О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* ****** Х И М И Я * И * В О Й Н А ********************** ******************************************************************* *** Сообщение CHEM&WAR.456, 1 мая 2003 г. ** ******************************************************************* Будни ракетной активности КОСМОС: НЕ ХОДИТЕ ДЕТИ В АФРИКУ ГУЛЯТЬ О заседании Межведомственной экспертной комиссии по космосу 29.04.2003 г. (информационно-аналитическая записка, посвященная аспектам экологической безопасности ракетно-космической деятельности и общей организации работы комиссии) Здравствуйте! Информирую, что вчера, 29 апреля 2003 г. в Москве, в Конференц-зале Президиума Российской Академии Наук (Ленинский проспект, 14) состоялось, назначенное на 13.30 заседание Межведомственной экспертной комиссии по космосу. Причем, впервые в новом составе, который был радикально обновлен Распоряжением Председателя Правительства России от 12 февраля 2003 г. No 193-р... Я был введен в ее состав в результате Гражданского Форума России. Присутствовало около 40 человек. Фактическое время работы - 2 часа (13.45-15.50). Вел заседание академик РАН Боярчук А.А. (председатель Комиссии Президент РАН Осипов Ю.С. присутствовать не смог). Повестка дня: "О приоритетных направлениях космической деятельности в бюджетной заявке Российского авиационно-космического агентства на 2004 год по реализации "Федеральной космической программы России на 2001-2005 годы" и Федеральной целевой программы "Глобальная навигационная система". В течение часа докладывал генеральный директор Росавиакосмоса Коптев Ю.Н. Фактическая цель заседания - срочное одобрение бюджетной заявки на 2004 г., подаваемой в Правительство РФ. Причем заседание готовилось и проводилось в спешке. Достаточно сказать, что информацию о заседании я (как и другие члены комиссии) получил за сутки до его проведения, и то только в виде факса в датой, местом и повесткой. Документы, выносимые на обсуждение и принятие решения, представлены для рассмотрения не были. Соответственно, отсутствовали также оценки и заключения экспертов по вносимым на обсуждение локументам. Доклад Коптев Ю.Н. делал в течении 1 часа, причем, по компъютерным слайдам. В начале доклада он заявил о тяжелой ситуации с финансированием космической деятельности, а также о 2-х главных аспектах современной ситуации: 1) о последствиях катастрофы шаттла "Колумбия" и обязательствах России по участию в проекте Международной космической станции; 2) о последствиях войны в Ираке, что требует развития космической деятельности и реализации программ в интересах национальной безопасности России. В русле этих стратегических приоритетов и были сделаны акценты в докладе, который изобиловал графиками и цифрами. Следует признать обстоятельность доклада по техническим аспектам космической деятельности. После доклада перед вопросами Коптев заявил, что у него есть полчаса, и он должен потом ехать в Совет Безопасности. Причем, на заседании ни текст Доклада Коптева, ни текст проекта Заключения комиссии не был роздан членам Комиссии (было только несколько экземпляров Заключения, буквально около 5 экз. - только у председательствующего, докладчика и т.п. Затем последовали вопросы. В том числе 2 вопроса задал я (оба были посвящены экобезопасности РКД): 1) почему в качестве приоритетного вообще отсутствует направление обеспечения экобезопасности космической деятельности (хотя в Федеральном законе РФ "О космической деятельности" 1993 г. с измен. и дополн. 1996 г. есть такой основной приоритет), не выделено его целевое финансирование, в том числе на компенсацию ущерба, наносимого здоровью населения и природной среде вследствие ракетно-космической деятельности (РКД) на территориях конкретных регионов. Причем я ссылался и на Решение Комитета по экологии Госдумы России от 6.03.2003 г. "О координации деятельности по обеспечению экологической безопасности при реализации ракетно-космических программ РФ", которым рекомендовано включить целевым образом такое финансирование; 2) как можно принимать решение о бюджетной заявке по финансированию Федеральной космической программы (ФКП) РФ (2001-2005 гг.) на 2004 г., если сама эта программа не проходила госэкоэкспертизу и не имеет ее положительного заключения, что противоречит ФЗ "Об экологической экспертизе" 1995 г.? И как выходить из этого правового тупика, понимая, что сейчас мы не можем остановить РКД, но при этом не можем нарушать экологическое законодательство? По 1-му вопросу Коптев ответил, что ФКП РФ направление экобезопасности как приоритетное не было выделено, поэтому и предложенном плане на 2004 г. его нет, и что он против такого выделения, т.к. эти аспекты якобы присутствуют в разделах по ракетам-носителям и т.п. Он против специального финансирования компенсаций населению и ущерба природе, т.к. программа является научно-технической. Если будет такое указание сверху - тогда будут это делать, но сейчас программа и бюджет сверстаны и менять их не будут. По 2-му вопросу Коптев разразился длинной тирадой о том, что Федеральная космическая программа принята Правительством России, что она не подлежит госэкоэкспертизе (ГЭЭ), а проекты, входящие в ее состав, ГЭЭ прошли. Также он поведал, что является членом множества всяких оборонных и других комиссий, принимал участие в разработке и обсуждении множества федеральных научно-технических и др. программ и ни одна из них не проходила ГЭЭ. (Слова Коптева посвященные моим экопубликациям, которые якобы вредны для космонавтики,- а он заявил, что все их читает, - я опускаю). Тут поднялся и взял слово член комиссии, зам. министра МПР Янков К.В., который представился и заявил, обращаясь к Коптеву и членам комиссии, буквально следующее: "Этот господин (показывая на меня) абсолютно прав, и Федеральные программы должны проходить ГЭЭ". Далее я предоложил Коптеву все-таки искать выход из правового тупика, который давно создан самим Росавиакосмосом, не представившим проект ФКП на ГЭЭ еще в 2000 г. и спросил его о готовности в этом участвовать совместно с МПР и другими заинтересованными сторонами. Замечу, что и большинство проектов, входящих в состав "ФКП РФ на 2001-2005 гг." (а в ней более 80-ти проектов), не проходили ГЭЭ. Причем, например, на реализацию проекта Международной космической станции (МКС), который также не представлялся и не проходил ГЭЭ и не имеет положительного заключения, ежегодно выделяется около 40 % (!) всех средств ФКП России. Таким образом, экологическая неподготовленность и некомпетентность Коптева и его команды из Росавиакосмоса в эколого-правовых вопросах была продемонстрирована публично. Подробности полемики и других вопросов ряда членов Комиссии по сферам интересов соответствующих министерств и ведомств (МЧС, Госгидромета, Роскартографии и др.) я опускаю. К сожалению, нормального и полноценного обсуждения доклада и выступлений членов комиссии не последовало, т.к. Коптев спешил, а председательствовавший академик Боярчук с подачи одного из выступивших настаивал на одобрении в принципе общей суммы запрашиваемого финансирования на 2004 г. и предложил подать изменения и дополнения в рабочем порядке, т.к. находимся в остром дефиците времени, т.к. до 10 мая заявка должны быть отдана в Правительство, и надо успеть, а уже потом вернуться к внутреннему распределению средств и т.п. (Это: 15853,9 млн. руб на выполнение ФКП РФ, из них 5900 млн. руб. на МКС, + 2423 млн. руб. на ФЦП "Глабальная навигационная система", т.е. всего около 18,3 млрд. руб ~ 600 млн. $ США). Вот этим общим "одобрямсом", даже без формального голосования, все это так и закончилось (несмотря на вопросы ряда членов комиссии, что никто не видел документов в распечатанном виде, даже текста проекта заключения комиссии, и что необходимо время и т.п.). Таким образом, необходимое формальное согласие по цифрам бюджетной заявки Коптев из комиссии выбил, с чем и отбыл. В кулуарах, после заседания, мне удалось через председательствующего получить-таки проект заключения комиссии, дабы было на что давать официальные замечания и предложения и писать особое мнение как члена комиссии. По моей инициативе состоялось краткое общение с зам. гендиректора Росавиакосмоса Моисеевым и зам. нач. департамента космических программ Левицким, в ходе которого выяснились парадоксальное отношение этих чиновников к экобезопасности. Левицкий упорствовал в своем незнании закона "Об экоэкспертизе" применительно в ФКП РФ, а Моисеев говорил о том, что вся проблема экобезопасности и экоэкспертизы носит спекулятивный характер и направлена на "выбивание" денег регионами из космических программ. На все мои вопросы о ГЭЭ ФКП РФ, о ГЭЭ и экобезопасности конверсионной гептиловой ракеты "Стрела" и космодрома Свободный, ответ от них был один: "Это не наше, обращайтесь к военным, они за это отвечают". Я же настойчиво посоветовал им изучать экозаконодательство, исполнять его, всерьез отнестись к экобезопасности и экологизации РКД как к приоритетному направлению. На том и расстались. Основные выводы и предложения: 1. Впечатление от чиновников Росавиакосмоса и экополитики этого ведомства просто удручающее: они просто не знают и не понимают экологического законодательства и вполне искренне живут в своем замкнутом ракетно-космическом мирке. И даже никакой интриги в их действиях нет, - все тупо и прямо, - в доэкологической постановке. Экологического приоритета для них пока не существует (в упор не видят, а что уж тут об экополитике Росавиакосмоса говорить). 2. Теперь о самой Межведомственной экспертной комиссии по космосу. Поскольку, кроме Постановления Правительства об этой самой Комиссии (принято еще в 1992 г.) и Распоряжений об утверждении ее персонального состава (первое было в 1992 г, второе - в 2003 г.), никакого регламента работы не существует, т.е. "правил игры" так и нет, то и спрашивать вроде бы нечего. Более того, это ведь по персональному составу не комиссия экспертов, а комиссия начальников-чиновников уровня замминистров и т.п. из всяческих ведомств (за исключением нескольких членов). А где сами эксперты (тем более, независимые от Росавиакосмоса)? Кто из реальных экспертов предварительно рассматривал предложенные Росавиакосмосом документы и давал на них свои заключения? Ничего этого не было. Все эти и другие вопросы регламента работы комиссии, включая права и обязанности членов комиссии, планирование ее работы, процедуру прохождения документов, выработки и принятия решений, остаются открытыми. В таком виде эта межведомственная комиссия, которой проручено рассмотрение и принятие решений по программам и проектам космической деятельности России, их финансированию, явно не является экспертной. По факту - эту межведомственный "междусосбойчик" для пробивания интересов соответствующих министерств и ведомств, участвующих в осуществлении космической деятельности, использовании ее результатов, и имеющих свои финансовые и другие интересы. Причем, с вневедомственных, внеотраслевых позиций рассмотрение космической деятельности при такой постановке и составе комиссии невозможно в принципе. Субъекты Российской Федерации не представлены вовсе, в том числе и те, на территории которых идет активная РКД. Комиссия была создана под ведомственно-отраслевую идею РКД. Фактическим "жрецом" - заказчиком, исполнителем и распределителем денег и т.п. как был, так и остается Росавиакосмос. Никакой независимой экспертизы космических программ и проектов как не было так и нет. В связи с персональным составом комиссии, где явно преобладают чиновники, возможности участия и контроля космической деятельности со стороны гражданского общества через данную комиссию весьма призрачны. А шансы постановки и решения проблем обеспечения экобезопасности космической деятельности при таком подходе вполне очевидны и пока близки к 0. Но вариант действий и в этой ситуации есть. Идея заключается в четкой регламентации деятельности и обеспечении максимальной информационной прозрачности комиссии для общества, с активным использованием СМИ. Сообщаю, что, в качестве первого шага, по результатам заседания от 29.04 с.г., я заявил о моем "Особом мнении", в котором будут отражены вопросы, поставленные мной на заседании, и представлю его текст 5 мая с.г. Председателю комиссии Президенту РАН Осипову Ю.С., о чем 30 апреля с.г. я просил его помощника Мальцева А.А. срочно проинформировать Президента РАН. Мою позицию, в связи с особым мнением, 30 апреля с.г. по телефону я подробно обсуждал с секретарем комиссии, начальником отдела департамента Минпромнауки Богдановым А.В. Кроме того, я намерен одновременно поставить перед Председателем комиссии Осиповым Ю.С. вопрос о срочной разработке и утверждении "Регламента работы Межведомственной экспертной комиссии по космосу", включая аспекты, отражающие существо экспертной деятельности и обеспечение работы членов комиссии (замечу, что в данной комиссии нет штатного аппарата и вся она, включая председателя, секретаря и ее членов работает пока на энтузиазме). 3. Существует общая проблема всего института экспертизы в Российской Федерации, без решения которой деятельность данной комиссии, как и всех других структур государства обречена на неэффективность, а все общество, граждане России и ее природа - на продолжение тяжелейшего и разрушительного системного кризиса. 4. Приглашаю всех, кто заинтересован в обсуждении данной темы и решении вопросов по существу, - к контактам и сотрудничеству. С уважением, Кричевский Сергей Владимирович, член Межведомственной экспертной комиссии по космосу, кандидат технических наук, старший научный сотрудник Экологического центра ИИЕТ РАН, сопредседатель Совета Социально-экологического Союза, координатор программы "За экологическую безопасность ракетно-космической деятельности". 30 апреля 2003 г., sergei.krichevsky@starcity.ru Звездный городок, Московская область, Россия. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar * * ********************************** * * Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2003 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск
Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и война"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |