О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* ****** Х И М И Я * И * В О Й Н А ********************** ******************************************************************* *** Сообщение CHEM&WAR.682, 5 марта 2005 г. ** ******************************************************************* Ракетное разоружение ОПАСНОСТЬ УТИЛИЗАЦИИ РАКЕТ В ПЕРМИ ДОКАЗАНА Опасность утилизации ракет в Перми доказана. Завершена независимая общественная экологическая экспертиза проектов реконструкции открытого и закрытого стендов для утилизации межконтинентальных баллистических твёрдотопливных ракет. Речь идёт уже не о второстепенных (каковым были ранее проэкспертированные печь пиролиза и ракетные хранилища), а о ключевых объектах всей пермской программы утилизации ракет. Экспертиза доказала чрезвычайную опасность сжигания ракет на территории миллионной Перми. Экспертиза организована общественной организацией "Экологическая самооборона". В ней участвовали 14 экспертов: ведущие ученые-химики, биологи, экологи, гидрологи, физики из Перми (ПГУ, ПГТУ) и Москвы (Научный центр экологической токсикологии, Институт глобального климата РАН), технические специалисты, представители общественных экологических организаций Перми и России. Функцию председателя экспертной комиссии и, соответственно, составителя сводного заключения выполнил один из самых авторитетных российских специалистов в сфере экологических аспектов утилизации ракетно-космической техники: доктор химических наук Лев Фёдоров (Москва). Ввиду отсутствия средств все эксперты участвовали в экспертизе на волонтёрских началах, в свободное от основной работы время. Мы очень благодарны этим бескорыстным людям, взявшим на себя всю ответственность за экологическую безопасность жителей Перми и Пермской области. Эту ответственность до сих пор не взяло на себя ни одно должностное лицо Прикамья, ни депутаты, ни Министерство природных ресурсов, ни Федеральное космическое агентство, ни правительство в целом. Также мы благодарны Пермскому правозащитному центру и Пермской гражданской палате, помогавшим нам в размножении и распечатке материалов и другим организациям, упомянутым нами в предыдущем номере ЛД (статья "Экспертиза делает тайное явным"). В ходе экспертизы было изучено перспективное влияние на окружающую среду и жителей двух основных стендов предприятия НИИПМ: открытого - со 100%-ным выбросом в атмосферу г.Перми токсичных продуктов сгорания твёрдого ракетного топлива и закрытого - с водно-щелочным уловом (метод газо-жидкостной эжекции) отдельных компонентов выбросов. Экспертная комиссия выявила грубейшие нарушения 20-ти российских законов и прочих нормативных актов, в том числе Конституции, Гражданского Кодекса, законов "Об охране окружающей среды", "Об экологической экспертизе" и др. Со стороны генпроектировщика -"СоюзпромНИИпроект",г.Москва - и проектировщиков - "Прикампроект" г.Ижевск и кафедры охраны окружающей среды Пермского государственного технического университета под руководством профессора Якова Вайсмана - были допущены фактические подлог и фальсификация. Так, например, скрываются выбросы фосгена, синильной кислоты, оксида углерода, диоксинов, фуранов, образование которых при сжигании твёрдого ракетного топлива чётко установлено исследованиями авторитетных российских ученых С.С.Юфита, Л.А.Фёдорова, а также многие процессы описаны в пособии военной Академии наук (Мелешко В., Кирий Г. "Ликвидация и утилизация ракетных топлив и зарядов", Москва, Изд. Военной академии им. Петра Великого, 1998 г., 114 стр. и др.издания). Вообще, в проекте не представлен полный состав выбросов при сжигании твёрдотопливных двигателей и отсутствует оценка воздействия на окружающую среду и здоровье населения наиболее вредных веществ, таких как диоксины, цианистые соединения, окислы азота и др. В проекте неправильно определена санитарно-защитная зона вокруг предприятия НИИПМ: её радиус составляет всего 1 км от трубы только одного - закрытого - стенда, таким образом она почти не выходит за пределы предприятия. Между тем (согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, пункт 2.31), она должна отсчитываться от границ промплощадки, поскольку имеется несколько источников выбросов. Второй источник выбросов - труба открытого стенда - находится гораздо ближе к забору, поэтому он оказался неудобен для разработчиков и при расчёте санитарно-защитной зоны его вовсе е стали учитывать. Отсутствуют данные по отработке технологического процесса, не проведены натурные исследования окружающей среды и здоровья населения и воздействия существующих объектов - а без них невозможно ни дать современную оценку влияния реконструируемых объектов, ни оце-нить его воздействие потом, когда и если они начнут работать. В проекте ничего не сказано о защите населения. Хотя в материалах (том 6, объект 133/131) признаётся, что при аварийной ситуации облако выброшенных высокотоксичных загрязняющих веществ без какой-либо очистки распространяется далеко за пределы обозначенной проектом санитарно-защитной зоны (1000 м), однако какие-либо меры предупреждения такой аварийной ситуации и меры помощи жителям, оказавшимся в зоне действия токсичного облака и пострадавшим от отравлений, не предусмотрены. На основании выявленных нарушений комиссия сделала выводы о несоответствии проектной документации требованиям законов РФ и об отсутствии достоверной оценки влияния на окружающую среду и здоровье населения химических экотоксикантов и прогноза воздействия объекта. В связи с этим экспертная комиссия общественной экологической экспертизы считает недопустимым реализацию проектов на территории г. Перми и выносит отрицательное заключение по проектам объектов "НИИПМ". Указанные проекты не могут быть рекомендованы к реализации. Экспертиза завершилась, заключения направлены мэру, министру природных ресурсов, губернатору. Сейчас дело за реакцией власти. В предыдущий раз, когда было дано отрицательное заключение на проект печи пиролиза, и.о.губернатора Олег Чиркунов на пресс-конференции заявил, что, мол, ему "всё с этой экспертизой понятно, кто делал - такой результат и получился". На наш взгляд, отмахиваться таким образом от мнения очень компетентных и уважаемых учёных - это значит поступать очень легкомысленно и безответственно. Нам, быть может, тоже всё понятно про наши власти, но раз они существуют, мы стараемся с ними считаться. Очень хочется верить, что сейчас власть, исполнительная и законодательная, отнесётся к делу добросовестно. Эти стенды - без преувеличения вопрос здоровья, жизни и смерти горожан. Поэтому мы настаиваем на том, чтобы результаты общественной экологической экспертизы были внимательно рассмотрены и обсуждены. Если наши эксперты не правы, пусть другие эксперты докажут это с цифрами и законами в руках, а не посредством чиркуновских отмашек. По идее, итоговым механизмом проверки безопасности проекта должна была бы государственная экологическая экспертиза. Однако, проблема в том, что все проекты ракетной программы пустили на государственную экоэкспертизу не через региональные природоохранные службы, а через Москву, через Министерство природных ресурсов (ныне Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору). Таким образом, мы из Перми не можем их контролировать. Эти экспертизы проходят в нарушение закона: закрыто, без включения делегированных общественностью представителей, в них участвуют никому не известные люди, уровень компетенции которых намного ниже, чем у наших, общественных, экспертов. В заключениях этих экспертиз, как, например, экспертизы хранилищ для ракет, масса натяжек, путаницы и передёргиваний, а, точнее сказать, подлогов. Поэтому веры такой якобы государственной, а по сути - ведомственной и клановой - экспертизе нет. Поэтому, - ещё раз повторимся, - хочется открытого и компетентного разговора по итогам нашей общественной экспертизы. А не того тайного масонского депутатско-директорского совещания по ракетной проблеме, что состоялось 2 декабря в комитете по социальной политике и правам человека Законодательного Собрания, куда не был допущен ни один журналист и ни один представитель экологической или правозащитной общественности. И не тех внезапных нелепых и вводящих всех в заблуждение заявлений вице-губернатора Николая Бухвалова на пресс-конференции 16 декабря - заявлений о том, что государственная экспертиза стенда якобы уже проведена, а её результаты "удовлетворили все конфликтующие стороны". Нашу конфликтующую сторону удовлетворит только прекращение опасной и противозаконной деятельности и восстановление всех попранных властью правовых норм. Л.Попова, ответственный секретарь общественной экологической экспертизы, председатель Пермского отделения Союза "За химическую безопасность", г.Пермь, souzperm@mail.ru Газета "Личное дело" No 1, январь 2005 г. "Пермская Гражданская Палата", "Пермский Правозащитный Центр" ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar * * ********************************** * * Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2005 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск
Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и война"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |