно, потому что у нас нечего принести в суд. Если вам не показали документы, что вы принесете? Ту справку о диоксинах, которую сочинил сам председатель комиссии - ведь нам ее не дали. И приказа по Ростехнадзору об образовании комиссии во главе с Забелиным нам тоже не дали. Мы сегодня просто вычислили этого человека. Поэтому у людей нет другой возможности бороться, кроме как пресса и, может быть, активные действия, если не хотят слушать. Марина Катыс: Вадим Иванович, если так попираются права населения (в данном случае - в Перми) при попытке сжигания твердотопливных ракет, что делать? Вадим Романов: Я считаю, что общественность должна выступать активно. Кстати, Пермь показывает, что там есть люди, которые возглавили эту борьбу и подняли массы. Аналогичная работа проводится и в других местах. Например, в Бийске производили твердое ракетное топливо и уничтожают его. Но местное население не проявляет такой активности как в Перми. Надо населению активно выступать за свои права. Лев Федоров: У меня впечатление, что даже там, где можно с общественностью договориться, начальство в силу своего носорожьего упрямства не хочет договориться. Марина Катыс: Но ведь существует какой-то альтернативный вариант решения этой проблемы? Необязательно жечь ракеты на заводе Кирова.., как вы считаете? Вадим Романов: То, что в городе - это просто нонсенс, это варварство. Во-вторых, альтернативные способы ликвидации этого топлива существуют. По меньшей мере половину изделий, которые сегодня уничтожаются таким варварским способом, можно было бы ликвидировать другими способами, более цивилизованными. Лев Федоров: Давайте сравним Россию и Украину. Ракеты остались и там, и там. Россия взялась их сжигать. Потому что при изготовлении ракет прожиг делался на стендах, и они решили - что дурака валять? - На этих стендах и будем уничтожать. Дешево и сердито. И деньги американские при этом экономятся. А украинцы - у них другая ситуация. Они ракеты делали, но больше уже не делают, им надо только уничтожить. Они решили их уничтожать экологично, то есть гидроразмывом. Мощной струей воды твердое ракетное топливо разрушается, а дальше идет утилизация. Насколько я понимаю, в Кривом Роге давно ждут ту взрывчатку, которую они будут вытаскивать из твердого ракетного топлива. Есть экологичные способы уничтожения твердого ракетного топлива. Марина Катыс: Но почему тогда в Перми выбран самый неудачный способ? Лев Федоров: А потому что - <дешево и сердито>. Марина Катыс: И все-таки у меня к вам будет вопрос в юридической плоскости. Ваши права - как независимых экспертов - сегодня и, видимо, на предыдущих заседаниях были попраны. Вы можете как-то отстоять свое право на участие в экспертизе и на получение необходимых вам материалов? Лев Федоров: В данном случае попраны права не нас двоих, а попраны права экологической общественности города Перми. Экологическая общественность города Перми примет соответствующие меры. Мы постараемся - пока в рамках действующих процедур - влиять (как общественность может влиять, мы постараемся повилять). То есть мы будем бороться и дальше. Марина Катыс: Таково мнение моих собеседников доктора химических наук Льва Федорова и доктора технических наук Вадима Романова. Первые несколько ракет были ликвидированы в Перми в 2004 году в качестве опытных образцов. Население города и экологические организации с октября 2003 проводят кампанию протеста против утилизации ракет и ракетного топлива в Перми по технологии сжигания. Опрос общественного мнения, проведенный Институтом социологии Российской Академии наук в июне 2004 года, показал, что более двух третей населения выступают против утилизации ракет. Общественная экологическая экспертиза выявила серьезные нарушения в проектной документации: уровень выбросов диоксинов при сжигании ракет занижен государственными экспертами в сто раз. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar * * ********************************** * * Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2005 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск
Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и война"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |