![]() |
![]() |
| О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест | |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск
*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
****** Х И М И Я * И * В О Й Н А **********************
*******************************************************************
*** Сообщение CHEM&WAR.689, 3 апреля 2005 г. **
*******************************************************************
Ракетное разоружение
ПЕРМСКИЕ РАКЕТЫ И КОРРУПЦИЯ В РОСТЕХНАДЗОРЕ
(радио "Свобода, Москва)
Ирина Лагунина 30 марта 2005 года
28 марта в Москве у офиса Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору состоялась акция солидарности с
населением Перми под названием <Пермяков ожидает судьба Ющенко!>. Акция
приурочена к проходящей в Москве государственной экологической экспертизе
проектов пермских стендов для сжигания твёрдотопливных ракет. Её
организовали экологические объединения <Автономное Действие> и
<Хранители Радуги>.
Рассказывает Марина Катыс.
Марина Катыс: Причиной проведения акции стал заказной характер идущей в
Москве государственной экологической экспертизы проектов стендов для сжигания
ракет в Перми. Председателем комиссии назначен Леонид Забелин, пермский
специалист-ракетчик, работавший на Кировском заводе и имеющий связи с
директорами предприятий, на которых идет утилизация ракет. Присутствующие
на заседании представители заказчика явно оказывают влияние на ход
обсуждения в комиссии, что противоречит закону. Итоги общественной
экологической экспертизы, выявившей серьезные нарушения в проектной
документации, игнорируются государственными инспекторами. При этом к
работе с документами не допускаются направленные в комиссию госэкспертизы
представители общественной экологической экспертизы, известные московские
ученые, доктора наук Лев Федоров и Вадим Романов.
И мой первый вопрос к доктору технических наук Вадиму Романову.
Вадим Иванович, вы только что приехали с заседания государственной
экологической экспертизы по проекту сжигания твердотопливных ракет в Перми.
Вадим Романов: Я был неприятно удивлен той атмосферой, которая царила на
этом заседании. Нас с Львом Александровичем, представителей общественности,
не то, что не выслушали, нам не дали никакой запрашиваемой информации. Я
ожидал совершенно другого приема. Я думаю, что мы зададим вопросы, еще раз
обратим внимание на те неувязки, которые имеются в тех проектах. Ничего
подобного не случилось. Я понял, что нам не предоставят эту информацию, она
засекречена.
Марина Катыс: Хотя вы имеете представление о том, что образуется при
сжигании твердотопливных ракет?
Вадим Романов: У нас Институт Биофизики отчет делал, Институт Прикладной
геофизики, НПО <Союз> - такая информация предоставлялась в тот период.
Конечно, мы представляем, какие могут быть загрязняющие и токсичные вещества.
Марина Катыс: Лев Александрович, вы тоже представляли общественные
организации на заседании государственной экологической экспертизы по
утилизации твердотопливных ракет в Перми. Ваши ощущения?
Лев Федоров: У меня были очень тяжелые ощущения. Тот вывод, который я
сделал сегодня во время заседания комиссии, он - хуже не придумаешь. Перед
нами была неприкрытая коррупция. Дело в том, что мы только сегодня поняли,
что председатель Комиссии государственной экологической экспертизы,
официально назначенный Гостехнадзором, - Леонид Васильевич Забелин, он же -
разработчик твердых топлив в Перми, он в Перми работал. Я лично читал за его
подписью книги от завода имени Кирова, на территории которого происходит
сейчас сжигание ракет. И вот он оказывается, экспертирует проект как
независимое лицо. Поскольку там есть еще такой <тяжелый камень>, как
образование диоксинов (высокотоксичных химических веществ), то Леонид
Забелин лично написал (не имея ни малейшей квалификации на эту тему) справку
о диоксинах, использовал литературные данные, сбросил два нуля - а когда
два нуля сбросишь, естественно, количество диоксинов получается в сто раз
меньше и - и внес ее на заседание комиссии. Он - един в трех лицах: он был
разработчиком, сейчас он независимый эксперт, и еще и по диоксинам
справочки раздает. Это то, что мы выяснили сегодня. А до этого полтора
месяца назад мы их известили, что поскольку нас с Вадимом Ивановичем
Романовым пермские общественные организации делегировали, то, естественно,
мы хотели бы быть с экспертами на равных. Дело в том, что в соответствии
с Законом Об экологической общественной экспертизе общественным экспертам
предоставляется вся документация. Нам предоставили не всю. Но и этой не всей
документации хватило, чтобы понять, что там недостатков настолько много, что
проект просто неработоспособен с точки зрения выполнения законов. Но
поскольку нам не предоставили всего, то когда нас делегировали общественные
организации участвовать в заседании государственной экспертизы, я,
естественно, в прошлый раз на заседании сказал: <Полный список выбросов
во время открытого сжигания ракет, будьте любезны>. Они говорят: <Том
такой-то, вот там-то>. - <А том где? Дайте том прочитать>. И они нам не
дали. Это нежелание познакомить с несекретной, а просто с той технической
документацией, вокруг которой, собственно, ведутся баталии - это второй
вопрос. То есть первый вопрос: что председатель - заинтересованное
лицо, второе вопрос: непредоставление документации. Есть и третий вопрос.
Насколько я понимаю, они хотят задним числом оформить то, что уже построено.
И поскольку общественность заволновалась, они решили провести экспертизу
задним числом, у них выхода нет. Они твердо решили иметь положительное
заключение, несмотря на недостатки, которых там очень много. Таким образом,
то, что происходит сейчас - это сговор, сговор фактически всех сторон. То
есть так называемые независимые эксперты-разработчики, власти Перми (это
очень важный момент) и, разумеется, Росавиакосмос, как заказчик. Он не
только перечислил деньги на экспертизу, но и управляет - кому давать
документацию, а кому не давать.
Марина Катыс: Спасибо, Лев Александрович. Вадим Иванович, если говорить
о недостатках этого проекта, вы как эксперт, какие недостатки отметили бы?
Вадим Романов: Нужно начать с того, что не ознакомлена общественность, не
спрашивали ее мнение совершенно. Не указано количество уничтожаемых изделий,
даются данные по тысячи тонн уничтожаемых в год изделий, а при подсчетах
наших оказывается, что эта цифра по меньшей мере в два раза занижена - в
действительности уничтожается две тысячи тонн в год. В проектных материалах
отсутствует общее описание всего проекта... К материалам не приложены
постановления правительства, откуда бы следовало, что массовое уничтожение
твердотопливных стратегических ракет должно производиться именно в городе
Перми. Вся представленная на экспертизу проекта документация разработана
с нарушением, не представлен протокол общественных обсуждений проекта.
Отсутствуют данные о составе твердых ракетных топлив, которые могли бы
позволить оценить возможные выбросы загрязняющих веществ в случае аварийной
ситуации на объектах.
Марина Катыс: Лев Александрович, если говорить об основных претензиях,
насколько я понимаю, это - недовольство жителей Перми тем, что происходит в
связи с сжиганием твердотопливных ракет, и второе - это вредные выбросы в
атмосферу, которые происходят при утилизации ракет. Ведь были пикеты, был
лагерь протеста в Перми. Почему местные власти не привлекают общественность
к решению этого вопроса?
Лев Федоров: Насчет выбросов. Стенды, на которых раньше прожигались, а
сейчас уничтожаются ракеты, существуют 40 лет. И пока жила советская власть,
пока было капиталистическое окружение, и пока была борьба за безопасность
советской родины, жители терпели: нюхали, глотали, и - терпели. Теперь все
это кончилось, оказалось, что эти ракеты были не нужны и теперь их начинают
сжигать на том же месте, где их делали. И вот это людям уже непонятно.
Протесты возникли именно поэтому: сначала люди боролись за оборонку, а
потом выяснилось, что теперь (опять за счет их здоровья) хотят еще и
разоружаться. А по содержанию - я не смог найти ни одного закона
Российской Федерации, который не был бы нарушен, нарушен самым откровенным
образом. Есть закон 1997 года <О промышленной безопасности опасных
промышленных объектов>. Положено на любой объект, который работает,
предоставлять декларацию безопасности: что этот объект выбрасывает и какие
меры принимаются, чтобы то, что выбрасывается, улавливалось и до людей не
доходило. Это подробнейший прекрасный документ. У тех объектов, проекты
которых мы сегодня слушали, декларации безопасности нет, а она должна была
быть в проектных документах. И все делают вид, что так надо. И вопросы
задавать напрямую бесполезно. Говоришь: давайте поговорим о Законе об
атмосферном воздухе - уклоняются. О промышленной безопасности - уклоняются.
О санитарных правилах - тоже уклоняются. А везде разговор должен быть
один и тот же: перечисляются все вредные вещества и способы борьбы с этими
вредными веществами, чтобы они не достигали населения.
Марина Катыс: Насколько я понимаю, вокруг Государственной экологической
экспертизы по этому проекту складывается довольно скандальная ситуация.
Жители Перми возмущены происходящим, вы, как представители общественности,
тоже, как я понимаю, находитесь в возмущении. А что делать? Ведь проект
все равно продвигается, уже госэкспертиза проводится задним числом. Что
теперь - обращаться в суд?
Лев Федоров: Нет, в суд обращаться бесполезно, потому что у нас нечего
принести в суд. Если вам не показали документы, что вы принесете? Ту справку
о диоксинах, которую сочинил сам председатель комиссии - ведь нам ее не
дали. И приказа по Ростехнадзору об образовании комиссии во главе с
Забелиным нам тоже не дали. Мы сегодня просто вычислили этого человека.
Поэтому у людей нет другой возможности бороться, кроме как пресса и, может
быть, активные действия, если не хотят слушать.
Марина Катыс: Вадим Иванович, если так попираются права населения (в
данном случае - в Перми) при попытке сжигания твердотопливных ракет, что
делать?
Вадим Романов: Я считаю, что общественность должна выступать активно.
Кстати, Пермь показывает, что там есть люди, которые возглавили эту борьбу
и подняли массы. Аналогичная работа проводится и в других местах. Например,
в Бийске производили твердое ракетное топливо и уничтожают его. Но местное
население не проявляет такой активности как в Перми. Надо населению активно
выступать за свои права.
Лев Федоров: У меня впечатление, что даже там, где можно с общественностью
договориться, начальство в силу своего носорожьего упрямства не хочет
договориться.
Марина Катыс: Но ведь существует какой-то альтернативный вариант решения
этой проблемы? Необязательно жечь ракеты на заводе Кирова.., как вы
считаете?
Вадим Романов: То, что в городе - это просто нонсенс, это варварство.
Во-вторых, альтернативные способы ликвидации этого топлива существуют. По
меньшей мере половину изделий, которые сегодня уничтожаются таким варварским
способом, можно было бы ликвидировать другими способами, более
цивилизованными.
Лев Федоров: Давайте сравним Россию и Украину. Ракеты остались и там, и
там. Россия взялась их сжигать. Потому что при изготовлении ракет прожиг
делался на стендах, и они решили - что дурака валять? - На этих стендах и
будем уничтожать. Дешево и сердито. И деньги американские при этом
экономятся. А украинцы - у них другая ситуация. Они ракеты делали, но
больше уже не делают, им надо только уничтожить. Они решили их уничтожать
экологично, то есть гидроразмывом. Мощной струей воды твердое ракетное
топливо разрушается, а дальше идет утилизация. Насколько я понимаю, в
Кривом Роге давно ждут ту взрывчатку, которую они будут вытаскивать из
твердого ракетного топлива. Есть экологичные способы уничтожения твердого
ракетного топлива.
Марина Катыс: Но почему тогда в Перми выбран самый неудачный способ?
Лев Федоров: А потому что - <дешево и сердито>.
Марина Катыс: И все-таки у меня к вам будет вопрос в юридической плоскости.
Ваши права - как независимых экспертов - сегодня и, видимо, на предыдущих
заседаниях были попраны. Вы можете как-то отстоять свое право на участие в
экспертизе и на получение необходимых вам материалов?
Лев Федоров: В данном случае попраны права не нас двоих, а попраны права
экологической общественности города Перми. Экологическая общественность
города Перми примет соответствующие меры. Мы постараемся - пока в рамках
действующих процедур - влиять (как общественность может влиять, мы
постараемся повилять). То есть мы будем бороться и дальше.
Марина Катыс: Таково мнение моих собеседников доктора химических наук
Льва Федорова и доктора технических наук Вадима Романова. Первые несколько
ракет были ликвидированы в Перми в 2004 году в качестве опытных образцов.
Население города и экологические организации с октября 2003 проводят
кампанию протеста против утилизации ракет и ракетного топлива в Перми по
технологии сжигания. Опрос общественного мнения, проведенный Институтом
социологии Российской Академии наук в июне 2004 года, показал, что
более двух третей населения выступают против утилизации ракет. Общественная
экологическая экспертиза выявила серьезные нарушения в проектной
документации: уровень выбросов диоксинов при сжигании ракет занижен
государственными экспертами в сто раз.
**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" *
* (http://www.seu.ru/members/ucs) *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на *
* сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar *
* ********************************** *
* Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru *
************************** Распространяется *
* "UCS-PRESS" 2005 г. * по электронной почте *
**************************************************************
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск
Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и война"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |